Женщины и литература: от античности до XIX века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Декина Е. А. Женщины и литература: от античности до XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1116–1120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85224.htm.
Аннотация. В данной статьe рассматривается роль женщин в литературе в различные исторические эпохи. На примере известных женщин-писательниц показывается, как в обществе, основанном на гендерном неравенстве, возникали идеи равноправия и повышения социальной роли женщины.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Декина Екатерина Андреевна,Студентка 3 курса факультета филологии и массовых коммуникаций ЗабГУ, г.Читаkatyaa_94@mail.ru

Женщины и литература: от античности до XIXвека

Аннотация.В даннойстатьeрассматривается роль женщин в литературе в различные исторические эпохи. На примере известных женщинписательниц показывается, как в обществе, основанном на гендерном неравенстве, возникали идеи равноправия и повышения социальной роли женщины. Ключевые слова:гендерное неравенство, социальная роль женщины, вклад женщин в литературу.

В патриархальном обществе долгое время естественной являласьустановка на принижение социальной роли женщины, а многовековая история доказывает нам, что женщины на протяжении долгого времени не могли самовыражаться или претендовать на более высокие социальные роли. Скептическое отношение к женщинам зафиксировано у разных народов еще вмифах о сотворении мира. Христианская культура унаследовала антиженские предрассудки языческой античности. В католическом мире женщина воспринималась как ©сосуд грехаª, поскольку именно Ева стала причиной изгнания людей из рая[И. Б.Бурова. Выдающиеся женщины, изменившие мир, 2015].Лишь в эпоху Возрождения голос женщины зазвучал громче,и она смогла стать кемто большим, чемжена и мать. Даже в эпоху классицизма и романтизма женщина находиласьв определённых рамках и не могла выразить свою позицию, поставить своё имя на титульном листе литературного произведения, участвовать в жизни своей страны. Однакодаже в такие времена были женщины, которые пытались донести до читателя свои мысли, идеи и доказать, что женщина тоже может стать полноправным членом общества.Данная статья посвящена как вкладу в мировую литературу женщин—писательниц прошлых эпох, так и стереотипам восприятияженщиныписателямимужчинами. Стоит отметить, что ©женская темаªрассматривалась многими литераторами и исследователями, как древнего, так и современного мира. Один из античныхавторов,Семонид Аморгский, живший в VII до н.э., встихотворении ©Различно женщин нрав…ªопределил десять типов женщин, произведя каждый из них от какоголибо тёмного животного или стихии. Например те кто произошёл от свиньи, ленивы и неряшливы, ©ослицыª отличаются упрямством, похотью и любовью к безделью. Только женщины—пчёлы отличаются похвальным благонравием и трудолюбием. Каталог женских типов Семонида демонстрирует не только скептическое отношение греков к женщине, но и закрепляет за ней определённые социальные роли.Стоит отметить, написанный им поэтический сборник, повествующий о различных женских судьбах. Несколько столетийспустя римский поэт Овидий Назон(43 г. до н.э.) продолжит эту традицию и напишет циклстихов ©Героидыª, где расскажето деяниях знаменитых женщин.[И. Б.Бурова. Выдающиеся женщины, изменившие мир, 2015].Как мы видим, в античности древние авторы очень интересовалась ролью женщины в обществе и истории, давая ей определённые социальные роли. В Средние Века и начале эпохи Возрождения,благодаря потамтрубадурам, в Западной Европе царит культ Прекрасной Дамы,ав европейской культуре происходят значительные перемены в отношениик женщинам. Итальянские поэты во главе с Данте Алигьери(12651321) упрочили традицию отожествления женщины с благом. Реабилитацию земной женщины завершил ФранческоПетрарка (13041473),соединивший прославление неземных добродетелей и красотывоспетой им Лауры. Джованни Боккаччо (13131375) был не только авторомсборника новелл ©Декамеронª, где женщины, вопреки средневековой концепции, обладают острым умом и добродетелью, но и написал книгу ©О знаменитых женщинахª. Это сборник из 106 женских биографий из античной мифологии, Библии, древней и современной истории. Труд Боккаччо интересен тем, что не все женщины у него безупречны, но все они оставались жить в истории благодаря их делам, как добрым, так и злым. И все же образ женщиныангела, восходящий к Данте и Петрарке, сохранил свою актуальность в Европе до тех пор, пока женщины находились в относительной изоляции от общества. А когда женщины начали бороться за равноправие с мужчинам, образ©ангелаª оказался особенно востребованным защитниками патриархальных традиций. В эпоху высокого Возрождения и классицизмавыходит много книг, рассказывающих онаиболее известных женщинах, а также пишутся похвальные слова и поэмы в адрес высокопоставленных дам и королев. Одним из наиболее известных произведенийо женщинах была ©Литературная история французских женщинª (1759) аббата Ла Порта, которой зачитывались во всем