Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты
Выпуск:
ART 85516
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дубаков
А.
В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2576–2580. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85516.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу процесса формирования методической компетенции учителя иностранного языка. Автор рассматривает различные дефиниции методической компетенции будущего учителя иностранного языка, конкретизирует структурные компоненты феномена, делает акцент на возможных организационно-технологических аспектах целенаправленного формирования данной компетенции в условиях вуза.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность учителя иностранного языка, методическая компетенция, профессионально-методическая подготовка будущих учителей иностранного языка
Текст статьи
Дубаков Артём Викторович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскrain.22@rambler.ru
Формирование методической компетенции
будущегоучителяиностранного языка: содержательные и организационнотехнологические аспекты
Аннотация. Статья посвящена анализу процесса формирования методической компетенции учителя иностранного языка. Автор рассматривает различные дефиниции методической компетенции будущего учителя иностранного языка, конкретизирует структурные компоненты феномена, делает акцент на возможных организационнотехнологических аспектах целенаправленного формирования данной компетенции в условиях вуза.Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя иностранного языка, методическая компетенция, профессиональнометодическая подготовка будущих учителей иностранного языка.
Многочисленные социальныеизменения, вхождение России в мировое образовательное пространство, переосмысление целевых образовательных ориентировобусловили выдвижение ряда новых требований к профессиональной подготовке будущих специалистов, в том числе учителей иностранного языка. В данном ключе на смену знаниевоориентированному подходу в образовании пришёл компетентностный подход, нацеленный на обеспечение нового качества профессиональной подготовки, оптимальной и результативной с точки зрения современной объективной реальности. Согласно компетентностному подходу в качестве магистрального результата высшего образования рассматривается профессиональная компетентностьспециалиста в органичном единстве её структурных компонентов. Принимая во внимание особенности преподавания иностранного языка, можно с уверенностью утверждать, что методический компонент входит в структуру профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Аксиоматично, что компетентный учитель иностранного языка должен отличаться не только высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, но и знать, как эффективно организовать процесс обучения в различных типах образовательных учреждений в условиях глобальных перемен, т.е. обладать методической компетенцией. Принимая во внимание всю важность методической компетенции учителя иностранного языка необходим рациональный выбор путей и средств её формирования в условиях вуза. В рамках статьи остановимся на аналитическом рассмотрении сущностноструктурных характеристик методической компетенции будущего учителя иностранного языка, акцентируем внимание на особенностях организации процесса формирования данной компетенции.Терминологические расхождения в трактовке понятий «компетенция» и «компетентность», возможно возникшиеи получившие широкое распространениеизза двусмысленности перевода английского слова competence, привели к тому, что в современных научнопедагогических и методических исследованиях рассматриваются общие и частные вопросы формирования как методической компетенции, так и компетентности учителя иностранного языка (О.Н. Игна, С.Н. Макеева, Е.Ю. Никитина, М.Г. Федотова, Н.В. Языкова др.) [1],[2],[3],[4]. Несмотря на данную теоретическую дифференциацию, которая не представляет принципиальной значимостидля практики, большинство определенийметодической компетентности и компетенцииобладают аналогичными сущностными характеристиками. В данной работе, не прибегая к научной полемике,мы оперируем понятием «методическая компетенция»,принимая во внимание особенности направления, посвященного формированию ключевых компетенций студентов вуза. Несмотря на существующий плюрализм во взглядах, все исследователи единогласно сходятся во мнении, что данная компетенция / компетентность выступаетв качестве важнейшего показателя и результата профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Несмотря на достаточно глубокий анализ разнообразных аспектовметодической подготовки учителя иностранного языка, можно отметить лишь немногочисленное количество исследований, раскрывающих характеристики непосредственно методической компетенции будущего учителя иностранного языка и пути её формирования. Остановимся на некоторых определениях методической компетентности / компетенции будущего учителя иностранного языка.