Школа как центр формирования культуры безопасного поведения детей на дороге

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левадняя М. О. Школа как центр формирования культуры безопасного поведения детей на дороге // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 461–465. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85093.htm.
Аннотация. В статье приводится статистика по РФ количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, количества травмированных и погибших детей. Анализируются причины сложившейся негативной ситуации. Представлен проект по созданию условий для формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах. Приводятся показатели социальной и экономической эффективности данного проекта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левадняя Майя Олеговна,Кандидат психологических наук, доцент,Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Владивостокlemaya@mail.ru

Школа как центр формирования культуры безопасного поведениядетей на дороге

Аннотация. ВстатьеприводитсястатистикапоРФколичествадорожнотранспортныхпроисшествийсучастиемдетей,количестватравмированныхипогибшихдетей.Анализируютсяпричинысложившейсянегативнойситуации.Представленпроектпосозданию условий для формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах.Приводятсяпоказателисоциальнойиэкономическойэффективностиданногопроекта.Ключевые слова:культура безопасного поведения детей на дорогах, обучение правилам дорожного движения, пропаганда соблюдения правил дорожного движения.

Культура безопасности–это составная часть внутренней культуры личности,от которой зависит поведение человекав современном меняющемся мире. К понятиюкультурыбезопасностиможно отнестиспособы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения своей безопасности, а также степень развитости общества в этой области. Современные реалии, представляющие все возрастающие угрозы жизни и здоровью людей, в том числе на дорогах, заставляют обратить особое внимание формированию культуры безопасности.Возрастающая потребность общества и государства в гражданах, неукоснительно соблюдающих правила дорожного движения, диктует необходимость разработки теоретических и практических основ формирования культуры безопасного поведения школьников на дорогах. Травматизм на дороге и транспорте приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, гибнут и становятся инвалидами дети.Приморский край в 2014 году попал в список областей, в которых за прошедшие 9 месяцев текущего года наблюдается рост количества ДТП. В Приморье рост количества ДТП составил 10,4%[1]. Такие показатели можно объяснить ростом количества автомобилей и водителей в Приморском крае. Но это слабое утешение, так как рост транспорта на дорогах не должен приводить к увеличению смертности.В России в дорожнотранспортных происшествиях ежегодно гибнут более 1500 детей, более 20 000 детей получают травмы. В Приморском крае за 2013 год совершено 511 ДТП с участием детей,погибло 13 детей, травмирован 541 ребенок[2].

Дети отличаются от взрослых целым рядом особенностей психофизиологического характера, что не позволяет им осознать опасность,которую несет в себе дорожная ситуация, у них отсутствует защитная психологическая реакция надорожную обстановку, способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Очень часто сами дети,которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них,становятся причиной возникновения дорожнотранспортных происшествий.

