Организационно-педагогические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения
Выпуск:
ART 85697
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лосева
Н.
А.,
Сергейчук
О.
С. Организационно-педагогические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3481–3485. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85697.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения организационно-педагогических условий формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения. Авторы предлагают комплексную модульную программу по формированию благоприятного социально-психологического климата педагогического коллектива.
Ключевые слова:
педагогический коллектив, социально-психологический климат.
Текст статьи
Лосева Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецlosevana1972@yandex.ru
СергейчукОльга Сергеевна,методист по дошкольному образованию МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды», г. Вологдаsergeichuki@rambler.ru
Организационнопедагогические условия формированияблагоприятного социальнопсихологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения
Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения организационнопедагогических условий формирования благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения.Авторы предлагаюткомплексную модульную программу по формированию благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива.Ключевые слова:педагогический коллектив, социальнопсихологический климат.
Формирование благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива способствует успешному развитию образовательного учреждения в долгосрочной перспективе развития образования и в динамично меняющемся окружении. В ситуации реформирования образовательной системы постоянно растет интерес к явлению социальнопсихологического климата педагогического коллектива.Актуальность данной темы диктуется возросшими требованиями к уровню психологической включенности педагогов в трудовую деятельность, ростом их личностных притязаний, необходимостью роста социального и психологического потенциала личности педагога. Социальнопсихологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре образовательного процесса, с совершенствованием, как организации, так и условий труда педагогов. Социальнопсихологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности педагога в профессиональную деятельность, меры эффективности этой деятельности, уровня потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации резервов коллектива.Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, своевременного использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Говоря о научных основах данной проблемы можно отметить следующее:методологическую основу исследования составили идеи отечественных философов, психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, об условиях и факторах развития личности, взаимосвязи культуры и нравственного мира личности. В настоящее время известно более десяти различных определений понятия «социальнопсихологический климат», чтоговорит о том, что данная проблема до конца не решена.Анализ различных точек зрения на содержание понятия «социальнопсихологического климат» позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социальнопсихологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. Социальнопсихологический климат представляет собой систему эмоциональнопсихологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности каждого участника педагогического процесса.Исследование социальнопсихологического климата в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) особенноактуально в последние двадцать лет. Это обусловлено модернизацией системы дошкольного образования, возросшими требованиями к квалификации педагогов, их личностному потенциалу; с улучшением демографической ситуации в стране, возникает необходимость в новыхдошкольных учреждениях, новых кадрах, происходит увеличение количественного состава педагогических коллективов а, следовательно, возникают и проблемы социальнопсихологических взаимоотношений.В настоящее время в подавляющем числе научных работ, прежде всего, изучается психологический климат в трудовых и научных коллективах. Можно сказать, что значительно меньше исследователикасаются проблем психологического климата в педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений с их многочисленными особенностями. Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Д. Майерс под социальнопсихологическим климатом понимает «эмоциональнопсихологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами»[1].В.М. Шепель выделяет в данном понятии три «климатические зоны».
1.Социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан. 2.Моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе.3.Психологический климат–неофициальная атмосфера, котораяскладывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом[2].Анализ различных точек зрения на содержание понятия социальнопсихологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социальнопсихологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы).Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива.
