Совершенствование системы налогообложения рынка сельскохозяйственной техники

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фатыхова А. И., Шарыгина Е. В. Совершенствование системы налогообложения рынка сельскохозяйственной техники // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 231–235. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85047.htm.
Аннотация. Целью данной статьи является изучение теоретических обоснований и разработка методов реализации предложений по развитию рынка сельскохозяйственной техники, которые направлены на повышение эффективности аграрного сектора страны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шарыгина Екатерина Владимировна,ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, студент гр.ОО4110, г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru

Фатыхова Айгуль Ильфатовна,ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, студент гр.ОО4110, г.Чистополь

Совершенствование системы налогообложения рынка сельскохозяйственной техники

Аннотация. Целью данной статьи является изучение теоретических обоснований и разработка методов реализации предложений по развитию рынка сельскохозяйственной техники, которые направлены на повышение эффективности аграрного сектора страны.Ключевые слова:рынок сельскохозяйственной техники, единый сельскохозяйственный налог, специальный налоговый режим, принципы налогообложения.

Современная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является наиболее благоприятной, которая способствует развитию сельского хозяйства в стране, а также повышению способности большинства субъектов сельского хозяйства выполнять свои обязательства перед государством. В большинстве регионов сельскохозяйственные предприятия имеют льготы или вообще освобождены от уплаты налога на имущество. Также, для субъектов малого бизнеса предусмотрен специальный налоговый режим –уплата единого сельскохозяйственного налога. По мнению экономистов, этот режим способствует дальнейшему эффективному развитию сельскохозяйственного производства и росту конкурентоспособности продукции [1].

У крупных сельскохозяйственных организация возникает проблема налогового стимулирования. Нужно отметить, что для таких организаций налоговое законодательство не предусматривает льготные режимы налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает освобождение сельскохозяйственных производителей от следующих налогов: налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость. Освобождение от уплаты первых трех налогов проявляется в снижении величины налоговой нагрузки на сельскохозяйственных производителей. Освобождение от обязанности по исчислению и уплате НДС не всегда является эффективным, так как такое освобождение означает потерю своих контрагентов –плательщиков НДС, что приводит соответственно к снижению выручки, рентабельности производства[2]. При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога важно учесть преимущества и недостатки следующих налогов, которые приведены в таблице 1.





Таблица 1

Налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными организациями на общем режиме налогообложения

НалогиНалоговые ставкиКомментарииНалог на прибыль20082009гг. –6%20102011гг. –12%20122014гг. 18%с 2015 24%В соответствии с ФЗ от 13.03.2006г. № 39ФЗ Налоговые ставки увеличиваютсяНалог на имущество организаций0 –2,2%.

Рядпроизводителей сельскохозяйственной продукции установили нулевую ставку, при выручке по сельскохозяйственному производству не менее 5070% общей выручки. Единый социальный налог20%С учетом вычета взносов на пенсионное страхование, уплачиваемого при всех специальных режимах максимальная ставка 10,3%, итоговая ставка ЕСН составит 9,7%.Налог на добавленную стоимость018% или сумма возврата из бюджетаВеличина НДС колеблется от нуля, так как входящий НДС уплачивается по ставке 18%, а исходящий для производителей большинства видов продукции по ставке 10%. Земельный налог, арендная плата за землю0,10,3%В Татарстане дифференцированные ставки по районам и городам.

По данным таблицы 1 сельскохозяйственные организации, находящиеся на специальном режиме налогообложения уплачивают также и земельный налог. Общая налоговая нагрузка будет изменяться по годам .Таким образом, максимальная нагрузка в 2008г. составляет 18,2%. Но к 2015 году нагрузка по плану будет увеличиваться, в связи с этим, организация будет иметь возможность минимизировать налог на прибыль путем проведения законных операций по учету расходов[2].В следующей таблице проанализируем общие недостатки и преимущества единого сельскохозяйственного налога.Таблица 2

Преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога

ПризнакиПреимуществаНедостаткиЗамена единым налогом ряда налогов1.Налог на прибыль, за исключением обязанностей налоговых агентов2.НДС,за исключением обязанностей налоговых агент, также при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Кассовый метод учетадоходов и расходов1.Доходы признаются только после поступления денежных средств или иным способом1.В качестве доходов признаются полученные авансы2.Расходы принимаются только после их оплатыУчет основных средств и НМАОсновные средства и НМА, приобретенные до перехода на ЕСХН, списываются быстрее, чем при общем режиме налогообложения1.В случае реализации ОС до истечения 3х лет с момента учета расходов на их приобретение налогоплательщик должен пересчитать налоговую базу за весь период эксплуатацииДоходы и расходыБез комментариев1.Предельное минимальное значение –70%2.Ограниченный перечень расходов, чем при общем режиме налогообложенияОсвобождение от уплаты НДСОсвобождены от обязанности выписывать налоговые регистры по НДСВысокая вероятность потери партнеров –плательщиков НДСУбытки, полученные до перехода на ЕСХНБез комментариевНе уменьшает налоговую базу в период применения ЕСХНПредставление отчетностиТолько одна декларация по ЕСХНОтсутствиевозможности получениядостоверной информацииофинансовом положении и др.

По данным таблицы 2 преимущества, даваемые ЕСХН, не столь значительны. Существуют множество понятий рынка сельскохозяйственной техники. Рассмотрим два понятия:Вопервых, рынок сельскохозяйственной техники –это совокупность социальноэкономических отношений между субъектами рынка и государством, связанных с операциями с сельскохозяйственной техникой. Вовторых, рынок сельскохозяйственной техники –это система правовых, организационных, экономических и информационных отношений по согласованию предложения и спроса на технику в процессе производства и движения товаров. Здесь рынок рассматривается как сложная система отношений на различных уровнях[3, 4].Немаловажную роль в регулировании рынка сельхоз техники играет налоговый механизм. В целях стимулирования производства сельскохозяйственной техники необходимо расширить льготы по налогообложению высокотехнологических машин. Государственное регулирование осуществляется в двух основныхнаправлениях:1) регулирование рыночных, товарноденежных отношений.Оно состоитв разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих нарынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемныхрабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкциигосударственных органов, регулирующие взаимоотношениетоваропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,товарных ифондовых бирж, а также бирж труда и т.п.;2) регулирование развития народного хозяйства, общественного производства. Здесь речь идет о финансовоэкономических методах воздействиягосударства на интересы людей, предпринимателей с целью направленияих деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.Для более эффективного функционирования рынка сельхоз техники необходимо создать условия для конкуренции.Сельскохозяйственные товаропроизводители выплачивают большое количество налогов. Отечественные производители выплачивают налог на добавленную стоимость уже на стадии создания техники, тогда как иностранные фирмы могут растянуть эту выплату на несколько лет.Существуют несколько принципов налогообложения:1) Уровень налоговой ставки должен устанавливатьсяс учётом возможностейналогоплательщика, т.е. уровня доходов.

2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носилооднократный характер.

3) Обязательность уплаты налогов. 4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми,понятными иудобными для налогоплательщиков.5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кизменяющимся общественнополитическим потребностям.6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемогоВВП.Развитие отраслей АПК главным образом влияет на развитие рынка сельскохозяйственной техники. На рисунке 1 показаны основные факторы, влияющие на развитие сельскохозяйственнойтехники.





























Рис 1. Факторы влияющие на развитие рынка сельскохозяйственной техники

Сельскохозяйственные товаропроизводители выплачивают большое количество налогов. Отечественные производители выплачивают налог на добавленную Рынок сельскохозяйственной техники

Спрос сельских товаропроизводителейТехнологическая потребностьПлатежеспособность Кредит Маркетинг и информацияНаличие кадровЦенаСтрахование Государственное регульрованиеБюджетное финансированиеНалоговые льготыДотации Лизинг Таможенные пошлины

Страхование Цена Качество техникиИнфраструктура и механизмМаркетинг и информация Кредит Технология Инвестиции Инновации Социальное производства развитие стоимость уже на стадии создания техники, тогда как иностранные фирмы могут растянуть эту выплату на несколько лет [5, 6].Существуют несколько принципов налогообложения:1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностейналогоплательщика, т.е. уровня доходов.

2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носилооднократный характер. 3) Обязательность уплаты налогов. 4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными иудобными для налогоплательщиков.5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кизменяющимся общественнополитическим потребностям.6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемогоВВП.

В системе налогообложения существуют также несколько групп принципов налогообложения. Наглядно их можно рассмотреть в таблице «группы принципов налогообложения».На сегодняшний деньдля сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальный режим налогообложения (ЕСХН).В основе этого специального режима налогообложения лежат денежные отношения, которые возникают между государством и отдельными категорияминалогоплательщиков. Основным условием введения специального налогового режима является возможность установления единого налога. Для этого налогоплательщик должен удовлетворять следующим требованиям:1) однородность основной продукции, т.е. не более 50%валовой выручки;2) возможность применения единого подхода к налогообложению, т.е. исчислению налоговых ставок;3) возможность обеспечения нейтральности единого налога по отношению к экономическим мотивам и показателям экономического роста налогоплательщиков.Единый сельскохозяйственный налог заменил уплату 4 основных налогов на сельскохозяйственном предприятии:

Первый заменяемый налог –налог на прибыль.