Согласно статистике по Приморскому краю в 2013 годувозросли показатели аварийности по собственной неосторожности детей. Зарегистрировано 170 таких ДТП, 3 ребенка погибли и 173 травмированы. Среди зарегистрированных ДТП 215 произошло сучастием детейпешеходов, в 91 случае причиной стало нарушениеправил дорожного движения самими детьми, при этом погибли два ребенка, получили травмы 90детей.В последние годы в Приморском крае печальную статистику ДТП пополняют юные водители мопедов. Они легкомысленно управляют своим двухколесным другом, стараясь продемонстрировать свое «мастерство» вождения перед сверстниками. Объединяясь в группы, любители мопедов устраивают езду наперегонки,нарушая при этом элементарные правила дорожного движения. Не соблюдая разрешенную скорость движения или место расположения на проезжей части, они становятсявиновниками тяжелейших дорожных аварий. Большинство подростков пренебрегают ношением мотошлемов, что увеличивает степень травматизма в разы. Статистика показывает, что 90% ДТП с участием мопедов и велосипедов на дорогах Приморского края происходят по вине самих водителей двухколесников[1]. В 2013 году зарегистрировано 102 ДТП с участием несовершеннолетних водителей, погиб один несовершеннолетний, пострадали 59. Из общего числа ДТП по вине детейводителей 24 ДТП произошло с участием детей, не достигших возраста, дающего право управления мототранспортным средством[2]. Приведенные цифры свидетельствуют о недостаточном государственном и общественном воздействии на несовершеннолетних участников дорожного движения с целью формирования у них устойчивых стереотипов законопослушного поведенияна дороге. В связи с этим одной из задач подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае на 20132017 годы» является повышение правового сознания и пропаганда культуры поведения участников дорожного движения[3].Проводимые совместные профилактические мероприятия, осуществляемые сотрудниками подразделений пропаганды ГИБДД и педагогами общеобразовательных учреждений, сводятся, как правило, к пропагандесоблюдения ПДД.Вместе с тем важна не только пропаганда, но и организация образовательного процесса, направленного на обучение ПДД. Важно, чтобы в основе данного процесса были педагогические закономерности, принципы, формы, методы обучения, воспитания и развития учащихся[4].Эффективным инструментом формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах являетсяпривлечение образовательных учреждений, в частности школ, как центров формирования такой культуры. В связи с этим в рамках правительственной программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 20112014 годах», реализуемой на базе Приморского филиалаРоссийской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,группой директоров и заместителей директоров школ Приморского края Бирюковой О.А., Бойко С.Л., Золотаревой О.А., Кирпо И.В., Колосовской Р.М., Тулуповой Ю.А., ТюленевойТ.А., Ухаботиным А.С., Шершенюк В.В., под научным руководством авторастатьи был разработан проект по созданиюусловий для формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах. Этот проект является достаточно актуальным и имеющим практическую значимость для Приморского края.Надеемся, что этот проект будет полезен и для других субъектов Российской Федерации.Целевой аудиторией проекта являются: учащиеся образовательных учреждений, а такжедошкольники (46 лет).Ключевым звеном разработанного проекта является создание «Технокомплекса», который включает в себя: автоплощадку, специализированный кабинет, прикладную и техническую мастерские.Автоплощадка –это участок земли, обустроенный техническими средствами обучения (дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры, электромобили, электромопеды), используемый для отработки практических навыков безопасного поведения детей и подростков на дороге.Автокабинет–этоучебный кабинет, обустроенный учебнометодическими пособиями и тренажёрами для теоретического обучения подростков правилам дорожного движения.Прикладная мастерская–учебный кабинет, используемый для изготовления агитационного материала и светоотражающих элементов.Техническая мастерская–это специализированный кабинет, оборудованный для изучения устройства автотехники и ее ремонта. Организационноправой формой проекта является юридическое лицо, т.е. общеобразовательное учреждение. Все финансовые операции, кроме заработной платы штатных сотрудников, осуществляются на основе положения о дополнительных платных услугах. С привлеченными сотрудниками из других ведомств заключаются договоры.Внедрение, реализация и контроль остается за администрацией образовательного учреждения. В штатное расписание образовательного учреждения вводится новая штатная единица–заместитель директора по проектной деятельности. Согласно должностной инструкции заместитель директора по проектной деятельности является руководителем проекта и подчиняется руководителю образовательного учреждения. Работа технокомплекса организована и проводится по трём возрастным группам: 14 классы, 58 классы, 911 классы. Кроме этого услугами технокомплекса смогут воспользоваться жители микрорайона(Табл. 1).Таблица 1Организация работы технокомплекса

Возрастные группыФормы организации работы14 классы

клубные дни для групп продлённого дня;

беседы по правилам дорожного движения классных руководителей, инспекторов ГИБДД;

занятия дополнительного образования «Юный пешеход», «Светофор», «Свисток» и др.;

конкурсы рисунков по тематике «Грамотный пешеход»;

тематические утренники, праздники, викторины по правилам дорожного движения. Для детей этого возраста функционирует детская площадка, где ребята смогут не только изучать правила дорожного движения, но и получают первые навыки управления электромобилями. Итогом данной работы является вручение удостоверения«Юного пешехода».58 классы

тематические занятия классными руководителями по изучению отдельных разделов «Правил дорожного движения»;

занятия дополнительного образования«Юный инспектор дорожного движения»;

работа «Прикладной мастерской» по изготовлению агитационного материала и светоотражающих элементов;

работа «Технической мастерской» по изучению устройства и ремонту автотехники;

