Устройство мира космоса и великих богов в мировоззрении ненцев

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лар Л. А. Устройство мира космоса и великих богов в мировоззрении ненцев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1956–1960. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85392.htm.
Аннотация. В статье представлена попытка проанализировать устройство мира богов в мировоззренческой позиции ненцев, проанализирована система взаимодействия в системе богов, определена взаимосвязь великих богов ненцев с различными религиозными традициями и представлениями. Особой составляющей статьи является характеристика мифологического восприятия ненцами картины мира и космоса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лар Леонид Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент, филиал Тюменского государственного университета,г. Тобольскlar@ttknet.ru

Устройство мира космоса и великих богов в мировоззрении ненцев

Аннотация.В статье представлена попытка проанализировать устройство мира богов в мировоззренческой позиции ненцев, проанализирована система взаимодействия в системе богов, определена взаимосвязь великих богов ненцев с различными религиозными традициями и представлениями. Особой составляющей статьи является характеристика мифологического восприятия ненцами картины мира и космоса.Ключевые слова: ненцы, мифология Ямала, боги ненцев, культ богов, космос, религиозные традиции, устройство мира, мифологическая вселенная.

В религиозномифологических представлениях ненцев все части окружающего мира воспринимаются живыми. Как писал Ю. Кушелевский ненцы «к животным, растениям, камням, явлениям природы относились как существам,способным понимать их»[1]. Сочетание вертикальной и горизонтальной систем размещения антагонистических миров является для них естественным и органичным. Согласно мифам, «Нум» и «Нга» в одинаковой степени причастны к бытию мира и судьбам людей. Но по направленности своих действий в мире, они противоположны: «Нум делает, что есть лучшего для самоеда, а дьявол, –что есть худшего. Дьявол, как враг Нума, потому постоянно враждует против самоеда, которого Нум любит и, сотворил для него все»[2]. Нум отвечает за Верхний мир, Нга –за Нижний. Между ними происходят поройнедоразумения и размолвки. Но каждый из них понимает, что существует определенный критический предел, который во имя безопасности Вселенной перешагивать не стоит.Основой «мифологической картины мира» являются представления о космосе и хаосе (преодоление которого есть центральная тема мифа), а также о пространстве и времени, в котором можно условно выделить три этапа. Первый –рождение богов, второй –возникновение мира из хаоса и третий –возникновение человека и животных. Мифы часто начинаются с описания того, что предшествовало творению, т.е. –небытия, как правило, уподобленного хаосу: «когда ни земли, ни воды не было, а была только тина и жидкая глина»[3]. «Нум» и «Нга» как некие первые существа имеют божественную космическую природу. Широко распространен у ненцев мотив биологического порождения богов «Вселенской матерью»: «Бог и Черт родились от женщины, которая жила в ...тине»[4]. Ненцы называют ее «Я'Мюня»: «lamenipugutse–подземной старухой»[5]. По ее просьбе «Нум создал две земли –белую и красную. Красную землю он подарил своей матери, и она теперь там живет» и выходит оттуда «по зову духов, которым в свою очередь, поручает ее вызвать шаман. Духи шаманские называют ее hadoko–бабушкой»[6].Нум выдвигается на первое место под влиянием христианства и выступает как верховное божество, живущее на седьмомдевятом ярусе неба, персонифицированное как дух мужского пола: «самоедский бог –тот же самый, что и русский»[7]. Архимандрит Вениамин считал, что ненцы отождествили «Нума»«жизнодавца» с владыкой Вселенной под влиянием христианства[8]. Рассматривая бога «Нума», М.А. Кастрен обратил внимание на его близость к христианскому богу: «обыкновенно почитают его творцом мира и твердо убеждены, что он самый и есть мироправитель, что он дарует человеку и счастье, и благо, и оленей, и лисиц и всякого богатства»[9].Мнения о том, что «Нум» возвысился под влиянием христианства, придерживались ученые И.И. Огрызко, В.А. Кононенко и др.[10].A.M. Золотарев считает, что «Нум» у ненцев стал осмысливаться как верховное божество в XVIIIв., а в мифах он выступал как культовый герой[11]. Л.В. Хомич также полагает, что возвышение «Нума» над остальными божествами произошло под влиянием миссионеров[12].Н.А. Миненко определяет, что образ «Нум» возник у ненцев под влиянием христианства не ранее XVIIIв., из среды крещенных хантов. Она предполагает, что религиозные представления ненцев носили более приземленныйхарактер, и для них не было характерно вознесение духов на небо[13]. По нашемумнению, Нум у ямальских ненцев приобрел христианские черты, благодаря архангельским ненцам.«Нга» в ненецкой мифологии предстает в виде злого духа подземного мира. Первоначально он относился к когортемногочисленных духовхозяев, духовпомощников. В фольклоре XIXначала XXвв. мы встречаем его уже в образе злого божества «Нга»[14].Под влиянием христианизации он получил статус «дьявола»[15].Изгнанный своим братом «Нумом» с Верхнего мира, «Нга» перестал существовать как небесное божество и стал «зол, как все дьяволы»[16].В ненецких легендах повествуется, что «Нум рассердился на него и спихнул его с неба[17], и «Нга» в обиде на него начал «насылать на людей разные беды»[18]. Если беспристрастно рассмотреть мифологию хантов и ненцев, то увидим, что на легенды о злых божествах и развитии Нижнего мира оказалозначительноевлияниемировоззрение русских.Не все божества считались одинаково влиятельными. Одни из них занимали более, а другие менее значимоеместо. Из них особенно выделяются женские божества «Я'Миня», «Я'Мюня», «Я'Небя». Эти образы передают представления ненцев о том, как устроен мир и как соотносятся между собою отдельные его части: «Я'Миня» –Верхний мир. Это мир богов и света. «Я'Небя» –Средний мир (земля, мир людей). «Я'Мюня» –Нижний мир, где обитают подземные существа, враждебные людям, и темные силы. Функции покровительницы женщин «Я'Миня» получила под влиянием русского и комизырянского населения в конце XVIIIначале XIXвеков. Богиня «Я'Миня» давала душу новорожденному, влияла в последующем на здоровье и благополучное развитие ребенка, который находился под ее покровительством[19].Образ богини «Я'Небя» занимает особое положение в мифологии ненцев и происхождение ее не ясно, во всяком случае –неоднозначное. Даже в современной мифологии в образе «Я'Небя» соединены несколько главных черт, характеризующих ее как представительницу мира богов. Вопервых, она всегда старуха, обладающая сверхъестественными возможностями, которыми владеют лишь боги. «Я'Небя» управляет природой, у нее тесные связи со стихиями воздуха и воды. Вовторых, она имеет связь с подземным миром. За нарушения известных ей законов она наказывает, то есть вершит правосудие. Словом, она выступает в качестве триединой богини –«Я'Миня», «Я'Мюня», «Я'Небя». Она –МатьПрирода, живая биосфера планеты и сила элементов. Культ «Я'Небя» мы относим к общененецким.Представление о происхождении вселенной в религиозной традиции ненцев начало выстраиваться в стройную систему в конце XVIIIначале XXвв. на христианской концепции божественного творения всего, что нас окружает. Человек же является вершиной творения. Общераспространенным является членение вселенной на три сферы: верхнюю, среднюю и нижнюю: «У земли семь этажей, а также семь небес, которые располагаются друг над другом слоями»[20].Концепция многоярусной вселенной зафиксирована у очень многих народов мира. Под словом «Вселенная» принято понимать весь мир, окружающий нас, безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Ю.Б. Симченко отмечал, что мифологические представления о Вселенной простых людей и шаманские сказания имеют большие различия[21].Общим в мифах, распространенных у всех групп ненцев является сюжет, согласно которому вначале все было покрыто безбрежным водным пространством. По повелению богадемиурга гагара ныряет под воду и достает со дна комочек глины, из которого и была создана земля[22]. Ныряющая птица –это образ связанный настолько же с Верхним миром, так как все птицы связанны с небом, насколько и с Нижним. Поэтому и нижний дух, воплощенный в гагаре, оказывается соучастником сотворения. Особо подчеркивается придание первоначально шаткой земле устойчивости, достигнутой водружением большого камня (Уральских гор; в другом ненецком мифе незыблемость земли поддерживает находящаяся в подземном мире опора земли)[23].В общем пантеоне ненцев в XVIIIначала XXвв. главные божества занимали преобладающее место в мифологии. Следует особо подчеркнуть, что резкой грани между территориальными, родовыми и семейными богами у ямальских и архангельских ненцев часто не существовало, их функции в этническом плане нередко варьировались.

