Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S22. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75346.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению истории становления и развития системы подготовки инженеров-электронщиков в Тольяттинском политехническом институте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75346УДК378.4

Тимохова Елена Анатольевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиtimochova@yandex.ru

Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте(на примере электротехнического факультета)

Аннотация. Статья посвящена изучению историистановления и развития системы подготовки инженеровэлектронщиков в Тольяттинском политехническом институте. Ключевые слова:инженерное образование, электротехнический факультет, политехнический институт, история Тольяттинского государственного университета.Раздел: 01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

История инженернотехнического образования в России насчитывает более трех столетий и берет начало с создания по указу Петра IШколы математических и навигацких наук в Москве в 1701 г.[1]. В начале XXвека по уровню подготовки инженернотехнических кадров Россия входила в пятёрку ведущих стран мира. После 1917 г.инженернотехническое образование было реорганизовано, достаточно успешно адаптировано к потребностям советской мобилизационной экономики. Результатом индустриализации стало не только строительство новых предприятий и создание промышленных отраслей, но и появление системы массовой профессиональной подготовки кадров со средним и высшим образованием. Только за период с 1930 по 1940е гг.количество технических вузов в СССР увеличилось в 4 раза и превысило полторы сотни. Одновременно увеличивалось и число специалистов с высшим (в том числе инженернотехническим) образованием, занятых в народном хозяйстве (233 тыс. чел. в 1928 г., 909 тыс. чел. в 1940 г.) [2]. В послевоенный период доля студентов, обучавшихся по инженернотехническим профессиям, стабильно превышала 40%. Среди них 16,7% составляли студенты, обучающиеся по специальностям так или иначе связанным с электротехникой (электронной техники, электроприборостроения и автоматики, включая автоматизацию промышленного производства) [2]. В советский период система подготовки инженерных кадров была ориентирована на связь с отраслевой наукой и производством. Сформировавшаяся за 70 лет система советского инженерного образования была достаточно эффективной, о чём свидетельствуют общепризнанные достижения СССР в науке и технике. С началом рыночных реформ и деиндустриализацией потребность в специалистах технических специальностей стала резко сокращаться. Произошло падение престижа инженерной профессии. В 2008 г.выпускники инженернотехнических специальностей составили лишь 21,6 % от общей численности выпускников государственных и муниципальных вузов России [2]. На сегодняшний день подготовка кадров с высшим инженерным образованием сталкивается с рядом проблем: недостаточной подготовкой студентовпервокурсников по базовым предметам, что создает большие сложности в учебном процессе; нехваткой современного лабораторного оборудования и препоТимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 2

давательских кадров высокой квалификации, хорошо знакомых с потребностями современного производства и современными технологиями; сокращением числа бюджетных мест и пр. Международные рейтинги вузов свидетельствуют об ослаблении позиций отечественного инженерного образования в мире [2]. Тем не менее, исследователи российского высшего образования уверены, что кризисный период уже закончился. Современная система подготовки инженерных кадров успешно развивается, опираясь на лучшие традиции дореволюционного и советского периодов.Цель статьи –на примере анализа становления и развития электротехнического факультета исследовать систему инженерной подготовки в Тольяттинском Политехническом институте.Начало подготовки инженерных кадров в Ставрополе –на –Волге тесно связано со строительством Куибышевской ГЭС, которое требовало быстрой подготовки специалистов, хорошо знакомых с особенностями строительства и готовых немедленно применять полученные знания на производстве. История электротехнического факультета началась с 1951 г., с момента открытия в СтаврополенаВолге вечернего отделения филиала Куйбышевского Индустриального института [3]. Приказом директора Куйбышевского Индустриального института профессора Н. Воскобойникова на вечернее отделение из числа строителей были зачислены первые студенты, в том числе и на специальность «электрические станции, сети и системы». По специальности поступили 57 человек. Учеба началась сразу на двух курсах, на первом учились студенты, успешно сдавшие вступительные экзамены, на втором–те, кто раньше учился в других вузах страны.Для поступления в филиал были организованы 5месячные подготовительные курсы без отрыва от производства [4]. Среди первых студентов вечернего филиала был Михаил Алексеевич Дубровин, тогда диспетчерэлектрик на строительстве. Позже он стал деканом факультета и проработал на кафедре «Теоретические основы электротехники» до сентября 2006 г. Через год студентом вечернего отделения стал Петр Иванович Петунин, работавший на Куйбышевгидрострое связистом. Спустя несколько лет, он защитил кандидатскую диссертацию и работал доцентом кафедры «Электрических дисциплин» [5]. В 1956 г.состоялся первый выпуск инженеров –электриков Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института. В этом же году в филиале были созданы 9 лабораторий, среди которых лаборатория электротехники, промышленной электроники и электроизмерений [6]. Появилась в филиале и новая специальность: «Электрооборудование промышленных предприятий и установок» [7]. В 1961 г.был создан химикоэлектротехнический факультет [8]. Факультет размещался в одном их трех двухэтажных деревянных зданий, построенных Куйбышевгидростроем.Факультет начинался с одной кафедры –«Электроснабжение промышленныхпредприятий» (с 1956 г.–кафедра электротехнических дисциплин [9]) [10]. Первый выпуск кафедры состоялся в 1957 г.За годы работы кафедрой были подготовлены более 4000 инженеров –электриков. В 1980е гг.в ТПИ была внедрена система непрерывного образования, обеспечивающая подготовку специалистов по трехступенчатой схеме «рабочий –техник–инженер». Кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий» активно включилась в реализацию этой системы. После первого курса студенты получали аттестат квалифицированного электромонтера, после третьего курса–диплом техникаэлектрика и после окончания пятого курса–защита дипломного проекта на звание инженера по электроснабжению промышленных предприятий. Тимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 3

