Певческие азбуки и богослужебные книги в структуре образовательного процесса
Выпуск:
ART 85544
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шелудякова
О.
Е. Певческие азбуки и богослужебные книги в структуре образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2716–2720. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85544.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу певческих азбук и богослужебных книг в образовательном контексте – выявляются способ обучения, последовательность занятий, этапы изучения певческого искусства как продолжение обучения грамоте в сравнении с обучением иконописцев. Предметом рассмотрения становятся Азбуки XVI–XVIII вв., Минеи Октоихи, Триоди не только как богослужебные, но и как обучающие пособия, благодаря которым певчие получали важнейшие воспитательные уроки.
Текст статьи
Шелудякова Оксана Евгеньевна,Доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории Уральской консерватории им. М.П. Мусоргскогоk046421@yandex.ru
Певческие азбуки и богослужебные книги
в структуре образовательного процесса
Аннотация.Статья посвящена анализу певческих азбук и богослужебных книг в образовательном контексте выявляется способ обучения, последовательность занятий, этапы изучения певческого искусства как продолжение обучения грамоте в сравнении с обучением иконописцев. Предметом рассмотрения становятся Азбуки XVIXVIII, Минеи Октоихи, Триоди не только как богослужебные, но и как обучающие пособия, благодаря которым певчие получали важнейшие воспитательные уроки. Ключевые слова:богослужебные книги, певческие азбуки, древнерусское певческое образование
Вопрос о письменных пособиях в условиях преобладающей устной формы образования вДревней Руси очень важен. Необходимо выявить, по каким книгам происходило обучение, последовательность изучения книг и степень их участия в педагогическом процессе. Важными источниками для нас стали работы Д.Шабалина[1], в которых собраны и переведены многие рукописные певческие азбуки, даны ценнейшие музыкальнотеоретические комментарии. Особую ценность представляет собой Энциклопедический словарь, в котором автор собрал все основные понятия и термины, использующиеся в Азбуках. Данные издания позволяют создать объемное представление о начальном певческом и специальном профессиональном обучении в Древней Руси в XVIXVIIвеках.Процесс обучения церковному пению, как уже упоминалось, на первом этапе происходил совместно с обучением грамоте, поэтому кратко рассмотрим последовательность процесса изучения Азбуки. Первоначально в течение длительного времени заучивали славянские названия букв (аз, буки, веди) и т. д. Подводя итоги рассмотрению грамот Онфима, А.В.Арциховский писал: ©Здесь четко представлен способ изучения грамоты по складам, господствовавший у нас до XIXв. и державшийся до XXв. Заучивая ©букиазбаª, ©букиестьбеª и т. д., ученик доходил до понимания, что ©букиª означают ©бª, и так постигал постепенно все буквы. Этот способ был до сих пор представлен в источниках XVIXVIIвв., теперь он засвидетельствован для XIIXIIIвв. Каждая из гласных здесь закономерно сочетается со всеми 20 согласными русского языкаª[2,c.180]. Затем заучивались ©двоеписьменииª слоги: букиаз ба, букиесть бе, ведиаз ва, ведиесть ве и т.д. Нужно было запомнить сочетание каждой согласной со всеми гласными. После этого заучивались©троеписьменииª слоги, состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились ©по складамª читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово; далее читались сразу слова без называния отдельных букв и слогов это называлось чтением ©по верхамª. После этого учились читать ©подтительныеª слова, т.е. сокращенное написание слов, наиболее часто встречающихся в книгах того времени, большей частью религиозных, вверху которых ставился знак сокращения (©титлоª). Далее переходили кчтению молитв. Этим заканчивался первый этап обучения грамоте. Весьма трудный процесс усвоения грамоты осложнялся еще одним обстоятельством: книги были рукописными, и начертание букв в рукописях у различных писцов было совершенно неодинаковым. Иногда научившись читать книгу, написанную одним почерком, ученик весьма долго не мог разобраться в другой, где манера написания букв была иной, непривычной для ребенка. В книги вкрадывалось много ошибок и неточностей, порой они были переписаны без соблюдения необходимых правил. Различными были и формы записи, устав очень сильно отличался от полуустава и скорописи. В уставе отсутствовали знаки разделения между строками, предложениями и даже словами, знаки препинания; в полууставе использовались дополнительные обозначения сокращенного письма (титлы), надстрочные знаки, ударения и система знаков препинания; в скорописи появлялась округлость и плавность линий, начертание букв порой значительно отличалось от уставного и полууставного.На втором этапе обучения грамоте изучалась богослужебная книга Часослов (или часовник). Она занимала особое место среди богослужебных книг. С Часослова не только начиналось обучение чтению после овладения азами грамоты, но и выполнение послушания чтеца. В результате изучения книги ученики знали основные певческие молитвы суточного круга (Свете тихий, Ныне отпущаеши, Изобразительные антифоны и др.), а в некоторых случаях приобретали базовые навыки церковного чтеца (т.к. первоначально чтецы читают именно последования Часов, включенные в Часослов).Состав включенных в Часослов служб и молитв позволяет сделать два вывода:1.Книга имела одновременно обучающий и богослужебный характер;2.Обучение носило синкретический характер, в нем сочеталось пение и чтение, освоение начатков Литургии.Обучение заканчивалось на третьем этапе чтением Псалтири (включавшей 151 псалом)1. Священная книга помогала заложить прочное основание веры. Содержащийся в ней златоструй молитвы (благодарение, покаяние, прошение, исповедание), позволял воспринять глубоко и прочно все основные понятия духовной жизни. Ведь ©псалом тишина душ, раздаятель мира; он утешает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих.Псалом убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен…ª[3,c.9495].Неслучайно именно Псалтирь была книгой, по которой учились чтению. Ученики заучивали многие псалмы наизусть, тем более, что псалмы 50 и 90 входили в ежедневное молитвенное правило, а псалмы 1 (©Блажен мужª), 103, 33, припевы к Стихирам на Господи воззвах (псалмы 140, 141, 129, 116), псалмы на Шестопсалмии (1, 3, 37, 62, 87, 102, 142), Полиелее (134, 135), Степенны Антифоны (псалмы 102 и 145) пелись в чинах Литургии и Всенощного бдения. На Часах читались псалмы 16, 24, 50, 83, 84, 90 и т.