Продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза как социально-педагогическая проблема
Выпуск:
ART 85412
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фугелова
Т.
А. Продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2056–2060. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85412.htm.
Аннотация. Отношения «педагог – студент» представляют достаточно серьезную педагогическую проблему, которая требует научного рассмотрения и решения таких вопросов, как взаимодействие воспитанника с окружающим миром, опосредованные межличностными отношениями его и педагога. С другой стороны, «личные отношения педагога и воспитанника» являются вторичными, производными от отношений, которые складываются в совместной деятельности.
Ключевые слова:
субъект-субъектное взаимодействие, педагогическое общение, психологические пространство, стили общения
Текст статьи
Фугелова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент,доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образованияФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»fta2012@mail.ru
Продуктивное взаимодействиепреподавателя и студентов в образовательном процессе вузакак социальнопедагогическая проблема
Аннотация.Отношения «педагогстудент» представляют достаточно серьезную педагогическую проблему, которая требует научного рассмотрения и решения таких вопросов, как взаимодействие воспитанника с окружающим миром, опосредованные межличностными отношениями его и педагога. С другой стороны, «личные отношения педагога и воспитанника»являются вторичными, производными от отношений, которые складываются в совместной деятельности.Ключевые слова:педагогическое общение, субъектсубъектное взаимодействие,психологические пространство, стили общения.
Суть проблемы взаимодействия
в умении «сопрягать» разные духовные миры.Специфика педагогическогообщения в сопряжении возрастных миров. Акцент внимания педагога и воспитанника на деле, которым они заняты, на качественном результате этого дела, казалось бы, снимают проблему общения. Но это только кажется, потому что делом заняты два субъекта два разных духовных мира.Для того, чтобы воздействие на человека было педагогически эффективным, необходимо обеспечение не только прямой связи восприятия педагога воспитанником, но и обратной восприятие воспитанника педагогом. Педагог часто не обращает внимания на прогнозирование результатов собственного воздействия на воспитанников. Ему сложно бывает предугадать «как его слово отзовется в душе воспитанников». Для педагога важно при этом и понятьобратную связь, и принять ее. Как первое, так и второе представляют собой очень сложное искусство, которое требует не толькобольшого опыта, но и продолжительнойпрактики. Если в житейском общении мы сталкиваемся постоянно с тем, как «я концепция» не совпадает с «ты концепцией», то в педагогическом взаимодействиитакое постоянство недопустимо. Оно приводит к разрушению связи «педагог воспитанник» и делает недействительными все профессиональные усилия педагога[1]. Педагогическое взаимодействие представляет собой продуктивное общение. А его продуктом является, прежде всего,духовное обогащение,как педагога, так и воспитанника.Но необходимо помнить, что обогащение возможно при условии, если педагог, придерживаясь субъектной позиции, относится к своему воспитаннику как к субъекту. Субъектсубъектное взаимодействие это, вопервых, присутствие высокого уважения педагогом внутреннегомира воспитанника, принятие его субъективной позиции, право на несогласие и выбор собственного поведения. Вовторых, интерес к миру субъекта и сопричастность его состоянию, а также сопереживание его успеху и неуспеху при эмпатии к нему. Втретьих, восприятие индивидуальности своего воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами. Обратная связь рождается, прежде всего, при наличии интереса к партнеру по общению. Отчуждение и общениевозникают там, где нет обоюдного интереса друг к другу, когда партнёры интересуются только собой и используют другого партнёра в качестве средствасамовыражения.Педагоги, как правило, закрыты для собеседника в силу своей постоянной обращённости к воспитанникам. Одна из профессиональных деформаций его потребность всем и всегда рассказывать о своей работе. И в таком состоянии педагог глух к миру партнёра,часто беседа его с воспитанниками превращается в монолог, а содержание общения в наставления и замечания.Общение