Согласно приказу №63 по филиалу от 9 мая 1964 г.был создан электротехнический факультет [11]. После преобразования филиала Куйбышевского политехнического института в Тольяттинский политехнический институт в 1967 г.в его структуре был утвержден электротехнический факультет с тремя кафедрами: «Теоретические основы электротехники» (зав. кафедрой А.В. Кошелев), «Электроснабжение» (зав. кафедрой доцент Ф.Ф Ханов) и «Электрических дисциплин» (зав. кафедрой доцент М.А. Дубровин) Первым деканом ЭТФ стал старший преподаватель кафедры «Высшая математика» Василий Лазаревич Бондарев. Он сделал много для становления факультета, он обладал настойчивостью, выдержкой, много времени отдавал проблемам студенческого быта и отдыха. Его дотошность, цепкая память, доброжелательность и вместе с тем требовательность были знакомы всемпреподавателям и едва ли не каждому студенту факультета. «Электрики должны быть самыми интеллигентными людьми в институте, это должно быть результатом их учебы на факультете, сущностью их ответственной профессии » –этот девиз В. Л. Бондарева на ЭТФ закрепился и поддерживается и поныне. В. Л. Бондарев был деканом ЭТФ до 1974 г.Его сменил на посту декана факультета доцент М. А. Дубровин, с 1975 г.деканом ЭТФ в течение 13 лет был доцент Г.В. Подейко. С 1988 г. деканом факультета стал его выпускник доцент,ныне профессор, Н.П. Бахарев. С 1989 по 1994 г.во главе факультета–доцент А.Д. Немцев. В 1995 г.деканом факультета стал выпускник факультета, к. т. н. В. А. Медведев [5].1 сентября 1972 г.на основании приказа Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 23 июня 1972 г.№327 и приказа по институту (ТолПИ) № 807 от 9 октября 1972 г.была создана кафедра «Автотракторное электрооборудование» [12].Первый выпуск на кафедре состоялся в 1973 г.За прошедшие годы кафедрой подготовлено более 2000 дипломированных специалистов в области электрооборудования транспортных средств, электронных и микропроцессорных систем автомобилей. С 1974 по 1976 г.кафедрой заведовал Р. Б. Гончаренко, с 1976 по 1981г.Л. В. Ложкин, в 19811997гг. к.т.н., профессор О. В. Петинов, а с 1997 г.кафедру возглавлял к.т.н., профессор В. В. Ермаков.Основные направления научноисследовательской работы сотрудников кафедры всегда соответствовали профилю подготовки специалистов. Для проведения НИР на кафедре имеется экспериментальная база в виде НИО14 «Автоматические системы контроля», под руководством А.Г. Решетова, НИЛ15 «Автомобильная электроника», под руководством Ю.О. Петинова, НИЛ16 «Светотехника» под руководством О.В. Петинова, СКБ «Автоэлектроника» под руководством А.В. Шамова. В лабораториях разрабатываются и изготавливаются элементы автомобильного электрооборудования, автомобильные бортовые компьютеры, энергосберегающие светильники, учебнолабораторные комплексы, системы активного и послеоперационного контроля для промышленных предприятий машиностроительного комплекса.В рамках отраслевых программ в лабораториях активно велась работа по созданию систем и приборов диагностики автомобильной электроники. Были разработаны и внедрены в серийное производство «Тестер бесперебойности искрообразования», «Прибор контроля системы управления автомобильным двигателем», «Тестер бесконтактной системы зажигания», «Тестер цифровой системы зажигания», многофункциональная система зажигания «ОКТАН», «Устройство дистанционного регулирования угла опережения зажигания УДР01» Были также проведены уникальные исследования по применению ультразвуковых методов и устройств в издеТимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 4

