Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси
Выпуск:
ART 85063
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвейчик
Т.
В.,
Шваб
Л.
В. Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
311–315. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85063.htm.
Аннотация. Определение уровня организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер полезно для возможности влияния на трудовую мотивацию, успешность работы и актуально для трансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата первичной медицинской помощью.
Текст статьи
Матвейчик Татьяна Владимировна,кандидат медицинских наук,доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск, Республика Беларусьmatveichik51@rambler.ru
Шваб Любовь Валентиновна,старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учёта в здравоохранении с курсом медицинской информатики, ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск, Республика Беларусь
Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер
в Беларуси
Аннотация.Определение уровня организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер полезно для возможности влиянияна трудовую мотивацию, успешность работы и актуально для трансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата первичной медицинской помощью.Ключевые слова:главные медицинские сестры, мотивация, организационные и коммуникативные навыки.
Одной из стратегических задач проводимых постепенных изменений в социальной сфереРеспублики Беларусьявляется обеспечение успешного функционирования огромного отрядамедицинских сестер, доля которого составляет67,2% от числа всех медицинских работников. Технологические инновации и организационные мероприятия способны быть эффективными при условии оптимальной трудовой мотивации персонала и в первую очередь главных медицинских сестер.Известно, что руководители сестринского дела имеют разный уровень организационных и коммуникативных навыков, что влияет на успешность профессиональной деятельностине только их самих, но и подчиненныхмедицинских сестер [1,6]. Определение профессиональных навыков в общении и организации работы персонала может стать основой улучшения качества работы руководителя. Цельисследования: определение уровня трудовой мотивации по уровнюпотребности в достижении успеха в сочетании с показателями организационных и коммуникативных навыков у главных медицинских сестер в Республике Беларусь.Задачи: определение уровня трудовой мотивации и возможного влияния на негоустановленногоуровня организационных и коммуникативных навыков.Полученные сведения могут быть использованы для управленческого консультированияи мотивацииглавных медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категории.С целью решения поставленной цели и задач в20132014 гг. на курсеповышения квалификации «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»(БелМАПО)проанализирован уровень организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер.Материал и методы: единицей наблюдения являлись главные медицинские сестры из разных регионов Республики Беларусь, обучающиеся на курсе повышения квалификации «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПОв 20132014гг. Методом анонимного анкетирования опрошено 120человек, результаты обработаны с помощьюстатистическогоанализа, расчета средних величини их характеристик,построения простых и сложных таблиц.
Методика определения организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер основана на представлениях авторов [2,9] о том,что анализ «Я образа» позволяет выявить основные аспекты личности: знание о себе и отношениек самому себев процессе жизни. Выделяют факторы, которые обусловливают «Я концепцию»: самоуверенность, самопринятие, саморуководство, ожидание отношения других, самообвинение, самоинтерес, понимание самого себя. Методика базируется на вопроснике исследования коммуникативных и организационных склонностей [2], содержащем 40 вопросов. Суммирование баллов по специальному ключу дает возможность разграничить изучаемые склонности личности на 5 уровней, от очень низкого показателя до высшего. Методика изучения отношения к самому себе [9] основана на применении вопросника, содержащего 110 вопросов. Специальная шкалаключ позволяет разбить варианты ответов на 9 шкал, отвнутренней честности до внутренней склонности к конфликтам и самообвинения (табл.2). Изучение характеристик типов личностипомогаютвыявить навыки лидерства, сильные черты характера, способность быстроты принятия решения, установить приоритеты в работе, определить характеристики стиля личности, влияющие на организационный климат и культуру делового общения.Возрастной состав сестринских специалистов колебался от 25 до 55 лет, с преобладанием возраста3645 лет.Уровень профессиональной квалификации у главных медицинских сестер и их резерва различен, обусловлен возрастом(диаграмма1).
