Оптимизация каналов сбыта в целях роста доходности зерновой отрасли

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдонина И. А. Оптимизация каналов сбыта в целях роста доходности зерновой отрасли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1836–1840. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85368.htm.
Аннотация. Статья посвящена разработке практических рекомендаций по оптимизации сбытовой политики с учетом конъюнктуры рынка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Авдонина Ирина Александровна,Кандидат экономических наук, доценткафедры «Экономика и управление» Технологического института –филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина», г. Димитровградiri.avdonina@yandex.ru

Оптимизация каналов сбыта в целях роста доходности зерновой отрасли

Аннотация.Статья посвящена разработке практических рекомендаций по оптимизации сбытовой политики с учетом конъюнктуры рынка.Ключевые слова: каналы сбыта, прибыль, оптимизация

Успешное движение России по пути социально ориентированной рыночной экономики, экономическая и продовольственная безопасность во многом определяются состоянием и развитием сельского хозяйства. В этой связи становится все более важным неуклонное повышение эффективности производства как основы укрепления конкурентоспособности его отраслей и предприятий. В полной мере данное требование относится к зерновому хозяйству, роль которого возрастает в решении экономических и социальных задач страны и регионов.Решение этой сложной и многосторонней проблемы в современных условиях во многом определяется ясным пониманием хода экономических процессов, связанных с эффективным ведением деятельности зернопроизводящих хозяйств, и четким представлением реальных возможностей увеличения производства зерна при неуклонном снижении затрат, росте урожайности и повышении качества продукции. Подобный подход к данной проблеме особенно актуален в современных условиях, при которых, несмотря на позитивную динамику развития и достигнутые положительные результаты, не произошло коренного перелома в зерновом производстве[1].Вступление России в ВТО придает особое значение развитию отрасли, так как при расширении и углублении международных связей реализуются новые, более высокие требования к сельскому хозяйству, в том числе к зерновой отрасли. Обобщено они сводятся к ее качественному преобразованию с целью увеличения производства и улучшения качества зерна для более полного удовлетворения потребностей населения, укреплениясырьевой базы для промышленности и сохранения окружающей среды. Для этого следует учитывать все факторы повышения эффективности производства зерна на основе его интенсификации.Эффективность производства, в первую очередь, определяется величиной полученной от реализации прибыли и уровнем рентабельности.Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Вопервых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; вовторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, изза неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.Общеизвестно, что особая роль в системе повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства и росту размеров доходов предприятия отводится выбору каналов реализации продукции. В условиях рынка расширились возможности предприятий по продаже сельскохозяйственной продукции по наиболее эффективным направлениям, что способствует получению дополнительного размера дохода от хозяйственной деятельности.Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции необходимо рассматривать на обозримую перспективу взаимную поставку продукции сельскохозяйственными предприятиями. Например, семена, сырье для переработки.Ориентируя свое производство на рынок, сельхозпроизводитель обязан, помимо решения производственных задач, вести поиск эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции[2].В настоящее время преобладают следующие каналы реализации товарной продукции: продажа государству, предприятиям и организациям, потребительской кооперации, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории, на оптовых и на колхозном рынках.При продаже продукции государству оно выступает по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантированным оптовым покупателем и принимает от них продукцию по гарантированным ценам.Ульяновская область является одним из важных аграрных регионов России, которая специализируется на производстве продукции растениеводства, на ее долю приходится около 50% выручки от всей продукции сельского хозяйства области. Зерновое производство является одной из приоритетных отраслей растениеводства ивсего аграрного сектора. Для Ульяновской области зерно является стратегической культурой. Его выращивают во всех районах области. Для многих предприятий выращивание зерна является основным производственным направлением деятельности. Проведенный SWOTанализ позволил установить, что современная динамика конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий Ульяновской области в значительной мере определяется следующим: 1) колебаниями конъюнктуры национального рынка зерна; 2) динамикой регионального спроса на зерно, рост которого ограничен низкими темпами роста животноводства в области и сокращением спроса домохозяйств, в связи с ростом их доходов и сменой продуктовых предпочтений;3) колебаниями цен на рынке энергоносителей, т.к. расходы на ГСМ составляют значительную долю в себестоимости зерна; 4) степенью интеграции и концентрации капитала, т.к. рентабельность вертикально интегрированных зернопроизводящих предприятий на 1520% выше среднеотраслевого уровня; 5) состоянием областной инфраструктуры рынка зерна (мощностей доработки, хранения, транспортировки зерна, организации сбыта, кредитования, управленческого и маркетингового консультирования);6) степенью развития системы нивелирования рисков, обеспечивающей для хозяйствующих субъектов на рынке зерна возможности полномасштабного страхования и хеджирования рисков; 7) степенью участия местных, региональных и федеральных властей в процессе регулирования объемов производства, направлений зернопотоков, цен, экспорта и импорта зерна на региональном рынке.Зерновая отрасль для ООО «Никольский фермер» Мелекесского района Ульяновскойобласти является главной на предприятии, определяющей специализацию и производственной направление. Таким образом, прибыль, полученная от реализации зерна, занимает наибольший удельный вес в общей её сумме. В табл. 1 рассмотрим эффективность использования предприятием сложившихся в настоящее время каналов сбыта зерна.Таблица 1Эффективность использования каналов сбыта зерна в ООО «Никольский фермер» (2013г)ПоказателиЗерноОбъем продаж –всего, ц18012в том числе:А) организациям и предпринимателям:

объем продаж, ц10807цена реализации, тыс. руб./ц0,446прибыль от реализации, тыс. руб.*991,0уровень рентабельности, %21,1Б) на рынках:

объем продаж, ц2882цена реализации, тыс. руб./ц0,400прибыль от реализации, тыс. руб.*130,0уровень рентабельности, %12,7В) Работникам предприятия:

объемпродаж, ц4323цена реализации, тыс. руб./ц0,364прибыль от реализации, тыс. руб.*39,0уровень рентабельности, %2,5Всего прибыли, тыс. руб.1160* расчет прибыли исходя из величины себестоимости 1 ц зерна 355руб. (2013г)

Из табл. 1 видно, что ООО «Никольский фермер» в 2013г. получило прибыли от реализации зерна в размере 1160тыс. руб. Преимущественным каналом сбыта выступила реализация организациям и предпринимателям доля канала составила 60,0%. Через рынки было реализовано 16% зерна.При этом наиболее рентабельным выступает реализация продукции организациям, на втором месте по доходности –продажа через рынки. Работникам предприятия (как правило, в счет оплаты труда) реализуется 24% зерна. Продавая часть продукции своим работникам, ООО «Никольский ферме» не ставит цель получить максимум прибыли.Главная его задача –поддержать своих работников и способствовать их закреплению на предприятии. Однако, на наш взгляд, очень большая доля зерна реализуется по этому каналу, при условии, что цена самая низкая. Целесообразным нам видится пересмотр показателей премирования по итогам года продукцией или необходимо повысить цену реализации для работников. Ценовая ситуация на рынке зерна, связанная с диспаритетомцен на реализуемое зерно и приобретаемые зернопроизводящими хозяйствами промышленные товары, а также складывающимися диспропорциями между спросом на зерно и его предложением, значительно усугубляется отсутствием высокоэффективных организованных форм сбытазерна и слабым развитием других элементов инфраструктуры. Изза постоянной несогласованности и нестыковки действий в системе товародвижения сохраняется многозвенность, наличие большого числа посредников, а также слабая информированность участников рынка зерна, не обеспечивается количественная и финансовая прозрачность товарных рынковПри выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции руководством ООО «Никольский фермер» должны быть учтены следующие организационныефакторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень его удовлетворения, а также наличие на предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих цехов, расширяющих возможности реализации продукции в свежем и переработанном виде.С учетом выгодности освоенных каналов реализации продукции и их емкости в табл. 2 предложен вариант перераспределения каналов с учетом их эффективности.При условии, что общий объем реализации по видам продукции, цены реализации по каждому каналу и себестоимость реализованной продукции останутся на уровне фактических, такое перераспределение объема продаж по каналам сбыта позволило бы увеличить массу прибыли от реализации зерна на 213,5 тыс. руб. или на 18,5 %. Таблица 2Проект перераспределения продукции по каналам сбыта в ООО «Никольский фермер»

ПоказателиЗерноОбъем продаж –всего, ц18012в том числе:А) организациям и предпринимателям:

объем продаж, ц13509цена реализации, тыс.руб./ц0,446прибыль от реализации, тыс. руб.1229Б) на рынках:

объем продаж, ц2882цена реализации, тыс. руб./ц0,400прибыль от реализации, тыс. руб.130,0В) Работникам предприятия:

объем продаж, ц1621цена реализации, тыс. руб./ц0,364прибыль от реализации, тыс. руб.14,5Всего прибыли, тыс. руб.1373,5Прирост прибыли по сравнению с 2013г. (фактом):

тыс. руб.213,5

в % к фактическому значению 2013г.18,5

Все вышесказанное позволяет судить о целесообразности и экономической обоснованности предложенных мероприятий. По мере освоения рыночных отношений все большая часть товарной сельскохозяйственной продукции будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важным из них станут товарные биржи. Перспективными в этой связи являются межреспубликанские, межрегиональные и региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, маслосемян, сахара, и другой продукции. Товарные биржи могут быть и узкоспециализированными производят операции только с однородной продукцией, например, зерном.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся оптовые рынки, в том числе ярмарки, аукционы, выставкипродажи. Целью участия товаропроизводителей в них является не только продажа или приобретение товаров, но и изучение спроса на товары, которые они производят.Стратегической целью развития рынка зерна Российской Федерации является максимально эффективное использование природного потенциала, устойчивое обеспечение внутренних потребностей в продовольственном и фуражном зерне, укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке на основе формирования эффективного рынка зерна. Немаловажную роль в решении этих задач будет играть и оптимизация каналов сбыта.

Ссылки на источники1.Дзагоева И.Т., Макиев А.Т. Современные проблемы развития зернопродуктовогоподкомплекса и пути их решения // Известия Горского государственного аграрного университета. Владикавказ, 2013.т.50, ч.3. С. 264266.2.НечаевВ, КравченкоН. Конъюнктура и экономика зернового хозяйства // Экономика сельского хозяйства России.2013.№ 10С. 4655.