Пути формирования национальной идентичности детей и молодежи

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Загрекова Л. В., Кильянова Л. В. Пути формирования национальной идентичности детей и молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1041–1045. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85209.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам современного воспитания – формированию национальной идентичности детей и молодежи, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурно-историческом фундаменте – православии, в частности православной семьи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Загрекова Лилия Васильевна,доктор педагогических наук, профессоркафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,г.Нижний Новгородzagrekovalv@mail.ru

Кильянова Лилия Викторовна,кандидат педагогических наук, доценткафедры общей и социальной педагогики,Нижегородский государственныйпедагогический университетим. К.Минина,г.Нижний Новгородl.kilyanova@yandex.ru

Пути формированиенациональной идентичностидетей и молодежи

Аннотация. Статья посвященаактуальным проблемам современного воспитания

формированию национальной идентичности детей и молодежи, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурноисторическом фундаменте ‬Православии, в частности православной семьи.Ключевые слова: национальная идентичность,духовнонравственное воспитание, формирование, Православие, православная семья.

Формирование этнической идентичности детей и молодежи, которая является существенным компонентомроссийской гражданской идентичности, ‬актуальная задача современной системы образования. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образованияª (ФГОС ОО) предлагается рассматривать ©российскую гражданскую идентичностьª в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ОО дают следующее содержательное наполнение данного понятия: ©Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родинойª [1,с.78]. Актуальность обозначенной проблемы стимулируется тем, чтоидентификация рассматривается в соответствии с требованиями ©Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школаªв качестве одного из принципов организациисодержания воспитания и социализацииобучающихся; отмечается, что в подростковом возрастеидентификация является ведущим механизмом развития ценностносмысловой сферы личности [2].Анализ сущности содержания понятия ©идентификацияª позволяет выявить образовательновоспитательные возможности обозначенного направления в воспитании личности гражданина России. Идентификация ( отср.век. лат. identifiko‬отождествляю),это уподобление, опознание объектов,личностей в процессе сравнения, сопоставления. Идентификация означает также сомоотождествление личности со значимым другим человеком, социальной группой или образцом. Идентификация может выразиться в готовности человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека так, как если бы этим другим человеком являлся он сам. В этом случае идентификация выступаеткак в форме действенного сострадания неудачам другого человека, так и в формесопереживания его успеху. Идентификация позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Национальная (этническая) идентификация ‬это чувство приобщенностичеловека к конкретной (национальной культуре), при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой[3]. Ученые отмечают, формой национальной (этнической) идентификации является ежедневный труд, соседские отношения, религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг, развлечения.Обоснование актуальности обозначенной проблемы объективно предполагает анализ ее состояния во образовательной практике общеобразовательных школ,о чем можно судить по результатам исследований отечественных ученых. В частности, исследованиями А.Н.Махинина и М.В.Шакуровой установлено, чтосовременные педагогииспытывают серьезные затруднения в продуктивной организацииработы поформированию гражданской идентичности у обучающихся, что обусловлено, прежде всего,низким уровнем знанийпедагогово сущности этого педагогического явления, путей организации образовательного процесса в данном направлении, принципов, форм и технологииего реализации. Так, А.Н.Махининым было разработано и проведено интервью с 42 педагогами образовательных учреждений Воронежской области. В ходе интервьюирования педагогам было предложено охарактеризовать идентичностькак личностную характеристику и сформулировать собственное представление о российской гражданской идентичности. 100% интервьюируемыхпризнали необходимость понимания и изучения этого феномена, но скольколибо точногоопределениячто есть идентичностьни один педагог сформулировать не смог. Степень адекватности используемых признаков можно оценить в 3040%.58% интервьюируемых считают, что российской гражданской идентичности можно научить [4].