О.Н. Игна под методической компетентностью учителя иностранного языка понимаетрезультат психологопедагогической, методической, предметной подготовки, личного научноисследовательского и профессионального опыта. Методическая компетентность представляет собой интегративную личностнопрофессиональную характеристику учителя, которая проявляетсяв его педагогической деятельности по развитию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся в научнометодической деятельности [5, 91].С.Н. Макеева полагает, что методическая компетенция –это «интегративное свойство личности учителя иностранного языка, определяющее его готовность и способность эффективно решать задачи формирования межкультурной коммуникативной компетенции, образования, воспитания и развития учащихся, базирующаяся на знаниях, умениях и отношениях» [6, 203].Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова,анализируя терминологическое поле методической компетенции учителя иностранного языка,интерпретируют феномен как«способность осуществлять и организовывать образовательный процесс по иностранному языку, направленный на решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий». Авторы также отмечают, что методическая компетенция носит динамический характер, т.к.для современной действительности характерно постоянное изменение полученных знаний, сформированных умений и навыков, характера деятельности, индивидуального стиля преподавания. Методическая компетенция является комплексным явлением, т.к. включает в себя компоненты психологической, педагогической и лингвистической природы. Для методической компетенции учителя иностранного языка характерны коммуникативность и относительность. Коммуникативный характер методической компетенции обусловлен изучением образцов коммуникативного поведения, адекватного ситуациям аутентичного общения. Относительный характер компетенции определяетсятем, что она всегда открыта для совершенствования в течение педагогической карьеры [7, 60].Опираясь на точки зрения, представленные выше, принимая во внимание собственный опыт работы над данной проблемой, под методической компетенцией будущего учителя иностранного языкамы понимаем совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранным языкам и практических умений, заключающихсяв его эффективной организации. Данные знания и умения обуславливают готовность выпускника к осуществлению методического аспектаобучения иностранному языку. Методическая компетенция учителя иностранного языка представляет собой комплексноеявление, в структуре которого целесообразно выделить следующие компоненты: гностический, аналитический, проектировочный, профессиональнокоммуникативный, информационнокоммуникационный, инновационный, научноисследовательский, рефлексивный. Каждый из компонентов представлен соответствующей компетенцией.Гностическая компетенцияотражает теоретический базис методической компетенции и представляет собой знания различных составляющих современной методики обучения иностранного языка: генезис методики обучения иностранному языку, общие и частные закономерности процесса обучения иностранному языку, подходы, методы, организационные формы, средства, современные технологии и т.д.Аналитическая компетенция предполагает готовность к осознанию и анализу компонентов процессаобучения иностранным языкам, в общем, и в отдельности, логическому оперированию понятийнокатегориальным аппаратом методики обучения иностранному языку. Будущий учитель иностранного языка должен уметь анализировать теоретические и практические составляющие процесса обучения иностранному языку в различных типах образовательных учреждений. Посредством анализа учитель избегает многих лингводидактических ошибок, корректирует слабые стороны собственной педагогической деятельности.Проектировочная компетенция означает готовность к эффективному проектированию урока иностранного языка, разработке внеклассных мероприятий с принятием во внимание характерных особенностей конкретного этапа обучения иностранному языку и использованием современных технологий и средств обучения.Профессиональнокоммуникативная компетенция подразумевает готовность к формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся путем осуществления взаимодействия с ними в различных учебновоспитательных ситуациях.Информационнокоммуникационная компетенция предполагает готовность к методически рациональному и обоснованному использованию информационнокоммуникационных средств обучения иностранным языкам, самостоятельному созданию оригинальных информационнокоммуникационных лингводидактических продуктов.