Тоталитарные секты как почва для экстремистской идеологии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыскова М. И. Тоталитарные секты как почва для экстремистской идеологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 746–750. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85150.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать деятельность тоталитарных сект как почву для экстремистской идеологии. Проанализировано понятие «тоталитарная секта». Рассмотрены методы воздействия на сознание человека, используемые тоталитарными сектами. Особое внимание уделено экстремистской направленности деятельности тоталитарных сект.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лыскова Марина Ивановна,кандидат философских наук, доцент кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ДПО «ТИПК МВД России»), г. Тюменьmlyskova@yandex.ru

Тоталитарные секты как почва для экстремистской идеологии

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализироватьдеятельность тоталитарных сект как почву для экстремистской идеологии.Проанализировано понятие «тоталитарная секта». Рассмотрены методы воздействия на сознание человека, используемые тоталитарными сектами. Особое внимание уделено экстремистской направленности деятельности тоталитарных сект.Ключевыеслова: тоталитарныесекты,традиционные конфессии, деструктивные методы воздействия, манипулирование сознанием, экстремистская идеология, религиозный экстремизм.



Появление и широкое распространение с начала 90х годов XX века в России новых «конфессиональных» образований тоталитарного типа («Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр), «Белое братство», «Сознание Кришны», «Аум Синрикё», «Община Виссариона», «Универсальная церковь Муна» и т.п.) стало несомненным социокультурным фактом. Образование новых сект, новых религиозных учений, которые традиционные конфессии относят к еретическим, прослеживается на протяжении всей истории цивилизации. Однако они никогда не приобретали такого глобального распространения и такого организационноструктурированного характера, как в наши дни. По разным подсчетам, в мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект и новых культов [1, с. 184]. Изучение этого глобального и транскультурного явления требует междисциплинарного подхода. Распространение квазирелигиозных учений в конце XX века можно объяснить кризисом духовнонравственных ценностей, характерного для российского общества. Наряду с этим важной особенностью этого времени стало заполнение общественного сознания противоречивыми сенсационными сообщениями о реальности белой и черной магии, оккультизма, шаманства, экстрасенсов, колдунов и т.д. По мнению Фёдора Кондратьева, «резкий слом устоявшегося атеистического менталитета советского человека привел к непривычной для него идеологический дезориентировке, пробил брешь в догматическиматериалистическом мировоззрении» [1, с. 185]. Образовавшиеся межличностностная разобщенность, экзистенциальный вакуум, психологический надлом, неуверенность в завтрашнем дне, чувство одиночества, характерные длямироощущения большинства людей, способствовали распространению тоталитарных сект, с помощью которых многие люди хотели обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества. Следует отметить, что в России религиозные новообразования появлялись в основном в результате деятельности иностранных миссионеров. Опасность тоталитарных сект стала осознаваться российскими правоохранительными органами в 90х годах XX века. Первое специальное комплексное экспертное психологопсихиатрическое исследование было проведено в конце 1994 года и касалось деятельности организации «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр) [1, с. 190]. В конце XX века тоталитарные секты были признаны одной из угроз международной безопасности. Мир был потрясен массовыми жертвами «Ордена Солнечного Храма» в 1994 и 1995 гг., газовой атакой «Аум Синрикё» в токийском метро в 1995 году и массовым самоубийством членов секты «Небесные врата» в ЛосАнджелесе спустя четыре года. Как показывает международный опыт, деструктивные религиозные организации могут проводить крупные асоциальные акции, такие как массовое самоубийство и убийство, массовые беспорядки, массовые голодовки и т.д. Подобные акции и негативная деятельность деструктивных религиозных объединений затрагивают вопросы государственной безопасности и национальные интересы в сфере воспитания и образования детей и молодежи, защиты семьи.