Певческие азбуки и богослужебные книги в структуре образовательного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шелудякова О. Е. Певческие азбуки и богослужебные книги в структуре образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2716–2720. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85544.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу певческих азбук и богослужебных книг в образовательном контексте – выявляются способ обучения, последовательность занятий, этапы изучения певческого искусства как продолжение обучения грамоте в сравнении с обучением иконописцев. Предметом рассмотрения становятся Азбуки XVI–XVIII вв., Минеи Октоихи, Триоди не только как богослужебные, но и как обучающие пособия, благодаря которым певчие получали важнейшие воспитательные уроки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шелудякова Оксана Евгеньевна,Доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории Уральской консерватории им. М.П. Мусоргскогоk046421@yandex.ru

Певческие азбуки и богослужебные книги

в структуре образовательного процесса

Аннотация.Статья посвящена анализу певческих азбук и богослужебных книг в образовательном контексте ‬выявляется способ обучения, последовательность занятий, этапы изучения певческого искусства как продолжение обучения грамоте в сравнении с обучением иконописцев. Предметом рассмотрения становятся Азбуки XVIXVIII, Минеи Октоихи, Триоди не только как богослужебные, но и как обучающие пособия, благодаря которым певчие получали важнейшие воспитательные уроки. Ключевые слова:богослужебные книги, певческие азбуки, древнерусское певческое образование

Вопрос о письменных пособиях в условиях преобладающей устной формы образования вДревней Руси очень важен. Необходимо выявить, по каким книгам происходило обучение, последовательность изучения книг и степень их участия в педагогическом процессе. Важными источниками для нас стали работы Д.Шабалина[1], в которых собраны и переведены многие рукописные певческие азбуки, даны ценнейшие музыкальнотеоретические комментарии. Особую ценность представляет собой Энциклопедический словарь, в котором автор собрал все основные понятия и термины, использующиеся в Азбуках. Данные издания позволяют создать объемное представление о начальном певческом и специальном профессиональном обучении в Древней Руси в XVIXVIIвеках.Процесс обучения церковному пению, как уже упоминалось, на первом этапе происходил совместно с обучением грамоте, поэтому кратко рассмотрим последовательность процесса изучения Азбуки. Первоначально в течение длительного времени заучивали славянские названия букв (аз, буки, веди) и т. д. Подводя итоги рассмотрению грамот Онфима, А.В.Арциховский писал: ©Здесь четко представлен способ изучения грамоты по складам, господствовавший у нас до XIXв. и державшийся до XXв. Заучивая ©букиазбаª, ©букиестьбеª и т. д., ученик доходил до понимания, что ©букиª означают ©бª, и так постигал постепенно все буквы. Этот способ был до сих пор представлен в источниках XVI‬XVIIвв., теперь он засвидетельствован для XII‬XIIIвв. Каждая из гласных здесь закономерно сочетается со всеми 20 согласными русского языкаª[2,c.180]. Затем заучивались ©двоеписьменииª слоги: букиаз ‬ба, букиесть ‬бе, ведиаз ‬ва, ведиесть ‬ве и т.д. Нужно было запомнить сочетание каждой согласной со всеми гласными. После этого заучивались©троеписьменииª слоги, состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились ©по складамª читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово; далее читались сразу слова без называния отдельных букв и слогов ‬это называлось чтением ©по верхамª. После этого учились читать ©подтительныеª слова, т.е. сокращенное написание слов, наиболее часто встречающихся в книгах того времени, большей частью религиозных, вверху которых ставился знак сокращения (©титлоª). Далее переходили кчтению молитв. Этим заканчивался первый этап обучения грамоте. Весьма трудный процесс усвоения грамоты осложнялся еще одним обстоятельством: книги были рукописными, и начертание букв в рукописях у различных писцов было совершенно неодинаковым. Иногда научившись читать книгу, написанную одним почерком, ученик весьма долго не мог разобраться в другой, где манера написания букв была иной, непривычной для ребенка. В книги вкрадывалось много ошибок и неточностей, порой они были переписаны без соблюдения необходимых правил. Различными были и формы записи, устав очень сильно отличался от полуустава и скорописи. В уставе отсутствовали знаки разделения между строками, предложениями и даже словами, знаки препинания; в полууставе использовались дополнительные обозначения сокращенного письма (титлы), надстрочные знаки, ударения и система знаков препинания; в скорописи появлялась округлость и плавность линий, начертание букв порой значительно отличалось от уставного и полууставного.