Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвейчик Т. В., Шваб Л. В. Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 311–315. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85063.htm.
Аннотация. Определение уровня организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер полезно для возможности влияния на трудовую мотивацию, успешность работы и актуально для трансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата первичной медицинской помощью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвейчик Татьяна Владимировна,кандидат медицинских наук,доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск, Республика Беларусьmatveichik51@rambler.ru

Шваб Любовь Валентиновна,старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учёта в здравоохранении с курсом медицинской информатики, ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск, Республика Беларусь

Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер

в Беларуси

Аннотация.Определение уровня организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер полезно для возможности влиянияна трудовую мотивацию, успешность работы и актуально для трансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата первичной медицинской помощью.Ключевые слова:главные медицинские сестры, мотивация, организационные и коммуникативные навыки.

Одной из стратегических задач проводимых постепенных изменений в социальной сфереРеспублики Беларусьявляется обеспечение успешного функционирования огромного отрядамедицинских сестер, доля которого составляет67,2% от числа всех медицинских работников. Технологические инновации и организационные мероприятия способны быть эффективными при условии оптимальной трудовой мотивации персонала и в первую очередь главных медицинских сестер.Известно, что руководители сестринского дела имеют разный уровень организационных и коммуникативных навыков, что влияет на успешность профессиональной деятельностине только их самих, но и подчиненныхмедицинских сестер [1,6]. Определение профессиональных навыков в общении и организации работы персонала может стать основой улучшения качества работы руководителя. Цельисследования: определение уровня трудовой мотивации по уровнюпотребности в достижении успеха в сочетании с показателями организационных и коммуникативных навыков у главных медицинских сестер в Республике Беларусь.Задачи: определение уровня трудовой мотивации и возможного влияния на негоустановленногоуровня организационных и коммуникативных навыков.Полученные сведения могут быть использованы для управленческого консультированияи мотивацииглавных медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категории.С целью решения поставленной цели и задач в20132014 гг. на курсеповышения квалификации «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»(БелМАПО)проанализирован уровень организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер.Материал и методы: единицей наблюдения являлись главные медицинские сестры из разных регионов Республики Беларусь, обучающиеся на курсе повышения квалификации «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПОв 20132014гг. Методом анонимного анкетирования опрошено 120человек, результаты обработаны с помощьюстатистическогоанализа, расчета средних величини их характеристик,построения простых и сложных таблиц.

Методика определения организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер основана на представлениях авторов [2,9] о том,что анализ «Я образа» позволяет выявить основные аспекты личности: знание о себе и отношениек самому себев процессе жизни. Выделяют факторы, которые обусловливают «Я концепцию»: самоуверенность, самопринятие, саморуководство, ожидание отношения других, самообвинение, самоинтерес, понимание самого себя. Методика базируется на вопроснике исследования коммуникативных и организационных склонностей [2], содержащем 40 вопросов. Суммирование баллов по специальному ключу дает возможность разграничить изучаемые склонности личности на 5 уровней, от очень низкого показателя до высшего. Методика изучения отношения к самому себе [9] основана на применении вопросника, содержащего 110 вопросов. Специальная шкалаключ позволяет разбить варианты ответов на 9 шкал, отвнутренней честности до внутренней склонности к конфликтам и самообвинения (табл.2). Изучение характеристик типов личностипомогаютвыявить навыки лидерства, сильные черты характера, способность быстроты принятия решения, установить приоритеты в работе, определить характеристики стиля личности, влияющие на организационный климат и культуру делового общения.Возрастной состав сестринских специалистов колебался от 25 до 55 лет, с преобладанием возраста3645 лет.Уровень профессиональной квалификации у главных медицинских сестер и их резерва различен, обусловлен возрастом(диаграмма1).