мире. Через три года академикТома, выпустил ©Опыт о характере, нравах и духе женщин в разные векаª. Автор пытается разобраться в отношениях между полами, причинахугнетения женщин. На вопрос о роли женщины повлияла Великая французская революция, которая изменила не только сословные роли в обществе, но и уклад жизни в целом. Однако уже в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Борьба женщин в эпоху революции за свои права сошла на нет. Законоведы объявили, что ©женщина есть существо домашнееª, а мужчина —персонаж публичный. Естественно, что свободно писать и выражать своё мнение женщина не могла. Рассматривался даже такой законопроект как ©Запрет обучать женщин чтениюª С. Мерешаля, которыйговорил, что ©женщинапоэт—маленькоеморальное и литературное уродствоª[Э. Вьенно. Маргарита де Валуа. История женщины. История Мифа,2012].Начиная с XIXвека дискуссии о месте женщины в обществе и литературе становятся привычными. Среди более современных исследователей проблемы ©женщина и литератураª следуетвыделитьЭллен Моэрс, которая в книге©Литературная женщинаª (1978)пытается определить статус и роль женской литературы в истории. Заслуживают внимания исследованияЭлейн Шоуолтер:©Их собственнаялитература: британские женщины—писательницы от Бронте до Лессингª (1977),©Женское безумие. Женщины, безумие и английская культураª(1980).Элейн Шоуолтердоказывает, что второстепенная роль женщинписательниц в литературе не обоснована и пытается показать это с помощью анализаих произведений. Как говорилась выше, в античностистатус женщины был принижен,и заниматься наукой, писать и читать могли женщины лишь привилегированногосословия. Есть упоминания о женщинах, которые творили в разных уголках великих империй в тишине своих вилл и, скорее, большей частью для себя, чем для других. Но всё же были и те, кому удавалось пошатнутьустои общества. Одной из первых писательниц была Аспасия (ок. 470—400 до н. э.), женщина образованная, начитанная и,благодарявлиянию своего мужа, принимавшаяу себя известных граждан, чтобы вести научные разговорыили читатьсвоистихи.В Древнем Египте творилаФантасия(XII век до н. э.), легендарная поэтесса времён Троянской войны, она написала поэмы об этом событииещё до прихода гения Гомера в литературу, доказав, что женщина может писатьв любом жанре. Однако её произведения были обнаружены намного позже гомеровских, а прижизни она их никому не показывала. С Фантасиейчасто сравниваютспартанкуКлейтагору, которую современники прозвали ©женщинаГомерª. Её упоминает Аристофан, как одну из умнейших женщин того времени. Стоит упомянуть и Миро, мать великого Гомера, писавшую эпические, элегические и лирические стихи,чем прославилась на родине и вошла в историю. Интеллектуальная роль этих женщин ограничиваласьчастной жизнью,и творили они в своё удовольствие вдалиот посторонних глаз. Хотя, уже этот факт даёт серьёзные основания полагать, что, если бы так продолжалось далее, женщины могли бы занять достойное место в литературе наравне с другимивеликим авторами древности. Перваяписательница, кому это удалось была Сафо, греческая поэтесса, жившая примернооколо 630 года до н. э. Сафо является первой исторически известной женщиной—поэтессой, так как сделала литературу своей работой, читала свои стихи публично и создала женскую школу ©Дом музª, где обучала девушек искусствустихосложения. Она участвовала в политической жизни своей страны и была известна далеко за пределами Греции. Её стихи, в которых она воспевала радости любви и жизни,стоят у истоков всей европейской традиции любовной лирики. Она вдохновляла Овидия, Ронсара, Бодлера. Её свадебные песниэпиталамы стали образцом для подражания на все времена, а созданная ею сапфическая строфа широко использоваласьпоэтами. Так, Сафо заставила недружелюбных греков взглянуть поновому на роль женщины и доказать, что женщина может претендовать на интеллектуальную рольв обществе, влиять на формирование литературнойи общественной мысли. Далее наступаетдолгий период, когда женщиныписатели ушли со сцены. Только заря эпохи Возрождения дала женщине шанс творить и писать, однако не претендуя на роль писателя, который просвещает общество и несётиндивидуальное начало. В Италии средневековые традиции разрушились намного раньше, чем в других странах,поэтому именно в Италии появилась женщина, прославившаяся своими стихами в ещё средневековой северной Европе. Её звали Виттория Колонна(1490—1547), и она была подругойМикеланджело,П. Бембо, Ф. Мольца и другихизвестных итальянских гуманистов, писала стихи, в которых выражала своё отношение к миру, Богу, полные радостной надежды и неизменной веры.Осмысленная этой женщиной духовная и нравственная сторона эпохи,ярко отразила всеобщий для того времени поискответовна различные вопросы, волновавшие современников.Она также известна, как мастер эпистолярного жанра и её письма служат образцомвысокого стиля. Виттория Колонна создалаблаготворную почву для следующего поколения писательниц, показав своим примером, что женщина тоже способна творить [П. Стратерн. Медичи. Крёстные отцы Ренессанса,2011].