Ссылки на источники1.Кушелевский Ю. Северный полюс и земля Ялмал. СПб., 1868, С. 1112.Кушелевский Ю. Указ. Соч. С. 1161183.СтарцевГ.А. Самоеды (ненча). Л., 1930, С. 1154.Старцев Г.А. Указ. Соч. С. 1155.Там же. С. 1156.Старцев Г.А. Указ. Соч. С. 1157.Лехтисало Т. Указ. Соч. С. 248.Этнографический сборник Русского географического общества. Вып. IV. 1858, С. 569.Кастрен М.А. Указ. Соч. С. 5610.Огрызко И.И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIIIв. Л., 1941, С. 77; Кононенко В.А. Влияние христианства на религиозные верования народностей СевероЗападной Сибири. Л., 1971, С. 10211.Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964, С. 26812.Хомич Л.В. Указ. Соч. С. 25113.Миненко Н.А. Указ. Соч. С. 20314.Старцев Г.А. Указ. Соч. С. 115; Гейденрейх Л. Указ. Соч. С. 25 и ПМА15.ДеФер Г. Указ. Соч. С. 102; ИдеcИ., Брант А. Указ. Соч. С. 346400; Кушелевский Ю.И. Указ. Соч. С. 116118; Ламартиньер де П.М. Путешествие в северные страны. /Записки Московского археологического института. М., 1912, Т. XVи др.16.Самоеды... Указ. Соч. С. 1617.Старцев Г.А. Указ. Соч. С. 11518.Самоеды... Указ. Соч. С. 1619.Костиков Л. Указ. Соч. С. 12120.Лехтисало Т. Указ. Соч. С. 1221.Симченко Ю.Б. Указ. Соч. С. 922.Лехтисало Т. Указ. Соч. С. 9; Попов А.А. Енисейские ненцы (юраки). //Изв. ВГО, 1944, Вып. 23, Т. 26, С. 85; Хомич Л.В. 1976, Указ. Соч. С. 17; Мифы и предания ненцев... Указ. Соч. С. 19123.Лехтисало Т. Указ. Соч. С. 10; Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень, 2001, С. 157, 185; Кузнецов Е. Указ. Соч. С. 18.