это всегда перенос воспитанника в духовное пространство, в мир другого «я».Этот перенос нелегко даётся человеку, и нельзя не учитывать, что необходимы психические усилия для того, чтобы войти в новое пространство общения, окрашенное своеобразием другого «я», не похожего на тебя.Весьма ценным в организации общения является именно такой учёт психологического пространства субъекта, вступающего в общение. Любое взаимодействие субъектов требует перемещения психологического пространства: субъект только что был во власти раздумий о проблемах вдруг ему надо переключить внимание на объект,предлагаемый ему партнером по общению. Чтобы общение состоялось, необходимо произвести перемещение из одного психологического пространства в другое. Например, воспитанникеще во власти прослушанной лекции, увлеченного рассказа педагогаи емухочется осознатьвсе это, «присвоить», а к немуобращаются спросьбой, вопросом, заданием…Как правило, резкие перемещения вынужденного порядка рождают сопротивление и недовольство со стороны одного из партнеров. В организуемом общении появляется нежелательная напряженность. И, если второй субъект не поймет, что он причина такого положения, то общение может разорваться. Перемещение из одного психологического пространства в другоетребует больших усилий, и тот, кто приглашает к общению другого человека, должен учитывать наличие предварительного до начала общения психологического пространства и предоставить партнёру время на такой «переход». Любой взрослый в общении с воспитанниками обязан учитывать их психологические особенности и предоставить им время на такое перемещение. «Осталось две минуты до окончания работы!» сообщает умный педагог [2]. Общение может быть построено в плоскости горизонтальной (педагог и воспитанник на одной прямой, на равных) и вертикальной (педагог выше воспитанника, над ним).Горизонтальное общение педагогически плодотворно, вертикальное всегда провоцирует воспитанника на сопротивление организуемому воздействию. Чтобы осуществить принцип «горизонтального общения», нужно, вопервых, мысленно ставить себя рядом своспитанником, а вовторых, располагаться по отношению к воспитанникам так, чтобы не возвышаться над ними, не смотреть в момент общения сверху вниз. Для этого следует, на первых порах, либо сесть, если сидят воспитанники, либо общаться с ними стоя. Первое реально и благотворно, второе неудобно, поэтому педагогу рекомендуется в начале общения сидеть, по мере налаживания коммуникативных связей педагог позволяет себе встать, чтобы быть видным и самому видеть всех.Но часто «горизонталь» разрушается. Этим больше всего грешит педагог, «возвышаясь» над воспитанниками, когда они располагаются в учебной аудитории за столами, и в свободной обстановке, когда педагог позволяет воспитанникам общаться со стоящими взрослыми сидя. Немаловажна в общении и дистанция, которую держит педагог. Дистанция форма выражения отношения. Она различна у различных педагогов, как различны их отношения к воспитанникам. Чем больше педагог боится воспитанников и не верит в собственные силы, тем больше он удлиняетдистанцию. И это, в свою очередь, еще больше ослабляет его позицию. Безусловно, нельзя измерить дистанцию прибором и дать рекомендации в математических величинах. Суть ее в том, чтобы не создавать у воспитанника впечатления безразличия педагога к его личности, и не разрывать тот личностный круг, в котором воспитанник находится наедине с собой. Правильно найти дистанцию дело творческое, и в каждом случае этот вопрос педагог решает самостоятельно. Наблюдая за практикой воспитания, мы отмечаем, что педагоги, озабоченные,прежде всего,послушанием, держат жестко длинную дистанцию, не нарушают ее и не позволяют уменьшить ее воспитанникам. Педагоги, возводящие в цель своей работы обращенияк миру воспитанников, устанавливают довольно близкие дистанции, но очень тонко используют дистанцию как прием влияния на воспитанника: увеличивают дистанцию при негативном поведении последнего и уменьшают во время позитивных проявлений. Способы изменения дистанции это не только непосредственноерасстояние от воспитанника, но это и обращение к нему («Вы» и «ты», ласковая форма имени и официальная форма), и тональность речи (холодность и теплота, мягкость и жесткость, официозность и дружественность), и пластическая подчеркнутость далеких и близких психологических расстояний.Обычно дистанционность общения остаётся за границами прямого внимания общающихся. Но это не значит, что они её не воспринимают и не оценивают. Дистанцию, которую тебе предлагает партнёр, сразу чувствуешь и принимаешь как данное, а если ошибаешься в ее прочтении, то напрягается поле общения и партнеры ищут разрыва его. Дистанцию в общении нетрудно увидеть. Достаточно, наблюдать за говорящими людьми, за их расположением относительно друг друга во время беседы. Очень важно в первый момент общения с воспитанниками найти дистанцию, которая быне была далекой и не было бы претензией на оченьдружеские отношения безо всяких оснований на это. Дистанция