д. И ни одно даже самое краткое Богослужение не обходилось без псалмопения.Таким образом, грамотные христиане уже в детстве слышали и узнавали на службе знакомые строки, и Богослужение во многом становилось ближе и понятнее. Существует много свидетельств, что в монастырь поступали послушники, знающие всю Псалтирь наизусть. Опытные духовники советовали читать определенные псалмы при разных искушениях, жизненных проблемах; в Священной книге можно было обрести ответ на самые различные духовные вопросы. Поэтому Псалтирь становилась подлинной книгой жизни, сопровождающей православного христианина в течение всей его жизни. 1После каждого этапа родители подносили учителю горшок каши и гривну денег.О ее чтении Мелетий Смотрицкий дал такое наставление: ©Зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй, как Псалтирь говорити. Первое что говорити; второе всяко слово договаривати; третье на строках ставитися; четвертое умом разумети словеса, что говорити; пятое пословицы знати, да и памятовати, как которое слово говорити: сверху слово ударити голосом или прямо молвити. А всякое слово почати духом: ясно, чисто,звонко, кончати духом потомуж, слово чисто, звонко, равным голосом, ни высоко, ни низко, ни слабея словом, ни насилу кричати, ни тихо, ни борзо, а часто отдыхати, и крепко по три или по четыре строки духом, а ровно строкою говорити. А весь ей указ умом, да языком, да гласом содержится и красится во всяком человеке и во всяких пословицах книжныхª[4,c.363].Итогом первой ступени обучения было умение учащихся читать, писать, считать, знание основных молитв, в том числе и их пение. Вторая ступень обучения подразумевала уже певческое образование для тех, кого опытные наставники признавали способными к певческому деланию. Последовательно изучались Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь, внимание вновь, уже на новом уровне, обращалось к чтению Псалтири и Часослова.Профессиональное обучение церковному пению начиналось с освоения певческих Азбук. Обратимся кратко к их истории. Различные музыкальнотеоретические руководства по обучению церковнопевческому искусству были известны уже в Византии. Первоначально в греческом варианте они носили наименование ©С Богом начало мелодииª. В нашей стране они известны с XVвека под названием ©А се имена знамяниемª. Позднее древнерусские азбуки могли называться ©Имена знамению столповомуª или ©Сказание о еже како именуется коеждо знамение или како поется в коем гласеª. Азбуки включали в себя несколько разделов, количество которых в процессе эволюции изменялось. Основой Азбук было перечисление знамен, в дальнейшем могли приводиться их толкования.Обязательным элементом после 1604 года (©Ключ знаменнойª инока Христофора) стал раздел, посвященный распевам (розводам) кокиз (кокизники) и фит (фитники). Возникали и самостоятельные кокизники толкователи попевок с конкретными распетыми текстами.С середины XVIIстолетия в Азбуках отражена и практика записи с использованием помет: ©Сказание о подметкахª или ©Сказание о зарембахª.Итогом развития традиций певческих азбук считается ©Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пениюª Александра Мезенца (1668 г.). Это уже не краткая памятка,а объемный труд, в котором систематизирована практика пения Древней Руси. В ©Извещенииª собраны сведения о пении помет, признаков, знамен, попевок во всех гласах, строки из Ирмологиона с их розводом (т.е. переводом тайнознаменных начертаний простыми знаменами).Для начинающих певчих приводились Лествицы или так называемые ©горовосходные холмыª, открывающие Азбуки. Это было зримое выражение восхождения по ступеням премудрости к Божьему откровению. Три слоя, каждый из которых отражал свой уровень звукоряда, запечатлевал 12 звуков (ступеней) обиходного звукоряда.Таким образом, Азбука к XVIIвеку представляла собой системное музыкальнотеоретическое руководство, в котором были изложены основные термины и понятия столповой знаменной, путевой и демественной нотации, приведены примеры из различных певческих книг (к середине XVIIстолетия всех основных богослужебных книг), основных певческих жанров, типов пения (самогласен и подобен), а в некоторых азбуках предлагались и различные варианты пения (©инª, ©ино пениеª и даже ©произволª).Византийские Азбуки имели отчетливую педагогическую ориентацию и могли строиться в виде вопросов и ответов. На Руси такая тенденция возникла значительно позднее и получила распространение с XVIIIвека. Первоначально осваивалась Лествица, а вместе с ней с XVIIвека и система помет. Все обозначения и их расшифровку необходимо было заучить наизусть. ©Процесс обучения по певческим азбукам такое название получили эти пособия в музыковедческих исследованиях строился, по мнению Бражникова и его последователей, по следующей схеме. Учитель исполнял мелодические формулы знамен и предлагал ученикам повторять их за ним. Одновременно они должны были смотреть в книгу, чтобы запомнить их условное графическое начертание. Постепенно учащиеся запоминали мелодические формулы, соответствующие тому или иному знамени, и в дальнейшем по графическому виду могли вспомнить их звучаниеª[5,c.91].Далее выучивались основные знамена: их начертания и названия, способ интонирования, соотношение с другими знаменами, варианты роспева, позднее толкование их духовного смысла. По мнению М.Бражникова Азбуки “были в значительной степени, если не полностью, тем, что принято называть “наглядными пособиями”, и использование ими должно было сопровождать изустным объяснением преподавателя пения”ª[6, c.36].Заучивание было длительным процессом, в котором открывалось немало тонкостей и ясных лишь для искушенных знатоков деталей. Также наизусть необходимо было запоминать строки, а затем и фиты, лица. Такое ©пение на напевкеª (Н.Денисов) было ведущей формой обучения, а для недостаточно образованных певчих восполняло и недостаток теоретических знаний. В XVIIвеке по заключениюЕ.Полоцкой [7] руководства обрели подлинно научный подход. В XVIIIXXвеках педагогическая направленность Азбук только усиливалась. Помимо справочных пособий стали появляться обучающие руководства и даже ©Практические уроки пенияª. Включались не только новые разделы (проучки, азбука церковнославянского языка), но и учебные пособия, в которых материал распределен по годам обучения. В упражнениях последовательно осваивается сольфеджирование (звукоряд поется ©по солямª, т.