Инновационная компетенцияособенно актуальна в условиях модернизации образования и означает готовность к оптимальному внедрению в процесс обучения дидактических новшеств, способности видеть их потенциальную действенность и результативность в обучении, умения создавать инновационную дидактическую среду.Научноисследовательская компетенция означает готовность учителя иностранного языка к проведению педагогических исследований и внедрению их результатов в образовательный процесс.Рефлексивная компетенция указывает на готовность к профессиональному самоанализу и на его основе дальнейшей коррекции деятельности.Указанные структурные компоненты методической компетенции учителя иностранного языка выделены в общем плане. Их число может быть несколько увеличено в зависимости от типа образовательного учреждения, возрастного этапа обучения иностранному языку и др.. Кроме того, принимая во внимание зависимость методической компетенции будущего учителя иностранного языка от социальных изменений и впервые возникающих тенденций образовательного процесса по иностранному языку, можно сделать вывод о необходимости обоснования новых компонентов данной компетентности в будущем. Методическая компетенция также зависит от других субкомпетенций,составляющих структуру профессиональной компетентности учителя иностранного языка.Одним из условий эффективного формирования методической компетенции учителя иностранного языка выступает конструирование и реализация системы профессиональной методической подготовки, имеющей комплексный характер. Данная система строится на принципах целенаправленности, целостности, динамичности, взаимосвязи теории с практикой, принципе дополнительности. В качестве ядра системы позиционируется дисциплина «Методика обучения иностранному языку». Важным звеном системы методической подготовки является внеаудиторная работа по методике, включающая проведение конкурсных и олимпиадных мероприятий, специальных семинаров и мастерклассов по конкретным вопросам методики обучения иностранному языку, обеспечение связи с наиболее успешными представителями профессии, проведение тренингов и тренинговых упражнений, участие в вебинарах и т.д. Принимая во внимание логику принципа дополнительности, следует отметить, что программа к курсу «Методика обучения иностранному языку» ограничивается лишь кратким раскрытием основных вопросов организации процесса обучения иностранному языку. «За кадром» достаточно часто могут оставаться актуальные и проблемные вопросы, требующие специального рассмотрения. С данных позиций необходимы разработка и внедрение в образовательный процесс специальных курсов, что также является компонентом методической подготовки будущего учителя иностранного языка. Важными элементами системы методической подготовки являются научноисследовательская работа, педагогическая практика и педагогическая интернатура.«Методика обучения иностранному языку» являетсятойосновнойплатформой, где осуществляется формирование основных структурных компонентов методической компетенции. Надлежащий уровень сформированности методической компетенции зависит от организации дисциплины. Лекционные занятия должны быть направлены не только на трансляцию основных теоретических вопросов, но и сопровождаться примерами из реальной практики обучения иностранному языку, что придает им проблемнодискуссионный характер, заставляет студентов задуматься над обсуждаемыми вопросами, «прожить их». Семинарские и практические занятия должны представлять органичное взаимодействие теории с практикой. Именно на семинарских и практических занятиях должна осуществляться подготовка к будущей практической деятельности. Здесь должны использоваться разнообразные методы и средства, повышающие эффективность практических занятий, например активные методы обучения (учебная конференция, дискуссия, круглый стол и др.), метод проектов, квазипрофессиональные задания, ситуативные задачии т.д. В ходе обучения целесообразно использовать видео коллекции уроков ведущих учителей иностранного языка, посещение уроков лучших учителей, студентовпрактикантов. Всё это направлено на построение прочной основы для формирования методической компетенции учителя иностранного языка и является отправной точкой процесса.Внеаудиторная работа является составляющей курса «Методика обучения иностранному языку» и может проводиться в нескольких направлениях. В информационносообщающем плане она позволяет охватить и обсудить те вопросы, которые не включены в программу, но имеют важное значение для будущей методической деятельности учителя иностранного языка. Как правило,это инновационные разработки, практикумы и творческие мастерские по разработке лингводидактических продуктов и т.