динамичное явление, она подвижна в развитии отношений с воспитанниками и в изменении возраста последних. Один из тонких иключевых моментов в общении с воспитанникамиустановление личных контактов с каждым. Личный контакт создаёт уверенность воспитанника в том, что его «видят», «заметили», им интересуются, о нем заботятся, ему уделяют внимание. Воспитаннику недостаточно «знать», что его видят, он должен воспринять этот момент, пройти через ощущения, свидетельствующие о личностной связи его с педагогом[3]. Формы установления личного контакта довольно многообразны: взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, действие, просьба, воспоминание, а также тактильный контакт: мягкое касание, поглаживание, рукопожатие, дружеские объятия. Педагог, владевший этой палитрой форм, успевает за несколько минут общения выйти на личные контакты с каждым воспитанником.Иxколичество обусловит последующее качество общения его с группой воспитанников. И наоборот: общение с группой без выхода на личные контакты не способно к углублению и расширению, потому что не имеет обратной связи. Воспитанник остаётся анонимом и ведет себя соответственно положению анонима: потребляет информацию педагога, не давая ему обратной связи, не раскрывая своего личностного мира, блокирует взаимодействие с педагогом.Устанавливать личный контакт непросто. Но тут педагогу может помочь идея К.С. Станиславского о «кругах внимания»[4]. Она чрезвычайно ценна для начинающего педагога, который еще не владеет умением устанавливать контакты, но оснащен богатой методикой, к тому же, скован страхом и неуверенностью в себе. На первых порах педагог работает в «первом круге внимания»: очертив вокруг себя мысленно круг, как бы исключив из внимания аудиторию, он выполняет максимальную свою программу, тщательно и красиво выписывая ряд действий, мыслей, положений. В этом «кругу внимания» он свободен, нескован, поэтому ему удается полностью реализовать своё «я» в первую минуту встречи. Именно это и стягивает к нему внимание воспитанников, он интересен, он приятен, он привлекателен, он становитО19О**%о%1sо’
оXт*
о
!«кф3.%оЦоЖООащь0100
IощоXх ©о6ОгакX3vоXШS%оЦоЖООащь0100
IощоXх ©о6ОгакX3v%оЦоЖООащь0100
IощоXх ©XШS
шс
' «9t*
4Ц|| НН1 ИX9ШZШ|ИДИ, : %иь|х.4»ШS
«•■ЖвШ
ЖьIsX■Ошш
шиШ$|ШШнXо
«Ё4»
нО
ЯX fящЦ1 а«аьооашXШWОШз
Ш«•№Щ'нЯ’^Оч
щш ош шо»*оOkТА.
ш ош шр* х о а Ц гг о х >»шS0о••лзгО X111iохк о ш1аац3щЦоЈ§аао§*о5 aИ Я§ш оош шр* х о а Ц о а Ц гг о Ц гг о х >»гг о х >»х >»>»шS0о••
••лзгО XX111
1iохк о ш
о шо ш
шш1аац3щЦоЈ§аао§*о5 aо»*оOkТА.
оу»4
А«t .
оt*•дV*
шцц%t*о*#в»се
оозс*Оасо
X*SE»
ля»оь»*■ dft.о*=?5№иво*€Ј§15дq55окXщ
Iл*о\оц
1 '■#•S3оS
о
сЩ№Шзррн0моф
шн3X22'фщ2аXк1ооЩX
XЩрноош1*
ми*§Я*ооагп(125*&33»Но
■
1ЛоО•иIXа1Ими
шat1оц4щоо5нSCЩХш
^№!шШВэцжк1щ• зг IоооXЈг 1XРвщммS#•
4»оЩ’1«а*5 iдоЯШовся объектом ожиданий. Как только этот момент наступает, педагог может расширить «круг внимания», впуская в него всё больше воспитанников.
Конечно, наилучшим вариантом было бы в первую же минутуработы с аудиторией расширять «круг внимания» до максимальных границ его. Но не следует ни торопить педагога, ни торопиться педагогу. Наличие «круга внимания» помогает качественно и красивореализовать первые этапы работы. Излишняя торопливость может помешать качественному исполнению.Первая фраза, первая мысль подается как бы по воле ситуации организуемого дела: дело требует того, чтобы была начата совместная деятельность. Как только группой приняты первые фразы и педагог чувствует, что коммуникацияустановлена, надо слегка выходить из узкого круга вникания: улыбка одному, кивок другому, вопрос третьему («Не правда ли?»), оценка четвертому («Я вижу, вы это понимаете…»), просьба к пятому («Мне нужен помощникассистент...») и т.д.Начинающий педагог,как правило, не способен такому мгновенному переходу, потому что лучше задержаться в первом круге внимания, пока он не обретет уверенности и не завоюет авторитета. Оставаться,однако,в этом круге долго нельзя, он не позволяет установить личныеконтакты,а значит, выйти на двустороннее общение.Следует обратить внимание и на такую деталь общения, как мимикаи жесты педагога. Лицо, повернутое к воспитаннику, взгляд, направленный на лицо воспитанника, легкий наклон вперед, открытая позиция, когда руки не закрывают «замком» педагога от воспитанника и динамическая мимика как отражение сопереживания, соучастия вот общие характеристики пантомимики педагога в момент общения[5]. В общении с воспитанником педагог ответственен за то, чтобы сохранялись характеристики, присущиесовременной культуре общения. Достоинство и достаточная уверенность в себе должны быть в этот момент присущи как воспитаннику (об этом сейчас много говорят), так и учителю (о чём умалчивается). Умение слушать партнёра и смотреть на партнёра тоже в значительной степени зависит от того, как это делает педагог. Естественность искренность и вежливость по отношению к воспитаннику находят отклик соответствующим поведением последнего.