е. с названием звуков). Параллельно изучаются единостепенные знамена, пропеваются большие и малые секунды. Затем вводятся двустепенные знамена, сравниваются различные длительности, новые интервалы. При этом часто сначала приводятся розводы дробным знаменем, а затем их общее новое начертание. В результате последовательно проходятся все новые знамена и попевки в необходимых согласиях, осваиваются интервалы и ритмические рисунки, затем дается материал для повторения.При этом для облегчения восприятия использовались словесные комментарии и сравнения с иными знаменами.Новые, сложные для учащихся музыкальные явления характеризовались ©посредством более простых составляющих его музыкальных элементов. К примеру, при изучении учащимися такого знамени, как “фита”, его мелодическую формулу “разворачивали” в виде совокупности входящих в нее в том или ином случае простых знамен. Такой способ объяснения в древнерусских певческих азбуках назывался “разводом”. Поэтому, характеризуя в дальнейшем различные модификации такого способа толкования, они будут рассматриваться нами как разновидности метода “развода”ª[5, с. 98].Очевидно, что последние пособия уже носят характерсинтетических руководств с явным воздействием западноевропейской традиции. Это особенно ощутимо в сольфеджировании звукорядов, а также системе построения занятий: гаммы, интервалы, ритмические рисунки. Характерно, что одновременно значительно ослабевает богослужебная и нравственная направленность книг. Азбуки такого рода по структуре и методическому подходу все более приближаются к пособиям по музыкальной грамоте, хотя и на ином музыкальнотеоретическом материале. Некоторые пособия, созданные уже в началеХХ столетия построены по поурочному принципу и содержат значительный материал для самостоятельного обучения.В результате в процессе изучения Азбук певчий должен был выучить знамена и их сочетания, степенные и указательные пометы, осмогласные строки для пения различных богослужебных книг и жанров, овладеть полным объемом обиходного звукоряда, интонированием всех необходимых интервалов. Параллельно осуществлялась и постановка голоса, коррекция индивидуальных тембровых особенностей, а также происходила интенсивная воспитательная работа.В иконописи процессы создания иконы и обучения иконописному мастерству были построены по этапам, весьма напоминающим этапы сотворения мира, как они были описаны в Книге Бытия. Первоначально был создан ©Светª (©Да будет светª) на загрунтованную доску наносился слой золотого ассиста, просвечивающего через другие краски и при свете лампады создающего мягкое свечение как бы изнутри иконы. Затем были созданы суша и вода на иконе закладывались (©раскрывалисьª) тоны неба, земли. В дальнейшем Творцом были созданы растения на иконе рисовались пейзажи; животные на иконе выписывались кони, змеи, голубь, если они были необходимы в каноническом сюжете. Наконец, самым последним этапом Божьего творения было создание человека. Действительно, на иконе облик святого выписывался в последнюю очередь. Происходил последовательный процесс все более подробного воплощения позы (в ростовых и поясных иконах) и лика. Наивысшим проявлением творческой силы Божией можно считать рождение живой бессмертной души. В иконописи этап так и назывался ©оживкаª, когда благодаря прописыванию зрачков и мельчайших деталей лика образ, запечатленный на иконе, оживал, появлялся строгий или милостивый взгляд, и в изображении порой действительно открывалось окно в иное измерение.Обучение иконописцев строилось по той же модели. Сначала они учились готовить краски, затем получали навыки правильного распределения красочного слоя (©плавиª) по загрунтованной доске, впоследствии писали только фоны, постепенно приступали к писанию облачений святых, и лишь самые одаренные (их так и называли ©личникамиª) удостаивались чести писать лики на иконах (причем изображение ликов включало не только главу, но и руки, которые также были весьма выразительны и символически многозначны).Процесс обучения пению по Азбукам строился на иных основаниях и был весьма сходен по структуре с процессом обучения грамоте. Возможно, с этим связано и само название учебных пособий, общее для книжной и музыкальной грамоты Азбуки. Первоначально учились начертанию букв и знамен их названия, правильное произношение. Затем переходили к изучению слогов сочетанию знамен с различными пометами. Следующим этапом было сложение слогов в слова изучение многостепенных знамен; после него приступали к объединениюслов в словосочетания учились попевки, розводы фит дробным знаменем. И, наконец, беглое чтение означало умение охватывать большую фразу, предложение в обучении знаменной грамоте изучались строки, самые сложные фиты. Таким образом, очевидно направление изучения грамоты: от малого к большому, от части к целому, от простого к сложному. С другой стороны, названный процесс с необходимостью сопровождался и углублением содержательного аспекта. Это движение от внешней формы к внутреннему бытию знамен, к их символической, богословской, духовнонравственной глубине. Это бесконечный процесс познания Божьего мира в таком виде, как он был запечатлен в звуках, обретение способности свидетельствования об Истине, напоминание о непрестанном славословии ангельскогохора. Этот сложнейший процесс сопровождался и познанием человеком самого себя, своего предназначения, и порой духовной борьбой, которая была неизбежна при столь высокой миссии. В известной мере также совершался процесс сотворения мира и человека, но не на доске или стене храма, а в собственной душе.Анализ Азбук как учебных пособий позволяет делать следующие выводы:1.Обучение происходило преимущественно в устной форме под руководством опытного педагогадидаскала. Вместе с тем все бóльшую роль с XVIIвека начинала играть письменная дидактическая форма обучения.2.Азбуки были построены как систематические руководства, содержащие базовые сведения по многим основным направлениям церковнопевческой культуры крюковой нотации, осмогласию, стилям и распевам.3.В Азбуках действовал принцип последовательного возрастания сложности от основного начертания знамен и его звукового воплощения до самых изощренных вариантов крюков с комбинацией помет.4.Использован принцип доступности переход на следующий уровень осуществлялся лишь после полного усвоения предыдущего.5.Использовался принцип наглядности сами начертания знамен и помет были яркими и выразительными, порой вызывая непосредственно эмоциональный отклик.6.