лиях автомобильной и бытовой электроники. На основании многолетнего опыта работы были усовершенствованы схемы коммутаторов систем зажигания, режимы, конструкция, технология изготовления.На основании многолетнего опыта работы были усовершенствованы схемы коммутаторов систем зажигания, режимы, конструкция, технология изготовления. В результате оптимизации теплового режима коммутаторов для автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ стало возможным отказаться от алюминиевого радиатора заменив его на стальной. В лаборатории разработана серия маршрутных компьютеров (МК) «Штат», позляющих оперативно диагностировать возникающие неисправности инжекторных автомобилей, а также отображать необходимую эксплуатационную информацию. Преимуществом следующего поколения МК –разработки серии «Sigma»–является алфавитноцифровой дисплей, отображающий в доступной текстовой форме текущие режимы работы или расшифровку кодов неисправностей контроллера ЭСУД. Кроме того, «Sigma»напоминает владельцу о периодичности прохождения технического обслуживания автомобиляЭлектротехнический факультет стал крупнейшим факультетом ТПИ. Кроме специальных кафедр в его состав вошли кафедра высшей математики, физики, иностранных языков. Кафедры физики и высшей математики содействовали росту уровня физикоматематической подготовки инженеровэлектриков. С помощью кафедры иностранных языков было организовано чтение некоторых «параллельных»лекционных курсов («электрические аппараты», «электроматериалы») на английском языке. Преподаватели и студенты ЭТФ выезжали для чтения лекций и стажировки в зарубежные учебные заведения США, Великобритании, Австралии и других стран.Специальность «Электрические машины и аппараты» была разделена в 1976г.на две специальности–«Электрические машины» и «Электрические аппараты». Произошло соответствующее разделение кафедр. Кафедру «Электрические машины» возглавил доцент, к. т. н. (нынепрофессор, доктор технических наук) Игорь Александрович Милорадов. В 1988 г.кафедра была переименована в кафедру «Электромеханика» в связи с соответствующим переименованием специальности.Основным местным заказчиком на инженеровэлектромехаников был Тольяттинский электротехнический завод, главная продукция которого мощные трансформаторы. Ряд выпускников кафедры электромеханики стали ведущими специалистами промышленных предприятий Тольятти. В 1986 г.ЭТФ переехал в новое девятиэтажное здание, условия для деятельности и развития факультету существенно улучшились, в эксплуатацию был введен полигон для испытаний сейсмоисточников [13]. В 1986 г.с развитием электротехнического факультета кафедра «Электрические аппараты», созданная в 1976 г., была преобразована в кафедру «Промышленная электроника», которая стала готовить инженеров по электронной технике [14]. Потребность в таких специалистах значительно возросла, а в вузах Среднего Поволжья их не готовили.Новая специальность вызвала большой интерес абитуриентов, конкурс для поступления на специальность «Промышленная электроника»стал одним из самых высоких в ТПИ. Длительное время (1976–2002) кафедрой руководил профессор, д.т.н. В.В.Ивашин. По результатам исследований, проводимых под его руководством, по созданию нового типа импульсных преобразователей для сейсморазведки нефтяных и газовых месторождений, были сконструированы и внедрены в производство принципиально новые устройства, обладающие по сравнению с существовавшими большими техническими и экологическими преимуществами. Было сделано более Тимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 5