Диаграмма1. Наличие квалификационных категорий у главных медицинских сестер повозрасту
Наибольшее число исследованныхглавных медицинских сестер и их резерва относится к возрастной группе 3640 лет (30 чел.), и 4145 лет (30 чел.). Кэтому возрастудостигается наиболее высокий уровень профессионального мастерства, отмеченный наличием квалификационных категорий. При этом, пик наличия первой категории приходится на возраст сестринских руководителей 3640лет, а для высшейкатегории–4145 лет. Следовательно, основной акцент на карьерное развитие руководителям медицинских организаций следует предпринимать для сотрудников в самом продуктивном для деятельности возрасте3645 лет. Изучено, чтоуровень потребности в успехе у главных медсестер в 2014г. изменился по сравнению с 2012 г.(диаграмма 2). Так, в группе обследованных специалистовсредний уровень потребности в успехестал преобладающим у 55% сестер(в 2012г. –54%),низкий уровень уменьшился с 32% (2012г.) до 29%, а высокий появился у 16%, ранееон составлял 14%[6]. Это может свидетельствовать о правильно избранном направлении педагогической деятельности на повышение уверенностиглавных медицинских сестер, прежде всего в самихсебе.
Диаграмма2. Уровень потребности в успехе у главных медсестер (2012,2014гг)
Проведено изучение уровнякоммуникативных и организационных склонностей, исследование потребности в достиженииуспехас применением тестов (табл.1).
Таблица 1Уровень коммуникативных и организационных склонностейу главных медицинских сестер
Уровни
Высший, высокий%средний%Низкий, очень низкий%Коммуникативные Способности665537311714Организаторские способности10386141233
Среднее значение показателя коммуникативных способностей главных медицинских сестер составило 13 баллов (95% ДИ1116 баллов).Среднее значение показателя организаторских способностей главных медицинских сестер составило 16 баллов (95% ДИ 1418 баллов).Это означаетпреобладание среднегоуровнякоммуникативных и организаторских способностейу анкетированных, влияющих насредневыраженную потребностьв успехе.Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятсярасширить круг знакомых, проявляют инициативу в общении, помогают близким и друзьям, способны принимать решения в трудных или нестандартных ситуациях. При оценке по шкале потребности в достижении успеха в профессиональной деятельности главных медицинских сестер преобладают средние (55%) инизкие значения (29%),изменившиеся в динамике[6]. Это может свидетельствовать о самодостаточности испытуемых, которые имеют необходимый уровень профессиональных знаний и умений, средниепоказатели по коммуникативным и организаторским способностям, но ненацелены на значительные достижения.У 17% респондентовотмечен низкий уровень коммуникативных или организаторских способностей, что может поддерживать более высокий уровень конфликтности в коллективе и стать интересным для методик коррекции психологом.
При исследовании отношения личности к самому себе использовался тест, включавший 110 вопросов, ответы на каждый из которых оценивался по 9 бальной шкале (табл. 2).
Таблица 2Уровень отношения личности к самому себеруководителя сестринского дела
ШкалаЗначения уровней отношения к самому себеВысокие (абс. цифры)
% Средние(абс. цифры)%
Низкие(абс. цифры)%
Шкала 1внутренняя честность - - 9711193Шкала 2–самоуверенность - - 10811092Шкала 3источник активности 2211910789Шкала 4 зеркальное «Я» 5410810588Шкала 5 –самоценность 11131110688Шкала 6 –самопринятие 1112101078989Шкала 7 –самопривязанность 1111910890Шкала 8внутренняя конфликтность - - 5411596Шкала 9–самообвинение 113311696
По шкале внутренняя честность низкиезначения отмечены у 93%анкетированных, средние значения имели 7%испытуемых, что может свидетельствовать о выраженнойзакрытости испытуемых или нежелании выдавать значимую информацию о себе.Это те аспекты образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являются значимыми для личности (с точки зрения моральных норм). Этот факт подтверждает низкие значения у 96% по шкале внутренняя конфликтность, что свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости и самодовольстве, влияющих на качество делового общения.По шкалам самоуверенность(92%), источник активности(89%),зеркальное «Я»(88%),самоценность(88%),самопринятие(89%),самопривязанность(90%)преобладализначенияпоказателейв средних и низкихпределах.