Можно представить социальнопсихологический климат в виде уровневой системы, то выделятся четыре основных фактора, влияющие на формирование психологического климата в коллективе:макросреда,микросреда, руководство коллективом,личностные особенности членов коллектива.В результате исследования педагогического коллектива могут определиться следующие отклонения:
неблагоприятная психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие членов коллектива;
высокая конфликтность или комфортность членов коллектива;
низкий уровень развития чувства эмпатии;
высокий уровень личной тревожности, невротичность педагога;
неадекватный уровень их притязаний и самооценки;
нарушение личностного развития педагогов;
отсутствие условий для самореализации личности;
несформированность структуры коллектива;
наличие большого числа группировок полярной направленности;
незнание и непонимание педагогами социальнопсихологических закономерностей;
коммуникативная некомпетентность;
наличие отверженных и изолированных, в том числе педагогически компетентных лиц;
неадекватность стиля управления уровню развития коллектива;
сориентированность на внешние формы контроля поведения и деятельности (авторитарный стиль управления) либо наоборот;
непопулярность руководителей;
несформированность установки на педагогическую деятельность.В настоящее время проблема исследования специфических особенностей педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений слабо освещена в психологопедагогической литературе. Нельзя сказать, что характеристика педагогического коллектива ДОУ принципиально отличается от характеристики педагогического коллектива школы, но специфические особенности все же, существуют.Современные условия развития дошкольного образовательного учреждения таковы, что приходится работать в совершенно новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех её проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм. Условия любой деятельности все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры образовательного процесса и его функциональных обязанностей.Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны:эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Специфика психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в дошкольном образовании.Анализируя особенности рассматриваемой профессиональной деятельности воспитателя, следует учитывать дополнительные особенные проблемы и факторы, негативно влияющие на психологическое состояние педагога ДОУ:
динамичность и изменчивость времени (быстрая смена информации);
модернизация системы дошкольного образования, возросшие требования к квалификации педагогов;
высокая степень востребованности образовательных услуг ДОУ;
возросшие требования к уровню психологической включенности педагогов в трудовую деятельность, рост их личностных притязаний, необходимость роста социального и психологического потенциала личности педагога имногое другое.Для обеспечения целостной системы формирования благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива ДОУ, нами была составлена комплексная модульная программа психологопедагогического сопровождения социальнопсихологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения.Комплексная модульная программа по формированию благоприятного социальнопсихологического климатапедагогического коллектива ДОУ.Обоснование программы.Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность педагога, рассматриваемую с позиции социализации в трудовом коллективе. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи педагогу не только в учебновоспитательном процессе,ноипсихологопедагогическое сопровождение в сфере социальнопсихологических отношений. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной и аналогичной системы психологопедагогического сопровождения в образовательном учреждении.Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий администрации, педагогов и психолога для оказания поддержки и взаимной помощи друг другу в решении задач формирования благоприятного социальнопсихологического климата.Наиболее важными аспектами психологического сопровождения формирования благоприятного социальнопсихологического климата в педагогическом коллективе являются:
учет интересов педагога;
добровольность инициатив;
индивидуальный подход к каждому;
учет психологических особенностей;
вариативность выполняемых заданий.Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я –концепции» педагогов и являетсябазой для организации психологопедагогической деятельности в особых условиях:
открытости педагогов, что позволит создать «ситуацию доверия», более эффективно проводить консультативную и психопрофилактическую деятельность;
многообразия творческих объединений педагогов, занимающихся интеллектуальной, творческой деятельностью;
работы коллектива ДОУ в инновационном режиме, создания условий для научноисследовательской деятельности.Цельпрограммы–создание условий для формирования благоприятного социальнопсихологического климата педагогов.Задачипрограммы:
содействие полноценному личностному и интеллектуальному общению в коллективе;
профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем общения с участниками образовательного процесса, самоидентификации и т.д.;
изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик педагогов;
содействие гармонизации социальнопсихологического климата в учреждении;
содействие развитию готовности педагогов к самоопределению, к способности принимать решения;
развитие социальнопсихологопедагогической компетентности педагогов.Принципы реализации программы.Психологическое сопровождение в ДОУ исходит из основных принципов гуманистической педагогики:
единство сознания, деятельности и общения;
учета индивидуальных и возрастных особенностей участников коллектива, что дает возможность выбирать тип взаимодействия;
«зоны ближайшего развития», что помогает определить перспективы развития, которого коллектив можетдостичь в ближайшее время.Содержание направлений психологопедагогического сопровождения.Модуль I