олимпиады по знанию правил дорожного движения, тематические утренники, праздники, викторины, конкурсы рисунков и плакатов, турниры смекалистых, КВН и др.Итогом данной работы является вручение удостоверения«Юный инспектор дорожного движения».911 классыОсновной формой работы является профессиональная ориентация и подготовка ребят по специальностям занятым в автотранспортной отрасли. С ними организуются встречи с инспекторами ГИБДД, юристами, тематические автопробеги. Для учащихся 1011 классов на базе общеобразовательного учрежденияза отдельную плату организуется обучение по курсу «Автодело» преподавателями автошкол. По достижению 18 лет ребята получают водительское удостоверение.Жители микрорайонаОбучение по программе подготовки водителей категории В и С преподавателями автошколы

В непосредственном подчинении у руководителя проекта находятся:

классные руководители, которые один час в неделю проводят занятия по программе проекта, а также по своему желанию осуществляют дополнительную проектную деятельность или практикоориентированную деятельность;

учителяпредметники в рамках проекта могут привлекаться как консультанты;

руководители дополнительного образования, которые работают с учащимися 58 классов в мастерских;

технический персонал, который осуществляет свою деятельность на площадке и в специализированном классе, т.е. следит за состоянием технического оснащения, выдает и убирает на хранение инвентарь, принимает и сдает в кассу образовательного учреждения оплату, следит за работой площадки в неурочное время. Технический персонал (2 единицы) принимается на работу на договорной основе, и его оплата производится из внебюджетного фонда, т.е. из прибыли.Кроме кадровых ресурсовобразовательного учреждения для реализации проекта будут задействованы привлеченные кадры:руководители кружков учреждений дополнительного образования (Станции юных техников и Дома детского творчества), которые работают с группами из учащихся 79 классов в специализированном классе и мастерских;сотрудники ГИБДДи работники автошколы.С автошколой заключается договор, согласно которому преподаватель автошколы проводит с учащимися 1011 классов и желающими взрослыми жителями микрорайона подготовку водителей категории «В» по образовательной программе автошколы. Контроль за деятельностью группы по подготовке водителей категории «В» осуществляет вместе с автошколой руководитель проекта.

Один раз в месяц со всеми учащимися образовательного учреждения проводит лекторские занятия закрепленный за школой инспектор ГБДД(С 2013 года за каждой школой в Приморском крае закреплен сотрудник подразделения пропаганды ГИБДД).Руководитель проекта организует непосредственно взаимодействие с родителями, общественностью, предпринимателями, властными структурами и другими заинтересованными лицами.В процессе реализации проекта планируетсяиспользовать здание, помещения, а также территорию общеобразовательного учреждения. Главными преимуществами выбора данного места являются: отлаженная инфраструктура, наличие бюджетных средств общеобразовательного учреждения, наличие подготовленных педагогических кадров, отсутствие отдельного налогообложения на землю и имущество.Согласно статистике, 90% старшеклассников обучаются в автошколах с целью приобретения водительского удостоверения к 18 годам.В ходе работы над проектом был проанализирован рынок предоставляемых услуг автошколами. Анализ рынка показывает, что ценовая политика в области оказания услуг достаточно стабильна. Обучение на категорию «В» и «В,С» составляет от 25тыс. руб. до 30 тыс. руб.При низкой платежеспособности населения в Приморье это довольно высокая цена для обучения подростка. При получении данной услуги в автошколе на базе ОУстоимость обучения составит 20 тыс. руб. Ближайшие автошколы расположены от площадки, на которой будет реализовываться проект, в радиусе 1922 км, поэтому родителям выгодно обучить ребенка на местебез дополнительных затрат на дорогу. В области оказания дополнительных услугтакже очевидна выгода: ценовая политика ниже, расстояние ближе, что говорит о конкурентоспособности Технокомплекса.Заработная плата руководителя проекта, педагогов дополнительного образования, классных руководителей,задействованных в реализации проекта, выплачивается из Фонда оплаты труда образовательного учреждения, согласно НСОТ и Положения о порядке и условиях распределения стимулирующего фонда оплаты труда, в которых предусмотрены выплаты стимулирующего характера за участие в реализации отраслевых программ, проектов.