На втором этапе обучения грамоте изучалась богослужебная книга Часослов (или часовник). Она занимала особое место среди богослужебных книг. С Часослова не только начиналось обучение чтению после овладения азами грамоты, но и выполнение послушания чтеца. В результате изучения книги ученики знали основные певческие молитвы суточного круга (Свете тихий, Ныне отпущаеши, Изобразительные антифоны и др.), а в некоторых случаях приобретали базовые навыки церковного чтеца (т.к. первоначально чтецы читают именно последования Часов, включенные в Часослов).Состав включенных в Часослов служб и молитв позволяет сделать два вывода:1.Книга имела одновременно обучающий и богослужебный характер;2.Обучение носило синкретический характер, в нем сочеталось пение и чтение, освоение начатков Литургии.Обучение заканчивалось на третьем этапе чтением Псалтири (включавшей 151 псалом)1. Священная книга помогала заложить прочное основание веры. Содержащийся в ней златоструй молитвы (благодарение, покаяние, прошение, исповедание), позволял воспринять глубоко и прочно все основные понятия духовной жизни. Ведь ©псалом ‬тишина душ, раздаятель мира; он утешает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом ‬посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих.Псалом ‬убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен…ª[3,c.9495].Неслучайно именно Псалтирь была книгой, по которой учились чтению. Ученики заучивали многие псалмы наизусть, тем более, что псалмы 50 и 90 входили в ежедневное молитвенное правило, а псалмы 1 (©Блажен мужª), 103, 33, припевы к Стихирам на Господи воззвах (псалмы 140, 141, 129, 116), псалмы на Шестопсалмии (1, 3, 37, 62, 87, 102, 142), Полиелее (134, 135), Степенны Антифоны (псалмы 102 и 145) пелись в чинах Литургии и Всенощного бдения. На Часах читались псалмы 16, 24, 50, 83, 84, 90 и т.д. И ни одно даже самое краткое Богослужение не обходилось без псалмопения.Таким образом, грамотные христиане уже в детстве слышали и узнавали на службе знакомые строки, и Богослужение во многом становилось ближе и понятнее. Существует много свидетельств, что в монастырь поступали послушники, знающие всю Псалтирь наизусть. Опытные духовники советовали читать определенные псалмы при разных искушениях, жизненных проблемах; в Священной книге можно было обрести ответ на самые различные духовные вопросы. Поэтому Псалтирь становилась подлинной книгой жизни, сопровождающей православного христианина в течение всей его жизни. 1После каждого этапа родители подносили учителю горшок каши и гривну денег.О ее чтении Мелетий Смотрицкий дал такое наставление: ©Зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй, как Псалтирь говорити. Первое ‬что говорити; второе ‬всяко слово договаривати; третье ‬на строках ставитися; четвертое ‬умом разумети словеса, что говорити; пятое ‬пословицы знати, да и памятовати, как которое слово говорити: сверху слово ударити голосом или прямо молвити. А всякое слово почати духом: ясно, чисто,звонко, кончати духом потомуж, слово чисто, звонко, равным голосом, ни высоко, ни низко, ни слабея словом, ни насилу кричати, ни тихо, ни борзо, а часто отдыхати, и крепко по три или по четыре строки духом, а ровно строкою говорити. А весь ей указ умом, да языком, да гласом содержится и красится во всяком человеке и во всяких пословицах книжныхª[4,c.363].Итогом первой ступени обучения было умение учащихся читать, писать, считать, знание основных молитв, в том числе и их пение. Вторая ступень обучения подразумевала уже певческое образование для тех, кого опытные наставники признавали способными к певческому деланию. Последовательно изучались Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь, внимание вновь, уже на новом уровне, обращалось к чтению Псалтири и Часослова.