В 1558 году в свет вышел сборник новелл Маргариты Ангулемской(1492—1549), сестры короля Франции Франциска I, ©Гептамеронª. Это сборник из семидесяти двух новелл, подражание ©Декамеронуª Боккаччо. Королева всю жизнь собирала интересные истории из жизни двора и в назидательной и поучительной манере поведала о них читателю. Это не просто развлекательные новеллы, но и нравственноэтические зарисовки жизни общества XVIвека. Королева через уста своих героев даёт советы юным дамам, высмеивает монахов, которые славились скандальной жизнью,и порицает общественные несправедливости и пороки. Как одна из умнейших женщин своего времени, онабыла любима и почитаема современникам и обрела славу ещё при жизни,став символом женского ума и хороших манерво Франции на многие годы. Королевский двор при правлении её брата, которому она часто помогала, стал самым образованнымв Европе. Она была первойпринцессойдипломатом, которую отправили на переговоры в Испанию к Карлу V, когда Франциск I попал в плен после битвы при Павии. Маргарита доказала, что женщины не вероломные существа, как это утверждала церковь, а опора и помощь в жизни мужчины. Близкая родственница Маргариты Ангулемской, другая королева Франции,Маргарита Валуа(1553—1616), большеизвестная, как Королева Марго,написала мемуары, где изложила обоснованиесвоих поступков и закрепила этот жанр во французской литературе,как один из ведущих. Она также придумала литературные салоны, которые войдут в моду уже в следующем веке, изучала языки, писала стихи и активно читала книги современных авторов. Иностранцы часто после приезда во Францию говорили: ©Кто не видел Маргариту не был во Францииª. Маргарита учувствовала в политической жизни страны и первой заявила о роли женщины в обществе, написав манифест о правах женщины, после которогона церковных кафедрах не утихал вопрос о первенстве среди мужчини женщин.

Что касается других стран, ситуация была намного сложней. В Венецианской республике женщины не допускались в библиотеки и, какотмечают историки, сидя возле окна,пряли весь день.Благородной даме претендовать на ум и оригинальностьне следовало, и, как бы парадоксально это не звучало,только куртизанки могли читатькниги и сочинять стихи. Такойбыла известная ВероникаФранко, оставившая заметный след в литературе Италии эпохи Возрождения. В России, где традиции Возрождения стали воплощаться в жизнь позднее, сфера образования была полностью в руках мужчин,и, когда к царскому двору прибыла София Палеолог с личной библиотекой,для бояр это было немыслимо. Софья много читала и писала, изучала иностранные языки. Русский народ и знать смотрели на неё снедоверием и даженепониманием, но именно она способствовала тому, что не только женщины, но имужчины начали совершенствовать своё образование. С приходом XVII и XVIII века человечество стало развиваться стремительными темпами. Моду и тонзадавала молодая Франция. Женщины в XVII имели больше привилегий, чем столетие назад. Они совершенствовали своё образование, определяли моду на тематику беседи книги, следили за жизнью в стране, а в некоторых случаяхмогли принимать в ней участие.В XVIIвеке появился так называемый феномен ©частной жизниª, когда люди обменивались знаниями и собирались маленькими группками, где в приватных беседах за закрытыми дверямиобсуждались последние новости, а писателичитали свои собственные сочинения. Начинался век салонной жизни. Самый известный из таких салонов, гдесобирались самые образованные люди своего времени,имел место в особняке мадам де Рамбуйе(1588—1665). Римлянка по рождению, переехавшая во Францию будучи ребёнком, девочка пристрастилась к книгамии языкам. Не вынося интриг при дворе,удалилась в особняк, где во всем известной голубой комнате устраивала вечера для близких друзей. Позже её вечера стали настолько популярны, что любой автор мечтал попасть туда и получить благосклонный приём. Собравшиеся пытались придать особый блеск французскому языку и своей речи, за что получили название©претенциозногоª общества (от франц. prétentieux неоправданная усложнённость, вычурность, манерность), а женщин, которые посещали салон, назвали ©претенциозницамиª.