В качестве источниковфинансирования проекта предусмотрены: федеральный, региональный, муниципальныйбюджеты и частные инвестиции. Из федерального бюджета финансирование предполагается по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 20132017гг.» и согласно Постановлению Правительства РФ «Предоставление субсидий на модернизацию образования»[5] .Из регионального бюджета финансирование предусмотрено по программе ПК «Развитие образования ПК на 20132017годы» и по целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском краена 20132017 годы»[6].Для окупаемости проекта школа будет оказывать платные услуги: аренда 10 электромобилей; аренда 7 компьютеров, оснащенных обучающими программами. Кроме этого доход приносят безвозмездные поступления на ведение уставной деятельности, продажа светоотражающих элементов для одежды и школьных ранцев. Для выявления слабых и сильных сторон проекта, а также угроз и возможностей, которые может нести в себе внешняясредабыл применен SWOTанализ. К сильным сторонам данного проектаотносятся:отлаженная инфраструктура, наличие бюджетных средств ОУ, межведомственные взаимодействия с ГИБДД, ДДТ, СЮТ, наличие подготовленных педагогических кадров, отсутствие отдельного налогообложения на землю и имущество.Слабыми сторонами проекта являются следующие факторы:незаинтересованность участников проекта на начальном этапе, отсутствие готовности образовательного учреждения к реализации проекта, неотлаженный рынок сбыта предлагаемых услуг.В случае успешной реализации проекта для образовательного учреждения становится возможным:пополнение внебюджетного счета учреждения, укрепление материальнотехнической базы, благоустройство территории, развитие сетевого взаимодействия между ОУ, стимулирование и мотивация педагогических работников, рост средней заработной платы, организация занятости учащихся во внеурочноевремя, в т. ч. подростков из группы «риска», повышение рейтинга школы, снижение количества ДТП с участием детей.Угрозы–это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на проект. К ним относятся: конкуренция с автошколами и учреждениями дополнительного образования, низкая платежеспособность населения, изменение нормативноправовой базы на законодательном уровне, повышение тарифов на энергоресурсы, износ оборудования –факторы, способные оказать негативное воздействие на успешное внедрение и реализацию проекта. Для выявления внешнего окружения проекта и выделения наиболее важных влияющих факторовбыл произведён PESTанализ.

P–политическая среда: за 2010 год в законодательстве произошли существенныеизменения, повлекшие преобразования в работехозяйствующих субъектов. Поэтому в ближайшие годы законодательная база подвергнется лишь несущественным изменениям.E–экономический фактор: согласно анализу экономической ситуации в стране вход на рынок различных услуг в настоящее времядостаточно благоприятен. Однакоследует пояснить, что расчет экономических рисков производится с обязательной поправкой на средний уровень инфляции, рост которой по статистике за последние 3 года составил 7% ежегодно.S–социальный фактор: исследования дают возможность предположить, что спрос на проектируемые образовательные услуги будет возрастать.

T–технологический фактор: развитие в области информации и технологий, их растущая доступность поможет эффективно развивать проект. Для успешного внедрения проекта необходимо определить и учесть степени рисков и предусмотреть возможности управлять ими. Выявленные в настоящем проекте по предложенной методике риски позволяют внести коррективы и конкретные изменения в систему управления проектом на управленческом, организационном и мотивационном уровнях (Табл. 2). Таблица 2Управление рисками

Названия рисковСодержаниеМероприятия по устранениюЭкономические



Конкуренция

Низкая платежеспособность населенияРост цен на техническое оснащение проекта Повышение цен на электроэнергиюАнализ цен на рынке аналогических услуг, расчет себестоимости услуги с целью снижения цены.Расчет доступности цены

Предусмотреть процент денежного запаса цены проектаЗаключение договоров с фиксированными ценами ТехническиеВыход из строя технических средствПодготовка ремонтной базы и приобретение запасных частейСоциальныеИзменение конъюнктуры рынкаРеклама, разъяснительная работа среди учащихся и их родителейЗаконодательноправовыеИзменение законодательной базы в отношении платных образовательных услугПредусмотреть возможность перехода к другой организационноправовой формеФорсмажорПогодные условияПредусмотреть взаимозаменяемость услуг