д. Здесь будет эффективна технология мастеркласса, проведением которых занимаются преподаватели кафедры, сотрудники научной лаборатории вуза,приглашенные специалисты. Можно организовывать специальные тематические лектории, участие в вебинарах с их последующим обсуждением. Внеаудиторная работа также направлена на организацию соревновательных форм по изученным вопросам. Здесь может быть проведена факультетская олимпиада по методике, состоящая из различных этапов (электронное олимпиадное тестирование, конкурс на лучший конспект урока / внеклассного мероприятия, методическое аналитическое эссе и т.д.). Внутрифакультетские конкурсные мероприятия могут рассматриваться в качестве подготовки студентов к подобным мероприятиям более серьезного уровня.С точки зрения формирования методической компетенции учителя иностранного языка действенными возможностями обладают тренинговые упражнения. Их выполнение помогает студентам почувствовать специфику различных профессиональные ситуаций, увидеть некоторые профессиональнометодические проблемы со стороны, осуществлять взаимодействие с представителями группы.В рамках внеаудиторной работы также целесообразно осуществлять связь с представителями общеобразовательных школ, языковых гимназий и лицеев, лингвистических центров и курсов, колледжей и техникумов. По возможности нужно приглашать на профессиональные беседы учителей, которые готовы поделиться со студентами секретами успешной педагогической карьеры.Разработка и внедрение в образовательный процесс специальных курсов даст возможность реализовать принцип дополнительности и рассмотреть не заявленные в программе вопросы. Так, в качестве примера можно привести серию спецкурсов «Преподаватель лингвистического центра». После окончания институтов / факультетов иностранных языков их выпускники преподают, в том числе, на различных лингвистических курсах. Их специфика кардинально отличается от образовательной школы и не принимается во внимание в рамках «Методики обучения иностранным языкам». По данной причине в рамках спецкурса изучаются вопросы коммуникативной методики обучения иностранным языкам, специфика организации занятий в лингвистическом центре, аутентичные учебники, международные экзамены –т.е. всё то, с чем будущий специалист может столкнуться в лингвистическом центре. Спецкурсы значительно расширяют методическую осведомленность студентов, их профессиональный кругозор, развивают мышление и аналитические способности.Варианты тематики спецкурсов носят авторский характер и могут быть самыми различными.Научноисследовательская работа является важной частью методической подготовки учителя иностранного языка. Она позволяет изучать и анализировать отдельные вопросы, осмысливать их более глубоко, творчески подходить к решению профессиональных проблем. Студенческая научноисследовательская работа осуществляется в рамках научных кружков, проблемных групп, целенаправленно организованных сообществ. Результаты проводимых исследований отражаются в курсовых работах, дипломных проектах, представляются на научных конференциях, конкурсах. Научноисследовательская работа может способствовать формированию интереса к научной работе в дальнейшем.Педагогическая практика обеспечивает первое знакомствобудущего учителя иностранного языкас настоящей педагогической деятельностью. Во время практики студенты видят различные стороны будущей профессии, применяют полученные знанияв контексте разнообразных педагогических ситуаций. Здесь важно курировать и координировать студента, помогать ему в решении возникающих проблем. Практика учит принимать самостоятельные решения, помогает приобрести профессиональный опыт.Возможным финальным шагом формирования методической компетенции будущего учителя иностранного языка может стать педагогическая интернатура, доказавшая свою эффективность в некоторых педагогических вузах [8]. Педагогическая интернатура является достаточно новым начинанием. Она длится на протяжении одного года и не является обязательной. Студент ведет иностранный язык в одном классе, а тьюторская поддержка осуществляется учителем данного класса. Педагогическая интернатура –это практически настоящая педагогическая деятельность, совмещаемая с учебой. Польза подобной практики неоспорима.Резюмируя всё сказанное выше, можно сделать вывод, что анализметодической компетенции будущего учителя иностранного языка актуаленв связи с реализацией компетентностного подхода. Данный вид компетенции является одним из структурных компонентов профессиональной компетентности учителя иностранного языка и определяет его готовность к эффективной организации процесса обучения иностранному языку. Методическая компетенция это цель и результат высшего педагогического образования. Для обеспечения результативности процесса формирования методической компетенции учителя иностранного языка необходима система профессиональнометодической подготовки, состоящая из органично взаимосвязанных этапов, поиск и педагогическое осмысление средств и технологий формирования данной компетенции.