Психологическая диагностика.Диагностика в процессе психологопедагогического сопровождения процесса взаимодействия помогает посмотреть на общение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития социальнопсихологического климата коллектива.Психологическая диагностика определяется задачами дошкольного учреждения и запросом участников коллектива (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами. Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:1.Подготовительный этапвключаетв себя:
изучение практического запроса и переформулировкуего в психологическую проблему;
составление плана и стратегии исследования;
выбор методического материала.2.Проведение исследования.3.Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.4.Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционноразвивающих программ.Модуль II
Коррекционноразвивающая деятельность.Данная работа направлена на создание социальнопсихологических условий для развития личности каждого педагога. С педагогами, нуждающимися в индивидуальной помощи, проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
оказание психологической поддержки и создание ситуации комфортности в коллективе;
формирование позитивной «Я –концепции»;
помощь в осознании своих возможностей и, делающих реально достижимой «Я –концепцию»;
оптимизация содержания деятельности коллектива и стиля руководства;
психологическая помощь в формировании органов самоуправления и общественного мнения коллектива. Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной диагностики в результате индивидуального консультирования по запросу педагога.Развивающая работа с педагогами осуществляется с помощью:
специальных занятий по программе «Общение–это радость», в ходе которых педагоги осваивают навыки успешного общения, самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности, методикам выхода из конфликтов, стрессоустойчивости и т.д.;
тренингов самопознания, уверенности всебе, проводимых для педагогов, где они отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, вдругих видах деятельности;
тренингов по сплочению, на котором педагоги осваивают способы активного и пассивного общения, учатся быть вместе, отвечать друг за друга, взаимоподдержке и взаимопомощи.В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы в ДОУ проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, арттерапия, используются проективные методы.Развивающую работу необходимо проводить не только с педагогами, но и с руководством, родителями и детьми. Основанием для развивающей работы могут выступить тренинговые занятия «Нет предела совершенству!», способствующие установлению положительного общего социальнопсихологического настроя.Модуль III
Психологическое просвещение.Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социальнопсихологических знаний всеми участниками образовательного процесса.Приоритетной для психолога в этом направлении является работа спедагогами,так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности:
информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования;
плановые тематические выступления на педсоветах, методических объединениях и семинарах;
обучение выходу из возникающих педагогических проблем, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов;
беседы с руководителями о зависимости психологического состояния человека от качества методического обеспечения и технического оснащения воспитательнообразовательного процесса.Модуль IV
Психологическое консультирование.Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
по вопросам оказания помощи педагогу вразработке и реализации программ обучения и воспитания;
по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;
по поводу проблем межличностного взаимодействия педагога и осознания себя в коллективе;
по поводу адаптации педагога или его психологической усталости;
оказание психологической помощи и поддержки педагогу, находящемуся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
помощь в организации эффективного общения, эффективной трудовой деятельности.Ожидаемые результатыотреализации программы.1. В отношении образовательного и воспитательного процесса в целом:
увеличение эффективности образовательного и воспитательного процесса, выражающаясяв повышении психологического комфорта педагога на занятиях и, как следствие, в активизации его творческих и профессиональных способностей, способствующих улучшению качества обучения воспитанников.
повышениекачестваобразовательного процесса за счет улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от стремления к сотрудничеству педагогов и администрации и слаженности в работе.
создание благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива.2. В отношении педагогов:
повышение психологопедагогической грамотности;
оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к образовательной);
повышение толерантности в отношении к коллегам;
содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.
получение необходимой информации о возрастных особенностях детей и о способах и средствах психологического развития ребенка.Материальнотехническое обеспечение.Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:
меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
средства диагностики;
предметы и пособия для занятий с детьми взрослыми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);
персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников учреждения;
телефон, магнитофон, фонои видеотека.Таким образом, представленная модульная программа по формированию благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива ДОУ, на наш взгляд,будет способствоватьполноценному личностному и интеллектуальному общению в коллективе;профилактике и оказаниюпомощи в решении конкретных психологических проблем общения с участниками образовательного процесса, самоидентификации и т.д.