В освоении Азбук происходило постепенное движение от ярких графических начертаний и образных названий к сложнейшим духовным толкованиям.7.Азбуки выполняли мнемоническую функцию, служа руководством для последовательного запоминания материала и, одновременно, способствовали его запечатлению в сознании.8.На этапе начальногообучения освоение Азбуки носило индивидуальный характер. В дальнейшем возможно было коллективное пение ©проучекª, азбуки пели ансамблем или хором (традиция пореформенного обучения).9.Азбуки стали хранителями догматического, нравственного компонента певческой культуры; они учили не только верному пению церковных напевов, но и нормам нравственности, напоминая о добродетелях и духовных основах христианского вероучения, в яркой и образной форме запечатлевая религиозные постулаты.Для освоения книг необходим былнаставник, дидаскалголовщик или доместик руководил процессом усвоения церковных напевов, разъяснял непонятные слова и выражения. Основные же богословские идеи объяснялись духовными отцами на проповеди, в духовных беседах священников, на исповеди советы ипоучения часто подтверждались словами из молитвословий и Священного Писания. Каждая духовная книга давала возможность извлечь свой воспитательный урок.Октоих не только напоминал о трудах и подвигах преподобного Иоанна Дамаскина и содержал стройную систему осмогласия, но и способствовал упорядочиванию представлений о церковном пении, учил внутренней дисциплине и, вместе с тем, свободе внутри заданной стройной системы. Минеи учили каждый день года посвящать памятованию о Спасителе, Божией Матери и святых. Кроме того, в книге содержалось бесчисленное множество поучений из житий, примеров для подражания. Только одно внимательное изучение текстов Миней могло стать бесценным опытом церковной традиции, ежедневно позволяло радоваться празднику, стремиться хоть в малой степени уподобиться святой жизни легионов подвижников, прославленных во святых.Ирмологий содержал в себе в основном один жанр ирмосы канона. Однако эта сосредоточенность на едином жанре и девяти темах (соответствующих сюжету каждой песни канона) давало возможность восхититься разнообразию раскрытия четко очерченных тем, бесконечности их содержания и глубине их символичности. Десятки ирмосов на каждый глас создавали все новую интерпретацию канонических песен и поражали изобретательностью авторской ифантазии.Триоди настраивали на определенный период богослужебного года Великий пост, либо Пятидесятницу, каждая из них (Цветная и постная) имела собственный характер. Триодь постная учила памятованию о грехах, сокрушению сердечному, готовила к исповеди, побуждая плакать о собственном недостоинстве. Постепенно, от недели к неделе, песнопения Постной Триоди помогали погрузиться в глубины собственной души, за повествованием о страданиях Христа, примером подвижником веры (святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, преподобного Андрея Критского) укрепиться в великопостном подвиге.Цветная триодь давала возможность ощущать пасхальное ликование как собственную радость о Христе Воскресшем, благодарить о дарованном спасении людей, усваивать уроки веры, дарованные в повествовании об апостоле Фоме, слепом, расслабленном, самаряныне и т.д. Неисчерпаемая кладязь духовного опыта, содержащаяся в текстах Триоди становилась для певчих подлинным источником ©живой водыª, наставляла на путь добродетели, даровала возможность движения к духовному спасению.Книги в педагогическом процессе выполняли разнообразные функции. С одной стороны, в каждой из них было заключено целостное представление об определенном явлении: гласовом столпе(Октоих), суточном круге (Часослов), годовом круге (Минея), богослужебных жанрах (Ирмологий, Тропарион, Стихирарь) и проч.С другой стороны, изучение книг редко происходило целостно и последовательно. Некоторые составляющие книг не попадали в поле зрения певчих, а многие песнопения звучали один раз в год. С другой стороны, целый ряд молитвословий звучал на Богослужении ежедневно.На неизменяемых песнопениях усваивался начальный фонд богослужебных напевов и их составляющих (строк, попевок), но, одновременно, происходило осознание многораспевности как одной из фундаментальных основ древнерусского певческого искусства (ведь основные молитвы звучали в Богослужении с различной степенью распевности, на различные гласы, а в ряде случаев и различными видами роспева). В дальнейшем такие песнопения, их отдельные строки служили напоминанием, облегчали освоение нового материала.Итак, процесс обучения строился как сочетание двух направлений познания:от общих нравственных требований к их последовательному усвоению на примере конкретных богослужебных текстов и значений знамен;от конкретной практики, от частностей к общим, теоретическим установкам, от отдельных напевов к целостной картине осмогласия столпового роспева и проч. Именно сочетание индуктивного и дедуктивного методов становится одним из причин жизнеспособности певческой традиции Древней Руси.
Ссылкина источники1.Шабалин,Д.С. Древнерусская музыкальная энциклопедия : энциклопедия/ Д. С. Шабалин. Краснодар: Советская Кубань, 2007. 911 с. (Материалы и исследования по древнерусской музыке; т. 34). Шабалин,Д.С. К периодизации знаменного роспева // Советская музыка. 1985. №10. С.98102. Шабалин,Д.С. Певческие азбуки Древней Руси : Тексты / Д.С. Шабалин. Краснодар : Советская Кубань, 2003 (ФГУПИздво Сов. Кубань). 407 с., [1] л. цв. ил. : нот, факс. (Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 1.). Шабалин,Д.С. Певческие азбуки Древней Руси: Переводы, исследования, комментарии / Д.С. Шабалин. Краснодар: Советская Кубань, 2004. 647 с., [1] л. цв. ил.: нот., факс. (Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 2).2.Арциховский А.В. Берестяные грамоты мальчика Онфима. Советская археология, 1957, №3.С. 178184.3.Беседа на Первый псалом святителя Василия Великого // Василий Великий. Творения. СПб.: издво П.П.Сойкина, 1911. Т. 1 С.8197.4.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVIIвв. / Сост. С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. М.: Педагогика, 1985. 367 c.5.Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X середина XVII столетия: Учебное пособие для студ. Высш. уч. заведений. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. 208 с.6.Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. 422 с.7.Полоцкая,Е.Е. Профессиональное музыкальное образование в Древней Руси: учеб.метод. пособие / Е.Е. Полоцкая / Екатеринбург; Изд. Уральского гос. пед. унта, 2002. 31 с.