Подруга маркизыде Рамбуйе Мари де Лафайет(1634—1693), автор знаменитогоромана©Принцесса Клевскаяª, также была завсегдатаем салона. Она публиковала свои произведения под мужским именем, боясь, что их не будут покупать,если она подпишется своим. В романе ©Принцесса Клевскаяª писательницанарушает всеми любимую пасторальную традицию и наделяет романглубоким психологическим подтекстом. Эта книга является одной из основополагающихдля французской литературы,и предвосхищает появлениежанра психологического романа. Мадам де Лафайет наделяет главную героиню чертами,свойственным женщине того времени, и показывает, что женщинаможет бороться со своими страстями и желаниямии даже справиться с ними. В романе также появляется протест по отношению к светскойсистеме ценностей.[М.С Неклюдова. Искусство частной жизни. Век Людовика ХIV, 2008].Другая посетительница салона,известная маркиза де Севинье(1626—1696), прославится намного позжекак автор эпистолярного жанра. Тысячи писем дошли до нашего времени, которые и сегодня поражают нас остроумием, искренностью, непринуждённостью.©Мадам де Севинье —перваявовсем по эпистолярному стилюª, —воскликнул Вольтер, —©Даже пустячки она излагает с грацией!ª Её эпистолярный стиль считается эталономфранцузского языка, а сборник её писемодним из самых знаменитых французских произведений. Еще одна не менее известнаяв XVIIвеке хозяйка литературного салона—скандальная, остроумная и образованнейшая женщина своего времени, Нинон де Ланкло (1615—1705). Эта женщинажила по собственным правилам, диктуя свою волю мужчинам, среди которых были и могущественные повелители. Стоит отметить, что она совершенно отвергала религию и говорила, что жить можно достойно и без неё, что являлось весьма смелым для того времени.Даже королевский двор прислушивался к мнению остроумной Нанон и побаивался её острот, акороль Людовик XIV по поводу всевозможных событий интересовался:©А что сказала об этом Нинон?ª.Наиболее известные из её книг ©Месть кокеткиª(1659) ибиографияНанон, в которой было все, кроме историй о ее любовных похождениях.Нанон долгое время была куртизанкой и хорошо знала психологию мужчин и женщин. Именно ей принадлежит знаменитая фраза: ©Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать ихª. Вымышленные герои ее книг прочно вошли во французскую литературу и остались там на века.

В Италии первыми, то заявил о своих правах на доступ к культурным ценностям и право самим решать свою судьбу,были венецианки. В блистательную эпоху Гольдони(стоит отметить, что сам великий драматург считал венецианок настоящими мятежницами)многие женщины зачитывались Арканджелой Таработти. Отданная в одиннадцать лет в бенедиктинский монастырь Святой Анны в Кастелло, в период с 1643 по 1654 год она пишет множество сочинений с красноречивыми названиями: ©Ответ на сатируо пристрастии женщин к роскошиª, ©Тирания отцов, или Обманутое простодушиеª, ©Монастырский адª. Эти произведения не были напечатаны, но сохранились в рукописях. ©Я по справедливости посвящаю “Тиранию отцов”, —пишет она в предисловии к "Монастырскому аду”, —тойРеспублике, где гораздо чаще, чем в иных краях, принуждают девушек принимать постриг. Мое посвящение вполне может быть адресовано также и Сенату, который заключает девушек в монастыри, принуждает их хранить девственность, заставляет истязать плоть, распевать псалмы и постоянно молиться, надеясь таким образом добыть вечность для вас, Прекрасная Дева, Королева АдриатикиªВ ©Ответе на сатиру о пристрастии женщин к роскошиª Арканджела утверждает: ©Мужчины отстранили женщин отучения, поэтому женщины не умеют и не хотят отстаивать свои праваª[Ф.Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони, 2003]. Онасчитала, что вместо того, чтобы увешивать женщин дорогими безделушками и золотыми украшениями, одевать в дорогие ткани, а затем взваливать на них всю вину за распад семей, лучше было бы образовать их ум и вызволить из тьмы невежества.