Религиозная картина современного мира представляет собой сложное и многоликое явление, в котором представлено большое количество религиозных течений, мистических учений и оккультных практик. В современном российском обществе наряду с традиционными общепринятыми религиозными учениями существуют и развиваются различного рода тоталитарные секты (деструктивные культы). Процесс, который начался на рубеже 8090хгодов XX века, в начале нового века набрал полную силу. Еще в 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на угрозу, исходящую от тоталитарных сект. По словам Патриарха, «в Россию устремляются всевозможные лжепроповедники и миссионеры, подблаговидным предлогом желающие не столько просветить, сколько разделить наш народ по вероисповедному признаку. Деятельность тоталитарных сект подрывает традиционные устои народа, оказывает разрушительное воздействие на личность, семью и государство» [2, с. 5].По определению А.Л. Дворкина, одного из ведущих специалистов по изучению современного сектантства, тоталитарными сектами называются «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политикорелигиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научнопознавательными, культурологическими и иными масками» [3, с. 21].Именно А.Л.Дворкину приписывается введение в обиход в русском языке термина «тоталитарная секта». В 2006 году во времяonlineконференциивРИА НовостиАлександр Дворкин утверждал, что понятие «тоталитарная секта» было введено им для того, чтобы отличать секты «классические» от «деструктивных»: «В связи с путаницей в употреблении термина «секты»я предлагаю разделять секты «классические» от сект «тоталитарных». Классические секты этосравнительно небольшие культурно ограниченные религиозные организации, главный смысл существования которых это противостояние основной религиозной традиции страны. Но вместе с тем, ни в коей мере нельзя сказать, что они социально опасны, эксплуатируют своих последователей,контролируют их сознание, наживаются на них и т. д. Все эти признаки характерны как раз для тоталитарных сект. К классическим сектам относятся, например,баптисты. Нужно отметить, что, употребляя этот термин, я никак не хочу их обидеть. Это классический термин социологии религии. Можно сказать, чтобаптисты

это уважаемая христианская секта. Есть и секты, принадлежность которых к той или иной группе определить достаточно сложно, поскольку они по ряду признаков уже не классические, но ещё и не тоталитарные. К таким сектам я отнёс быадвентистов седьмого дняистаропятидесятников.Ну а далее следуют уже собственно тоталитарные секты, которыми я и занимаюсь»[4]. В итоговой декларации международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», проводимой в Новосибирске 911 ноября 2004 года, тоталитарные секты определяются как «группы, позиционирующие себя в качестве религиозных, политикорелигиозных, психологических, целительских, образовательных, культурологических и иных объединений, которые: авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация; стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, а также и другими способами в той или иной мере нарушают их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение; противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур» [2, с. 206]. Следует признать, что данная формулировка была принята всеми исследователями деятельности тоталитарных сект и большинство из них ссылаются именно на нее. М.М. Василенко на основе анализа криминологических особенностей преступлений, совершаемых членами тоталитарных сект, формулирует понятие религиозных тоталитарных сект, которые определяет как «религиозные авторитарные организации, претендующие на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов; имеющие обожествленного лидера; практикующие скрытое психологическое насилие над личностью путем применения методов воздействия на сознание своих членов, тотального контроля за их поведением и жизнью; использующие обманные методы вербовки новых участников с целью их использования в своих интересах, незаконного обогащения и незаконной власти, деятельность которых связана с нарушением уголовного и иного законодательства» [5, с. 12].В октябре 2003 года в Москве прошел «круглый стол» по проблемам борьбы с тоталитарным сектами [6], на котором была представлены следующие данные: в России насчитывается от 300 до 500 различных сект, а численность вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации достигает около 1 миллиона человек. Из них 70 процентов–молодые люди от 18 до 27 лет. Следует отметить, что привести точную статистическую информацию по поводу количества тоталитарных сект и их численности не представляется возможным, так как подобные статистические исследования не проводились. Также не представляется возможным составить исчерпывающий список тоталитарных сект, хотя подобные попытки, конечно, же, осуществлялись. Относительно