Особенности предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Базаров Р. Т. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1826–1830. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85366.htm.
Аннотация. В статье исследованы особенности предпринимательской деятельности в Республике Татарстан. Выявлены различные общественные объединения для помощи предпринимателям. Проведено исследование влияния органов местного самоуправления на деятельность малых предприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Базаров Рустам Торекульевич,Кандидат экономических наук,доцент кафедры экономики и менеджмента ЗИМИТ(филиал) КНИТУКАИ

Особенности предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Аннотация. В статье исследованы особенности предпринимательской деятельности в Республике Татарстан. Выявленыразличные общественные объединения для помощи предпринимателям. Проведено исследование влияния органов местного самоуправления на деятельность малых предприятий.Ключевые слова:предприниматель, предпринимательская деятельность, малый бизнес.

В современных условиях происходит усиление содействия развитию предпринимательства и государственного регулирования, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частногобизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, аппарате управления, механизме, в сочетаниирыночногои государственногомеханизмов регулирования.Целью регулирования предпринимательскойдеятельности является создание условий, обеспечивающих нормальное функционированиеэкономикии стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого выгод[3, с. 88].Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых субсидий,кредитов, в первую очередь на совершенствованиеи обновлениепроизводственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства используютсятогда, когда частныйбизнесне в состоянии самостоятельно вывести,то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Большое значение приобретают программы льготного субсидированияи кредитования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой. Регулирование процентных ставок поссудами депозитамна рыночной основе предполагает,что частному бизнесу обеспечивается свобода выбораспособов и условий финансирования [9,с. 111].Одна из важныхфункций государственного регулирования осуществление внешнеэкономической политики страныи разработка общих принципов. Согласно исследованию Центра перспективных экономических исследований АН РТ, на сегодняшний день 53,3% предпринимателей Татарстана отрицательно оценивают бизнесклимат в республике [7, с. 112].Сегодня существует ряд различных общественных объединений для помощи предпринимателям. Они существуют для того, чтобы решать те вопросы, которые в одиночку решить трудно. Не все в силах таких организаций, но их можно использовать как один из инструментов ведения бизнеса. Государственные организации по поддержке предпринимателей занимаются разработкой стратегических направлений, разрабатывают государственные программы поддержки. Обычно, они отдают приоритет производителям сельскохозяйственной продукции, бизнесу, связанному с информационными технологиями, предприятиям нефтехимии[8, с. 116].ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" является элементом инфраструктуры поддержки субъектов МСП в Республике Татарстан. Компания принимает активное участие в различных программах по поддержке и развитиюсубъектов среднего и малого предпринимательства.В данное времяООО "ЛКМБРТ" продолжает участвоватьв программах присуждения грантов Правительства Республики Татарстан на поддержку начинающих субъектов МСП в муниципальных образованиях ("Лизинггрант" 2011)и на поддержку начинающих субъектов МСП в приоритетных отраслях промышленности, реализуемых Комитетом по развитию малогои среднегопредпринимательства Республики Татарстан[4, с. 92].За период проведения программы "ЛизингГрант" на 1 июля 2013года через этукомпанию был профинансирован 591 договор финансовой аренды на общую сумму 355,72 млн. рублей в т.ч.: за 2012год –379 договоров на сумму 213,46 млн. рублей, за I полугодие 2013года –213 договоров на сумму 142,26 млн. рублей [10, с. 46].Поданной программе профинансированы субъекты малого предпринимательства из всех 43 районов Республики Татарстан. В 2013году планируется реализовать аналогичную программу совместно с Комитетом. Программа 2013года предполагает субсидирование платежей по вновь заключаемому договору финансовой аренды в размере 45% от суммы договора лизинга.

Рис.1.Влияние органов местного самоуправления на деятельность малых предприятий.

Представленная на рисунке 1 структура ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какое влияние органы местного самоуправления оказывают на деятельность малых предприятий?» показала, что основная масса предпринимателей (52%) считают, что органы местной власти скорее мешают развитию малого бизнеса, чем помогают, 23 % затруднились ответить на поставленный вопрос, а 11 % посчитали, что власти не могут влиять на их бизнес. Органы местного самоуправления могут помешать тем, что создают различные административные барьеры.Таким образом, малыйбизнес в Российской Федерации и в Республике Татарстан в том числе развивается, но при этом имеются определенные проблемы, зачастую связанные с административными барьерами. Главнойпроблемой является отсутствие поддержки для развития со стороны муниципальных органов власти. Это является проблемой многих муниципалитетов России [1,с. 20].

Ссылки на источники1. Базаров Р.Т., Лизинг как основная составляющая современной экономики Международная научнопрактическая конференция «Наука и образование в XXIвеке,Издательство ТРОО «БизнесНаукаОбщество», г. Москва, 2013 г, с. 19212. Базаров Р.Т., Совершенствование менеджмента качества некоммерческих организаций, Международная научнопрактическая онлайн конференция «Гуманитарные и социальноэкономические исследования: от теории к практике», г.Чебоксары, 05.08.2014г.3. Базаров Р.Т., Роль консалтинговых услуг в современных условиях экономики, Международная заочная научнопрактическая конференция «Современные тенденции в науке и образовании», 2014 год, Саратов, С. 8790.4. Базаров Р.Т., К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан, Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.5. Тишкина Т.В. Совершенствование механизма формирования системы управления предприятием//Электронное научнопрактическое издание «Экономика и социум».вып.№1(10).2014 URL: http:// www.iupr.ru6. Басырова Э.И., Некоторые аспекты управления промышленным предприятием на основе повышения эффективности использования трудового потенциала «Сегодня и завтра российской экономики», 2009 №297. Басырова Э.И., Оценка и активизация использования трудового потенциала промышленного предприятия, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. –2014. –№ 12 (71) ч.1 –С. 111115.8. Басырова Э.И., Трехуровневая модель системы управления трудовым потенциалом предприятия, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. –2014. –№ № 12 (71) ч.1. –С. 115118 9. Тишкина Т.В. Перспективы развития взаимодействия государства с частным сектором // Сборник статей по материалам международной научнопрактической конференции «Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные,философские, политические, правовые общенаучные закономерности». –Саратов.: изво ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014.—С.110114с 10. Синетова Р.Г. Социальная направленность как основа экономического развития// Горизонты экономики, 2014, №4(16) –С.4547.11. Синетова Р.Г. Повышение социальной сознательности бизнесафактор делового успеха//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук., 2014.№9. С. 187189.12. Иванов М.Е. Инфраструктурные облигации как перспективный инструмент привлечения долгосрочного финансирования масштабных инфраструктурных проектов // Наука Красноярья. 2012. №1. С. 5464.13. Иванов М.Е. Оценка кросссекторальной модели регулирования и надзора на финансовых рынках Российской Федерации // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 651655.