Профессиональное обучение церковному пению начиналось с освоения певческих Азбук. Обратимся кратко к их истории. Различные музыкальнотеоретические руководства по обучению церковнопевческому искусству были известны уже в Византии. Первоначально в греческом варианте они носили наименование ©С Богом начало мелодииª. В нашей стране они известны с XVвека под названием ©А се имена знамяниемª. Позднее древнерусские азбуки могли называться ©Имена знамению столповомуª или ©Сказание о еже како именуется коеждо знамение или како поется в коем гласеª. Азбуки включали в себя несколько разделов, количество которых в процессе эволюции изменялось. Основой Азбук было перечисление знамен, в дальнейшем могли приводиться их толкования.Обязательным элементом после 1604 года (©Ключ знаменнойª инока Христофора) стал раздел, посвященный распевам (розводам) кокиз (кокизники) и фит (фитники). Возникали и самостоятельные кокизники ‬толкователи попевок с конкретными распетыми текстами.С середины XVIIстолетия в Азбуках отражена и практика записи с использованием помет: ©Сказание о подметкахª или ©Сказание о зарембахª.Итогом развития традиций певческих азбук считается ©Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пениюª Александра Мезенца (1668 г.). Это уже не краткая памятка,а объемный труд, в котором систематизирована практика пения Древней Руси. В ©Извещенииª собраны сведения о пении помет, признаков, знамен, попевок во всех гласах, строки из Ирмологиона с их розводом (т.е. переводом тайнознаменных начертаний простыми знаменами).Для начинающих певчих приводились Лествицы или так называемые ©горовосходные холмыª, открывающие Азбуки. Это было зримое выражение восхождения по ступеням премудрости к Божьему откровению. Три слоя, каждый из которых отражал свой уровень звукоряда, запечатлевал 12 звуков (ступеней) обиходного звукоряда.Таким образом, Азбука к XVIIвеку представляла собой системное музыкальнотеоретическое руководство, в котором были изложены основные термины и понятия столповой знаменной, путевой и демественной нотации, приведены примеры из различных певческих книг (к середине XVIIстолетия ‬всех основных богослужебных книг), основных певческих жанров, типов пения (самогласен и подобен), а в некоторых азбуках предлагались и различные варианты пения (©инª, ©ино пениеª и даже ©произволª).Византийские Азбуки имели отчетливую педагогическую ориентацию и могли строиться в виде вопросов и ответов. На Руси такая тенденция возникла значительно позднее и получила распространение с XVIIIвека. Первоначально осваивалась Лествица, а вместе с ней с XVIIвека и система помет. Все обозначения и их расшифровку необходимо было заучить наизусть. ©Процесс обучения по певческим азбукам ‬такое название получили эти пособия в музыковедческих исследованиях ‬строился, по мнению Бражникова и его последователей, по следующей схеме. Учитель исполнял мелодические формулы знамен и предлагал ученикам повторять их за ним. Одновременно они должны были смотреть в книгу, чтобы запомнить их условное графическое начертание. Постепенно учащиеся запоминали мелодические формулы, соответствующие тому или иному знамени, и в дальнейшем по графическому виду могли вспомнить их звучаниеª[5,c.91].Далее выучивались основные знамена: их начертания и названия, способ интонирования, соотношение с другими знаменами, варианты роспева, позднее ‬толкование их духовного смысла. По мнению М.Бражникова Азбуки “были в значительной степени, если не полностью, тем, что принято называть “наглядными пособиями”, и использование ими должно было сопровождать изустным объяснением преподавателя пения”ª[6, c.36].Заучивание было длительным процессом, в котором открывалось немало тонкостей и ясных лишь для искушенных знатоков деталей. Также наизусть необходимо было запоминать строки, а затем и фиты, лица. Такое ©пение на напевкеª (Н.Денисов) было ведущей формой обучения, а для недостаточно образованных певчих восполняло и недостаток теоретических знаний. В XVIIвеке по заключениюЕ.Полоцкой [7] руководства обрели подлинно научный подход. В XVIIIXXвеках педагогическая направленность Азбук только усиливалась. Помимо справочных пособий стали появляться обучающие руководства и даже ©Практические уроки пенияª. Включались не только новые разделы (проучки, азбука церковнославянского языка), но и учебные пособия, в которых материал распределен по годам обучения. В упражнениях последовательно осваивается сольфеджирование (звукоряд поется ©по солямª, т.