исчерпывающий список наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, а также оккультных центров и движений, действующих в России, на Украине и в Казахстане, представлен в материалах международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», которая стала одной из самых представительных общественных международных конференций по теме тоталитарного сектантства, проведенных в России [2, с. 213219]. Наиболее активными и продолжающими свой численный рост сектами были признаны неопятидесятники, «Свидетели Иеговы», мормоны, церковь сайентологии, церковь объединения, Общество Сознания Кришны, муниты, сатанисты и др. Следует отметить, что тоталитарные секты не обязательно имеют религиозный характер, в последнее время исследователи проблемы говорят о распространении тоталитарных сект коммерческого характера. Многие культы являются транснациональными корпорациями, финансовыми империями с жестко контролируемой организационной структурой.В тоталитарных сектах активно внедряется идея абсолютной истинности учения, культивируется убежденность в своей исключительности и внутригрупповой зависимости, формируются отрицательные отношения к общепринятым социальным, культурным и религиозным представлениям и установки на изоляцию себя от жизни общества. Возникают подсознательные формы коллективного реагирования и поведения. Лидеры сект следят за тем, чтобы у завербованных не было времени критически осмыслить происходящее, осознать, в какую ситуацию они попали. В тоталитарных сектах также культивируется безоговорочное подчинение лидерам, жесткая иерархичная организационная структура, контроль всех сторон жизни адептов, отгороженность от внешнего мира.Для привлечения и удержания новых членов в организации тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям, навязчивой пропаганде, психологическому давлению, запугиванию. Они используют скрытые методы манипулирования сознанием, цензуру информации и другие неэтичные способы контроля над личностью. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.Кобец П.Н. отмечает, что, стремясь безраздельно управлять личностью адепта, лидеры сект используют конфликты в семье адепта, с родственниками, коллегами, друзьями. Активно используются трудности молодых людей, неизбежно возникающих на этапе социального становления. Адепт изолируется от социума и общества в целом, выпадает из общественной и производственной сферы жизни общества и деятельности государства, прекращает выполнять свои гражданские обязанности. При этом член секты, находящийся в психологической зависимости, субъективно чувствует себя комфортно и готов выполнять любые указания лидеров сект [7, с. 20]. Тоталитарные секты используют потребности каждого человека в общности, значимости для окружающих и осмысленности существования, боязнь одиночества, свойственную большинству людей.По мнению П.Н. Кобца, опасность тоталитарных сект заключается в том, что они бросают вызов общепринятым демократическим ценностям, используя при этом деструктивные методы воздействия на психику человека (скрытые методы манипулирования сознанием, психологическое насилие). Лидеры сект требуют безоговорочного подчинения своих адептов.Отрицательными последствиями членства в тоталитарных сектах могут стать серьезные изменения личности, изменение мировоззрения и системы ценностей, утрата восприятия действительности, конфликты с родственниками и близкими людьми. Кроме того, в результате резких ценностных и мировоззренческих изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека, возникают и социальнопсихологические проблемы, такие как отчуждение членов секты от внешнего мира, вынужденный переход на менее квалифицированную работу или прекращение работы, агрессивность в фанатичном отстаивании своей идеологии, замкнутость, отказ от критического и рационального мышления, отчуждение от родителей, родственников и близких, уход из дома, отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты, отгороженность от окружающих, резкое ограничение приема пищи и сна, физическое и психическое истощение, повышенная возбудимость. Вследствие тоталитарного характера подобных организаций склонность определенной категории людей к зависимости, их несамостоятельность и замкнутость еще более усиливаются. За первоначально добровольным подчинением своей воли лидеру происходит некритичное усвоение новых догм и ритуалов. Практикуются активные массовые внушения, используется техника массового гипноза, срабатывает механизм психического заражения. В результате происходит радикальное изменение личностных ориентаций и поведения завербованных в секты людей с появлением признаков расстройств, которые могут свидетельствовать о психиатрической патологии.