Особенности методики расследования преступлений, совершённых несовершеннолетними

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минаев А. В., Монгуш В. К. Особенности методики расследования преступлений, совершённых несовершеннолетними // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85052.htm.
Аннотация. Преступность несовершеннолетних на протяжении десятилетий остаётся одной из серьёзных проблем в нашей стране, ведущей к дестабилизации общества. Эта проблема содержит в себе затруднения при расследовании преступлений, совершённых несовершеннолетними. Мы должны уделить особое внимание личности подростка и вести активную работу по предупреждению девиантного поведения, правонарушения, конфликтов с несовершеннолетним.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Минаев Александр Викторович,заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, докторант РАНХиГС при Президенте РФ, член ассоциации юристов России, член Российской академии юридических наук,профессор Академии военных наук, г.Кызылaleksanmina@mail.ru

Монгуш Виктория Климовна,учитель английского языка, МБОУ СОШ № 2 им. Т. Б. Куулар, г. Кызылvikibiki903@mail.ru

Особенности методики расследования преступлений,совершённых несовершеннолетними

Аннотация.Преступность несовершеннолетних на протяжении десятилетий остаётся одним из серьёзных проблем в нашей стране, которое ведёт к дестабилизации общества. Эта проблема содержит в себе затруднения при расследовании преступлений, совершённых несовершеннолетними. Мы должны уделить особое внимание к личности подростка и вести активную работу по предупреждению девиантного поведения, правонарушения, конфликтов с несовершеннолетним. Ведь дети –это наше будущее.Ключевые слова:несовершеннолетние, преступность, общество, преступление.