Диаграмма1. Наличие квалификационных категорий у главных медицинских сестер повозрасту

Наибольшее число исследованныхглавных медицинских сестер и их резерва относится к возрастной группе 3640 лет (30 чел.), и 4145 лет (30 чел.). Кэтому возрастудостигается наиболее высокий уровень профессионального мастерства, отмеченный наличием квалификационных категорий. При этом, пик наличия первой категории приходится на возраст сестринских руководителей 3640лет, а для высшейкатегории–4145 лет. Следовательно, основной акцент на карьерное развитие руководителям медицинских организаций следует предпринимать для сотрудников в самом продуктивном для деятельности возрасте3645 лет. Изучено, чтоуровень потребности в успехе у главных медсестер в 2014г. изменился по сравнению с 2012 г.(диаграмма 2). Так, в группе обследованных специалистовсредний уровень потребности в успехестал преобладающим у 55% сестер(в 2012г. –54%),низкий уровень уменьшился с 32% (2012г.) до 29%, а высокий появился у 16%, ранееон составлял 14%[6]. Это может свидетельствовать о правильно избранном направлении педагогической деятельности на повышение уверенностиглавных медицинских сестер, прежде всего в самихсебе.



Диаграмма2. Уровень потребности в успехе у главных медсестер (2012,2014гг)

Проведено изучение уровнякоммуникативных и организационных склонностей, исследование потребности в достиженииуспехас применением тестов (табл.1).

Таблица 1Уровень коммуникативных и организационных склонностейу главных медицинских сестер

Уровни

Высший, высокий%средний%Низкий, очень низкий%Коммуникативные Способности665537311714Организаторские способности10386141233

Среднее значение показателя коммуникативных способностей главных медицинских сестер составило 13 баллов (95% ДИ1116 баллов).Среднее значение показателя организаторских способностей главных медицинских сестер составило 16 баллов (95% ДИ 1418 баллов).Это означаетпреобладание среднегоуровнякоммуникативных и организаторских способностейу анкетированных, влияющих насредневыраженную потребностьв успехе.Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятсярасширить круг знакомых, проявляют инициативу в общении, помогают близким и друзьям, способны принимать решения в трудных или нестандартных ситуациях. При оценке по шкале потребности в достижении успеха в профессиональной деятельности главных медицинских сестер преобладают средние (55%) инизкие значения (29%),изменившиеся в динамике[6]. Это может свидетельствовать о самодостаточности испытуемых, которые имеют необходимый уровень профессиональных знаний и умений, средниепоказатели по коммуникативным и организаторским способностям, но ненацелены на значительные достижения.У 17% респондентовотмечен низкий уровень коммуникативных или организаторских способностей, что может поддерживать более высокий уровень конфликтности в коллективе и стать интересным для методик коррекции психологом.

При исследовании отношения личности к самому себе использовался тест, включавший 110 вопросов, ответы на каждый из которых оценивался по 9 бальной шкале (табл. 2).

Таблица 2Уровень отношения личности к самому себеруководителя сестринского дела

ШкалаЗначения уровней отношения к самому себеВысокие (абс. цифры)

% Средние(абс. цифры)%

Низкие(абс. цифры)%

Шкала 1внутренняя честность - - 9711193Шкала 2–самоуверенность - - 10811092Шкала 3источник активности 2211910789Шкала 4 зеркальное «Я» 5410810588Шкала 5 –самоценность 11131110688Шкала 6 –самопринятие 1112101078989Шкала 7 –самопривязанность 1111910890Шкала 8внутренняя конфликтность - - 5411596Шкала 9–самообвинение 113311696

По шкале внутренняя честность низкиезначения отмечены у 93%анкетированных, средние значения имели 7%испытуемых, что может свидетельствовать о выраженнойзакрытости испытуемых или нежелании выдавать значимую информацию о себе.Это те аспекты образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являются значимыми для личности (с точки зрения моральных норм). Этот факт подтверждает низкие значения у 96% по шкале внутренняя конфликтность, что свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости и самодовольстве, влияющих на качество делового общения.По шкалам самоуверенность(92%), источник активности(89%),зеркальное «Я»(88%),самоценность(88%),самопринятие(89%),самопривязанность(90%)преобладализначенияпоказателейв средних и низкихпределах.