Актуальность данной проблемы стимулируется также и некоторым снижением уровня нравственной воспитанности обучающихся. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования педагогического коллектива МБОУСОШ №102г. Н.Новгородапод руководством директора этой школы С.А.Горшкова. Согласно полученным результатам, при исследовании показателейнравственного потенциала личности учащихся 1011 классов и сформированности ориентации на ©другого человекаª (по методике Н.Е.Щурковой) выявилось снижение числа учащихся по показателю ªдостаточная нравственная воспитанностьª, и увеличениечисла учащихся по показателю ©некоторая безнравственность ориентацииª, ©несформированность нравственных отношенийª[5].

На основании вышеизложенного приобретает особую актуальность проблема выявления необходимых условийуспешногоформирования национальной идентичности у обучающихся и соблюдения ихв образовательновоспитательной деятельности субъектов социализациидетей и молодежи(школа, семья, общественные организации и др.).Исследование показало, чтоведущая роль принадлежит в данном аспекте системе духовнонравственного воспитания детей детейи молодежи, основанного на ценностях отечественной культурыи ее культурноисторическом фундаменте Православии.Православие объединяло русских людей (ими считались все, принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, какобраз Святой Православной Руси.

В данном контексте теоретический и практический интереспредставляют результаты исследования Л.Е.Шапошникова о сущности органической и неорганической религии. Органическая религия, по мнению ученого, является духовной основой, на базе которой формируются особенности национальной психологии, культуры, образования, этических и эстетических установок этноса; она во многом предопределяет менталитет той или иной нации. На всех этапах истории данного народа органическая религия оказываетсущественное влияние на процесс развития общества и даже в самых неблагоприятных для нее условиях остается значимой величиной для нации, выступает важной интегрирующей силой, сплачивает народ на основе традиций, сохраняет и развивает национальное самосознание [6]. Для русских такой органической религией является Православие. Важная роль духовнонравственного воспитания как необходимого условия формирования национальной идентичности подчеркивается в Приветствии митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгияучастникам ХХ111 Рождественских чтений. ©История наглядно показывает,

отмечает Владыко

что отступление от духовных основ жизни влечет за собой изменение менталитета человека, важнейшими составляющими которогоявляются отношения к Богу, к ближнему, к самому себе, понятие о добре и зле, о грехе и добродетели, наконец, о ценности человеческой жизни. …Именно с преображениемдуха, с изменением духовнонравственных основ нашей жизни становятся возможны перемены в политических, экономических, общественных и других ее сферах, возможното, что сейчас называется стабильностью общества. Поэтому хочется призвать всех еще и еще раз обратиться к урокам истории, к тем нашим традициям, которые,образно выражаясь, выкованы на камне веры и духа, которые отражают русские идеалыиформируют самобытность Россииª [7, c.3,4].Анализ научной литературы (социологической, психологической, педагогической) показал, что этническая идентификация является процессом этнической социализации и означает осознание индивидуумом своей этнической принадлежности, приобщение к ее этническим признакам, а также принятие индивидом статуса и роли данной этнической общности.В ходе настоящегоисследования установлено, что базовым элементом этнической социализациирусскихдетей и молодежии осознания ими своей этнической принадлежности является православная семья, которая рассматривается в работах отцов Церкви,православно ориентированныхпедагогов и психологов как ©домашняя Церковьª (В.В.Зеньковский, Б.В.Ничипоров, Е.Шестун и др.). Семья как общественноеустановление существовала с древних времен. ©Но честь называться ©домашней Церковьюª и получить такую же святость, какую имеет Церковь ‬Тело Христово, было приуготовлено ей только в Новом Заветеª [8, c.6]. Название семьи как ©домашняя Церковьª означает, что единство ее со Христом должно бытьнеразрывным (как Церковь, будучи телом Христовым, не может,существовать вне Его), чтожизнь ее должнабыть духовнойи благодатной (как Церковь, имеющаясвоей душой Дух Святой, орошается потоками Его благодати; чтоединство ее членов между собой должно оставаться неразрывным до смерти (как Церковь означает, прежде всего, единство догматов, нравственности и служения).Протоиерей Евгений Шестун, рассматривая православную семью как ©домашнюю Церковьª, как живые клетки тела Церкви, которая по своейприроде воплощает религиозные ценности и верования в повседневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и другихтрадиционных обычаях.©Семья есть нечто больше, чем отец, мать и дети.Семья это наследницанравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурамиª[9, c.464].Семьепринадлежит ведущая роль в духовнонравственном воспитании ребенкаи его этнической самоидентификации. По мнению В.В.Зеньковского, © ребенок не может жить без семьиª. Семья призвана не только воспринимать,поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовнорелигиозную, национальную и отечественную традицию, что создает объективные предпосылки для национальной идентификации русских детей и молодежи. Семьявыполняет в качествеведущих педагогические и социальную функцию. Семья также формирует область духовнонравственную, возбуждает в душе ребенка радость жизни, любовь к людям, закладывает основу религиозной жизни, содействует развитиюв нем инициативы, творческой смелости, сознания ответственности. Важное место занимает семья и в патриотическом воспитании детей. Сама идея ©Родиныª лона моего рождения, и ©Отечестваª, земного гнезда моих предков, возникла из недр семьи. Вместе с тем, главной темой семейного воспитания, согласно концепции В.В.Зеньковского, является ©воспитание религиозноеª. ©Семейное чувство ‬это темарелигиозная, пишет В.В.Зеньковский. ‬Религиозное питание ребенка возможно только в семье, только она вырабатывает ту духовную среду, где ребенку легко жить о Богеª [10, c.69]. Таким образом, православная семья является ведущим факторомформированияэтнической идентичности детей и молодежи русского народа: она обеспечивает сохранение преемственности православных семейныхкультурноисторических традиций, имеющих тысячелетний опыт духовнонравственной жизни народа. Культура национального чувства и патриотической верности русского народа создавались из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев.

