Функциональная сопряженность психики и эндокринной системы в новых социальных условиях (формирование временного коллектива)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фишер И. В. Функциональная сопряженность психики и эндокринной системы в новых социальных условиях (формирование временного коллектива) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2396–2400. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85480.htm.
Аннотация. В статье рассматривается формирование временного коллектива сотрудников МВД России при прохождении ими профессиональной подготовки с точки зрения психофизиологических механизмов, в частности работы психической и эндокринной систем. Даётся обоснование того, что при формировании нового коллектива, где предполагается высокая социальная напряженность, включаются все стадии стресса и показаны ключевые моменты работы эндокринной системы. Особое значение в поиске адаптационных программ придаётся общей функциональной направленности, стоящей перед эндокринной системой и психикой, которые позволяют осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, а также приспособиться к новым условиям существования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фишер Игорь Владимирович,Старший преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.ТюменьFitan72@mail.ru.

Функциональная сопряженность психики и эндокринной системы

в новых социальных условиях(формирование временного коллектива)

Аннотация.В статье рассматривается формирование временного коллектива сотрудников МВД России при прохождении ими профессиональной подготовки с точки зрения психофизиологических механизмов, в частности работы психической и эндокринной систем.Даётся обоснование того, что при формировании нового коллектива, где предполагается высокая социальная напряженность, включаются всестадии стресса и показаны ключевые моменты работы эндокринной системы. Особое значение в поиске адаптационных программ придаётсяобщей функциональной направленности,стоящей перед эндокриннойсистемой и психикой, которые позволяютосуществлять наиболее адекватный информационный обмен, а такжеприспособиться к новым условиям существования. Ключевые слова. Стадии стресса, эндокринная система, социальнопсихологический климат коллектива.

Введение.Современные условия и требования к сотрудникам органов внутренних дел диктуют необходимость поиска не только более совершенных форм и методов отбора кадров, но и их специального профессионального обучения и подготовки, способствующих успешной профессиональной адаптации и выработке психологической устойчивости к различным фактором среды[3,5]. Выработка таких навыков происходит в определенном пространстве и времени (профессиональные коллективы) и предполагает поисковую активность личности, осознание как своего социального статуса и социальноролевого поведения, так иидентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы [2,6]. В таких группах формируется особый тип межличностных отношений, который в новой среде актуализирует внутригрупповое самоопределение личности, проявляется коллективистская идентификация и образуется своя иерархия (многоуровневые страты), которая в свою очередь порождает целый ряд специфических социальных, психологических и медицинских факторов риска. Так как резкий переход к напряженным условиям проживания и профессиональной деятельности в новых условиях способен не только приводить к изменениям в поведенческой и в эмоциональной сферах, но и вызывать сдвиги в соматическом состоянии.При поиске адаптивных программ для поддержания гомеостатического равновесия в неблагоприятных условиях проживания необходимо учитывать и рассматривать в комплексе адаптационные уровни (психический, социальный, физиологический уровень). Общеизвестно, что уровень «Психической адаптации»: обеспечивает нормальную работу всех психических структур на воздействие внешних психологических факторов, что достигается за счет принятия взвешенных решений, прогнозирования развития событий т.п. В свою очередь уровень «Социальной адаптации»:обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде, что достигается за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своеповедениев соответствии с главными целями деятельности. А вот уровень «Физиологической адаптации»: обеспечивает способность организма поддерживать свои иммунобиохимические параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостатическое равновесие). Эти уровнитесно взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние, что определяет интегральную характеристику общего уровня функционирования регулирующих систем организма (нервную, иммунную, эндокринную, психическую).Известно, что эти регулирующие системы выполняют одну общую задачу необходимуюдля обеспечения нормальной жизнедеятельности, способствуя эффективному приспособлению организма к изменяющимся условиям среды для сохранения его целостности и идентичности [7,8]. Однако, несмотря на то, что подобные темы неоднократно становились объектом научных исследований, поиск новых методологических подходов становится актуальным.Цель–исследовать возможные адаптационные процессы (механизмы)усотрудников МВД Россиипри формировании временного коллектива.Методы и организация исследования. Обследованы 59 сотрудников патрульнопостовой службы, проходившие профессиональную подготовку в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. Средний возраст испытуемых составил 23,5±0,7лет. Согласно плану исследования проведены четыре замера. Психологическоетестирование проводилось после занятий, в середине дня, когда наблюдается высокий уровень активности и соблюдены привычные условия жизни (общение, профессиональная нагрузка, питание и пр.). Забор крови проводился в начале рабочего дня, натощак. Первый замер (1есуткипребывания) –прибытиена новое место службы (учебы), актуализация новых задач социального, психологического, бытового и профессионального плана. Второй замер (4есутки) –повышение мобилизационныхресурсов: личностных, организменных, энергетических(развития внутреннего напряжения в управлении стрессами).