е. с названием звуков). Параллельно изучаются единостепенные знамена, пропеваются большие и малые секунды. Затем вводятся двустепенные знамена, сравниваются различные длительности, новые интервалы. При этом часто сначала приводятся розводы дробным знаменем, а затем их общее новое начертание. В результате последовательно проходятся все новые знамена и попевки в необходимых согласиях, осваиваются интервалы и ритмические рисунки, затем дается материал для повторения.При этом для облегчения восприятия использовались словесные комментарии и сравнения с иными знаменами.Новые, сложные для учащихся музыкальные явления характеризовались ©посредством более простых составляющих его музыкальных элементов. К примеру, при изучении учащимися такого знамени, как “фита”, его мелодическую формулу “разворачивали” в виде совокупности входящих в нее в том или ином случае простых знамен. Такой способ объяснения в древнерусских певческих азбуках назывался “разводом”. Поэтому, характеризуя в дальнейшем различные модификации такого способа толкования, они будут рассматриваться нами как разновидности метода “развода”ª[5, с. 98].Очевидно, что последние пособия уже носят характерсинтетических руководств с явным воздействием западноевропейской традиции. Это особенно ощутимо в сольфеджировании звукорядов, а также системе построения занятий: гаммы, интервалы, ритмические рисунки. Характерно, что одновременно значительно ослабевает богослужебная и нравственная направленность книг. Азбуки такого рода по структуре и методическому подходу все более приближаются к пособиям по музыкальной грамоте, хотя и на ином музыкальнотеоретическом материале. Некоторые пособия, созданные уже в началеХХ столетия построены по поурочному принципу и содержат значительный материал для самостоятельного обучения.В результате в процессе изучения Азбук певчий должен был выучить знамена и их сочетания, степенные и указательные пометы, осмогласные строки для пения различных богослужебных книг и жанров, овладеть полным объемом обиходного звукоряда, интонированием всех необходимых интервалов. Параллельно осуществлялась и постановка голоса, коррекция индивидуальных тембровых особенностей, а также происходила интенсивная воспитательная работа.В иконописи процессы создания иконы и обучения иконописному мастерству были построены по этапам, весьма напоминающим этапы сотворения мира, как они были описаны в Книге Бытия. Первоначально был создан ©Светª (©Да будет светª) ‬на загрунтованную доску наносился слой золотого ассиста, просвечивающего через другие краски и при свете лампады создающего мягкое свечение как бы изнутри иконы. Затем были созданы суша и вода ‬на иконе закладывались (©раскрывалисьª) тоны неба, земли. В дальнейшем Творцом были созданы растения ‬на иконе рисовались пейзажи; животные ‬на иконе выписывались кони, змеи, голубь, если они были необходимы в каноническом сюжете. Наконец, самым последним этапом Божьего творения было создание человека. Действительно, на иконе облик святого выписывался в последнюю очередь. Происходил последовательный процесс все более подробного воплощения позы (в ростовых и поясных иконах) и лика. Наивысшим проявлением творческой силы Божией можно считать рождение живой бессмертной души. В иконописи этап так и назывался ‬©оживкаª, когда благодаря прописыванию зрачков и мельчайших деталей лика образ, запечатленный на иконе, оживал, появлялся строгий или милостивый взгляд, и в изображении порой действительно открывалось окно в иное измерение.Обучение иконописцев строилось по той же модели. Сначала они учились готовить краски, затем получали навыки правильного распределения красочного слоя (©плавиª) по загрунтованной доске, впоследствии писали только фоны, постепенно приступали к писанию облачений святых, и лишь самые одаренные (их так и называли ©личникамиª) удостаивались чести писать лики на иконах (причем изображение ликов включало не только главу, но и руки, которые также были весьма выразительны и символически многозначны).