Преступность несовершеннолетних, являясь составной частью преступности вообще, имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать её в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обуславливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявляться со значительным запозданием. [1, c.130]. Преступность несовершеннолетних как социальное явление на протяжении долгих десятилетий является одним из серьёзных проблем, находящих место в нашей стране, ведущее к дестабилизации, которое несёт с собой затруднения при расследовании преступлений, совершённых несовершеннолетними, а также особенности борьбы с ней представляют комплексную проблему. Несмотря на исследованность и изученность данной проблемы, в работах криминологов и криминалистов, проблема сохраняется. Подтверждением тому является устойчивая тенденция увеличения числа подростков, совершивших преступления. Например, в Республике Тыва преступления, совершенные несовершеннолетними с каждым годом становится тяжкими[2,с.116]. Особенно повышается уровень преступлений против здоровья и жизни человека. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних –это один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Как мы видим перед нами предстаёт нелицеприятная картина того, что возросла общественная опасность несовершеннолетних: они стали более дерзкими, циничными, опасными для жизни и здоровья не только сверстников, но и взрослых. Причинами и условиями преступности несовершеннолетних, также как и преступность в целом носит социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. Несмотря на то, что причин и условий преступности несовершеннолетних огромное количество, наиважнейшей и главнойпричиной является воспитание ребёнка в семье. Поскольку именно воспитание в семье отражается на правосознании ребёнка и если в семье происходят какието отклонения, это отображается на ребёнке. Выдающимися специалистами А.Б. Сахаровым и Г.М. Миньковским была разработана простая и эффективная схема анализа, характеризующий уровень семейного неблагополучия подростков. Все существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания они предлагали сгруппировать следующим образом: а) материальнобытовые условия семьи; б) её состав и структура; в) нравственная позиция семьи; г) её воспитательная педагогическая позиция.Также в продолжение темы семейного неблагополучия следует считать тему безнадзорности детей и подростков. Термин «безнадзорность» предлагается в данном случае, как условное понятие инструментального характера, охватывающее все те случаи, когда дети оказываются вне сферы надлежащего и позитивного социального контроля и социальной помощи, независимо от наличия или отсутствия у них семьи (включая сиротство, беспризорность и т.д.).Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что ещё до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создаёт атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания –важнейшее средство предупреждения преступного поведения.Таким образом, причинами совершаемых преступлений несовершеннолетними являются: экономические трудности, отсутствие организации досуга детей и подростков по месту жительства, отсутствие возможности трудоустройства, системы оздоровления и летней занятости, обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, безнадзорность[3,с.813].Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.Создание методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социальнопсихологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективносубъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективная –специфика формирования конкретной личности.Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с личностью несовершеннолетних [4,с.160]. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые формулировалисьу подростка к данному моменту.Как уже выше указывалось, при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным, и т.п.В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением, это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую у упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязнь прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и стоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители [5, c.52].Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться только в соответствии с процессуальными нормами, но иохватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы и жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является устранение психологического контакта.Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией [6, с.56].Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотека, компьютерные игры и т.п. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемые манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т.п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твёрдостью, терпением[7,с.22].Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовногодела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела: не даёт возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности, как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с целью сокрытия следов преступления [8, с.83].В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершенно подростками. Вопервых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Вовторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант –на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных сроков проверки первичных материалов. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путём выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). при отсутствии иных возможностей, проводится судебномедицинская экспертиза.Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю.При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания, так и его детализация.Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, это связано с групповым, как правило, характера большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов, и др.), необходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.При расследовании преступлений, совершённых несовершеннолетними, необходимо тщательно анализировать криминалистическую информацию, характеризующую преступление несовершеннолетних.Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходных по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, проявить смелость, удаль, показать силу, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей, получить их признание, из ложно понимаемого чувства солидарности, подражания, любопытства, стремления достать сладости, ту или иную вещь, престижную среди подростков.Корыстные мотивы имеют также специфическую окраску и особенности проявления: похитить красивое, необычное, сладкое –зависит от возраста правонарушителя.Психофизиологические особенности несовершеннолетних определяют круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования, в соответствии и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год).Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированиюпреступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены версии.Работая с версиями, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоятьвлияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.При планировании следует учитывать, что для вынесения обстоятельств совершенного преступления, должны быть проведены и предусмотренные обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очерёдности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествует на данный момент ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очерёдность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т.п. [9, с.27].В процессеосмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые позволяют выдвинуть версию об участии несовершеннолетнего в преступлении.После выполнения первоначальных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, направленных на уточнение обстоятельств,Совершённого преступления, розыск похищенного имущества и осведомлённых лиц, установление лица, его совершившего, объём информации о содеянном преступлении расширяется. Это позволяет конкретизировать выдвинутые ранее версии об обстоятельствах преступления и совершивших его лицах и уточнить направления расследования[10,с.266].Направление расследования, характер и очерёдность следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий зависят о степени определённости собранной к этому времени информации.[11, с.339].В тех случаях, когда очевидцы высказываю предположения об участии в преступлении подростков, оперативнорозыскные мероприятия и следственные действия должны быть направлены на установление конкретного лица, совершившего противоправные действия.Таким образом, методика расследования преступлений, совершённых несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступнойдеятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех [12, с.63].Основной задачей профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями[13, с.133].Преступление –результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы.В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особо внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.Профилактика несовершеннолетней преступности возможна посредством реализации на уровне региона –общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти.

Ссылки на источники1.Пирожков В. Ф. Криминалная психология. –М., 2001. –53 с.2.Минаев А.В.,Монгуш Е.С. Криминологические аспекты совершения преступлений несовершеннолетними(на опыте Республики Тыва). Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2014, № 8 (116). –С.115119..3.Oleg Chipounov, Aleksandr Minaev. The Genesis of the penitentiary system of the Russian Federation // Australian Journal of Scientific Research, 2014, No.1. (5) (JanuaryJune). Volume II. “Adelaide University Press”. Adelaide, 2014. P. 8098174.Каневский Л.Л. Расследование и профилактика пресуплений несовершеннолетних. –М., 1982. –160 с.5.Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. –М., 1980. –53 с.6.Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. –М., 1976. –56 с.7.Чепунов О.И.; Минаев А.В.. Правовое регулирование и становление уголовноисполнительной системы Российской Федерации. (статья). Москва: // «Закон и право». Издательство «ЮнитиДана», 2014, № 9, –С. 17238.Каневский Л.Л., Лизузин И.М., Миньковский Г.М. Организация и методика расследованиядел о преступлениях несовершеннолетних. –М., 1982. –83 с.9.Белкин Р.С. Тактика допроса // Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. –М., 1997. –27 с.10.Минаев А.В.; Дубровский О.Н.; Ондар Л.Ш. Криминология (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 302 стр.11.Белкин Р.С. Тактика допроса // Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. –М., 1997. –33912.Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993. –63 с.13.Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовноисполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.