Ссылки на источники1.Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. –СПб, 2000. –392 с. 2.Шепель В.М. Управленческаяпсихология. –М.: Экономика, 2005. –248 с.
СергейчукОльга Сергеевна,методист по дошкольному образованию МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды», г. Вологдаsergeichuki@rambler.ru
Организационнопедагогические условия формированияблагоприятного социальнопсихологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения
Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения организационнопедагогических условий формирования благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения.Авторы предлагаюткомплексную модульную программу по формированию благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива.Ключевые слова:педагогический коллектив, социальнопсихологический климат.
Формирование благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива способствует успешному развитию образовательного учреждения в долгосрочной перспективе развития образования и в динамично меняющемся окружении. В ситуации реформирования образовательной системы постоянно растет интерес к явлению социальнопсихологического климата педагогического коллектива.Актуальность данной темы диктуется возросшими требованиями к уровню психологической включенности педагогов в трудовую деятельность, ростом их личностных притязаний, необходимостью роста социального и психологического потенциала личности педагога. Социальнопсихологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре образовательного процесса, с совершенствованием, как организации, так и условий труда педагогов. Социальнопсихологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности педагога в профессиональную деятельность, меры эффективности этой деятельности, уровня потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации резервов коллектива.Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, своевременного использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Говоря о научных основах данной проблемы можно отметить следующее:методологическую основу исследования составили идеи отечественных философов, психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, об условиях и факторах развития личности, взаимосвязи культуры и нравственного мира личности. В настоящее время известно более десяти различных определений понятия «социальнопсихологический климат», чтоговорит о том, что данная проблема до конца не решена.Анализ различных точек зрения на содержание понятия «социальнопсихологического климат» позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социальнопсихологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. Социальнопсихологический климат представляет собой систему эмоциональнопсихологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности каждого участника педагогического процесса.Исследование социальнопсихологического климата в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) особенноактуально в последние двадцать лет. Это обусловлено модернизацией системы дошкольного образования, возросшими требованиями к квалификации педагогов, их личностному потенциалу; с улучшением демографической ситуации в стране, возникает необходимость в новыхдошкольных учреждениях, новых кадрах, происходит увеличение количественного состава педагогических коллективов а, следовательно, возникают и проблемы социальнопсихологических взаимоотношений.В настоящее время в подавляющем числе научных работ, прежде всего, изучается психологический климат в трудовых и научных коллективах. Можно сказать, что значительно меньше исследователикасаются проблем психологического климата в педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений с их многочисленными особенностями. Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Д. Майерс под социальнопсихологическим климатом понимает «эмоциональнопсихологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами»[1].В.М. Шепель выделяет в данном понятии три «климатические зоны».
1.Социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан. 2.Моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе.3.Психологический климат–неофициальная атмосфера, котораяскладывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом[2].Анализ различных точек зрения на содержание понятия социальнопсихологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социальнопсихологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы).Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива.