Отпедагога зависит и равновесие серьёзности и шутки:он допускает шутку, не уничтожая серьёзного отношения к предмету общения и партнеру по общению. Умение говорить с партнёром на егоязыке тоже зависит от педагога: недостаточно ему опуститься науровень воспитанника,надо в общении подымать воспитанника до себя.Педагог, который, опустясь до жаргонных словечек подростковоюношескогомира, консервирует положение воспитанника и не тянетего на лексическую и стилистическую ступеньку выше. Потенциально любой воспитанник и хороший, и плохой, и злой, и добрый. Его агрессиюпровоцируют окружающие обстоятельства. Нодобро вызывают те же самые обстоятельства, куда входят и педагогические воздействия. Зная это, педагог строит свои отношения с воспитанниками так, чтобы стимулировать доброе, гасить дурное, не допускать воспитанника до мысли, что он может совершить зло.Вот воспитанник не внимателенна занятии педагог сочувственно говорит ему: «Утомился? Надо сделать передышку?» Или,воспитанница подошла в перерыве к столу преподавателя, заглядывает в чужие бумаги педагогей: «Хочешь помочь? Будь добра, помоги…». Воспитанник, недовольный и раздраженный, уходит в конец аудитории педагог: «Захотел поработать самостоятельно и наедине с собой. Это похвально».Приостановить и демобилизовать злые помыслы воспитанника нужно сразу, не дав им проявить себя, так чтобы и сама мысль о подобном не возникала у него. К сожалению, современному педагогу свойственен жёсткий стиль общения с воспитанниками: у него плохое самообладание, отсутствует анализ своего и чужого поведения, он не понимает подтекста поведения и слов воспитанников, не находит и не ищет форм воздействия, при неудачах ссылается на их злонамеренность. Такой стиль общения устанавливает глухую стену непонимания между педагогом и воспитанниками, порождает противостояние двух лагерей, создаёт потенциальные силы для конфронтации.Но надо отметить, что как альтернатива этому в педагогической литературе и реже в педагогической практике предлагается мягколиберальный стиль, когда педагог будто бы исходит из психологии воспитанника иподчиняет всё своё поведение нуждам развитияпоследнего, боясь помешать прорастанию индивидуальности. И такой стиль не менее вреден, ибо столь же плохо содействует воспитанию личности, предоставляя воспитанника случайным обстоятельствам.С точки зрения психологии, следует видеть в партнере по общению субъекта, но не объекта и тем более не средство для собственного самовыражения. Педагогически это означает проявление интереса к собеседнику. Недопустимо монологическое общение. Педагог не должен бояться в общениис воспитанником отойти «в тень», изредка слегка направляя ход общения и культивируя его, но,тем не менее,как бы больше слушая, чем говоря. Психологически важно не забывать о непохожести внутренних миров личностей, об индивидуальности партнёра, отличности от собеседника. Поэтому педагогически ценным является выявление и оглашение достоинствпартнера, выстраивая общение с ним при опоре на его положительные качества. И, если ктото обращает внимание на недостатки воспитанника, немедленно следует им противопоставить достоинства этого воспитанника.Психологический взгляд на воспитанников всегда подразумевает учёт их небольшого жизненного опыта, невысокого уровня знаний, умений, их недостаточной ориентированности в человеческих отношениях. Педагогически это выражается в великодушии взрослого: следует уметь прощать воспитанникам их оплошности, ошибки
прощать даже тогда, когда они вполне сознательно совершают какието действия, не находя адекватного выражения мотивации. Психологически ценным является общение, насыщенное информацией для субъекта. Партнёр по общению это всегда источник информационного потока. Зная это, педагог выстраивает общение с воспитанниками на основании интересной для них информации. Объём её не имеет существенного значения;отличительным признаком должна быть новизна.Итак, в заключении хочется отметить, что чем более активен субъект в общении, тем богаче для него состоявшийся акт взаимодействия с другим субъектом. Умный педагог тонко руководит «поочередностью» самовыражениявоспитанников, ничего не оставляя без внимания: каждый участник общения, и каждый выразитель своего активного отношения.