Третий замер (14есутки)–стабилизация мобилизационныхресурсов(в условиях стабильностипрофессиональной,психическойи физической нагрузок).Четвертый замер (21есутки) –адаптированность (привыкание) к новым условиям и требованиям (выбор путей реагирования на стрессорную ситуацию: повышение резистентности или снижение резистентности организма). Для изучения психологических особенностейбыли использованы следующие методы: 8цветовой тест М. Люшера, «исследование тревожности»Ч. Спилберга, САН(самочувствие, активность,настроение),СПклимат(социальнопсихологический климат в коллективе). Для изучения эндокринногостатуса определялсягормон–кортизол.Обработка результатов. 1.С помощью экспрессметода САН оценивалось: самочувствие –как комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности, активность –как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, что включает в себя: химическую, физическую, нервную и психическуюактивность, настроение, как проявление особенностей эмоционального отклика на воздействие любого характера. 2. Цветовым методом Люшера определялся следующие показатели: вегетативный коэффициент, который характеризует энергетический баланс организма, установку на деятельность и физиологически соответствует симпатическому или парасимпатическому преобладанию отделов вегетативной нервной системы; суммарное отклонение –устойчивость эмоционального фона и показывает общее, неспецифическое психическое состояние,позволяя прогнозировать эффективность и успешность деятельности. 3. Методом«Исследование тревожности» Ч.Д. Спилберга определялась реактивная тревожность, как временное состояние. Интерпретация:до 30 баллов –низкая, 31 –44 балла –умеренная; 45 и более –высокая. 4. Тестом «Социальнопсихологический климат» проводилась общая оценка социальнопсихологического климата и специфика межличностных отношений в коллективе. Полученные результаты обрабатывалась с помощью мультипсихометра. Использовалась следующая интерпретация психологического климата в коллективе: 10070 баллов –«благоприятный, здоровый», 6069 –«неустойчивый, но достаточно благоприятный», 5059 –«недостаточно благоприятный» и 049 баллов «неблагоприятный».5. Методом иммуноферментного анализа (ИФА) определялсягормон

кортизол (биологически активный глюкокортикоидныйгормонстероидной природы), который принимает участие в развитии стрессовых реакций и участвует в сохраненииэнергетических ресурсов организма. Результаты и их обсуждение.Для вновь прибывших сотрудников МВД Россииновые условия существования в институтеможно рассматривать как стимулы, запускающие неспецифическую защитную реакцию, т.е. стресс. В свою очередь, стрессорная реакция представляет собой комплекс изменений,включающих реакции на всех регуляторных уровнях –поведенческом, вегетативном, гуморальном, иммунном и биохимическом, а также на психическом,включая субъективные эмоциональные переживания [1]. А так как в развитии стресса принято выделять несколько стадий в соответствии с уровнем резистентности организма, то каждый замер (сутки пребывания в новых условиях) будет рассматриваться в соответствии стадиям стресса[4], в модификацииВ.Ю. Куликова [1]. Первые сутки,характеризуются как первичный шок (1 стадия).В этот момент организм «оценивает»степень и качества повреждающего воздействия (риски, угрозы).У слушателей профессиональной подготовки при попадании в новые условия со стороны психики наблюдаетсяумеренный уровень реактивной тревожности. При этом уровень вегетативного коэффициента ифункционального психоэмоциональногосостояния (самочувствие, активность и настроение) свидетельствует об оптимальноймобилизациифизических и психических ресурсов с установкой на активные действия. Уровень суммарного отклонения определяется на незначительном уровне непродуктивной нервнопсихической напряженности с преобладанием установки на активную деятельность, с достаточным уровнем энергоресурсов для регулярных вспышек сверхактивности(таблица 1). Социальнопсихологический климат в коллективе сами слушатели оценивают какблагоприятный и здоровый. Это свидетельствует о том, чтов коллективе сформировалось активное ядрои наблюдается гармоничный баланс делового и эмоциональногоопосредования межличностного восприятия и взаимодействия.