Певческие азбуки и богослужебные книги
в структуре образовательного процесса
Аннотация.Статья посвящена анализу певческих азбук и богослужебных книг в образовательном контексте выявляется способ обучения, последовательность занятий, этапы изучения певческого искусства как продолжение обучения грамоте в сравнении с обучением иконописцев. Предметом рассмотрения становятся Азбуки XVIXVIII, Минеи Октоихи, Триоди не только как богослужебные, но и как обучающие пособия, благодаря которым певчие получали важнейшие воспитательные уроки. Ключевые слова:богослужебные книги, певческие азбуки, древнерусское певческое образование
Вопрос о письменных пособиях в условиях преобладающей устной формы образования вДревней Руси очень важен. Необходимо выявить, по каким книгам происходило обучение, последовательность изучения книг и степень их участия в педагогическом процессе. Важными источниками для нас стали работы Д.Шабалина[1], в которых собраны и переведены многие рукописные певческие азбуки, даны ценнейшие музыкальнотеоретические комментарии. Особую ценность представляет собой Энциклопедический словарь, в котором автор собрал все основные понятия и термины, использующиеся в Азбуках. Данные издания позволяют создать объемное представление о начальном певческом и специальном профессиональном обучении в Древней Руси в XVIXVIIвеках.Процесс обучения церковному пению, как уже упоминалось, на первом этапе происходил совместно с обучением грамоте, поэтому кратко рассмотрим последовательность процесса изучения Азбуки. Первоначально в течение длительного времени заучивали славянские названия букв (аз, буки, веди) и т. д. Подводя итоги рассмотрению грамот Онфима, А.В.Арциховский писал: ©Здесь четко представлен способ изучения грамоты по складам, господствовавший у нас до XIXв. и державшийся до XXв. Заучивая ©букиазбаª, ©букиестьбеª и т. д., ученик доходил до понимания, что ©букиª означают ©бª, и так постигал постепенно все буквы. Этот способ был до сих пор представлен в источниках XVIXVIIвв., теперь он засвидетельствован для XIIXIIIвв. Каждая из гласных здесь закономерно сочетается со всеми 20 согласными русского языкаª[2,c.180]. Затем заучивались ©двоеписьменииª слоги: букиаз ба, букиесть бе, ведиаз ва, ведиесть ве и т.д. Нужно было запомнить сочетание каждой согласной со всеми гласными. После этого заучивались©троеписьменииª слоги, состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились ©по складамª читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово; далее читались сразу слова без называния отдельных букв и слогов это называлось чтением ©по верхамª. После этого учились читать ©подтительныеª слова, т.е. сокращенное написание слов, наиболее часто встречающихся в книгах того времени, большей частью религиозных, вверху которых ставился знак сокращения (©титлоª). Далее переходили кчтению молитв. Этим заканчивался первый этап обучения грамоте. Весьма трудный процесс усвоения грамоты осложнялся еще одним обстоятельством: книги были рукописными, и начертание букв в рукописях у различных писцов было совершенно неодинаковым. Иногда научившись читать книгу, написанную одним почерком, ученик весьма долго не мог разобраться в другой, где манера написания букв была иной, непривычной для ребенка. В книги вкрадывалось много ошибок и неточностей, порой они были переписаны без соблюдения необходимых правил. Различными были и формы записи, устав очень сильно отличался от полуустава и скорописи. В уставе отсутствовали знаки разделения между строками, предложениями и даже словами, знаки препинания; в полууставе использовались дополнительные обозначения сокращенного письма (титлы), надстрочные знаки, ударения и система знаков препинания; в скорописи появлялась округлость и плавность линий, начертание букв порой значительно отличалось от уставного и полууставного.На втором этапе обучения грамоте изучалась богослужебная книга Часослов (или часовник). Она занимала особое место среди богослужебных книг. С Часослова не только начиналось обучение чтению после овладения азами грамоты, но и выполнение послушания чтеца. В результате изучения книги ученики знали основные певческие молитвы суточного круга (Свете тихий, Ныне отпущаеши, Изобразительные антифоны и др.), а в некоторых случаях приобретали базовые навыки церковного чтеца (т.к. первоначально чтецы читают именно последования Часов, включенные в Часослов).Состав включенных в Часослов служб и молитв позволяет сделать два вывода:1.Книга имела одновременно обучающий и богослужебный характер;2.Обучение носило синкретический характер, в нем сочеталось пение и чтение, освоение начатков Литургии.Обучение заканчивалось на третьем этапе чтением Псалтири (включавшей 151 псалом)1. Священная книга помогала заложить прочное основание веры. Содержащийся в ней златоструй молитвы (благодарение, покаяние, прошение, исповедание), позволял воспринять глубоко и прочно все основные понятия духовной жизни. Ведь ©псалом тишина душ, раздаятель мира; он утешает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих.Псалом убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен…ª[3,c.9495].Неслучайно именно Псалтирь была книгой, по которой учились чтению. Ученики заучивали многие псалмы наизусть, тем более, что псалмы 50 и 90 входили в ежедневное молитвенное правило, а псалмы 1 (©Блажен мужª), 103, 33, припевы к Стихирам на Господи воззвах (псалмы 140, 141, 129, 116), псалмы на Шестопсалмии (1, 3, 37, 62, 87, 102, 142), Полиелее (134, 135), Степенны Антифоны (псалмы 102 и 145) пелись в чинах Литургии и Всенощного бдения. На Часах читались псалмы 16, 24, 50, 83, 84, 90 и т.д. И ни одно даже самое краткое Богослужение не обходилось без псалмопения.Таким образом, грамотные христиане уже в детстве слышали и узнавали на службе знакомые строки, и Богослужение во многом становилось ближе и понятнее. Существует много свидетельств, что в монастырь поступали послушники, знающие всю Псалтирь наизусть. Опытные духовники советовали читать определенные псалмы при разных искушениях, жизненных проблемах; в Священной книге можно было обрести ответ на самые различные духовные вопросы. Поэтому Псалтирь становилась подлинной книгой жизни, сопровождающей православного христианина в течение всей его жизни. 