По шкалам внутренней конфликтности и самообвинения преобладаютнизкиезначения (96%) у всей группы, а средние встречаются у 34%.Низкие значения показателей по данной шкале свидетельствуют оневысоком уровневнутренних конфликтов, обусловленных недостатком самоуважения. На это может влиять также недооценкасвоих возможностей, компетентности, знаний и способностей, сомнений, тревожных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины, что может приводить к сомнениям в своей способности чтото предпринять или изменить. Эти показателиявляются индикатором наличиясимпатии, что может сопровождаться позитивнымиэмоциями в свой адрес, обусловленнымивысокойсамооценкойсобственных качеству 88% медицинских сестер.Известно, что главным мотивом для одного специалиста медицинской организации может быть работас необходимым уровнем ответственности, которая позволяет ему самостоятельно принимать решения, разрабатывать собственные проекты, для другого возможность постоянного образования, а для третьего размер заработной платы [5,7].Проведение индивидуального консультирования и тестирования для уточнения возникших проблем у сестринских руководителей полезно [7], ибо известно, что отрицать ошибки –это двойная ошибка, как гласит арабская пословица. Исследование подтверждает позитивные изменения трудовой мотивации впрофессиональной деятельности организаторов сестринского дела, обусловленныепедагогическими подходами в системе дополнительного обучения этих специалистов:1.Пик наличия первой квалификационной категории приходится на возрастную группуглавных медицинских сестер 3640лет, а высшей категории –4145 лет, в связи с чем, руководителям медицинских организаций следует предпринимать основной акцент на карьерное развитие сотрудников внаиболеепродуктивном дляпрофессиональнойдеятельности возрасте; 2.Выступая инициаторами общения, сестринский руководитель может использовать техники активного слушания с целью улучшения качества жизни пациентов [4,5], восполняя функцию общения, которую в силу занятости не может предложить пациенту врач, но которую обязательно ждет больной человек. Имеющиеся у главных медицинских сестер навыки по общению указывают на возможность их применения;3.Для профессиональной адаптации29%специалистов, показавших низкий уровень потребности в успехе,целесообразно продолжать развивать и поддерживать на должном уровне имеющиеся коммуникативные и организаторскиенавыки посредством самообучения и работы профессиональных психологов в медицинских организациях [8], а также шире использовать наставничество, демонстрировать творческие подходы при проведении занятий в «Школе молодого специалиста» [6,7];4.Изменившийся уровень потребности в успехе у главныхмедсестерв 2014г. по сравнению с 2012 г. свидетельствуето правильно избранном направлении педагогической деятельности, направленной на повышение уверенности в себе,в целомуказывает нато, что имеющийся уровень благоприятен для выполняемой работы. Полученные сведения могут быть использованы для управленческого консультирования и мотивации главных медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категориии показателей нацеленности на эффективную деятельность.Вывод о необходимостивлияния на уровеньтрудовой мотивации, наблюдения за динамикой показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси актуален длятрансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата медикосанитарными услугами, сделанный ВОЗ (2013г.) в резолюции WHA66.23 и выполняетсяв Беларуси, что подтвержденоисследованием.
Ссылки на источники 1.Вальчук Э.А. Сестринское дело в Беларуси: опыт прошлого, настоящее и шаг в будущее (библиографический справочник): научнометодические издания сотрудников БелМАПО за 20012013гг.: справочное издание /Э.А. Вальчук, Т.В. Матвейчик, В.И. Иванова. –Минск: БелМАПО.2014. –32с.2.Ильина Л.В., Макарова С.Г., Шахрай Н.П., Ермолова В.Г. и др. Путеводитель по специальностям /Л.В. Ильина, С.Г. Макарова, Н.П. Шахрай и др. Минск: КрасикоПринт,2006.272с.3.Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014г.№1643).4.Зарецкая, Е.Н.Деловое общение: учебник в 2 т./ Е.Н. Зарецкая. М.: Дело,2002.Т.1.686с. Т.2. 720с.5.
Здоровье –21. Основа политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение / Всемирная организация здравоохранения. –Копенгаген: Европейское региональное бюро, 2001. –№ 5. –39 с.6.
Матвейчик Т.В. Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: монография /Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб. –Минск: ГУ РНМБ, 2012. –88с.7.Матвейчик Т.В. Сестринское дело в XXIвеке: монография /Т.В. Матвейчик, Е.М. Тищенко, Э.В. Мезина. Минск: БелМАПО, 2014. 303с.8.Медсестры вобщественном здравоохранении: прошлое и будущее: лит. обзор. –Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2001. –24 с.9.Общая психодиагностика: практикум в 2х частях. Авторсоставитель И.Н. Калашникова. Минск: БГПУ,2006.66с.