Таблица 1Динамика психологических параметров у сотрудников ОВД

МетодыПоказатели1 сутки4 сутки14 сутки21 суткиТестЛюшераВегетативныйкоэффициент1,25±0,091,44±0,151,24±0,11,42±0,09Суммарноеотклонение10,24±0,589,0±0,589,88±1,02 8,05±0,18**

ТестСАНСамочувствие6,12±0,066,03±0,126,1±0,515,78±0,3Активность5,58±0,085,5±0,115,71±0,166,0±0,18Настроение6,35±0,126,27±0,186,34±0,286,25±0,22СПклиматСоциальнопсихологический климат81,7±2,085,8±1,8987,5±2,3589,25±2,48*Тест СпилбергаРеактивная тревожность31,6±0,21##28,4±0,19Примечание: * достоверность различий с первыми сутками (* р<0,05; ** р<0,01).

При оценке уровня кортизолав сыворотке крови установленозначительное превышение его содержания по сравнению с общепринятыминормами, что подтверждает наличие стрессорного воздействия на организм. Хотелось бы отметить, что кортизол оказывает угнетающие воздействие как на клеточный, так и гуморальный иммунитет, что связано со снижением образования антител и процессов фагоцитоза [1].Таблица 2Изменение уровня кортизола у сотрудников ОВД

НормаПоказатели1 сутки4 сутки14 сутки21 сутки(150660 нмоль/л)Кортизол1120,0±85,121028,0±72,1831,13±69,19704,6±63,89**

Примечание: * достоверность различийс первыми сутками(* р<0,05; ** р<0,01).

Четвертые суткихарактеризуются как стадия тревоги или «период компенсации», когда в организме происходит реадаптация, сопровождающаяся физиологическим напряжением. В это время в организме происходит гомеостатическое регулирование, которое характеризуется компенсаторным повышением активности ряда органов и систем. Со стороны психической системы на первый взгляд существенных изменений не происходит. Но необходимо учитывать, что изменение социальных условий (заранее ожидаемыхлюдьми), есть не острый стресс, а «запланированная» (неявно ожидаемая) реакция психики. Поэтому отмечается некоторая, быть может,незначительная тенденция в повышении вегетативногокоэффициента(таблица 1).Показателив тесте САНи СПКклиматсвидетельствует о стабильностипсихоэмоционального состоянияисоциальнопсихологического климата.Также не изменяетсяи содержание кортизола в крови, который тесно взаимосвязан с показателем настроения в тесте САН (r=0,327 при р<0,05).Четырнадцатые суткиопределяютсякакстадия «резистентности», когда устанавливается повышенная сопротивляемость к стрессору.В этот период у организма есть два пути реагирования: первый путь реорганизация поведения –эустресс, происходит продуктивная мобилизация организма. Со стороны психики и иммунной системы это характеризуется особым состоянием –реорганизацией и мобилизацией. Второй путь дезорганизация поведения –дисстресс (истощение), когда затрудняется психологическая и иммунная защита и организм становится беззащитным.Состояние психики характеризуется следующей динамикой. У испытуемыхна моментдвухнедельного пребывания в новых для себя условияхвегетативный коэффициент восстанавливается до исходного уровня; самочувствие, активность и настроение остаются стабильно высокими; социальнопсихологический климат в коллективе постепенно улучшается (таблица 1).Положительная динамика психического состояния, скорее всего, связана со стремлениемуровня кортизола к границам нормы(таблица 2).Можно предположить, что выбор пути реагирования на стрессорную ситуацию, определился как эустресс. Это соответствует норме на стадии резистентности, когда происходит мобилизация энергетических ресурсов организма,обусловленная совместным взаимодополняющим и взаимопотенциирующим действием симпатоадреналовой и гипоталамогипофизарнонадпочечниковой систем.