1После каждого этапа родители подносили учителю горшок каши и гривну денег.О ее чтении Мелетий Смотрицкий дал такое наставление: ©Зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй, как Псалтирь говорити. Первое что говорити; второе всяко слово договаривати; третье на строках ставитися; четвертое умом разумети словеса, что говорити; пятое пословицы знати, да и памятовати, как которое слово говорити: сверху слово ударити голосом или прямо молвити. А всякое слово почати духом: ясно, чисто,звонко, кончати духом потомуж, слово чисто, звонко, равным голосом, ни высоко, ни низко, ни слабея словом, ни насилу кричати, ни тихо, ни борзо, а часто отдыхати, и крепко по три или по четыре строки духом, а ровно строкою говорити. А весь ей указ умом, да языком, да гласом содержится и красится во всяком человеке и во всяких пословицах книжныхª[4,c.363].Итогом первой ступени обучения было умение учащихся читать, писать, считать, знание основных молитв, в том числе и их пение. Вторая ступень обучения подразумевала уже певческое образование для тех, кого опытные наставники признавали способными к певческому деланию. Последовательно изучались Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь, внимание вновь, уже на новом уровне, обращалось к чтению Псалтири и Часослова.Профессиональное обучение церковному пению начиналось с освоения певческих Азбук. Обратимся кратко к их истории. Различные музыкальнотеоретические руководства по обучению церковнопевческому искусству были известны уже в Византии. Первоначально в греческом варианте они носили наименование ©С Богом начало мелодииª. В нашей стране они известны с XVвека под названием ©А се имена знамяниемª. Позднее древнерусские азбуки могли называться ©Имена знамению столповомуª или ©Сказание о еже како именуется коеждо знамение или како поется в коем гласеª. Азбуки включали в себя несколько разделов, количество которых в процессе эволюции изменялось. Основой Азбук было перечисление знамен, в дальнейшем могли приводиться их толкования.Обязательным элементом после 1604 года (©Ключ знаменнойª инока Христофора) стал раздел, посвященный распевам (розводам) кокиз (кокизники) и фит (фитники). Возникали и самостоятельные кокизники толкователи попевок с конкретными распетыми текстами.С середины XVIIстолетия в Азбуках отражена и практика записи с использованием помет: ©Сказание о подметкахª или ©Сказание о зарембахª.Итогом развития традиций певческих азбук считается ©Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пениюª Александра Мезенца (1668 г.). Это уже не краткая памятка,а объемный труд, в котором систематизирована практика пения Древней Руси. В ©Извещенииª собраны сведения о пении помет, признаков, знамен, попевок во всех гласах, строки из Ирмологиона с их розводом (т.е. переводом тайнознаменных начертаний простыми знаменами).Для начинающих певчих приводились Лествицы или так называемые ©горовосходные холмыª, открывающие Азбуки. Это было зримое выражение восхождения по ступеням премудрости к Божьему откровению. Три слоя, каждый из которых отражал свой уровень звукоряда, запечатлевал 12 звуков (ступеней) обиходного звукоряда.Таким образом, Азбука к XVIIвеку представляла собой системное музыкальнотеоретическое руководство, в котором были изложены основные термины и понятия столповой знаменной, путевой и демественной нотации, приведены примеры из различных певческих книг (к середине XVIIстолетия всех основных богослужебных книг), основных певческих жанров, типов пения (самогласен и подобен), а в некоторых азбуках предлагались и различные варианты пения (©инª, ©ино пениеª и даже ©произволª).Византийские Азбуки имели отчетливую педагогическую ориентацию и могли строиться в виде вопросов и ответов. На Руси такая тенденция возникла значительно позднее и получила распространение с XVIIIвека. Первоначально осваивалась Лествица, а вместе с ней с XVIIвека и система помет. Все обозначения и их расшифровку необходимо было заучить наизусть. ©Процесс обучения по певческим азбукам такое название получили эти пособия в музыковедческих исследованиях строился, по мнению Бражникова и его последователей, по следующей схеме. Учитель исполнял мелодические формулы знамен и предлагал ученикам повторять их за ним. Одновременно они должны были смотреть в книгу, чтобы запомнить их условное графическое начертание. Постепенно учащиеся запоминали мелодические формулы, соответствующие тому или иному знамени, и в дальнейшем по графическому виду могли вспомнить их звучаниеª[5,c.91].Далее выучивались основные знамена: их начертания и названия, способ интонирования, соотношение с другими знаменами, варианты роспева, позднее толкование их духовного смысла. По мнению М.Бражникова Азбуки “были в значительной степени, если не полностью, тем, что принято называть “наглядными пособиями”, и использование ими должно было сопровождать изустным объяснением преподавателя пения”ª[6, c.36].Заучивание было длительным процессом, в котором открывалось немало тонкостей и ясных лишь для искушенных знатоков деталей. Также наизусть необходимо было запоминать строки, а затем и фиты, лица. Такое ©пение на напевкеª (Н.Денисов) было ведущей формой обучения, а для недостаточно образованных певчих восполняло и недостаток теоретических знаний. В XVIIвеке по заключениюЕ.Полоцкой [7] руководства обрели подлинно научный подход. В XVIIIXXвеках педагогическая направленность Азбук только усиливалась. Помимо справочных пособий стали появляться обучающие руководства и даже ©Практические уроки пенияª. Включались не только новые разделы (проучки, азбука церковнославянского языка), но и учебные пособия, в которых материал распределен по годам обучения. В упражнениях последовательно осваивается сольфеджирование (звукоряд поется ©по солямª, т.е. с названием звуков). Параллельно изучаются единостепенные знамена, пропеваются большие и малые секунды. Затем вводятся двустепенные знамена, сравниваются различные длительности, новые интервалы. При этом часто сначала приводятся розводы дробным знаменем, а затем их общее новое начертание. В результате последовательно проходятся все новые знамена и попевки в необходимых согласиях, осваиваются интервалы и ритмические рисунки, затем дается материал для повторения.