Анализ научной литературы показал, чтоформирование идентичности сопряжено с поиском предпочитаемых образцов и идентификациейс их носителями либо поиском отторгаемых образцов и противопоставлением,борьбой с их носителями. В данном контекстебольшая рольпринадлежиттрадиционной русской школе, основным целям воспитания, принципам, формам и методам образовательновоспитательного процесса. Теоретической основой образовательной деятельностипедагоговтрадиционной русской школы является, как известно, православная педагогика, которая складывалась в период ХХ111 веков в духовных учебных заведениях, а такжев процессе взаимодействия религии и школы. По словам К.Д.Ушинского (18241870), отечественная педагогика выросла из православного мировоззрения. По мнению протопресвитера В.В.Зеньковского (18811962), православная педагогика ‬это боговдохновенное искусство. В современных исследованиях православная педагогика рассматривается как ©воцерковленная педагогикаи педагогика воцерковленияª. ©Воцерковить педагогику, пишет протоиерей Евгений Шестун, это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики кактеории, как науки. Педагогика воцерковления‬педагогика преображения, направленная на прояснениеОбраза Божия в человеке, явление его миру посредством духовнонравственного совершенствования человека в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духаª[11, c.29].Именно православной педагогике принадлежит важная рольв формировании национальной идентичностидетей и молодежи русского народа, что объективно обусловлено ее методологическими основами.

Исследование показало, что методологической основой русской педагогики является христианская антропология, христианская концепция возникновения и развития мира. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человек; это ее центральная и основная мысль.В.В.Зеньковский (18811962) писал: ©В основе христианской антропологии, как ее центральная и основная идея, лежит учениеоб образе Божием в человеке. Неверно включать в основы христианской антропологиитакже и учение о грехе ‬это есть дополнительная, но не основная христианская идея о человеке. Без учения о первородном грехе нельзя, конечно, понять человека в его реальной жизни, в его судьбе, но откровение об образе Божием в человеке есть главное и основноев христианской антропологииª [12,c.235236].В контексте христианской антропологии:

истинный человек ‬этосвятой человек;

процесс становления человека(охватывающий весь состав человек его дух,душу и тело) ‬есть обожение, восстановления образа и подобия Божия;