Шваб Любовь Валентиновна,старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учёта в здравоохранении с курсом медицинской информатики, ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск, Республика Беларусь
Уровень трудовой мотивации и значение определения показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер
в Беларуси
Аннотация.Определение уровня организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер полезно для возможности влиянияна трудовую мотивацию, успешность работы и актуально для трансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата первичной медицинской помощью.Ключевые слова:главные медицинские сестры, мотивация, организационные и коммуникативные навыки.
Одной из стратегических задач проводимых постепенных изменений в социальной сфереРеспублики Беларусьявляется обеспечение успешного функционирования огромного отрядамедицинских сестер, доля которого составляет67,2% от числа всех медицинских работников. Технологические инновации и организационные мероприятия способны быть эффективными при условии оптимальной трудовой мотивации персонала и в первую очередь главных медицинских сестер.Известно, что руководители сестринского дела имеют разный уровень организационных и коммуникативных навыков, что влияет на успешность профессиональной деятельностине только их самих, но и подчиненныхмедицинских сестер [1,6]. Определение профессиональных навыков в общении и организации работы персонала может стать основой улучшения качества работы руководителя. Цельисследования: определение уровня трудовой мотивации по уровнюпотребности в достижении успеха в сочетании с показателями организационных и коммуникативных навыков у главных медицинских сестер в Республике Беларусь.Задачи: определение уровня трудовой мотивации и возможного влияния на негоустановленногоуровня организационных и коммуникативных навыков.Полученные сведения могут быть использованы для управленческого консультированияи мотивацииглавных медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категории.С целью решения поставленной цели и задач в20132014 гг. на курсеповышения квалификации «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»(БелМАПО)проанализирован уровень организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер.Материал и методы: единицей наблюдения являлись главные медицинские сестры из разных регионов Республики Беларусь, обучающиеся на курсе повышения квалификации «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПОв 20132014гг. Методом анонимного анкетирования опрошено 120человек, результаты обработаны с помощьюстатистическогоанализа, расчета средних величини их характеристик,построения простых и сложных таблиц.
Методика определения организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер основана на представлениях авторов [2,9] о том,что анализ «Я образа» позволяет выявить основные аспекты личности: знание о себе и отношениек самому себев процессе жизни. Выделяют факторы, которые обусловливают «Я концепцию»: самоуверенность, самопринятие, саморуководство, ожидание отношения других, самообвинение, самоинтерес, понимание самого себя. Методика базируется на вопроснике исследования коммуникативных и организационных склонностей [2], содержащем 40 вопросов. Суммирование баллов по специальному ключу дает возможность разграничить изучаемые склонности личности на 5 уровней, от очень низкого показателя до высшего. Методика изучения отношения к самому себе [9] основана на применении вопросника, содержащего 110 вопросов. Специальная шкалаключ позволяет разбить варианты ответов на 9 шкал, отвнутренней честности до внутренней склонности к конфликтам и самообвинения (табл.2). Изучение характеристик типов личностипомогаютвыявить навыки лидерства, сильные черты характера, способность быстроты принятия решения, установить приоритеты в работе, определить характеристики стиля личности, влияющие на организационный климат и культуру делового общения.Возрастной состав сестринских специалистов колебался от 25 до 55 лет, с преобладанием возраста3645 лет.Уровень профессиональной квалификации у главных медицинских сестер и их резерва различен, обусловлен возрастом(диаграмма1).
Диаграмма1. Наличие квалификационных категорий у главных медицинских сестер повозрасту
Наибольшее число исследованныхглавных медицинских сестер и их резерва относится к возрастной группе 3640 лет (30 чел.), и 4145 лет (30 чел.). Кэтому возрастудостигается наиболее высокий уровень профессионального мастерства, отмеченный наличием квалификационных категорий. При этом, пик наличия первой категории приходится на возраст сестринских руководителей 3640лет, а для высшейкатегории–4145 лет. Следовательно, основной акцент на карьерное развитие руководителям медицинских организаций следует предпринимать для сотрудников в самом продуктивном для деятельности возрасте3645 лет. Изучено, чтоуровень потребности в успехе у главных медсестер в 2014г. изменился по сравнению с 2012 г.(диаграмма 2). Так, в группе обследованных специалистовсредний уровень потребности в успехестал преобладающим у 55% сестер(в 2012г. –54%),низкий уровень уменьшился с 32% (2012г.) до 29%, а высокий появился у 16%, ранееон составлял 14%[6]. Это может свидетельствовать о правильно избранном направлении педагогической деятельности на повышение уверенностиглавных медицинских сестер, прежде всего в самихсебе.