100изобретений, опубликовано много научных статей и докладов, защищено более двух десятков кандидатских диссертаций. В 1994 г.профессору В.В. Ивашину присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки России». В 1987 г.благодаря усилиям декана ЭТФ Г. В. Подейко в состав факультета вошла кафедра «Автоматизации машиностроения», которая раньше, со времени ее создания в 1983 г., находилась на машиностроительномфакультете [15]. С самого начала кафедрой заведовал Жорес Самуилович Равва (с 1997 г.кафедру возглавляет профессор Ю.С. Ройтбург).Основатель кафедры Ж.С. Равва в 1950е гг., будучи политическим заключенным, работал на строительстве Куйбышевской ГЭС, позже он был освобожден и реабилитирован. Работая в Куйбышевском политехническом институте, Жорес Самуилович защитил кандидатскую диссертацию. Перейдя в ТПИ, он создал научноисследовательскую лабораторию «Автоматическое управление и контроль систем», ставшей базой для создания кафедры. Затем защитил докторскую диссертацию, получил учёное звание профессора. Он разработал единую концепцию комплексной подготовки специалистов по широкому кругу дисциплин, что предполагало изучение оборудования, технологий, аппаратных и программных средств автоматизации, компьютерной техники, моделирования и алгоритмизации технологических процессов, систем управления производством с применением информационных технологий и новых методов принятий решений. Ж.С. Раввой была создананаучноисследовательская лаборатория НИЛ2 «Автоматизация управления и контроля механических систем», выполнявшая разработки и исследования по заказам машиностроительных предприятий и отраслевых институтов Самары, Тольятти, Москвы и других городов СССР. НИЛ2 объединяла научнотехнический потенциал сотрудников кафедр «Автоматизация машиностроения»и «Вычислительная техника и автоматизированные системы управления». Тематика кафедры ВТ и АСУ, в связи с выполнением специальных НИОКР по заданиям Института медикобиологических проблем Третьего главного управления при Минздраве СССР, была выделена из состава НИЛ2, с формированием отдельной НИЛ11 «Автоматизированных информационноуправляющих систем». В 1981 г.на базе НИЛ2 и НИЛ11 Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР было учреждено Особое конструкторскотехнологическое бюро «Парсек»при Тольяттинском политехническом институте [16]. Директоромглавным конструктором был назначен к.т.н., профессор Ю.С. Ройтбург, до этого возглавлявший кафедру «Вычислительная техника и автоматизированные системы управления». Позднее бюро было преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Научное конструкторскотехнологическое бюро «Парсек»Минобразования России». Предприятие было организовано по ходатайству Минавиапрома СССР для ускоренного выполнения в кооперации комплекса НИР и ОКР по программе создания многоразовой космической системы «Буран».Кроме этого в рамках предприятия выполнялись разработки и производство электронной техники по заданиям НПО «Молния»и Института медикобиологических проблем, г. Москва, Экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева и Летноисследовательского института им. Громова, г. Жуковский. В 1990 г.ряд сотрудников ФГУП НКТБ «Парсек», в связи с первым в мире полетом возвращаемого космического корабля в автоматическом режиме, за успешное решение поставленных задач, награжден орденами и медалями СССР.С 1991 по 2000 г.совместными усилиями предприятия и вуза был выполнен ряд работ по прямым заказам Минобороны РФ, связанным с созданием электронной Тимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 6

техники, информационных систем. По заказам ОАО «АВТОВАЗ»выполнены НИОКР по созданию испытательных стендов, экспертных систем для оперативного планирования работы участков производства. По проектам комплексной целевой программы «Ассоциация»Минобразования России создана техническая и нормативнометодическая база для фитосанитарного мониторинга, защиты и карантина сельскохозяйственных растений с применением сверхлегкой авиации и экспериментальной автомобильной техники. Авторский коллектив за выполненные работы удостоен Премии Совета министров РФ в области науки и техники за 1998 г.Кафедра автоматизации машиностроения организовала под руководством доцента В. Б. Тимофеева «Школу юных кибернетиков». Двухгодичная школа для школьников 10 и 11 классов обеспечивала квалифицированную профессиональную ориентацию молодежи города и подготавливала абитуриентов для приема на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств»[5].С 1983 г.кафедра выпустила около 1500 высококвалифицированных специалистов с дипломами инженера по специальностям: «Автоматизация технологических процессов и производств»и «Роботы и робототехнические системы», востребованных на предприятиях, в научных и образовательных организациях, в органах управления города и региона. Кроме профилирующих кафедр на факультете со времен филиала действовала для всех электротехнических специальностей кафедра «Теоретических основ электротехники». Кроме обязательной учебной деятельности кафедра успешно много лет занимается научноисследовательской работой в области преобразовательной техники. Руководит кафедрой ТОЭ с 1986 г.профессор В. К. Шакурский [5].Новейшая история факультета (c2012 г.институт энергетики и электротехники) началась в 2001 г. К моменту создания ТГУ электротехнический факультет Тольяттинского политехнического института –один из самых больших факультетов–свыше 1000 студентов, ежегодный прием–250 абитуриентов. Факультет (потом институт) остается одним из самых престижных в ТГУ, а конкурс на его специальности–одним из самых высоких в университете среди технических инженерных специальностей. Сегодня в институте функционируют пять выпускающих кафедр: «Электроснабжение и электротехника», «Электрооборудование автомобилей и электромеханика», «Промышленная электроника», «Энергетические машины и системы управления»и «Автоматизация технологических процессов и производств». Руководит институтом кандидат технических наук, доцент, обладатель золотой медали ВДНХ, почётный работник высшего профессионального образования РФ Владимир Андреевич Шаповалов [17].Традиции подготовки инженерных кадров, заложенные на электротехническом факультете, сохраняются. При этом институт использует инновационные образовательные технологии и современные методы обучения. В мае 2009 г.институт приобрёл международное признание со стороны комитета по качеству инженерного образования. Получен сертификат, который позволяет выпускникам направления «Электроснабжение»трудоустроиться на зарубежные предприятия без дополнительного обучения и тестирования [17].Электротехнический факультет–одним из старейших в ТПИ, выпуск насчитывает почти 60 лет. Становление и развитие системы подготовки инженерных кадров в ТПИ было непосредственно связано и шло параллельно с развитием промышленности (строительством «Волжской ГЭС», «АВТОВАЗа», «ТольяттиКаучука», «ТольяттиАзота», «КуйбышевАзота», «Волгоцеммаша») в Ставрополе –на –Волге (Тольятти) и регионе в целом.Потребности строиТимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 7