формирование личности рассматриваетсякак ее телесное, душевное и духовное становление. Приэтом христианская антропология признает приоритет духовного начала как универсальной реальности человеческой жизни. Именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, которыйформирует человека как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию.Образ дан, подобие задано. Для каждого православного христианинадостижение Богоподобия составляло главную цельих жизнии главную цель в воспитании их детей,что, безусловно, создавало необходимые условия для формирования у детей и молодежирусского народа национальной идентичности. Большое значение в решении этой задачи имели ипринципы православной педагоги, которые определяли цели, содержание, формы и методы воспитательной деятельности учителя русской школы. К ним относятся следующие:1. Православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие. В контексте этого принципа предоставляется возможность раскрыть сущностьцели воспитания ребенка. В частности, идеал личности как цель жизни и воспитания был открыт, согласно христианской этике, еще при основании христианства: ©Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесныйª сказано в Евангелии. 2. Наше единство в Церкви и через церковь как начало благодатной соборности.3. Построение жизни по требованиям христианского совершенста.Этот принцип предполагает:

помощь детям в освобожденииот власти греха;

помощь в раскрытии образа Божия в себе;

раскрытие пути к вечной жизни;

приобщение к ней уже в земной жизни.Православная педагогика немыслима без пробуждения в человеке чувства греха.4.Освоение наследия родного края.Реализация этого принципа предполагает воспитание у детей прежде всего чувства патриотизма. Истинный патриотизм не носит агрессивного характера. Это сила, которая в Церкви именуется добратолюбием.Таким образом,необходимым условием успешного формирования удетей и молодежирусского народа национальной идентичности является системадуховно ‬нравственного воспитания, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурноисторическом фундаменте ‬Православии. При этом, базисными ценностямикак основы общенациональной идентичности являются следующие: Вера. Справедливость. Мир. Свобода. Единство. Нравственность. Достоинство. Честность. Патриотизм. Милосердие. Семья. Культура и национальные традиции. Благо человека. Трудолюбие. Самоограничение. Жертвенность [13].

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ‬М.:Просвещение, 2011.2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. ‬М. :Просвещение, 2011.3.Крысько В.Г. Словарьсправочник по социальной психологии. ‬СПб. :Питер, 2003.4.Махинин А.Н., Шакурова М.В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности в образовательном учреждении. ‬Воронеж, 2012.5.Программа развитияЦентра духовнонравственного воспитания и гражданского образования / авторский коллектив: С.А.Горохов, директор МБОУ СОШ №102, г. Н.Новгород, Е.И.Матвеева, зам. директора по УВР, руководитель Центра и др.. ‬Н.Новгород, 2010.6.Шапошников Л.Е., докт. философ. наук, профессор, президент НГПУ им.К.Минина. Специфические черты российского образования// Отечественные духовные традиции и Православие. ХХ111 Рождественские православно ‬философские чтения. ‬Н.Новгород :НГПУ, 2014.С.2128.7.Приветствие митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия участникам ХХ111 Рождественских чтений // Отечественные духовные традиции и Православие. ХХ111 Рождественские православно ‬философские чтения. ‬Н.Новгород :НГПУ, 2014.С. 35.8.Современная православная семья.Венцы спасения: пер. с новогреч. Н.Афанасьевой. ‬М.: ©Русский хроногрофъ, 2001ª, 2002.9.Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. ‬М.: Православная педагогика, 2001.10.Зеньковский В.В., протопресвитер. Педагогика. ‬ПарижМосква :Православный СвятоТихоновский Богословский Институт, 1996.11.Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. ‬М.: Православная педагогика, 2001.12.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / сост. В.Г.Осовский, О.Е.Осовский. ‬Саранск :Красный Октябрь, 2002.13.Базисные ценности ‬основа национальной идентичности (принято на ХУ Всемирном Русском Народном Соборе 26 мая 2011 г. //Сборник материалов. Образование и катехизация. Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). ‬Н.Новгород, 2013.