Можно представить социальнопсихологический климат в виде уровневой системы, то выделятся четыре основных фактора, влияющие на формирование психологического климата в коллективе:макросреда,микросреда, руководство коллективом,личностные особенности членов коллектива.В результате исследования педагогического коллектива могут определиться следующие отклонения:
неблагоприятная психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие членов коллектива;
высокая конфликтность или комфортность членов коллектива;
низкий уровень развития чувства эмпатии;
высокий уровень личной тревожности, невротичность педагога;
неадекватный уровень их притязаний и самооценки;
нарушение личностного развития педагогов;
отсутствие условий для самореализации личности;
несформированность структуры коллектива;
наличие большого числа группировок полярной направленности;
незнание и непонимание педагогами социальнопсихологических закономерностей;
коммуникативная некомпетентность;
наличие отверженных и изолированных, в том числе педагогически компетентных лиц;
неадекватность стиля управления уровню развития коллектива;
сориентированность на внешние формы контроля поведения и деятельности (авторитарный стиль управления) либо наоборот;
непопулярность руководителей;
несформированность установки на педагогическую деятельность.В настоящее время проблема исследования специфических особенностей педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений слабо освещена в психологопедагогической литературе. Нельзя сказать, что характеристика педагогического коллектива ДОУ принципиально отличается от характеристики педагогического коллектива школы, но специфические особенности все же, существуют.Современные условия развития дошкольного образовательного учреждения таковы, что приходится работать в совершенно новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех её проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм. Условия любой деятельности все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры образовательного процесса и его функциональных обязанностей.Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны:эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Специфика психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в дошкольном образовании.Анализируя особенности рассматриваемой профессиональной деятельности воспитателя, следует учитывать дополнительные особенные проблемы и факторы, негативно влияющие на психологическое состояние педагога ДОУ:
динамичность и изменчивость времени (быстрая смена информации);
модернизация системы дошкольного образования, возросшие требования к квалификации педагогов;
высокая степень востребованности образовательных услуг ДОУ;
возросшие требования к уровню психологической включенности педагогов в трудовую деятельность, рост их личностных притязаний, необходимость роста социального и психологического потенциала личности педагога имногое другое.Для обеспечения целостной системы формирования благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива ДОУ, нами была составлена комплексная модульная программа психологопедагогического сопровождения социальнопсихологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения.Комплексная модульная программа по формированию благоприятного социальнопсихологического климатапедагогического коллектива ДОУ.Обоснование программы.Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность педагога, рассматриваемую с позиции социализации в трудовом коллективе. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи педагогу не только в учебновоспитательном процессе,ноипсихологопедагогическое сопровождение в сфере социальнопсихологических отношений. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной и аналогичной системы психологопедагогического сопровождения в образовательном учреждении.Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий администрации, педагогов и психолога для оказания поддержки и взаимной помощи друг другу в решении задач формирования благоприятного социальнопсихологического климата.Наиболее важными аспектами психологического сопровождения формирования благоприятного социальнопсихологического климата в педагогическом коллективе являются:
учет интересов педагога;
добровольность инициатив;
индивидуальный подход к каждому;
учет психологических особенностей;
вариативность выполняемых заданий.Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я –концепции» педагогов и являетсябазой для организации психологопедагогической деятельности в особых условиях:
открытости педагогов, что позволит создать «ситуацию доверия», более эффективно проводить консультативную и психопрофилактическую деятельность;
многообразия творческих объединений педагогов, занимающихся интеллектуальной, творческой деятельностью;
работы коллектива ДОУ в инновационном режиме, создания условий для научноисследовательской деятельности.Цельпрограммы–создание условий для формирования благоприятного социальнопсихологического климата педагогов.Задачипрограммы:
содействие полноценному личностному и интеллектуальному общению в коллективе;
профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем общения с участниками образовательного процесса, самоидентификации и т.д.;
изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик педагогов;
содействие гармонизации социальнопсихологического климата в учреждении;
содействие развитию готовности педагогов к самоопределению, к способности принимать решения;
развитие социальнопсихологопедагогической компетентности педагогов.Принципы реализации программы.Психологическое сопровождение в ДОУ исходит из основных принципов гуманистической педагогики:
единство сознания, деятельности и общения;
учета индивидуальных и возрастных особенностей участников коллектива, что дает возможность выбирать тип взаимодействия;
«зоны ближайшего развития», что помогает определить перспективы развития, которого коллектив можетдостичь в ближайшее время.Содержание направлений психологопедагогического сопровождения.Модуль I