Ссылки на источники1. Гиппенрейтер Ю.Б.Продолжаем общатьсясребенком. Так? М.:АСТ.2008. 257 с.2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.Тюмень.ТОИПКПК, 1992. 88с.3. Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностноориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже/Дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагог.наук / Тюмень, 2000. 231с.4. Станиславский К.С. №абота актера над собой. В творческом процессе переживания. М. Эксмо.2008. 448с. 5. КаннКалик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. Просвещение.1987. 190с.
Продуктивное взаимодействиепреподавателя и студентов в образовательном процессе вузакак социальнопедагогическая проблема
Аннотация.Отношения «педагогстудент» представляют достаточно серьезную педагогическую проблему, которая требует научного рассмотрения и решения таких вопросов, как взаимодействие воспитанника с окружающим миром, опосредованные межличностными отношениями его и педагога. С другой стороны, «личные отношения педагога и воспитанника»являются вторичными, производными от отношений, которые складываются в совместной деятельности.Ключевые слова:педагогическое общение, субъектсубъектное взаимодействие,психологические пространство, стили общения.
Суть проблемы взаимодействия
в умении «сопрягать» разные духовные миры.Специфика педагогическогообщения в сопряжении возрастных миров. Акцент внимания педагога и воспитанника на деле, которым они заняты, на качественном результате этого дела, казалось бы, снимают проблему общения. Но это только кажется, потому что делом заняты два субъекта два разных духовных мира.Для того, чтобы воздействие на человека было педагогически эффективным, необходимо обеспечение не только прямой связи восприятия педагога воспитанником, но и обратной восприятие воспитанника педагогом. Педагог часто не обращает внимания на прогнозирование результатов собственного воздействия на воспитанников. Ему сложно бывает предугадать «как его слово отзовется в душе воспитанников». Для педагога важно при этом и понятьобратную связь, и принять ее. Как первое, так и второе представляют собой очень сложное искусство, которое требует не толькобольшого опыта, но и продолжительнойпрактики. Если в житейском общении мы сталкиваемся постоянно с тем, как «я концепция» не совпадает с «ты концепцией», то в педагогическом взаимодействиитакое постоянство недопустимо. Оно приводит к разрушению связи «педагог воспитанник» и делает недействительными все профессиональные усилия педагога[1]. Педагогическое взаимодействие представляет собой продуктивное общение. А его продуктом является, прежде всего,духовное обогащение,как педагога, так и воспитанника.Но необходимо помнить, что обогащение возможно при условии, если педагог, придерживаясь субъектной позиции, относится к своему воспитаннику как к субъекту. Субъектсубъектное взаимодействие это, вопервых, присутствие высокого уважения педагогом внутреннегомира воспитанника, принятие его субъективной позиции, право на несогласие и выбор собственного поведения. Вовторых, интерес к миру субъекта и сопричастность его состоянию, а также сопереживание его успеху и неуспеху при эмпатии к нему. Втретьих, восприятие индивидуальности своего воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами. Обратная связь рождается, прежде всего, при наличии интереса к партнеру по общению. Отчуждение и общениевозникают там, где нет обоюдного интереса друг к другу, когда партнёры интересуются только собой и используют другого партнёра в качестве средствасамовыражения.Педагоги, как правило, закрыты для собеседника в силу своей постоянной обращённости к воспитанникам. Одна из профессиональных деформаций его потребность всем и всегда рассказывать о своей работе. И в таком состоянии педагог глух к миру партнёра,часто беседа его с воспитанниками превращается в монолог, а содержание общения в наставления и замечания.Общение
это всегда перенос воспитанника в духовное пространство, в мир другого «я».Этот перенос нелегко даётся человеку, и нельзя не учитывать, что необходимы психические усилия для того, чтобы войти в новое пространство общения, окрашенное своеобразием другого «я», не похожего на тебя.