Ссылки на источники1.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. –2010. №1. –С.90 –94.2.Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. –2010. №15. –С.201 –205.3.Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С.54 –65.4.Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 2012. –240 с.5.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. –2010. №1. –С.90 –94.6.Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. –2010. №15. –С.201 –205.7.Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С.54 –65.8.Дубаков А.В., ХильченкоТ.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2014. №10. –С.336 –341.
Формирование методической компетенции
будущегоучителяиностранного языка: содержательные и организационнотехнологические аспекты
Аннотация. Статья посвящена анализу процесса формирования методической компетенции учителя иностранного языка. Автор рассматривает различные дефиниции методической компетенции будущего учителя иностранного языка, конкретизирует структурные компоненты феномена, делает акцент на возможных организационнотехнологических аспектах целенаправленного формирования данной компетенции в условиях вуза.Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя иностранного языка, методическая компетенция, профессиональнометодическая подготовка будущих учителей иностранного языка.
Многочисленные социальныеизменения, вхождение России в мировое образовательное пространство, переосмысление целевых образовательных ориентировобусловили выдвижение ряда новых требований к профессиональной подготовке будущих специалистов, в том числе учителей иностранного языка. В данном ключе на смену знаниевоориентированному подходу в образовании пришёл компетентностный подход, нацеленный на обеспечение нового качества профессиональной подготовки, оптимальной и результативной с точки зрения современной объективной реальности. Согласно компетентностному подходу в качестве магистрального результата высшего образования рассматривается профессиональная компетентностьспециалиста в органичном единстве её структурных компонентов. Принимая во внимание особенности преподавания иностранного языка, можно с уверенностью утверждать, что методический компонент входит в структуру профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Аксиоматично, что компетентный учитель иностранного языка должен отличаться не только высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, но и знать, как эффективно организовать процесс обучения в различных типах образовательных учреждений в условиях глобальных перемен, т.е. обладать методической компетенцией. Принимая во внимание всю важность методической компетенции учителя иностранного языка необходим рациональный выбор путей и средств её формирования в условиях вуза. В рамках статьи остановимся на аналитическом рассмотрении сущностноструктурных характеристик методической компетенции будущего учителя иностранного языка, акцентируем внимание на особенностях организации процесса формирования данной компетенции.Терминологические расхождения в трактовке понятий «компетенция» и «компетентность», возможно возникшиеи получившие широкое распространениеизза двусмысленности перевода английского слова competence, привели к тому, что в современных научнопедагогических и методических исследованиях рассматриваются общие и частные вопросы формирования как методической компетенции, так и компетентности учителя иностранного языка (О.Н. Игна, С.Н. Макеева, Е.Ю. Никитина, М.Г. Федотова, Н.В. Языкова др.) [1],[2],[3],[4]. Несмотря на данную теоретическую дифференциацию, которая не представляет принципиальной значимостидля практики, большинство определенийметодической компетентности и компетенцииобладают аналогичными сущностными характеристиками. В данной работе, не прибегая к научной полемике,мы оперируем понятием «методическая компетенция»,принимая во внимание особенности направления, посвященного формированию ключевых компетенций студентов вуза. Несмотря на существующий плюрализм во взглядах, все исследователи единогласно сходятся во мнении, что данная компетенция / компетентность выступаетв качестве важнейшего показателя и результата профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Несмотря на достаточно глубокий анализ разнообразных аспектовметодической подготовки учителя иностранного языка, можно отметить лишь немногочисленное количество исследований, раскрывающих характеристики непосредственно методической компетенции будущего учителя иностранного языка и пути её формирования. Остановимся на некоторых определениях методической компетентности / компетенции будущего учителя иностранного языка.О.Н. Игна под методической компетентностью учителя иностранного языка понимаетрезультат психологопедагогической, методической, предметной подготовки, личного научноисследовательского и профессионального опыта. Методическая компетентность представляет собой интегративную личностнопрофессиональную характеристику учителя, которая проявляетсяв его педагогической деятельности по развитию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся в научнометодической деятельности [5, 91].