Процесс обучения пению по Азбукам строился на иных основаниях и был весьма сходен по структуре с процессом обучения грамоте. Возможно, с этим связано и само название учебных пособий, общее для книжной и музыкальной грамоты ‬Азбуки. Первоначально учились начертанию букв ‬и знамен ‬их названия, правильное произношение. Затем переходили к изучению слогов ‬сочетанию знамен с различными пометами. Следующим этапом было сложение слогов в слова ‬изучение многостепенных знамен; после него приступали к объединениюслов в словосочетания ‬учились попевки, розводы фит дробным знаменем. И, наконец, беглое чтение означало умение охватывать большую фразу, предложение ‬в обучении знаменной грамоте изучались строки, самые сложные фиты. Таким образом, очевидно направление изучения грамоты: от малого к большому, от части ‬к целому, от простого ‬к сложному. С другой стороны, названный процесс с необходимостью сопровождался и углублением содержательного аспекта. Это движение от внешней формы к внутреннему бытию знамен, к их символической, богословской, духовнонравственной глубине. Это бесконечный процесс познания Божьего мира в таком виде, как он был запечатлен в звуках, обретение способности свидетельствования об Истине, напоминание о непрестанном славословии ангельскогохора. Этот сложнейший процесс сопровождался и познанием человеком самого себя, своего предназначения, и порой духовной борьбой, которая была неизбежна при столь высокой миссии. В известной мере также совершался процесс сотворения мира и человека, но не на доске или стене храма, а в собственной душе.Анализ Азбук как учебных пособий позволяет делать следующие выводы:1.Обучение происходило преимущественно в устной форме под руководством опытного педагогадидаскала. Вместе с тем все бóльшую роль с XVIIвека начинала играть письменная дидактическая форма обучения.2.Азбуки были построены как систематические руководства, содержащие базовые сведения по многим основным направлениям церковнопевческой культуры ‬крюковой нотации, осмогласию, стилям и распевам.3.В Азбуках действовал принцип последовательного возрастания сложности ‬от основного начертания знамен и его звукового воплощения до самых изощренных вариантов крюков с комбинацией помет.4.Использован принцип доступности ‬переход на следующий уровень осуществлялся лишь после полного усвоения предыдущего.5.Использовался принцип наглядности ‬сами начертания знамен и помет были яркими и выразительными, порой вызывая непосредственно эмоциональный отклик.6.В освоении Азбук происходило постепенное движение от ярких графических начертаний и образных названий к сложнейшим духовным толкованиям.7.Азбуки выполняли мнемоническую функцию, служа руководством для последовательного запоминания материала и, одновременно, способствовали его запечатлению в сознании.8.На этапе начальногообучения освоение Азбуки носило индивидуальный характер. В дальнейшем возможно было коллективное пение ©проучекª, азбуки пели ансамблем или хором (традиция пореформенного обучения).9.Азбуки стали хранителями догматического, нравственного компонента певческой культуры; они учили не только верному пению церковных напевов, но и нормам нравственности, напоминая о добродетелях и духовных основах христианского вероучения, в яркой и образной форме запечатлевая религиозные постулаты.Для освоения книг необходим былнаставник, дидаскалголовщик или доместик руководил процессом усвоения церковных напевов, разъяснял непонятные слова и выражения. Основные же богословские идеи объяснялись духовными отцами на проповеди, в духовных беседах священников, на исповеди советы ипоучения часто подтверждались словами из молитвословий и Священного Писания. Каждая духовная книга давала возможность извлечь свой воспитательный урок.Октоих не только напоминал о трудах и подвигах преподобного Иоанна Дамаскина и содержал стройную систему осмогласия, но и способствовал упорядочиванию представлений о церковном пении, учил внутренней дисциплине и, вместе с тем, свободе внутри заданной стройной системы. Минеи учили каждый день года посвящать памятованию о Спасителе, Божией Матери и святых. Кроме того, в книге содержалось бесчисленное множество поучений из житий, примеров для подражания. Только одно внимательное изучение текстов Миней могло стать бесценным опытом церковной традиции, ежедневно позволяло радоваться празднику, стремиться хоть в малой степени уподобиться святой жизни легионов подвижников, прославленных во святых.Ирмологий содержал в себе в основном один жанр ‬ирмосы канона. Однако эта сосредоточенность на едином жанре и девяти темах (соответствующих сюжету каждой песни канона) давало возможность восхититься разнообразию раскрытия четко очерченных тем, бесконечности их содержания и глубине их символичности. Десятки ирмосов на каждый глас создавали все новую интерпретацию канонических песен и поражали изобретательностью авторской ифантазии.