Весьма ценным в организации общения является именно такой учёт психологического пространства субъекта, вступающего в общение. Любое взаимодействие субъектов требует перемещения психологического пространства: субъект только что был во власти раздумий о проблемах вдруг ему надо переключить внимание на объект,предлагаемый ему партнером по общению. Чтобы общение состоялось, необходимо произвести перемещение из одного психологического пространства в другое. Например, воспитанникеще во власти прослушанной лекции, увлеченного рассказа педагогаи емухочется осознатьвсе это, «присвоить», а к немуобращаются спросьбой, вопросом, заданием…Как правило, резкие перемещения вынужденного порядка рождают сопротивление и недовольство со стороны одного из партнеров. В организуемом общении появляется нежелательная напряженность. И, если второй субъект не поймет, что он причина такого положения, то общение может разорваться. Перемещение из одного психологического пространства в другоетребует больших усилий, и тот, кто приглашает к общению другого человека, должен учитывать наличие предварительного до начала общения психологического пространства и предоставить партнёру время на такой «переход». Любой взрослый в общении с воспитанниками обязан учитывать их психологические особенности и предоставить им время на такое перемещение. «Осталось две минуты до окончания работы!» сообщает умный педагог [2]. Общение может быть построено в плоскости горизонтальной (педагог и воспитанник на одной прямой, на равных) и вертикальной (педагог выше воспитанника, над ним).Горизонтальное общение педагогически плодотворно, вертикальное всегда провоцирует воспитанника на сопротивление организуемому воздействию. Чтобы осуществить принцип «горизонтального общения», нужно, вопервых, мысленно ставить себя рядом своспитанником, а вовторых, располагаться по отношению к воспитанникам так, чтобы не возвышаться над ними, не смотреть в момент общения сверху вниз. Для этого следует, на первых порах, либо сесть, если сидят воспитанники, либо общаться с ними стоя. Первое реально и благотворно, второе неудобно, поэтому педагогу рекомендуется в начале общения сидеть, по мере налаживания коммуникативных связей педагог позволяет себе встать, чтобы быть видным и самому видеть всех.Но часто «горизонталь» разрушается. Этим больше всего грешит педагог, «возвышаясь» над воспитанниками, когда они располагаются в учебной аудитории за столами, и в свободной обстановке, когда педагог позволяет воспитанникам общаться со стоящими взрослыми сидя. Немаловажна в общении и дистанция, которую держит педагог. Дистанция форма выражения отношения. Она различна у различных педагогов, как различны их отношения к воспитанникам. Чем больше педагог боится воспитанников и не верит в собственные силы, тем больше он удлиняетдистанцию. И это, в свою очередь, еще больше ослабляет его позицию. Безусловно, нельзя измерить дистанцию прибором и дать рекомендации в математических величинах. Суть ее в том, чтобы не создавать у воспитанника впечатления безразличия педагога к его личности, и не разрывать тот личностный круг, в котором воспитанник находится наедине с собой. Правильно найти дистанцию дело творческое, и в каждом случае этот вопрос педагог решает самостоятельно. Наблюдая за практикой воспитания, мы отмечаем, что педагоги, озабоченные,прежде всего,послушанием, держат жестко длинную дистанцию, не нарушают ее и не позволяют уменьшить ее воспитанникам. Педагоги, возводящие в цель своей работы обращенияк миру воспитанников, устанавливают довольно близкие дистанции, но очень тонко используют дистанцию как прием влияния на воспитанника: увеличивают дистанцию при негативном поведении последнего и уменьшают во время позитивных проявлений. Способы изменения дистанции это не только непосредственноерасстояние от воспитанника, но это и обращение к нему («Вы» и «ты», ласковая форма имени и официальная форма), и тональность речи (холодность и теплота, мягкость и жесткость, официозность и дружественность), и пластическая подчеркнутость далеких и близких психологических расстояний.Обычно дистанционность общения остаётся за границами прямого внимания общающихся. Но это не значит, что они её не воспринимают и не оценивают. Дистанцию, которую тебе предлагает партнёр, сразу чувствуешь и принимаешь как данное, а если ошибаешься в ее прочтении, то напрягается поле общения и партнеры ищут разрыва его. Дистанцию в общении нетрудно увидеть. Достаточно, наблюдать за говорящими людьми, за их расположением относительно друг друга во время беседы. Очень важно в первый момент общения с воспитанниками найти дистанцию, которая быне была далекой и не было бы претензией на оченьдружеские отношения безо всяких оснований на это. Дистанция