С.Н. Макеева полагает, что методическая компетенция –это «интегративное свойство личности учителя иностранного языка, определяющее его готовность и способность эффективно решать задачи формирования межкультурной коммуникативной компетенции, образования, воспитания и развития учащихся, базирующаяся на знаниях, умениях и отношениях» [6, 203].Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова,анализируя терминологическое поле методической компетенции учителя иностранного языка,интерпретируют феномен как«способность осуществлять и организовывать образовательный процесс по иностранному языку, направленный на решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий». Авторы также отмечают, что методическая компетенция носит динамический характер, т.к.для современной действительности характерно постоянное изменение полученных знаний, сформированных умений и навыков, характера деятельности, индивидуального стиля преподавания. Методическая компетенция является комплексным явлением, т.к. включает в себя компоненты психологической, педагогической и лингвистической природы. Для методической компетенции учителя иностранного языка характерны коммуникативность и относительность. Коммуникативный характер методической компетенции обусловлен изучением образцов коммуникативного поведения, адекватного ситуациям аутентичного общения. Относительный характер компетенции определяетсятем, что она всегда открыта для совершенствования в течение педагогической карьеры [7, 60].Опираясь на точки зрения, представленные выше, принимая во внимание собственный опыт работы над данной проблемой, под методической компетенцией будущего учителя иностранного языкамы понимаем совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранным языкам и практических умений, заключающихсяв его эффективной организации. Данные знания и умения обуславливают готовность выпускника к осуществлению методического аспектаобучения иностранному языку. Методическая компетенция учителя иностранного языка представляет собой комплексноеявление, в структуре которого целесообразно выделить следующие компоненты: гностический, аналитический, проектировочный, профессиональнокоммуникативный, информационнокоммуникационный, инновационный, научноисследовательский, рефлексивный. Каждый из компонентов представлен соответствующей компетенцией.Гностическая компетенцияотражает теоретический базис методической компетенции и представляет собой знания различных составляющих современной методики обучения иностранного языка: генезис методики обучения иностранному языку, общие и частные закономерности процесса обучения иностранному языку, подходы, методы, организационные формы, средства, современные технологии и т.д.Аналитическая компетенция предполагает готовность к осознанию и анализу компонентов процессаобучения иностранным языкам, в общем, и в отдельности, логическому оперированию понятийнокатегориальным аппаратом методики обучения иностранному языку. Будущий учитель иностранного языка должен уметь анализировать теоретические и практические составляющие процесса обучения иностранному языку в различных типах образовательных учреждений. Посредством анализа учитель избегает многих лингводидактических ошибок, корректирует слабые стороны собственной педагогической деятельности.Проектировочная компетенция означает готовность к эффективному проектированию урока иностранного языка, разработке внеклассных мероприятий с принятием во внимание характерных особенностей конкретного этапа обучения иностранному языку и использованием современных технологий и средств обучения.Профессиональнокоммуникативная компетенция подразумевает готовность к формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся путем осуществления взаимодействия с ними в различных учебновоспитательных ситуациях.Информационнокоммуникационная компетенция предполагает готовность к методически рациональному и обоснованному использованию информационнокоммуникационных средств обучения иностранным языкам, самостоятельному созданию оригинальных информационнокоммуникационных лингводидактических продуктов.Инновационная компетенцияособенно актуальна в условиях модернизации образования и означает готовность к оптимальному внедрению в процесс обучения дидактических новшеств, способности видеть их потенциальную действенность и результативность в обучении, умения создавать инновационную дидактическую среду.Научноисследовательская компетенция означает готовность учителя иностранного языка к проведению педагогических исследований и внедрению их результатов в образовательный процесс.Рефлексивная компетенция указывает на готовность к профессиональному самоанализу и на его основе дальнейшей коррекции деятельности.