По мнению большинства исследователей [113], деятельность тоталитарных сект сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека. Возникающие нарушения сопровождаются социальной и семейной дезадаптацией личности. Деятельность сект причиняет тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации. Как правило, последователи тоталитарных сект лишаются права на свободу слова, свободу перемещения, медицинскую помощь, труд, отдых, свободу совести, жилище, частную собственность, информацию, образование, т.е. основных прав и свобод, закрепленных в международных документах и Конституции Российской Федерации. Такие факты, как применение психологического насилия, трудовая, эмоциональная, финансовая, сексуальная эксплуатация адептов тоталитарных сект, ограничение их личных свобод и социальная изоляция, нанесение вреда психике и здоровью, ряд смертельных случаев, позволяют прийти к выводу, что тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую декларацию прав человека и ряд других международных актов и положений, а также законодательство многих стран. Принятие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [8] стало важным и своевременным шагом, который был расценен как обращение к общеевропейскому опыту по сохранению гражданской стабильности и соблюдению прав человека [9]. Вместе с тем, большинство исследователей признает, что законодательство России о религиозной деятельности еще недостаточно разработано. Проанализировав и обобщив определения тоталитарных сект и различные точки зрения, представленные в трудах, посвященныхэтойпроблеме,можно прийти к выводу, что тоталитарные секты –это организации, использующие тоталитарные методы управления, а также методы манипуляции сознанием и психического насилия с целью вербовки и контроля своих членов. Деятельность тоталитарных сект представляет опасность для жизни и здоровья граждан, существует в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной, оздоровительной или иной организации. Методы управления людьми в тоталитарных сектах основаны на методах психического насилия над личностью, а методы манипуляции сознанием основаны на внедрение в сознание ложных установок, направленных на изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном для лидеров сект направлении. Кобец П.Н. считает, что тоталитарные секты в настоящее время представляют серьезную социальную и криминальную опасность: «деятельность религиозных сект представляет собой агрессивную экспансию, наносит вред физическому и духовному здоровью людей, провоцирует религиознополитический экстремизм, создает угрозу семье, обществу и государству» [7, с. 21].По мнению религиоведов, теологов, священнослужителей, экспертов по проблемам сект и культов, психологов и юристов, представителей госструктур и общественных организаций, опасность тоталитарных сект заключается в их экстремистской направленности. Их структура и методы бросают вызов общепризнанным демократическим ценностям. Претензии лидеров подобных сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием безоговорочного подчинения адептов организации и ее лидеру позволяют порабощать людей, которые ищут для себя опоры в сложной жизненной ситуации [2, с. 207]. Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты предъявляемых ими требований, что подгоняют все многообразие жизненных ситуаций и явлений к видению мира через призму этой идеологии.Деятельность тоталитарных сект религиозноэкстремистской направленности стала причиной активной общественной и правительственной политики европейских стран и Совета Европы, направленной на защиту гражданских прав от угрозы тоталитарных сект. Большинство европейских стран в конце XXвека ужесточили свое законодательство в ответ на парламентские отчеты об опасности сект. Европейские страны принимают законы, ограничивающие деятельность сект, государственные органы и инстанции, общественные организации и традиционные конфессии участвуют в решении проблемы опасности тоталитарных сект, поддерживают центры по реабилитации жертв тоталитарных сект и по информированию граждан об их опасности [3, 10]. Российская общественность, традиционные конфессии, научные круги, правоохранительные органы, государственные структуры неоднократно выражали свою обеспокоенность беспрепятственной асоциальной и противоправной деятельностью тоталитарных сект (деструктивных культов). По мнению большинства исследователей проблемы, Россия остается страной, где права граждан не защищены от деятельности тоталитарных сект [9, 11, 5]. Этим воспользовались деструктивные религиозные объединения, разжигающие вражду между конфессиями. Деятельность значительного числа объединений направлена на подавление и разрушение личности человека. При этом используются психологические, физиологические, технические, медикаментозные и другие средства и приемы, комплексное воздействие которых позволяет навязывать человеку чуждое мировоззрение и управлять его поведением. По мнению Дика Н.