При этом для облегчения восприятия использовались словесные комментарии и сравнения с иными знаменами.Новые, сложные для учащихся музыкальные явления характеризовались ©посредством более простых составляющих его музыкальных элементов. К примеру, при изучении учащимися такого знамени, как “фита”, его мелодическую формулу “разворачивали” в виде совокупности входящих в нее в том или ином случае простых знамен. Такой способ объяснения в древнерусских певческих азбуках назывался “разводом”. Поэтому, характеризуя в дальнейшем различные модификации такого способа толкования, они будут рассматриваться нами как разновидности метода “развода”ª[5, с. 98].Очевидно, что последние пособия уже носят характерсинтетических руководств с явным воздействием западноевропейской традиции. Это особенно ощутимо в сольфеджировании звукорядов, а также системе построения занятий: гаммы, интервалы, ритмические рисунки. Характерно, что одновременно значительно ослабевает богослужебная и нравственная направленность книг. Азбуки такого рода по структуре и методическому подходу все более приближаются к пособиям по музыкальной грамоте, хотя и на ином музыкальнотеоретическом материале. Некоторые пособия, созданные уже в началеХХ столетия построены по поурочному принципу и содержат значительный материал для самостоятельного обучения.В результате в процессе изучения Азбук певчий должен был выучить знамена и их сочетания, степенные и указательные пометы, осмогласные строки для пения различных богослужебных книг и жанров, овладеть полным объемом обиходного звукоряда, интонированием всех необходимых интервалов. Параллельно осуществлялась и постановка голоса, коррекция индивидуальных тембровых особенностей, а также происходила интенсивная воспитательная работа.В иконописи процессы создания иконы и обучения иконописному мастерству были построены по этапам, весьма напоминающим этапы сотворения мира, как они были описаны в Книге Бытия. Первоначально был создан ©Светª (©Да будет светª) на загрунтованную доску наносился слой золотого ассиста, просвечивающего через другие краски и при свете лампады создающего мягкое свечение как бы изнутри иконы. Затем были созданы суша и вода на иконе закладывались (©раскрывалисьª) тоны неба, земли. В дальнейшем Творцом были созданы растения на иконе рисовались пейзажи; животные на иконе выписывались кони, змеи, голубь, если они были необходимы в каноническом сюжете. Наконец, самым последним этапом Божьего творения было создание человека. Действительно, на иконе облик святого выписывался в последнюю очередь. Происходил последовательный процесс все более подробного воплощения позы (в ростовых и поясных иконах) и лика. Наивысшим проявлением творческой силы Божией можно считать рождение живой бессмертной души. В иконописи этап так и назывался ©оживкаª, когда благодаря прописыванию зрачков и мельчайших деталей лика образ, запечатленный на иконе, оживал, появлялся строгий или милостивый взгляд, и в изображении порой действительно открывалось окно в иное измерение.Обучение иконописцев строилось по той же модели. Сначала они учились готовить краски, затем получали навыки правильного распределения красочного слоя (©плавиª) по загрунтованной доске, впоследствии писали только фоны, постепенно приступали к писанию облачений святых, и лишь самые одаренные (их так и называли ©личникамиª) удостаивались чести писать лики на иконах (причем изображение ликов включало не только главу, но и руки, которые также были весьма выразительны и символически многозначны).Процесс обучения пению по Азбукам строился на иных основаниях и был весьма сходен по структуре с процессом обучения грамоте. Возможно, с этим связано и само название учебных пособий, общее для книжной и музыкальной грамоты Азбуки. Первоначально учились начертанию букв и знамен их названия, правильное произношение. Затем переходили к изучению слогов сочетанию знамен с различными пометами. Следующим этапом было сложение слогов в слова изучение многостепенных знамен; после него приступали к объединениюслов в словосочетания учились попевки, розводы фит дробным знаменем. И, наконец, беглое чтение означало умение охватывать большую фразу, предложение в обучении знаменной грамоте изучались строки, самые сложные фиты. Таким образом, очевидно направление изучения грамоты: от малого к большому, от части к целому, от простого к сложному. С другой стороны, названный процесс с необходимостью сопровождался и углублением содержательного аспекта. Это движение от внешней формы к внутреннему бытию знамен, к их символической, богословской, духовнонравственной глубине. Это бесконечный процесс познания Божьего мира в таком виде, как он был запечатлен в звуках, обретение способности свидетельствования об Истине, напоминание о непрестанном славословии ангельскогохора. Этот сложнейший процесс сопровождался и познанием человеком самого себя, своего предназначения, и порой духовной борьбой, которая была неизбежна при столь высокой миссии. В известной мере также совершался процесс сотворения мира и человека, но не на доске или стене храма, а в собственной душе.Анализ Азбук как учебных пособий позволяет делать следующие выводы:1.Обучение происходило преимущественно в устной форме под руководством опытного педагогадидаскала. Вместе с тем все бóльшую роль с XVIIвека начинала играть письменная дидактическая форма обучения.2.Азбуки были построены как систематические руководства, содержащие базовые сведения по многим основным направлениям церковнопевческой культуры крюковой нотации, осмогласию, стилям и распевам.3.В Азбуках действовал принцип последовательного возрастания сложности от основного начертания знамен и его звукового воплощения до самых изощренных вариантов крюков с комбинацией помет.4.Использован принцип доступности переход на следующий уровень осуществлялся лишь после полного усвоения предыдущего.5.Использовался принцип наглядности сами начертания знамен и помет были яркими и выразительными, порой вызывая непосредственно эмоциональный отклик.6.В освоении Азбук происходило постепенное движение от ярких графических начертаний и образных названий к сложнейшим духовным толкованиям.7.Азбуки выполняли мнемоническую функцию, служа руководством для последовательного запоминания материала и, одновременно, способствовали его запечатлению в сознании.8.