Диаграмма2. Уровень потребности в успехе у главных медсестер (2012,2014гг)
Проведено изучение уровнякоммуникативных и организационных склонностей, исследование потребности в достиженииуспехас применением тестов (табл.1).
Таблица 1Уровень коммуникативных и организационных склонностейу главных медицинских сестер
Уровни
Высший, высокий%средний%Низкий, очень низкий%Коммуникативные Способности665537311714Организаторские способности10386141233
Среднее значение показателя коммуникативных способностей главных медицинских сестер составило 13 баллов (95% ДИ1116 баллов).Среднее значение показателя организаторских способностей главных медицинских сестер составило 16 баллов (95% ДИ 1418 баллов).Это означаетпреобладание среднегоуровнякоммуникативных и организаторских способностейу анкетированных, влияющих насредневыраженную потребностьв успехе.Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятсярасширить круг знакомых, проявляют инициативу в общении, помогают близким и друзьям, способны принимать решения в трудных или нестандартных ситуациях. При оценке по шкале потребности в достижении успеха в профессиональной деятельности главных медицинских сестер преобладают средние (55%) инизкие значения (29%),изменившиеся в динамике[6]. Это может свидетельствовать о самодостаточности испытуемых, которые имеют необходимый уровень профессиональных знаний и умений, средниепоказатели по коммуникативным и организаторским способностям, но ненацелены на значительные достижения.У 17% респондентовотмечен низкий уровень коммуникативных или организаторских способностей, что может поддерживать более высокий уровень конфликтности в коллективе и стать интересным для методик коррекции психологом.
При исследовании отношения личности к самому себе использовался тест, включавший 110 вопросов, ответы на каждый из которых оценивался по 9 бальной шкале (табл. 2).
Таблица 2Уровень отношения личности к самому себеруководителя сестринского дела
ШкалаЗначения уровней отношения к самому себеВысокие (абс. цифры)
% Средние(абс. цифры)%
Низкие(абс. цифры)%
Шкала 1внутренняя честность - - 9711193Шкала 2–самоуверенность - - 10811092Шкала 3источник активности 2211910789Шкала 4 зеркальное «Я» 5410810588Шкала 5 –самоценность 11131110688Шкала 6 –самопринятие 1112101078989Шкала 7 –самопривязанность 1111910890Шкала 8внутренняя конфликтность - - 5411596Шкала 9–самообвинение 113311696
По шкале внутренняя честность низкиезначения отмечены у 93%анкетированных, средние значения имели 7%испытуемых, что может свидетельствовать о выраженнойзакрытости испытуемых или нежелании выдавать значимую информацию о себе.Это те аспекты образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являются значимыми для личности (с точки зрения моральных норм). Этот факт подтверждает низкие значения у 96% по шкале внутренняя конфликтность, что свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости и самодовольстве, влияющих на качество делового общения.По шкалам самоуверенность(92%), источник активности(89%),зеркальное «Я»(88%),самоценность(88%),самопринятие(89%),самопривязанность(90%)преобладализначенияпоказателейв средних и низкихпределах.