Ф., почти все тоталитарные секты имеютдолгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб [12]. Необходимо признать, что идеология тоталитарных сект (деструктивных культов) в большинстве случаев формируется в духе религиозного экстремизма.Абдулганеев Р.Р. признает, что проблема популяризации тоталитарных сект (деструктивных религиозных объединений) на территории России как источника распространения религиозного экстремизма более чем велика, а деятельность тоталитарных сект формирует благоприятную почву для культивирования религиозной экстремистской идеологии. По мнению исследователя, стремление деструктивных религиозных объединений занять свое место в духовном сознании общества, попытки легализовать свою деятельность и привлечь к ней как можно больше последователей неизбежно приводят к социальной напряженности и конфликтам, зачастую принимающим религиозный характер [13]. Абдулганеев Р.Р. также рассматривает тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма по двум ключевым основаниям. Признак внешней деструктивности характеризует идеологическое отношение тоталитарных сект, сформировавшееся на основе насаждения крайнего религиозного мировоззрения и реализации религиозной экстремистской идеологии, к социальным структурам,культуре, традициям и обычаям, а также к самой системе общественного порядка и общепринятым правовым, социальным и религиозным нормам, что находит свое негативное отражение в следующих социальнотеологических аспектах: полное отрицание и негативное отношение к общепринятой системе социальных ценностей (общество признается заблудшим, а его идеалы греховными); пропаганда идеологии непринятия норм существующего общественного порядка путем призывак отказу от соблюдения мирских запретов и стремлению только к беспрекословному подчинениюидеологическим догмам деструктивного религиозного объединения; враждебное отношение к традиционным религиозным конфессиям и их представителям, чтовыражается в отказе от политики толерантности к иным религиозным учениям и стремлениик противостоянию с ними; отказ от принятия и соблюдения правовых норм государства (формирование собственного правовогопространства, основанного только на теологических представлениях и духовных канонах); противопоставление деструктивного религиозного объединения существующим институтамгосударственной власти путем непризнания их легитимности и призыва своих последователейк невыполнению их требований; распространение идеологии непримиримой борьбы со всякого рода инакомыслием и посягательством на истинность учения деструктивного религиозного объединения.Признак внутренней деструктивности раскрывает разрушительное влияние идеологии религиозного экстремизма по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию личности адепта деструктивного религиозного объединения. К таковому автор относит следующее: воздействие на этическую составляющую личности адепта с целью ее подавления и полного подчинения его воли целям деструктивного религиозного объединения; преодоление нравственных и духовных барьеров; поощрение разрыва всяческих связей с ближайшим социальным окружением, что увеличивает подверженность личности внушению и тем самым устраняет основу для самостоятельного и критического мышления; пропаганда аскетичного образа жизни, с постоянными и длительными постами, депривациями сна и многочасовыми молениями, «духовное здоровье» адепта ставится выше здоровья физического; обособление от жизни остального социума, что выражается в отказе от всякого рода посторонней помощи, в том числе и медицинской, жизнь и смерть зависит только от «воли Божьей», и никакое человеческое вмешательство здесь не приемлемо [13, с. 7778].И.Л. Хромов отмечает, что, используя несовершенство нормативноправового законодательства, регламентирующего создание и деятельность религиозных объединений, на территории России действуют тоталитарные секты экстремистской направленности, позиционирующие себя в качестве религиозных, политикорелигиозных, психологических, образовательных, целительных, культурологических и иных объединений [10, с. 19].Какотмечается в Доктрине информационной безопасности, утвержденной президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года, наибольшую опасность в сфере духовной жизни российского общества представляют угрозы «нанесения вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект» (гл. 2, ст. 6, п. 82). Основным направлением обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни является противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров (гл. 2, ст. 6, п. 95).