Психологическая диагностика.Диагностика в процессе психологопедагогического сопровождения процесса взаимодействия помогает посмотреть на общение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития социальнопсихологического климата коллектива.Психологическая диагностика определяется задачами дошкольного учреждения и запросом участников коллектива (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами. Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:1.Подготовительный этапвключаетв себя:
изучение практического запроса и переформулировкуего в психологическую проблему;
составление плана и стратегии исследования;
выбор методического материала.2.Проведение исследования.3.Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.4.Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционноразвивающих программ.Модуль II
Коррекционноразвивающая деятельность.Данная работа направлена на создание социальнопсихологических условий для развития личности каждого педагога. С педагогами, нуждающимися в индивидуальной помощи, проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
оказание психологической поддержки и создание ситуации комфортности в коллективе;
формирование позитивной «Я –концепции»;
помощь в осознании своих возможностей и, делающих реально достижимой «Я –концепцию»;
оптимизация содержания деятельности коллектива и стиля руководства;
психологическая помощь в формировании органов самоуправления и общественного мнения коллектива. Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной диагностики в результате индивидуального консультирования по запросу педагога.Развивающая работа с педагогами осуществляется с помощью:
специальных занятий по программе «Общение–это радость», в ходе которых педагоги осваивают навыки успешного общения, самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности, методикам выхода из конфликтов, стрессоустойчивости и т.д.;
тренингов самопознания, уверенности всебе, проводимых для педагогов, где они отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, вдругих видах деятельности;
тренингов по сплочению, на котором педагоги осваивают способы активного и пассивного общения, учатся быть вместе, отвечать друг за друга, взаимоподдержке и взаимопомощи.В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы в ДОУ проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, арттерапия, используются проективные методы.Развивающую работу необходимо проводить не только с педагогами, но и с руководством, родителями и детьми. Основанием для развивающей работы могут выступить тренинговые занятия «Нет предела совершенству!», способствующие установлению положительного общего социальнопсихологического настроя.Модуль III
Психологическое просвещение.Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социальнопсихологических знаний всеми участниками образовательного процесса.Приоритетной для психолога в этом направлении является работа спедагогами,так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности:
информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования;
плановые тематические выступления на педсоветах, методических объединениях и семинарах;
обучение выходу из возникающих педагогических проблем, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов;
беседы с руководителями о зависимости психологического состояния человека от качества методического обеспечения и технического оснащения воспитательнообразовательного процесса.Модуль IV
Психологическое консультирование.Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
по вопросам оказания помощи педагогу вразработке и реализации программ обучения и воспитания;
по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;
по поводу проблем межличностного взаимодействия педагога и осознания себя в коллективе;
по поводу адаптации педагога или его психологической усталости;
оказание психологической помощи и поддержки педагогу, находящемуся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
помощь в организации эффективного общения, эффективной трудовой деятельности.Ожидаемые результатыотреализации программы.1. В отношении образовательного и воспитательного процесса в целом:
увеличение эффективности образовательного и воспитательного процесса, выражающаясяв повышении психологического комфорта педагога на занятиях и, как следствие, в активизации его творческих и профессиональных способностей, способствующих улучшению качества обучения воспитанников.
повышениекачестваобразовательного процесса за счет улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от стремления к сотрудничеству педагогов и администрации и слаженности в работе.
создание благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива.2. В отношении педагогов:
повышение психологопедагогической грамотности;
оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к образовательной);
повышение толерантности в отношении к коллегам;
содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.
получение необходимой информации о возрастных особенностях детей и о способах и средствах психологического развития ребенка.Материальнотехническое обеспечение.Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:
меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
средства диагностики;
предметы и пособия для занятий с детьми взрослыми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);
персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников учреждения;
телефон, магнитофон, фонои видеотека.Таким образом, представленная модульная программа по формированию благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива ДОУ, на наш взгляд,будет способствоватьполноценному личностному и интеллектуальному общению в коллективе;профилактике и оказаниюпомощи в решении конкретных психологических проблем общения с участниками образовательного процесса, самоидентификации и т.д.
Ссылки на источники1.Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. –СПб, 2000. –392 с. 2.Шепель В.М. Управленческаяпсихология. –М.: Экономика, 2005. –248 с.