Второй заменяемый налог –налог на имущество.

Третий заменяемый налог –единый социальный налог.

Четвертый заменяемый налог –НДС. Таблица 3 Группы принципов налогообложения

Группы принциповНаименование принципов1. Налоговая справедливость

Справедливость «по вертикали»

Справедливость «по горизонтали»

Направленность налогообложения на экономический потенциал2. Экономическая эффективность

Грамотное сочетание общего и специальных режимов налогообложения

Установление налогов с точки зрения экономической целесообразности

Создание условий для накопления капитала и инвестирования его в производство

Гибкость налоговой системы3. Правовая определенность

Законность налогообложения

Юридическая наглядность

Стабильность

Однократность налогообложения

Единое налоговое пространство4. Административные принципы

Административная эффективность

Международная совместимость

В настоящее время наблюдается тенденция к унификации налогового законодательства. В отношении сельского хозяйства данная тенденция проявляется:в постепенном увеличении ставки налога на прибыль (до 20%с 2013 года);в отмене льгот по налогу на имущество;в постепенной отмене льгот в виде пониженной ставки по платежам в государственные социальные фонды;в увеличении роли земельного налога.Сельскохозяйственные товаропроизводители постепенно переходят на оплату всей совокупности налогов и сборов, предусмотренных действующим налоговым законодательством.Одним из налогов, оказывающим большое влияние на деятельность сельхоз производителей является налог на добавленную стоимость. Многие ученые утверждают, что этот налог оказывает негативное влияние на отрасль. Одним из недостатков является то, что НДС отвлекает оборотные средства из хозяйственного оборота экономических субъектов, также обеспечивает увеличение цены и снижает конкурентоспособность продукции. Необходимо отметить, что освобождение от уплаты налога на прибыль снижает величину налоговой нагрузки на сельскохозяйственные товаропроизводители [5, 6]. Можно отметить некоторые изменения в ЕСХН:

Изменен порядок перехода на ЕСХН. Организации и предприниматели, планирующие со следующего года перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление. Срок подачи уведомлений –не позднее 31 декабря текущего года.

Вновь созданная организациядолжнауведомить инспекцию о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

Организации и предприниматели, которые в установленный срок не уведомили налоговую инспекцию о переходе на ЕСХН, не вправе применять этот специальный налоговый режим.

При прекращении деятельности на ЕСХН в течение следующих 15 рабочих дней об этом нужно уведомить налоговую инспекцию.

Уточнено, что сумма уплаченного ЕСХН не уменьшает налоговую базу по этому налогу.

Организации (предприниматели), применяющие ЕСХН, освобождаются от проведения переоценки валютных ценностей, требований и обязательств[7]. В заключении всего вышесказанного можно отметить, что для эффективного функционирования поддержанной сельхоз техники необходимо использование схемы реализации новой техники с оборотным выкупом машин и дальнейшей их перепродажей после восстановления.Все вышеперечисленное позволит производителям сельскохозяйственной техники существенно укрепить конкурентные позиции страны на внешних рынках.

Ссылкинаисточники1.Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей [Электронный ресурс].Режим доступа: http://economylib.com/nalogooblozhenieselskohozyaystvennyhtovaroproizvoditeley.2. Единый сельскохозяйственный налог [Электронный ресурс].Режим доступа: http://bbcont.ru/business/edinyiselskohozyaistvennyinalogeshn.html.3. Субаева А.К., Постнова М.В. Экономика отрасли. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им.П.А.Столыпина, 2014. –182с.4. Субаева А.К. Сборник конференций НИЦ Социосфера «Воспроизводство техники для села в современных условиях». 2014. № 39. С. 3438.5. Субаева А.К. Экономика предприятия. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им.П.А.Столыпина, 2015. –300с.6. Субаева А.К. Сборник конференций НИЦ Социосфера «Обеспеченность сельскохозяйственных организаций сельскохозяйственной техникой». 2014. № 44. С. 4649.7. Развитие рынка сельскохозяйственной техники [Электронныйресурс].Режимдоступа:http://economylib.com/razvitierynkaselskohozyaystvennoytehniki.