Модернизация процесса физической подготовки студентов-хореографов на занятиях физической культуры

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павинская К. В. Модернизация процесса физической подготовки студентов-хореографов на занятиях физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2991–2995. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85599.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ уровня физической подготовленности студентов-хореографов и обучающихся хореографических школ. Автором в качестве нововведения предлагается здоровьесберегающая направленность физической подготовки будущих хореографов на занятиях физической культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павинская Кристина Владимировна,соискатель, педагог хореографии Самарского государственного института культуры, г. Самараkristaloriental@mail.ru

Модернизация процесса физической подготовки студентовхореографов на занятиях физической культуры

Аннотация.В статье представлен анализ уровня физической подготовленности студентовхореографов и обучающихся хореографических школ. Автором, в качестве нововведения, предлагается здоровьесберегающая направленность физической подготовки будущих хореографов на занятиях физической культуры.Ключевые слова:физическая подготовленность, физическая готовность, физическое воспитание, физическая культура, здоровьесберегающая направленность.

Модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей [1, c.6]. Согласно мнению В.А.Коваленко, выпускнику высшего образовательного учреждения кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь еще физическую подготовленность и крепкое здоровье[2,с.38].Что особенно значимо для студентовхореографов. Физическая подготовленностьрассматривается нами как результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называетсяфизической готовностью[3].Наиболее зримым, видимым компонентом которой является двигательный компонент, как степень развития двигательных качеств человека: выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость. Физическая подготовка выступает как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности [4, ст2, п.27]. Физические качества (синоним –двигательные способности) –это совокупность различных свойств организма человека, характеризующих егодвигательную деятельность:cила свойство организма преодолевать внешнее сопротивление (или противодействовать ему) за счет мышечных усилий; выносливость

свойство организма длительное время выполнять физическую работу на достаточно высоком уровне, (отражающее способность противостоять утомлению в процессе деятельности);быстрота

свойство организма в существенной степени обусловливает способность совершать двигательные действия за минимальное время;гибкость

морфофункциональное свойство опорнодвигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела;ловкость

способность координировано выполнять движения, а также рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей [5].Такие показатели физической готовности, как:

статическая выносливость;статическое равновесие; гибкость; координация движений; силовая выносливость выделяютв дополнительных показателях физической подготовки по физическим тестам, которые зафиксированывПриложение 3 к приказу Минздрава РФ №186 и Минобразования РФ №272 от 30.06.92 г., действующему по настоящий период. (Д.И. Зелинская)[с.68].

(ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071500 от 22.12.2009, №791в(ОК 16)указывает на то, что у выпускника должна быть сформирована готовность к достижению должного уровня физической подготовленности и обеспечению полноценной профессиональной деятельности. Однако, на протяжении последних десятилетий отмечена тревожная тенденция ухудшения физической подготовленности студентов. По данным А.В.Левченкофизическая подготовленность, как правило, к концу второго курса повышается, а к окончанию обучения снижается более чем на 50% от уровня, достигнутого на втором курсе [6,с.63]. К сожалению, такая отрицательная динамика физической подготовленности наблюдается и у студентовхореографов. На наш взгляд, снижение физической подготовленности студентовхореографов наблюдается именно внутри системы высшего образования. С цельюподтверждения данного предположения, мы провели сравнительный анализ показателей уровнейфизической подготовленности студентовхореографов СГИК и обучающихся хореографических школ, используя показатели физической готовности, представленные вПриложение 3 к приказу Минздрава РФ №186 и Минобразования РФ №272 от 30.06.92 г., действующие по настоящий период и адаптированные к хореографической деятельности. Результаты проведенного анализа представлены в Таблице 1. Таблица 1

Результаты сравнительного анализа уровня физической подготовленности студентовхореографов СГИК и обучающихся хореографических школ

Показателифизической готовности(уровни)Студентыхореографы СГИК 1,2,3курсы (колво человек)Обучающиеся хореографических школ 5,6,7классы (чел)Сила(кг) высокий 2030средний 1520низкий 015