динамичное явление, она подвижна в развитии отношений с воспитанниками и в изменении возраста последних. Один из тонких иключевых моментов в общении с воспитанникамиустановление личных контактов с каждым. Личный контакт создаёт уверенность воспитанника в том, что его «видят», «заметили», им интересуются, о нем заботятся, ему уделяют внимание. Воспитаннику недостаточно «знать», что его видят, он должен воспринять этот момент, пройти через ощущения, свидетельствующие о личностной связи его с педагогом[3]. Формы установления личного контакта довольно многообразны: взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, действие, просьба, воспоминание, а также тактильный контакт: мягкое касание, поглаживание, рукопожатие, дружеские объятия. Педагог, владевший этой палитрой форм, успевает за несколько минут общения выйти на личные контакты с каждым воспитанником.Иxколичество обусловит последующее качество общения его с группой воспитанников. И наоборот: общение с группой без выхода на личные контакты не способно к углублению и расширению, потому что не имеет обратной связи. Воспитанник остаётся анонимом и ведет себя соответственно положению анонима: потребляет информацию педагога, не давая ему обратной связи, не раскрывая своего личностного мира, блокирует взаимодействие с педагогом.Устанавливать личный контакт непросто. Но тут педагогу может помочь идея К.С. Станиславского о «кругах внимания»[4]. Она чрезвычайно ценна для начинающего педагога, который еще не владеет умением устанавливать контакты, но оснащен богатой методикой, к тому же, скован страхом и неуверенностью в себе. На первых порах педагог работает в «первом круге внимания»: очертив вокруг себя мысленно круг, как бы исключив из внимания аудиторию, он выполняет максимальную свою программу, тщательно и красиво выписывая ряд действий, мыслей, положений. В этом «кругу внимания» он свободен, нескован, поэтому ему удается полностью реализовать своё «я» в первую минуту встречи. Именно это и стягивает к нему внимание воспитанников, он интересен, он приятен, он привлекателен, он становитО19О**%о%1sо’
оXт*
о
!«кф3.%оЦоЖООащь0100
IощоXх ©о6ОгакX3vоXШS%оЦоЖООащь0100
IощоXх ©о6ОгакX3v%оЦоЖООащь0100
IощоXх ©XШS
шс
' «9t*
4Ц|| НН1 ИX9ШZШ|ИДИ, : %иь|х.4»ШS
«•■ЖвШ
ЖьIsX■Ошш
шиШ$|ШШнXо
«Ё4»
нО
ЯX fящЦ1 а«аьооашXШWОШз
Ш«•№Щ'нЯ’^Оч
щш ош шо»*оOkТА.
ш ош шр* х о а Ц гг о х >»шS0о••лзгО X111iохк о ш1аац3щЦоЈ§аао§*о5 aИ Я§ш оош шр* х о а Ц о а Ц гг о Ц гг о х >»гг о х >»х >»>»шS0о••
••лзгО XX111
1iохк о ш
о шо ш
шш1аац3щЦоЈ§аао§*о5 aо»*оOkТА.
оу»4
А«t .
оt*•дV*
шцц%t*о*#в»се
оозс*Оасо
X*SE»
ля»оь»*■ dft.о*=?5№иво*€Ј§15дq55окXщ
Iл*о\оц
1 '■#•S3оS
о
сЩ№Шзррн0моф
шн3X22'фщ2аXк1ооЩX
XЩрноош1*
ми*§Я*ооагп(125*&33»Но
■
1ЛоО•иIXа1Ими
шat1оц4щоо5нSCЩХш
^№!шШВэцжк1щ• зг IоооXЈг 1XРвщммS#•
4»оЩ’1«а*5 iдоЯШовся объектом ожиданий. Как только этот момент наступает, педагог может расширить «круг внимания», впуская в него всё больше воспитанников.
Конечно, наилучшим вариантом было бы в первую же минутуработы с аудиторией расширять «круг внимания» до максимальных границ его. Но не следует ни торопить педагога, ни торопиться педагогу. Наличие «круга внимания» помогает качественно и красивореализовать первые этапы работы. Излишняя торопливость может помешать качественному исполнению.Первая фраза, первая мысль подается как бы по воле ситуации организуемого дела: дело требует того, чтобы была начата совместная деятельность. Как только группой приняты первые фразы и педагог чувствует, что коммуникацияустановлена, надо слегка выходить из узкого круга вникания: улыбка одному, кивок другому, вопрос третьему («Не правда ли?»), оценка четвертому («Я вижу, вы это понимаете…»), просьба к пятому («Мне нужен помощникассистент...») и т.д.Начинающий педагог,как правило, не способен такому мгновенному переходу, потому что лучше задержаться в первом круге внимания, пока он не обретет уверенности и не завоюет авторитета. Оставаться,однако,в этом круге долго нельзя, он не позволяет установить личныеконтакты,а значит, выйти на двустороннее общение.Следует обратить внимание и на такую деталь общения, как мимикаи жесты педагога. Лицо, повернутое к воспитаннику, взгляд, направленный на лицо воспитанника, легкий наклон вперед, открытая позиция, когда руки не закрывают «замком» педагога от воспитанника и динамическая мимика как отражение сопереживания, соучастия вот общие характеристики пантомимики педагога в момент общения[5]. В общении с воспитанником педагог ответственен за то, чтобы сохранялись характеристики, присущиесовременной культуре общения. Достоинство и достаточная уверенность в себе должны быть в этот момент присущи как воспитаннику (об этом сейчас много говорят), так и учителю (о чём умалчивается). Умение слушать партнёра и смотреть на партнёра тоже в значительной степени зависит от того, как это делает педагог. Естественность искренность и вежливость по отношению к воспитаннику находят отклик соответствующим поведением последнего.