На этапе начальногообучения освоение Азбуки носило индивидуальный характер. В дальнейшем возможно было коллективное пение ©проучекª, азбуки пели ансамблем или хором (традиция пореформенного обучения).9.Азбуки стали хранителями догматического, нравственного компонента певческой культуры; они учили не только верному пению церковных напевов, но и нормам нравственности, напоминая о добродетелях и духовных основах христианского вероучения, в яркой и образной форме запечатлевая религиозные постулаты.Для освоения книг необходим былнаставник, дидаскалголовщик или доместик руководил процессом усвоения церковных напевов, разъяснял непонятные слова и выражения. Основные же богословские идеи объяснялись духовными отцами на проповеди, в духовных беседах священников, на исповеди советы ипоучения часто подтверждались словами из молитвословий и Священного Писания. Каждая духовная книга давала возможность извлечь свой воспитательный урок.Октоих не только напоминал о трудах и подвигах преподобного Иоанна Дамаскина и содержал стройную систему осмогласия, но и способствовал упорядочиванию представлений о церковном пении, учил внутренней дисциплине и, вместе с тем, свободе внутри заданной стройной системы. Минеи учили каждый день года посвящать памятованию о Спасителе, Божией Матери и святых. Кроме того, в книге содержалось бесчисленное множество поучений из житий, примеров для подражания. Только одно внимательное изучение текстов Миней могло стать бесценным опытом церковной традиции, ежедневно позволяло радоваться празднику, стремиться хоть в малой степени уподобиться святой жизни легионов подвижников, прославленных во святых.Ирмологий содержал в себе в основном один жанр ирмосы канона. Однако эта сосредоточенность на едином жанре и девяти темах (соответствующих сюжету каждой песни канона) давало возможность восхититься разнообразию раскрытия четко очерченных тем, бесконечности их содержания и глубине их символичности. Десятки ирмосов на каждый глас создавали все новую интерпретацию канонических песен и поражали изобретательностью авторской ифантазии.Триоди настраивали на определенный период богослужебного года Великий пост, либо Пятидесятницу, каждая из них (Цветная и постная) имела собственный характер. Триодь постная учила памятованию о грехах, сокрушению сердечному, готовила к исповеди, побуждая плакать о собственном недостоинстве. Постепенно, от недели к неделе, песнопения Постной Триоди помогали погрузиться в глубины собственной души, за повествованием о страданиях Христа, примером подвижником веры (святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, преподобного Андрея Критского) укрепиться в великопостном подвиге.Цветная триодь давала возможность ощущать пасхальное ликование как собственную радость о Христе Воскресшем, благодарить о дарованном спасении людей, усваивать уроки веры, дарованные в повествовании об апостоле Фоме, слепом, расслабленном, самаряныне и т.д. Неисчерпаемая кладязь духовного опыта, содержащаяся в текстах Триоди становилась для певчих подлинным источником ©живой водыª, наставляла на путь добродетели, даровала возможность движения к духовному спасению.Книги в педагогическом процессе выполняли разнообразные функции. С одной стороны, в каждой из них было заключено целостное представление об определенном явлении: гласовом столпе(Октоих), суточном круге (Часослов), годовом круге (Минея), богослужебных жанрах (Ирмологий, Тропарион, Стихирарь) и проч.С другой стороны, изучение книг редко происходило целостно и последовательно. Некоторые составляющие книг не попадали в поле зрения певчих, а многие песнопения звучали один раз в год. С другой стороны, целый ряд молитвословий звучал на Богослужении ежедневно.На неизменяемых песнопениях усваивался начальный фонд богослужебных напевов и их составляющих (строк, попевок), но, одновременно, происходило осознание многораспевности как одной из фундаментальных основ древнерусского певческого искусства (ведь основные молитвы звучали в Богослужении с различной степенью распевности, на различные гласы, а в ряде случаев и различными видами роспева). В дальнейшем такие песнопения, их отдельные строки служили напоминанием, облегчали освоение нового материала.Итак, процесс обучения строился как сочетание двух направлений познания:от общих нравственных требований к их последовательному усвоению на примере конкретных богослужебных текстов и значений знамен;от конкретной практики, от частностей к общим, теоретическим установкам, от отдельных напевов к целостной картине осмогласия столпового роспева и проч. Именно сочетание индуктивного и дедуктивного методов становится одним из причин жизнеспособности певческой традиции Древней Руси.
Ссылкина источники1.Шабалин,Д.С. Древнерусская музыкальная энциклопедия : энциклопедия/ Д. С. Шабалин. Краснодар: Советская Кубань, 2007. 911 с. (Материалы и исследования по древнерусской музыке; т. 34). Шабалин,Д.С. К периодизации знаменного роспева // Советская музыка. 1985. №10. С.98102. Шабалин,Д.С. Певческие азбуки Древней Руси : Тексты / Д.С. Шабалин. Краснодар : Советская Кубань, 2003 (ФГУПИздво Сов. Кубань). 407 с., [1] л. цв. ил. : нот, факс. (Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 1.). Шабалин,Д.С. Певческие азбуки Древней Руси: Переводы, исследования, комментарии / Д.С. Шабалин. Краснодар: Советская Кубань, 2004. 647 с., [1] л. цв. ил.: нот., факс. (Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 2).2.Арциховский А.В. Берестяные грамоты мальчика Онфима. Советская археология, 1957, №3.С. 178184.3.Беседа на Первый псалом святителя Василия Великого // Василий Великий. Творения. СПб.: издво П.П.Сойкина, 1911. Т. 1 С.8197.4.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVIIвв. / Сост. С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. М.: Педагогика, 1985. 367 c.5.Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X середина XVII столетия: Учебное пособие для студ. Высш. уч. заведений. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. 208 с.6.Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. 422 с.7.Полоцкая,Е.Е. Профессиональное музыкальное образование в Древней Руси: учеб.метод. пособие / Е.Е. Полоцкая / Екатеринбург; Изд. Уральского гос. пед. унта, 2002. 31 с.