Триоди настраивали на определенный период богослужебного года ‬Великий пост, либо Пятидесятницу, каждая из них (Цветная и постная) имела собственный характер. Триодь постная учила памятованию о грехах, сокрушению сердечному, готовила к исповеди, побуждая плакать о собственном недостоинстве. Постепенно, от недели к неделе, песнопения Постной Триоди помогали погрузиться в глубины собственной души, за повествованием о страданиях Христа, примером подвижником веры (святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, преподобного Андрея Критского) укрепиться в великопостном подвиге.Цветная триодь давала возможность ощущать пасхальное ликование как собственную радость о Христе Воскресшем, благодарить о дарованном спасении людей, усваивать уроки веры, дарованные в повествовании об апостоле Фоме, слепом, расслабленном, самаряныне и т.д. Неисчерпаемая кладязь духовного опыта, содержащаяся в текстах Триоди становилась для певчих подлинным источником ©живой водыª, наставляла на путь добродетели, даровала возможность движения к духовному спасению.Книги в педагогическом процессе выполняли разнообразные функции. С одной стороны, в каждой из них было заключено целостное представление об определенном явлении: гласовом столпе(Октоих), суточном круге (Часослов), годовом круге (Минея), богослужебных жанрах (Ирмологий, Тропарион, Стихирарь) и проч.С другой стороны, изучение книг редко происходило целостно и последовательно. Некоторые составляющие книг не попадали в поле зрения певчих, а многие песнопения звучали один раз в год. С другой стороны, целый ряд молитвословий звучал на Богослужении ежедневно.На неизменяемых песнопениях усваивался начальный фонд богослужебных напевов и их составляющих (строк, попевок), но, одновременно, происходило осознание многораспевности как одной из фундаментальных основ древнерусского певческого искусства (ведь основные молитвы звучали в Богослужении с различной степенью распевности, на различные гласы, а в ряде случаев и различными видами роспева). В дальнейшем такие песнопения, их отдельные строки служили напоминанием, облегчали освоение нового материала.Итак, процесс обучения строился как сочетание двух направлений познания:от общих нравственных требований к их последовательному усвоению на примере конкретных богослужебных текстов и значений знамен;от конкретной практики, от частностей ‬к общим, теоретическим установкам, от отдельных напевов ‬к целостной картине осмогласия столпового роспева и проч. Именно сочетание индуктивного и дедуктивного методов становится одним из причин жизнеспособности певческой традиции Древней Руси.

Ссылкина источники1.Шабалин,Д.С. Древнерусская музыкальная энциклопедия : энциклопедия/ Д. С. Шабалин. ‬Краснодар: Советская Кубань, 2007. ‬911 с. ‬(Материалы и исследования по древнерусской музыке; т. 34). Шабалин,Д.С. К периодизации знаменного роспева // Советская музыка. ‬1985. ‬№10. ‬С.98102. Шабалин,Д.С. Певческие азбуки Древней Руси : Тексты / Д.С. Шабалин. Краснодар : Советская Кубань, 2003 (ФГУПИздво Сов. Кубань). ‬407 с., [1] л. цв. ил. : нот, факс. ‬(Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 1.). Шабалин,Д.С. Певческие азбуки Древней Руси: Переводы, исследования, комментарии / Д.С. Шабалин. ‬Краснодар: Советская Кубань, 2004. ‬647 с., [1] л. цв. ил.: нот., факс. ‬(Материалы и исследования по древнерусской музыке. т. 2).2.Арциховский А.В. Берестяные грамоты мальчика Онфима. ‬Советская археология, 1957, №3.С. 178184.3.Беседа на Первый псалом святителя Василия Великого // Василий Великий. Творения. ‬СПб.: издво П.П.Сойкина, 1911. ‬Т. 1 ‬С.8197.4.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVIIвв. / Сост. С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. ‬М.: Педагогика, 1985. ‬367 c.5.Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X ‬середина XVII столетия: Учебное пособие для студ. Высш. уч. заведений. ‬М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. ‬208 с.6.Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. ‬Л., 1972. ‬422 с.7.Полоцкая,Е.Е. Профессиональное музыкальное образование в Древней Руси: учеб.метод. пособие / Е.Е. Полоцкая / Екатеринбург; Изд. Уральского гос. пед. унта, 2002. ‬31 с.