Реализация проекта предусматривает основные этапы: подготовительный этап, этап реализации проекта и этап управления изменениями. Подготовительный этап начинается с образования инициативной группы, которая создается на августовском педагогическом совете образовательного учреждения перед новым учебнымгодом. Информация для родителей и учащихся доводится на организационной линейке1 сентября. С целью выявления желания и способностей участников образовательного процесса проводится анкетирование учащихся и родителей. По результатам анкетирования в дальнейшем будут сформированы группы дополнительного образования. Руководителем общеобразовательного учреждения вносятся изменения в штатное расписание с целью введения должности заместителя директора по проектной деятельности.На этом же этапе формируетсянормативноправовая база проекта: договор с руководством автошколы,вносятсяизменения вустав ОУ, издается приказ о назначении руководителя проекта, разрабатывается должностная инструкция руководителя проекта.Этап реализации проекта предусматривает:поиск спонсоров,участие в конкурсе на сайте государственных закупок, заключение договоров, приобретение необходимого оборудования и материалов, использование целевого финансирования (выплата заработной платы, счетов), обустройство технокомплекса (детская площадка, специализированный кабинет, техническая мастерская, прикладная мастерская), проведение рекламной акции и непосредственное функционирование проекта.Этап управления изменениямипредполагает: контроль вовлечения участников образовательного процесса, динамику себестоимости проекта, изучение общественного мнения, мониторинг рейтинга школы, контроль поступления средств на внебюджетный счет ОУ.В ходе реализации проекта ожидаютсяследующие результаты(Табл. 3).Таблица3Ожидаемые результаты

УчастникиСоциальные результатыЭкономические результатыУчащиеся1.Формирование культуры безопасного поведения на дорогах.

2.Занятость во внеурочное время.

3. Получение водительского удостоверения (в 18 лет).4.Профориентация.5.Приобретение начальных профессиональных навыков.





---- ДошкольникиПовышение интереса к безопасности дорожного движения, формирование культуры безопасного поведения на дороге с раннего возраста

---- Педагоги ОУ, педагоги дополнительного образованияПовышение социального статуса и конкурентоспособностиПовышение заработной платыРодители1.Занятость детей во внеурочное

время2. Повышение культуры безопасного поведения на дорогеСнижение материальных затрат на обучение детей на 25 %

Жители микрорайона

1.Наличие территории для организации досуга

2.Повышение культуры безопасного поведения на дорогеСнижение материальных и временных затрат на обучение

Сотрудники ГИБДД

1. Снижение уровня

травматизма, уменьшение числа ДТП2. Повышение социального статуса

---- Сотрудники автошколыРост конкурентоспособности1.Возможность увеличения заработной платы2.Развитие инфраструктурыСпонсорыПовышение общественной значимости---- Муниципальная властьПовышение безопасности дорожного движения на территории муниципального образованияУлучшение материальнотехнической базы подведомственных ОУ

Таким образом, формирование культуры безопасного поведения детей на дороге является составной частью национальных задач. К этим задачам можно отнести: обеспечениеличной безопасности, улучшение социальной, экономическойи демографической ситуаций, повышение качества жизни населения края.

Ссылки на источники1.Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс] : статистика ДТП. –2.Режим доступа: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html#st6. –[Дата обращения 22.01.2015]3.Неосторожность детей необходимо компенсировать внимательностью взрослых [Электронный ресурс] / Госавтоинспекция МВД России.–Режим доступа : http://www.gibdd.ru/r/22/news/696977/. –[Дата обращения 22.01.2015]4.Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» [Электронный ресурс] : постановление администрации Приморского края № 394па от 07 июля 2012г. –Режим доступа :

http://domino.primorsky.ru/ISAPK/kprotokol.nsf/search.html/F6BE1584BDC6EEC545.B257AD700060DB2?OpenDocument.–[Дата обращения22.01.2015].6.4. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма : метод. пособие / под общ. ред. В.Н. Кирьянова. –М. : Изд. дом «Третий Рим», 2009.–56 с.7.5. О порядке предоставления в 20112013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 436от 31 мая 2011 г. –Режим доступа :http://минобрнауки.рф/документы/1992/файл/92/8.41d3da1c6b91c8860c3b.pdf.–[Дата обращения22.01.2015].