Что XVII век возводил в теорию, то XVIII век воплощал в практику. В XVIII веке присутствие женщин в литературной жизни становится ещеболее ощутимым. Преданность, честность, застенчивость и скромность, а, главное умение экономить –попрежнему эти качества требуют мужчины от женщин. Но последние все более не согласны натакую скромную роль в обществе и требуют болееширокого приобщения к культуре. В 1723 году в университете города Падуи был устроен диспут по проблеме: стоит ли делать образование доступным для женщин. Однако консерваторы с ужасом отвергают атакую идею. Женщины им в противовес начинаютобразовывать салоны. Существовал даже ©домик Амазонокª, особняк, который содержали несколько богатых знатных патрицианок. Луиза Бергалли(1707—1779) разрабатываетновый стиль письма и становится рупором и защитницей женщинпоэтов всех времен и народов, и в частности публикует несколько антологий, где соединяет стихи поэтесс прошлого с сочинениями своих современниц. Элизабетта Каминер Турра (1751—1796)борется за полноправное участие в интеллектуальной жизни, что впоследствии стало ее девизом, ее культурной программой. Она берет на себя роль хозяйки салона в журналистских и театральных кругах. Она поступает против отцовской воли, превращаягазету с символическим названием ©Giornale enciclopedicoª (©Энциклопедический журналª)в орган интеллектуальных баталий и размышлений, а затем начинает издавать ©Nuovo giornale enciclopedicoª (©Новую энциклопедическую газетуª);вскореиздание перестает быть локальным и получает распространение по всей Италии, становится рупором новых идей, пришедших из Англии и Франции. Развиваемая ею энергия —один из ключей к успеху задуманного ею предприятия; она занимается распространением газеты, подпиской, письмами читателей, финансовым руководством, статьями, пишет сама, причем на самые разные темы: театр, литература, философия, политика[Ф.Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони, 2003].Во Франции в преддверииреволюции начинает формироваться феминистский салон Софьи де Кондорсе(1764—1822), где женщины открытотребуют политических прав и свободу слова. А с приходом революции, однаиз участниц,Олимпия де Гуж (1748 —1793) напишет ©Декларацию прав женщиныи гражданкиª. Несмотря на образованиереспублики всеобщего равенства,её декларация была отклонена Конвентом. В эпоху романтизма в литературе, которая приходится на начало XIX века, большой популярностью пользовались произведения мадам де Сталь (1766—1817). Анна де Сталь сделала литературу своей профессией и писала не только романы, но и научные статьи. Она боролась с общественными устоями и отстаивала права женщины в литературе и обществе. Её роман ©Дельфинаª, принёсший ей литературную славу, рассказывал о несчастной судьбе высокоодаренной женщины, вступившей в неравную борьбу с деспотизмом общественного мнения. Также де Сталь трудится над обширным сочинением ©О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениямиª (1796—99). В данной книге прослеживается переосмысление взаимовлияния религии, нравов, законодательства и литературы. Госпожа де Сталь была знакома с Гёте, Шиллером, Гумбольтом, Винченцо Монти. Прожив некоторое время в Германии, она написала книгу ©О Германииª, где тонко отметила характер и национальные черты немцев. Госпожа де Сталь была не только писателем, но и человеком, которыйзадавал тон в мировой литературе. Её волновали вопросы устоев общества, нравственности, социальных ролейлюдей в современном ей обществе. С её мнением считались многие современники и гордились знакомством с ней. Во Франции середины XIXвека, в эпоху расцвета романногожанра,на литературном поприще проявила себяженщина, имя которой ассоциируется у многих людей с идеей феминизма и женской эмансипации. Выступая под мужским псевдонимом Жорж Санд, Аврора Дюпен(1804—1876) уже самыми первыми своими произведениями снискала широкую известность. Онабыла женщиной весьма эксцентричной: носила мужской костюм, ездила на лошади, как настоящий мужчина, истала хозяйкой своей судьбы, отбросив в сторону робость идругие предрассудки о женщине в современном ей обществе. Она искала себя в разных сферах деятельности, пока не нашла своё истинное призвание писать. Набираюсь жизненного опыта, изучала окружающих её людей. Разочаровывалась в них или открывала чтото новое в её роман всегда можно найти прототип её знакомых, а иногда и людей, которые сыграли первостепенную роль в ей жизнь таких, как —Ф. Шопен (Лукреция Флориани, 1847) и А. Мюссе (Она и он, 1859). Право женщины на любовь отстаивается писательницей во многих произведениях, так, роман ©Валентинаª повествует об молодой женщине, живущей в браке без любви, презирающей условности и надеющейся обрести любовь в лице скромного садовника. Роман ©Лелияª, в котором героиня в поисках счастья встречает на своём пути нескольких мужчин, прежде чем находит настоящуюлюбовь, вызвал шок у публики. Многие романы Жорж Санд автобиографичны и, возможнопоэтому так много читателей находило часть себя в герояхеёпроизведений [И. Б.