тельства и обслуживания ГЭС, предприятий химической и автомобильной промышленности привели к формированию системы подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием. Уже в 1960–1970егг.в ТПИ сложились основные принципы подготовки инженерных кадров: связь с наукой и производством, непрерывность образования, практикоориентированность, всесторонность подготовки будущего специалиста и т.п. Сегодня институт продолжает осуществлять образовательную, научную и социальнокультурную деятельность по подготовке инженеров нового поколения, способных взять на себя ответственность за будущее города, основанной на высших современных достижениях в области информационных технологий проектирования, производства и управления.

Ссылки на источники1.Подр. о развитии инженерного образования в Россиисм.: Сапрыкин Д.Л.Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. –2012.–№ 1. –С. 125.2.Арефьев А.Л., Арефьев М.А. Об инженернотехническом образовании в России. –URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf3.Пр. министра высшего образования СССР №168 от 29.01.1951г. Пр. по КИИ №21 от 8.02.1951г. // Архив ТГУ. Оп.1и. Д.36. Л.1.4.Барбакова А.С. Строительство Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина и создание первого высшего учебного заведения в г. СтаврополенаВолге (Тольятти) (1951–1958гг.).–Тольятти, 2002.–С.38.5.Электротехнический факультет с самого начала. Воспоминания бывшего декана ЭТФ Г.В. Подейко (хранятся в институте энергетики и электротехники).6.Архив ТГУ. Оп.1. Д.11. Л.10,11.7.Архив ТГУ. Оп.1. Д.12. Л.1.8.Приказ министерства высшего и среднего образования РСФСР № 513 от 19.09.61г. // Архив ТГУ. Оп.1и. Д. 48. Л.1.9.Пр. министра высшего образования № 174, от 22.09.56г. // Архив ТГУ. Оп.1. Д.6. Л.1.10.Распоряжение по ФКИИ №57 от 5.06.1962г. // Архив ТГУ. Оп.1и. Д. 6. Л.2.11.Приказ по филиалу КПтИ №83 от 9.05.64 г.// Архив ТГУ.Оп.1и. Д. 37. Л.4.12.Приказ Министра В и ССО РСФСР от 23 июня 1972 г. №327 «Об организации кафедры в Тольяттинском политехническом институте» // ТГА. Ф. Р353. Оп. 1. Д. 319. Л. 11.13.Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти.Ф. Р353. Оп. 2. Д. 977. Л. 38.14.Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти.Ф. Р353. Оп. 2. Д. 1035. Л. 1.15.Приказ по МВ и ССО РСФСР №391ДСП от 17.06.1983 г. «О структурных изменениях в высших учебных заведениях Главного управления технических вузов» // Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф. Р353. Оп. 2. Д. 519. Л. 10.16.Приказ по ТПИ №712доп. создано ОКТБ «Парсек». // Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти.Ф. Р353. Оп. 2. Д. 527. Л. 39.17.Сайт института энергетики и электротехники ТГУ. –URL: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=2986

Elena Timohova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history, Togliatti State University, Togliattitimochova@yandex.ruThe formation and development of engineering training in Togliatti Polytechnic Institute (on the example of the electrical engineering faculty)Abstract.

The article is devoted to the study of the history of formation and development of the system of training of electronics engineers in Togliatti Polytechnic Institute.Keywords: engineering education, electrical engineering Department, Polytechnic Institute, history of Togliatti state University.

Тимохова Е. А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №22. –ART75346. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75346.htm. –ISSN 2304120X. 8

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review04.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication04.04.15ОпубликованаPublished03.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Тимохова Е. А., 2015www.ekoncept.ru