Двадцать первые суткихарактеризуются продуктивной мобилизацией организма (эустрессом), т.е. организм адаптируется к новым факторам, к новым условиям дальнейшим повышением резистентностик ним. Через три недели с момента прибытияна место учёбыотмечается повышение вегетативного коэффициента (пусть незначительное), стремление суммарного отклонения (непродуктивного нервнопсихического напряжения) к более стабильным показателям, умеренный уровень ситуационной тревожности сменился на низкий уровень, наблюдается стабильность психоэмоционального состояния и качественное улучшение психоэмоционального климата уже в сложившемся коллективе. Это отражает удовлетворенность своим статусом в коллективе, условиями пребывания на новом месте, а также взаимоотношениями с коллегами,как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.Очевидна тенденцияфизиологических механизмов, ответственных за стрессреакции,к восстановлению баланса, что подтверждается корреляционными связями уровня кортизола споказатели «самочувствие» (r=0,469, при р<0,05)и «активность» r=0,673, при р<0,001) в тесте САН. При этом уровень кортизола в сыворотке крови практически приближен к общепринятым нормам.Вероятнее всего,это и есть индивидуальная норма для данной категории людей, работающих впостоянном напряжении при встрече с криминальными ситуациями.

Заключение.В исследовании показано, что сотрудникиОВД, прибывая в институт повышения квалификации для прохождения профессиональнойподготовки,уже в течение трехнедельного пребывания справляются с регламентным стрессорным воздействием,несмотря на сочетание высокой социальной напряженности, вызванное давлением со стороны социальной среды и ограниченного пространства, профессиональных и должностных обязанностей. Результаты выполненного исследования показывают, что психоэндокринные взаимодействия связаны с выполнением единой функции гомеостатического баланса по устранению внешних и внутренних раздражителей. А значит, снижается риск дезадаптационных изменений,приводящих к снижению защитноприспособительных механизмов и истощению систем организма.

Ссылки на источники1. Абрамов В.В., Абрамова Т.Я., Гонтова И.А., Козлов В.А., Маркова Е.В., Повещеннко А.Ф., Ребенко Н.М., Соловьева И.Г., Сорокин О.В. Основы нейроиммунологии. М.: Академия наук о Земле. 2004. 100с.2. Александров Д.А. Теоретические основы изучения профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Педагогика в правоохранительных органов. 2013. № 4 (55).3. Зозуля Г.А. Развитие профессиональной адаптации и психологической готовности молодых сотрудников ОНН к действиям в экстремальных условиях. Педагогика в правоохранительных органов. 2011. № 4 (47).4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. Г. Селье. М.: Медгиз, 1960. 254 с.5. Фишер И.В. Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние слушателей профессиональной (первоначальной) подготовки. Вестник ТИПК МВД России. 2014. №1. С. 166168. 6. Черкасова Е.С., Сажаев А.М., Гришин О.В. Психофизиологическая модель саморегуляции в преодолении синдрома эмоционального выгорания. Педагогика в правоохранительных органов, 2013, № 4 (55).7. Dotsenko et al., Synchronization of immune and psychic systems associated with social stress. Cbu international conference on integration and innovation in science and education april 714, 2013, P.324328 Prague, Czech Republic www.cbuni.cz, ojs.journals.cz8. Suhovey Yu.G., Koptyug A.V., Petrov S.A., Dotsenko E.L., Fisher T.A. Psychoimmune Partnership in the Dynamic Responses of Living System. International Journal of Life Science and Medical Research, 2014, 4, 5770.