По шкалам внутренней конфликтности и самообвинения преобладаютнизкиезначения (96%) у всей группы, а средние встречаются у 34%.Низкие значения показателей по данной шкале свидетельствуют оневысоком уровневнутренних конфликтов, обусловленных недостатком самоуважения. На это может влиять также недооценкасвоих возможностей, компетентности, знаний и способностей, сомнений, тревожных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины, что может приводить к сомнениям в своей способности чтото предпринять или изменить. Эти показателиявляются индикатором наличиясимпатии, что может сопровождаться позитивнымиэмоциями в свой адрес, обусловленнымивысокойсамооценкойсобственных качеству 88% медицинских сестер.Известно, что главным мотивом для одного специалиста медицинской организации может быть работас необходимым уровнем ответственности, которая позволяет ему самостоятельно принимать решения, разрабатывать собственные проекты, для другого возможность постоянного образования, а для третьего размер заработной платы [5,7].Проведение индивидуального консультирования и тестирования для уточнения возникших проблем у сестринских руководителей полезно [7], ибо известно, что отрицать ошибки –это двойная ошибка, как гласит арабская пословица. Исследование подтверждает позитивные изменения трудовой мотивации впрофессиональной деятельности организаторов сестринского дела, обусловленныепедагогическими подходами в системе дополнительного обучения этих специалистов:1.Пик наличия первой квалификационной категории приходится на возрастную группуглавных медицинских сестер 3640лет, а высшей категории –4145 лет, в связи с чем, руководителям медицинских организаций следует предпринимать основной акцент на карьерное развитие сотрудников внаиболеепродуктивном дляпрофессиональнойдеятельности возрасте; 2.Выступая инициаторами общения, сестринский руководитель может использовать техники активного слушания с целью улучшения качества жизни пациентов [4,5], восполняя функцию общения, которую в силу занятости не может предложить пациенту врач, но которую обязательно ждет больной человек. Имеющиеся у главных медицинских сестер навыки по общению указывают на возможность их применения;3.Для профессиональной адаптации29%специалистов, показавших низкий уровень потребности в успехе,целесообразно продолжать развивать и поддерживать на должном уровне имеющиеся коммуникативные и организаторскиенавыки посредством самообучения и работы профессиональных психологов в медицинских организациях [8], а также шире использовать наставничество, демонстрировать творческие подходы при проведении занятий в «Школе молодого специалиста» [6,7];4.Изменившийся уровень потребности в успехе у главныхмедсестерв 2014г. по сравнению с 2012 г. свидетельствуето правильно избранном направлении педагогической деятельности, направленной на повышение уверенности в себе,в целомуказывает нато, что имеющийся уровень благоприятен для выполняемой работы. Полученные сведения могут быть использованы для управленческого консультирования и мотивации главных медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категориии показателей нацеленности на эффективную деятельность.Вывод о необходимостивлияния на уровеньтрудовой мотивации, наблюдения за динамикой показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер в Беларуси актуален длятрансформирования образования кадров для достижения всеобщего охвата медикосанитарными услугами, сделанный ВОЗ (2013г.) в резолюции WHA66.23 и выполняетсяв Беларуси, что подтвержденоисследованием.
Ссылки на источники 1.Вальчук Э.А. Сестринское дело в Беларуси: опыт прошлого, настоящее и шаг в будущее (библиографический справочник): научнометодические издания сотрудников БелМАПО за 20012013гг.: справочное издание /Э.А. Вальчук, Т.В. Матвейчик, В.И. Иванова. –Минск: БелМАПО.2014. –32с.2.Ильина Л.В., Макарова С.Г., Шахрай Н.П., Ермолова В.Г. и др. Путеводитель по специальностям /Л.В. Ильина, С.Г. Макарова, Н.П. Шахрай и др. Минск: КрасикоПринт,2006.272с.3.Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014г.№1643).4.Зарецкая, Е.Н.Деловое общение: учебник в 2 т./ Е.Н. Зарецкая. М.: Дело,2002.Т.1.686с. Т.2. 720с.5.
Здоровье –21. Основа политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение / Всемирная организация здравоохранения. –Копенгаген: Европейское региональное бюро, 2001. –№ 5. –39 с.6.
Матвейчик Т.В. Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: монография /Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб. –Минск: ГУ РНМБ, 2012. –88с.7.Матвейчик Т.В. Сестринское дело в XXIвеке: монография /Т.В. Матвейчик, Е.М. Тищенко, Э.В. Мезина. Минск: БелМАПО, 2014. 303с.8.Медсестры вобщественном здравоохранении: прошлое и будущее: лит. обзор. –Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2001. –24 с.9.Общая психодиагностика: практикум в 2х частях. Авторсоставитель И.Н. Калашникова. Минск: БГПУ,2006.66с.