Бурова. Выдающиеся женщины, изменившие мир, 2015].В англоязычном мире в XIXвеке также менялось представление о роли женщины в литературе. В Англии на литературном небосклоне появились многие женщиныписательницы, ставшиенетолько классикамианглийской литературы, но и теми, кто внёс значительный вклад в формирование английской литературы, юмора, стиля и самого английского языка. Они пытались бороться с злободневными проблемами и на примере своих героинь показывали, что это реально стать кемто большим, чем ты есть, найти любовь всей жизни, пожертвовать собой ради идеи или посвятить себя делу всей своей жизни. Джейн Остин (1775—1817) по праву считается писательницей, которая предвосхитила традицию реализма в английской литературе. Её книги покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета. Писательница дает глубокую психологическую оценку душевным переживаниям героев. Она любима также за мягкую иронию и истинно английский юмор. Современники ей дали красивое прозвище ©Первой ледиª английской литературы. Самыми известными произведениями автора являются: ©Гордость и предубеждениеª, ©Эммаª, ©Доводы рассудкаª. Мэри Шелли (1797 —1851), жена поэта Перси Шелли, своим примером показала, как можно достичь личного счастья, не утративиндивидуальности и самобытности. Её удивительная книга ©Франкенштейн, или Современный Прометейª(1816) заложилаосновы научнофантастической художественной литературы. Сёстры Бронте —Шарлотта (1816—1855),Эмили (1818—1848) и Энн (1820—1849) искренне и с большим мастерством повествуюто женщинах с сильным характером (©Джейн Эйрª, ©Грозовой перевалª), о женщинах, которые смогли найти своё счастье благодаря уму и настойчивости(©Агнес Грейª). Их героини стали кумирами не только молодых леди, но девушек изнизшего класса, как образец того, что успеха в жизни можно добиться несмотря на отсутствие статуса и положенияв обществе. Американка Маргарет Фуллер (1810—1850) писательница, журналистка и критик, первая открыто вступила в политическую борьбу за права женщин по всему миру. Именно благодаря ей многие женщины стали образовывать союзы, отстаивать свои права на государственном уровне и сокрушатьустои, которые давно устарели и ушли в прошлое. Её книга ©Женщина в XIX векеª(1845)считается первым значительным произведением феминизма в США. ©Нужно уничтожить все барьеры, воздвигнутые перед женщиной обществомª, —говоритФуллер в своей книге[M.Fuller.Woman in the Nineteenth Century, 2003]. Она упоминает, что в конституции прямо указанно, что все граждане равны, но на деле это не так. Женщины не могут получить достойного образования и развиваться как личности. В своей книге писательница вывела ключевое понятие ©самозависимостиª (selfdependence), что означает развитие заложенных в женщине качеств и возможностей, опираясь на собственную волю, природу и потребности, дабы добиться равенства с мужчиной, а не похожести на него.Таким образом, можно отметить, что женщины стали открыто бороться за свои права и утверждаться на литературном поприще в XVIIвеке, а XVIIIвек еще более укрепил в женщинах—писательницах желание свободысамовыражения, подготовив почву для XIXвека, для которого характерен расцвет женской литературы в европейских странах и США.

Ссылки на источники1.1.БуроваИ.В. Выдающиеся женщины, изменившие мир. СПб.:ОлмаМедиаГрупп, 2015.304 с.2.2.Вьено Э. Маргарита де Валуа: История женщины, история мифа. СПб.: Евразия, 2012. 528 с.3.Неклюдова М.С. Искусство частной жизни. Век Людовика ХIV. М.:ОГИ,2008.440 с.4.Декруазетт Ф. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М.: Молодаягвардия, 2003. 286 с. 5.Fuller. M. Woman in the Nineteenth Century. M.: Book on Demand, 2003. 212 p.