Указанные структурные компоненты методической компетенции учителя иностранного языка выделены в общем плане. Их число может быть несколько увеличено в зависимости от типа образовательного учреждения, возрастного этапа обучения иностранному языку и др.. Кроме того, принимая во внимание зависимость методической компетенции будущего учителя иностранного языка от социальных изменений и впервые возникающих тенденций образовательного процесса по иностранному языку, можно сделать вывод о необходимости обоснования новых компонентов данной компетентности в будущем. Методическая компетенция также зависит от других субкомпетенций,составляющих структуру профессиональной компетентности учителя иностранного языка.Одним из условий эффективного формирования методической компетенции учителя иностранного языка выступает конструирование и реализация системы профессиональной методической подготовки, имеющей комплексный характер. Данная система строится на принципах целенаправленности, целостности, динамичности, взаимосвязи теории с практикой, принципе дополнительности. В качестве ядра системы позиционируется дисциплина «Методика обучения иностранному языку». Важным звеном системы методической подготовки является внеаудиторная работа по методике, включающая проведение конкурсных и олимпиадных мероприятий, специальных семинаров и мастерклассов по конкретным вопросам методики обучения иностранному языку, обеспечение связи с наиболее успешными представителями профессии, проведение тренингов и тренинговых упражнений, участие в вебинарах и т.д. Принимая во внимание логику принципа дополнительности, следует отметить, что программа к курсу «Методика обучения иностранному языку» ограничивается лишь кратким раскрытием основных вопросов организации процесса обучения иностранному языку. «За кадром» достаточно часто могут оставаться актуальные и проблемные вопросы, требующие специального рассмотрения. С данных позиций необходимы разработка и внедрение в образовательный процесс специальных курсов, что также является компонентом методической подготовки будущего учителя иностранного языка. Важными элементами системы методической подготовки являются научноисследовательская работа, педагогическая практика и педагогическая интернатура.«Методика обучения иностранному языку» являетсятойосновнойплатформой, где осуществляется формирование основных структурных компонентов методической компетенции. Надлежащий уровень сформированности методической компетенции зависит от организации дисциплины. Лекционные занятия должны быть направлены не только на трансляцию основных теоретических вопросов, но и сопровождаться примерами из реальной практики обучения иностранному языку, что придает им проблемнодискуссионный характер, заставляет студентов задуматься над обсуждаемыми вопросами, «прожить их». Семинарские и практические занятия должны представлять органичное взаимодействие теории с практикой. Именно на семинарских и практических занятиях должна осуществляться подготовка к будущей практической деятельности. Здесь должны использоваться разнообразные методы и средства, повышающие эффективность практических занятий, например активные методы обучения (учебная конференция, дискуссия, круглый стол и др.), метод проектов, квазипрофессиональные задания, ситуативные задачии т.д. В ходе обучения целесообразно использовать видео коллекции уроков ведущих учителей иностранного языка, посещение уроков лучших учителей, студентовпрактикантов. Всё это направлено на построение прочной основы для формирования методической компетенции учителя иностранного языка и является отправной точкой процесса.Внеаудиторная работа является составляющей курса «Методика обучения иностранному языку» и может проводиться в нескольких направлениях. В информационносообщающем плане она позволяет охватить и обсудить те вопросы, которые не включены в программу, но имеют важное значение для будущей методической деятельности учителя иностранного языка. Как правило,это инновационные разработки, практикумы и творческие мастерские по разработке лингводидактических продуктов и т.д. Здесь будет эффективна технология мастеркласса, проведением которых занимаются преподаватели кафедры, сотрудники научной лаборатории вуза,приглашенные специалисты. Можно организовывать специальные тематические лектории, участие в вебинарах с их последующим обсуждением. Внеаудиторная работа также направлена на организацию соревновательных форм по изученным вопросам. Здесь может быть проведена факультетская олимпиада по методике, состоящая из различных этапов (электронное олимпиадное тестирование, конкурс на лучший конспект урока / внеклассного мероприятия, методическое аналитическое эссе и т.д.). Внутрифакультетские конкурсные мероприятия могут рассматриваться в качестве подготовки студентов к подобным мероприятиям более серьезного уровня.