12 13 15

13 14 13Выносливость(мин) высокий 512средний 2 5низкий 0 2

11 18 11

19 14 7Скорость (колво)высокий 8090средний 7080 низкий 0 70 17 11 12

19 15 6Гибкость (см до/от)высокий 20средний 42низкий 84

4 12 24

12 14 14

Как видноиз таблицы, количество студентовхореографов, демонстрирующих высокий уровень физической подготовленности относительно обучающихся хореографических школ по всем показателям готовности –меньше. Физическая готовность студентов это основной показатель их физического здоровья, который выступает не только как личностная, но и как социальная ценность, чтозакреплено в следующих законодательных актах: Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года(от 9.10 2007г.N1351,с изменениями и дополнениями от 1.07. 2014г. N483);Федеральный Закон «О Физической культуре и спорте в РФ ст. 28,п.1); Федеральный Закон «Об образовании в РФ», принятый 29.12.2012, №273ФЗ(ред. от 31.12.2014) ст. 28, п.16. Физическая культура, как учебная дисциплина, является обязательной для всех специальностей и направлений подготовки образовательных организаций высшего образования и служит одним из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности[2,с.18]. В требованиях к условиям реализации основных образовательных программ для студентовхореографов, на нее отводится 400 часов, при этом объем практических видов подготовки должен составлять не менее 360 часов. Следовательно, низкие показатели физической подготовленности студентовхореографов свидетельствуют либо о том, что законодательные акты и обязательные требования основных образовательных программ на сегодняшний день не имеют высокой практической реализации, либо физическая подготовка не представляет должного интереса для студентовхореографов, и ониее избегают. Причина, на наш взгляд, является в том, что физическая культура в высших образовательных учреждениях культуры и искусства не адаптирована к их профессиональной деятельности и не обеспечивает подготовки студентовхореографов к ней. ФГОСВПО по направлению подготовки 071300 от 25.01.2011, №95 требует, что обучающийся должен знать: способы предохранения от травм, задачи лечебной физической культуры, как средства реабилитации физической работоспособности; основные научные подходы к восстановлению и обеспечению долгой здоровой профессиональной деятельности;основы определения и оценки физического развития; должен уметь: планировать свою деятельность по применению различных средств физической культуры в целях поддержания здоровья, оздоровления, реабилитации; должен владеть: техническими элементами базовой физической культуры, адаптированной к избранному виду деятельности, как средствами ухода при травмах и растяжениях. Исходя из чего, следует, что выпускники СГИК должны быть подготовлены к этим требованиям. Однако, физическая культура в высших образовательных учреждениях культуры и искусства не служит профилактическим средством предупреждающим травматизм на занятиях и не восполняет дефицита физических возможностей студентов к овладению профессией, и как следствие, не представляет существенного интереса для студентовхореографов, результатом которого, по нашему мнению, и становится низкий уровень их физической подготовленности. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к получению учащимися знаний, умений и навыков, но и связывается с его воспитанием[1, с.26]. Физическую готовность будущих специалистов к избранной профессии в учебных заведениях, по мнению Герчак, обязано обеспечить физическое воспитание, которое составляет важную часть обучения и воспитания, служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования обучающихся. Благодаря физическому воспитаниюрешаются многообразные специфические задачи: обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний по физической культуре, направленная на улучшение физического развития человека его осанка, физическихкачеств –силы, выносливости, быстроты и др.[7, с.95]. Физическое воспитание –педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного подрастающего поколения. Средствами физического воспитанияслужат, прежде всего, разнообразные физические упражнения. В Федеральном законе Российской Федерации « О физической культуре и спорте» средства физического воспитания рассматриваются как методы укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний[4, ст 30, п.3]. То есть, помимо физических упражнений физическая культура должна включать в себя и охрану здоровья.Следовательно, необходимым условием физической готовности студентовхореографов будет обеспечение их на занятиях физической культурой необходимыми знаниями и умениями относительно специфики их дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с чем, мы считаем необходимым, провести преобразование образовательного процесса по физической культуре в высших образовательных учреждениях культуры и искусств, с целью обеспечения более качественной, здоровьесберегающей подготовки студентовхореографов к их профессиональной деятельности. Наши предположения подтверждены позицией таких известных ученых, как В.К. Бальсевич, Е.П. Ильин, Л. И. Лубешева, А.В. Чоговадзе, подтверждающих необходимость пересмотра прежних концепций физического образования, его социальнопедагогической организации в новых условиях. Данное преобразование возможнос учетом местных условий и интересов обучающихся. Образовательная организация самостоятельно определяет формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой, на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, что соответствует п.1.ст.28[4]. Данный преобразовательный процесс физической подготовки, являясь профилактическим средством предупреждающим травматизм на занятиях,улучшит физическую подготовленность студентовхореографов, и восполнят дефицит физических возможностей студентов к овладению профессией.

Ссылки на источники1.

Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.О. Панина. Кемерово, 2009. 347 с.2.

Витун Е.В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов не физкультурных вузов на основе ценностных ориентаций [Текст]: дис.канд.пед.наук/ Е.В Витун, Магнитогорск, 2007. –157 с.3.Википедия[Электронный ресурс] –Режим доступа:http://wikipedia.org/4.Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://guochernogorsk.ru/docs/fz_o_fizkulture_i_sporte.pdf

5.Лобжа М.Т, Агапов С.С и др. Основные понятия и термины физической культуры [Электронный ресурс] / М.Т Лобжа, С.С Агапов –Режим доступа: http://studopedia.ru/3_73431_osnovnieponyatiyaiterminifizicheskoykulturi.html 6.Левченко, А.В. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического университета: монография / А.В. Левченко. Самара: ООО <Офорт>, 2005. –172с.7.Герчак Я.В. Формироваение готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования [Текст]: дис. канд.пед.наук / Я.В. Герчак, Новокузнецк 2007. 225с.