По мнению И.Л. Хромова, использование религиозного экстремизма для решения межнациональных или межконфессиональных проблем находит свое обоснование в том, что на протяжении последних 20 лет в России межрелигиозные конфликты привели к ряду вооруженных конфликтов. Осознание человеком того, что его религиозноэтнические чувства остались неудовлетворенными, может в качестве протеста подтолкнуть к вступлению в религиозные секты экстремистской направленности. Деструктивные секты эксплуатируют религиозный фактор, целью чего является провоцирование массовых беспорядков, стремление выдать себя за борцов с несправедливостью и ущемлением прав [10, с. 24]. Исследователь отмечает, что тоталитарные религиозные секты, пытаясь поднять свою значимость, пытаются противопоставить свои взгляды и реализовать их. Жизнь и деятельность члена религиозной экстремистской организации в большинстве случаев выступает в качествеинструмента решения важных и сложных социальных и политических проблем, при этом свое поведение он считает самым верным и эффективным способом достижения цели, а своя жизнь нередко оценивается ниже, чем жизнь и здоровье людей [10, с. 25]. Большинство исследователей проблемы признает, что традиционные конфессии, несущие огромный груз социального служения, не могут самостоятельно противодействовать деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов), являющихся источником агрессии для всех граждан России. Поэтому к решению данной проблемы должны быть привлечены государственные структуры как на федеральном, так и на региональном уровнях. Кроме того, необходимо совершенствовать российское законодательство по ограничению деструктивной деятельности тоталитарных сект. И.Л. Хромов также подчеркивает необходимость проведения всесторонней научной экспертизы (с учетом правовых, медицинских, психологических, социальных и религиоведческих аспектов) при регистрации и перерегистрации религиозных организаций и групп, а также в отношении тех религиозных и квазирелигиозных объединений, которые регистрируют свои структуры как общественные, благотворительные или образовательные. Кроме того, в процессе предварительного расследования преступлений, совершенных на почве религиозного экстремизма, необходимо устанавливать связь между совершившими их лицами и религиозными организациями (группами), членами которых они являлись [10, с. 2526].

Ссылки на источники1.Кондратьев Ф. Тоталитарные секты в современной России / Ф. Кондратьев // Записки криминалистов: Правовой общественнополитический и научнопопулярный альманах. Выпуск 5. М.: Юрикон, 1995. –С. 183193.2.Тоталитарные секты и демократическое государство: материалы международной конференции. –Новосибирск. 911 ноября 2004 г. Новосибирск: Книжица, 2005. –264 с. 3.Дворкин А.Л. Тоталитарные секты и государство / А.Л. Дворкин // Тоталитарные секты и демократическое государство: материалы международной конференции. –Новосибирск. 911 ноября 2004 г. Новосибирск: Книжица, 2005. –С. 2134.4.http://ru.wikipedia.org/wiki/[дата обращения 05.05.2014].5.Василенко М.М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. / М.М. Василенко. –Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006.26 с.6.http://www.pravoslavie.ru/news/8005.htm[дата обращения 28.04.14].7.Кобец П.Н. Основные факторы, способствующие совершению преступлений экстремистской направленности со стороны религиозных тоталитарных сект, действующих в России / П.Н. Кобец // Российский следователь. –2007. № 22.С 1821. 8.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)http://base.garant.ru/12127578[дата обращения 30.04.2014].9.Кобец П.Н. О комплексномпредупреждении противоправной деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов) / П.Н. Кобец // Научный портал МВД России.2009.№ 1(5).С. 7984.10.Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативнорозыскные аспекты / И.Л. Хромов.М.: ИД «Юриспруденция», 2011.240 с. 11.Таранов М.С. Оккультный экстремизм в условиях глобальной информационносетевой культуры / М.С. Таранов // Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений третьей всероссийской научнопрактической конференции (Омск, 2324 ноября 2012 г.) / отв. за вып. др филос. наук, проф. Л.В. Денисова, канд. ист. наук А.А. Морозов. –Омск: Омская академия МВД России, 2012. –С. 100103.12.Дик Н. Ф. Культура и традиции мировых религий: учебное пособие / Н. Ф. Дик.М.: БароПресс, 2006. –232 с. 13.Абдулганеев Р.Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма / Р.Р. Абдулганеев // Юридическая наука.2012.№ 1.С. 7679.