По шкалам внутренней конфликтности и самообвинения преобладаютнизкиезначения (96%) у всей группы, а средние встречаются у 34%.Низкие значения показателей по данной шкале свидетельствуют оневысоком уровневнутренних конфликтов, обусловленных недостатком самоуважения. На это может влиять также недооценкасвоих возможностей, компетентности, знаний и способностей, сомнений, тревожных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины, что может приводить к сомнениям в своей способности чтото предпринять или изменить. Эти показателиявляются индикатором наличиясимпатии, что может сопровождаться позитивнымиэмоциями в свой адрес, обусловленнымивысокойсамооценкойсобственных качеству 88% медицинских сестер.Известно, что главным мотивом для одного специалиста медицинской организации может быть работас необходимым уровнем ответственности, которая позволяет ему самостоятельно принимать решения, разрабатывать собственные проекты, для другого возможность постоянного образования, а для третьего размер заработной платы [5,7].Проведение индивидуального консультирования и тестирования для уточнения возникших проблем у сестринских руководителей полезно [7], ибо известно, что отрицать ошибки –это двойная ошибка, как гласит арабская пословица. Исследование подтверждает позитивные изменения трудовой мотивации впрофессиональной деятельности организаторов сестринского дела, обусловленныепедагогическими подходами в системе дополнительного обучения этих специалистов:1.Пик наличия первой квалификационной категории приходится на возрастную группуглавных медицинских сестер 3640лет, а высшей категории –4145 лет, в связи с чем, руководителям медицинских организаций следует предпринимать основной акцент на карьерное развитие сотрудников внаиболеепродуктивном дляпрофессиональнойдеятельности возрасте; 2.Выступая инициаторами общения, сестринский руководитель может использовать техники активного слушания с целью улучшения качества жизни пациентов [4,5], восполняя функцию общения, которую в силу занятости не может предложить пациенту врач, но которую обязательно ждет больной человек. Имеющиеся у главных медицинских сестер навыки по общению указывают на возможность их применения;3.Для профессиональной адаптации29%специалистов, показавших низкий уровень потребности в успехе,целесообразно продолжать развивать и поддерживать на должном уровне имеющиеся коммуникативные и организаторскиенавыки посредством самообучения и работы профессиональных психологов в медицинских организациях [8], а также шире использовать наставничество, демонстрировать творческие подходы при проведении занятий в «Школе молодого специалиста» [6,7];4.Изменившийся уровень потребности в успехе у главныхмедсестерв 2014г. по сравнению с 2012 г. свидетельствуето правильно избранном направлении педагогической деятельности, направленной на повышение уверенности в себе,в целомуказывает нато, что имеющийся уровень благоприятен для выполняемой работы. Полученные сведения могут быть использованы для управленческого консультирования и мотивации главных медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категориии показателей нацеленности на эффективную деятельность.Вывод о необходимостивлияния на уровеньтрудовой мотивации, наблюдения за динамикой показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси актуален длятрансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата медикосанитарными услугами, сделанный ВОЗ (2013г.) в резолюции WHA66.23 и выполняетсяв Беларуси, что подтвержденоисследованием.

Ссылки на источники 1.Вальчук Э.А. Сестринское дело в Беларуси: опыт прошлого, настоящее и шаг в будущее (библиографический справочник): научнометодические издания сотрудников БелМАПО за 20012013гг.: справочное издание /Э.А. Вальчук, Т.В. Матвейчик, В.И. Иванова. –Минск: БелМАПО.2014. –32с.2.Ильина Л.В., Макарова С.Г., Шахрай Н.П., Ермолова В.Г. и др. Путеводитель по специальностям /Л.В. Ильина, С.Г. Макарова, Н.П. Шахрай и др. Минск: КрасикоПринт,2006.272с.3.Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014г.№1643).4.Зарецкая, Е.Н.Деловое общение: учебник в 2 т./ Е.Н. Зарецкая. М.: Дело,2002.Т.1.686с. Т.2. 720с.5.

Здоровье –21. Основа политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение / Всемирная организация здравоохранения. –Копенгаген: Европейское региональное бюро, 2001. –№ 5. –39 с.6.

Матвейчик Т.В. Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: монография /Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб. –Минск: ГУ РНМБ, 2012. –88с.7.Матвейчик Т.В. Сестринское дело в XXIвеке: монография /Т.В. Матвейчик, Е.М. Тищенко, Э.В. Мезина. Минск: БелМАПО, 2014. 303с.8.Медсестры вобщественном здравоохранении: прошлое и будущее: лит. обзор. –Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2001. –24 с.9.Общая психодиагностика: практикум в 2х частях. Авторсоставитель И.Н. Калашникова. Минск: БГПУ,2006.66с.