С точки зрения формирования методической компетенции учителя иностранного языка действенными возможностями обладают тренинговые упражнения. Их выполнение помогает студентам почувствовать специфику различных профессиональные ситуаций, увидеть некоторые профессиональнометодические проблемы со стороны, осуществлять взаимодействие с представителями группы.В рамках внеаудиторной работы также целесообразно осуществлять связь с представителями общеобразовательных школ, языковых гимназий и лицеев, лингвистических центров и курсов, колледжей и техникумов. По возможности нужно приглашать на профессиональные беседы учителей, которые готовы поделиться со студентами секретами успешной педагогической карьеры.Разработка и внедрение в образовательный процесс специальных курсов даст возможность реализовать принцип дополнительности и рассмотреть не заявленные в программе вопросы. Так, в качестве примера можно привести серию спецкурсов «Преподаватель лингвистического центра». После окончания институтов / факультетов иностранных языков их выпускники преподают, в том числе, на различных лингвистических курсах. Их специфика кардинально отличается от образовательной школы и не принимается во внимание в рамках «Методики обучения иностранным языкам». По данной причине в рамках спецкурса изучаются вопросы коммуникативной методики обучения иностранным языкам, специфика организации занятий в лингвистическом центре, аутентичные учебники, международные экзамены –т.е. всё то, с чем будущий специалист может столкнуться в лингвистическом центре. Спецкурсы значительно расширяют методическую осведомленность студентов, их профессиональный кругозор, развивают мышление и аналитические способности.Варианты тематики спецкурсов носят авторский характер и могут быть самыми различными.Научноисследовательская работа является важной частью методической подготовки учителя иностранного языка. Она позволяет изучать и анализировать отдельные вопросы, осмысливать их более глубоко, творчески подходить к решению профессиональных проблем. Студенческая научноисследовательская работа осуществляется в рамках научных кружков, проблемных групп, целенаправленно организованных сообществ. Результаты проводимых исследований отражаются в курсовых работах, дипломных проектах, представляются на научных конференциях, конкурсах. Научноисследовательская работа может способствовать формированию интереса к научной работе в дальнейшем.Педагогическая практика обеспечивает первое знакомствобудущего учителя иностранного языкас настоящей педагогической деятельностью. Во время практики студенты видят различные стороны будущей профессии, применяют полученные знанияв контексте разнообразных педагогических ситуаций. Здесь важно курировать и координировать студента, помогать ему в решении возникающих проблем. Практика учит принимать самостоятельные решения, помогает приобрести профессиональный опыт.Возможным финальным шагом формирования методической компетенции будущего учителя иностранного языка может стать педагогическая интернатура, доказавшая свою эффективность в некоторых педагогических вузах [8]. Педагогическая интернатура является достаточно новым начинанием. Она длится на протяжении одного года и не является обязательной. Студент ведет иностранный язык в одном классе, а тьюторская поддержка осуществляется учителем данного класса. Педагогическая интернатура –это практически настоящая педагогическая деятельность, совмещаемая с учебой. Польза подобной практики неоспорима.Резюмируя всё сказанное выше, можно сделать вывод, что анализметодической компетенции будущего учителя иностранного языка актуаленв связи с реализацией компетентностного подхода. Данный вид компетенции является одним из структурных компонентов профессиональной компетентности учителя иностранного языка и определяет его готовность к эффективной организации процесса обучения иностранному языку. Методическая компетенция это цель и результат высшего педагогического образования. Для обеспечения результативности процесса формирования методической компетенции учителя иностранного языка необходима система профессиональнометодической подготовки, состоящая из органично взаимосвязанных этапов, поиск и педагогическое осмысление средств и технологий формирования данной компетенции.
Ссылки на источники1.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. –2010. №1. –С.90 –94.2.Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. –2010. №15. –С.201 –205.3.Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С.54 –65.4.Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 2012. –240 с.5.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. –2010. №1. –С.90 –94.6.Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. –2010. №15. –С.201 –205.7.Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С.54 –65.8.Дубаков А.В., ХильченкоТ.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2014. №10. –С.336 –341.