Отпедагога зависит и равновесие серьёзности и шутки:он допускает шутку, не уничтожая серьёзного отношения к предмету общения и партнеру по общению. Умение говорить с партнёром на егоязыке тоже зависит от педагога: недостаточно ему опуститься науровень воспитанника,надо в общении подымать воспитанника до себя.Педагог, который, опустясь до жаргонных словечек подростковоюношескогомира, консервирует положение воспитанника и не тянетего на лексическую и стилистическую ступеньку выше. Потенциально любой воспитанник и хороший, и плохой, и злой, и добрый. Его агрессиюпровоцируют окружающие обстоятельства. Нодобро вызывают те же самые обстоятельства, куда входят и педагогические воздействия. Зная это, педагог строит свои отношения с воспитанниками так, чтобы стимулировать доброе, гасить дурное, не допускать воспитанника до мысли, что он может совершить зло.Вот воспитанник не внимателенна занятии педагог сочувственно говорит ему: «Утомился? Надо сделать передышку?» Или,воспитанница подошла в перерыве к столу преподавателя, заглядывает в чужие бумаги педагогей: «Хочешь помочь? Будь добра, помоги…». Воспитанник, недовольный и раздраженный, уходит в конец аудитории педагог: «Захотел поработать самостоятельно и наедине с собой. Это похвально».Приостановить и демобилизовать злые помыслы воспитанника нужно сразу, не дав им проявить себя, так чтобы и сама мысль о подобном не возникала у него. К сожалению, современному педагогу свойственен жёсткий стиль общения с воспитанниками: у него плохое самообладание, отсутствует анализ своего и чужого поведения, он не понимает подтекста поведения и слов воспитанников, не находит и не ищет форм воздействия, при неудачах ссылается на их злонамеренность. Такой стиль общения устанавливает глухую стену непонимания между педагогом и воспитанниками, порождает противостояние двух лагерей, создаёт потенциальные силы для конфронтации.Но надо отметить, что как альтернатива этому в педагогической литературе и реже в педагогической практике предлагается мягколиберальный стиль, когда педагог будто бы исходит из психологии воспитанника иподчиняет всё своё поведение нуждам развитияпоследнего, боясь помешать прорастанию индивидуальности. И такой стиль не менее вреден, ибо столь же плохо содействует воспитанию личности, предоставляя воспитанника случайным обстоятельствам.С точки зрения психологии, следует видеть в партнере по общению субъекта, но не объекта и тем более не средство для собственного самовыражения. Педагогически это означает проявление интереса к собеседнику. Недопустимо монологическое общение. Педагог не должен бояться в общениис воспитанником отойти «в тень», изредка слегка направляя ход общения и культивируя его, но,тем не менее,как бы больше слушая, чем говоря. Психологически важно не забывать о непохожести внутренних миров личностей, об индивидуальности партнёра, отличности от собеседника. Поэтому педагогически ценным является выявление и оглашение достоинствпартнера, выстраивая общение с ним при опоре на его положительные качества. И, если ктото обращает внимание на недостатки воспитанника, немедленно следует им противопоставить достоинства этого воспитанника.Психологический взгляд на воспитанников всегда подразумевает учёт их небольшого жизненного опыта, невысокого уровня знаний, умений, их недостаточной ориентированности в человеческих отношениях. Педагогически это выражается в великодушии взрослого: следует уметь прощать воспитанникам их оплошности, ошибки
прощать даже тогда, когда они вполне сознательно совершают какието действия, не находя адекватного выражения мотивации. Психологически ценным является общение, насыщенное информацией для субъекта. Партнёр по общению это всегда источник информационного потока. Зная это, педагог выстраивает общение с воспитанниками на основании интересной для них информации. Объём её не имеет существенного значения;отличительным признаком должна быть новизна.Итак, в заключении хочется отметить, что чем более активен субъект в общении, тем богаче для него состоявшийся акт взаимодействия с другим субъектом. Умный педагог тонко руководит «поочередностью» самовыражениявоспитанников, ничего не оставляя без внимания: каждый участник общения, и каждый выразитель своего активного отношения.
Ссылки на источники1. Гиппенрейтер Ю.Б.Продолжаем общатьсясребенком. Так? М.:АСТ.2008. 257 с.2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.Тюмень.ТОИПКПК, 1992. 88с.3. Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностноориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже/Дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагог.наук / Тюмень, 2000. 231с.4. Станиславский К.С. №абота актера над собой. В творческом процессе переживания. М. Эксмо.2008. 448с. 5. КаннКалик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. Просвещение.1987. 190с.