Молодежное волонтерство: психология добровольца

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логвинов И. Н., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Молодежное волонтерство: психология добровольца // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3506–3510. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85702.htm.
Аннотация. В статье всесторонне исследуется проблема психологических особенностей личности современного волонтера. На основе анализа теоретико-методологической литературы по проблеме исследования, а также результатов эмпирического исследования, проведенного среди представителей Всероссийского волонтерского корпуса «70-летия Победы», представлены особенности коммуникативных и организаторских склонностей, мотивация помощи, уровень развития аффилиации и эмпатийные тенденции современных волонтеров.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Логвинова Маргарита Игоревна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскlandaurita@mail.ru

Логвинова Татьяна Игоревна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскewredika67@yandex.ru

Логвинов Игорь Николаевич,к. пс. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскewredika67@yandex.ru

Молодежное волонтерство: психология добровольца

Аннотация. В статье всесторонне исследуется проблема психологических особенностей личности современного волонтера. На основе анализа теоретикометодологической литературы по проблеме исследования, а также результатов эмпирического исследования, проведенного среди представителей Всероссийского волонтерского корпуса «70летия Победы», представлены особенности коммуникативных и организаторских склонностей, мотивация помощи, уровень развития аффилиации и эмпатийные тенденции современных волонтеров.Ключевые слова: молодежь, волонтёрство, мотивация, коммуникативные и организаторские склонности.

Ведущие представители современной российской психологической мысли (А.В. Юревич, Д.В. Ушаков) встревожены психологическим состоянием нашего общества. Институтом психологии РАН был предложен индекс психологического состояния общества. Психологами был инициирован экспертный опрос, в ходе которого 124 психолога были призваны оценить психологическое состояние советского, а затем российского общества, начиная с 1981 года. Несмотря на то, что полученные результаты во многом носят субъективный характер, всетаки они показательны. Согласно итогам исследования, общество за последние десятилетия стало значительно более агрессивным, алчным, апатичным, безответственным, грубым, жестоким, озлобленным. Практически все негативные тенденции существенно развились, что не может не удручать [1].При этом положительные характеристики уходят на второй план, теряют свои позиции, а то и вовсе исчезают из жизни людей. Речь идет о таких характеристиках как альтруизм, бескорыстие, взаимопомощь, взаимоуважение, доброта, доверие, искренность, надежность. Не трудно себе представить, каким будет общество, лишившееся обозначенных выше качеств [1]. Авторы указывают на путь повышения уровня субъективного благополучия россиян он нематериален, связан с общностью идей и интересов граждан [1].Наши исследования современных молодежных субкультур, а также изучение гендерного аспектапсихологии молодежного лидерства, в целом, подтверждают выводы А.В. Юревичаи Д.В. Ушакова [2 –7].В этот непростой для нас период спасением для россиян и российской молодежи может стать ее широкое привлечение к добровольческой деятельности. Ведь, как давно установлено психологами, именно в деятельности формируются личностные качества. Возможно, всплескволонтерской деятельности сможет повлечь за собой волну положительных изменений в обществе: альтруизм, человечность, трудолюбие, преданность.Действительно, у современной молодежи просыпается интерес к добровольческой деятельности. В частности, в Курскойобласти практически каждое учреждение среднего и высшего профессионального образования имеет несколько клубов, отрядов добровольческой направленности. Деятельность этих организаций исследуется и пропагандируется психологами, так как им известно о благотворном влиянии добровольческой деятельности не только на людей, которым оказывается помощь, но и на личности самих волонтеров [2]. Е.В. Гришунина и Е.Н. Пятакова приводят результаты изучения личности волонтера. Они отмечают, что личность волонтеров более гармонична нежели у респондентов из контрольной группы. Для них характерны альтруистический и дружественный типы взаимоотношений, тоесть добровольцы инициативны, способны принимать самостоятельное решение, при этом обладают эмпатией, и тактом. Подозрительный тип для них не является свойственным [8].Авторы отмечают, что волонтеры в ситуации оказания помощи чувствуют себя ближе к собственному идеалу, чем в обычной жизни. Может быть, именно поэтому люди стремятся заниматься волонтерской деятельностью –они хотят приблизиться к своему идеальному «Я». На наш взгляд, это очень ценно. С одной стороны такие люди имеют правильные идеалы, а с другой –эти идеалы не умозрительны, а действенны и приносят пользу обществу [8].Согласно тому же исследованию, волонтеры имеют более высокий социальный интеллект по сравнению с контрольной группой. Они хорошо понимают поведение другого человека, могут понять подтекст высказывания в зависимости от ситуации. Интересен тот факт, что у людей с подозрительным типом взаимоотношений наблюдается более высокий социальный интеллект, авторы считают, что этим компенсируется в целом не продуктивный тип взаимоотношений [8].Если говорить про волонтерство, то нужно сказать, что все большую популярность среди молодежи набирает профессиональноориентированное волонтерство. То есть, будущие медицинские работники обучают правилам оказания первой медицинской помощи, просвещаютнаселение в области гигиены, профилактики различного рода заболеваний, измеряют давление и т.д. Студентыпсихологи повышают психологическую культуру населения, экономисты –финансовую грамотность, юристы –дают бесплатные рекомендации в своей области. На наш взгляд, такой тип добровольческой деятельности крайне продуктивен и полезен для общества, там как именно здесь глубже и осмысленней становится понимание своей будущей профессиональной деятельности. Особенно такой тип волонтерства распространен среди представителей помогающих профессий (врачи, психологи, педагоги, социальные работники).Представители помогающих профессий на протяжении всего профессионального пути будут призваны оказывать посильную профессиональную помощь обратившимся. Поэтому профессиональноориентированное волонтерство –уникальная возможность для них проявить себя, «прочувствовать» свою будущую профессию, определить «мое –не мое» (чем раньше пройдет это самоопределение, тем лучше). Люди, выбирающие для себя помогающие профессии, имеют ряд особенностей: они изначально склонны к просоциальной активности, в большинстве своем имеют гуманистические идеалы, для них характерны такие качества как доброжелательность, коммуникабельность, добросовестность [9]. Если говорить об историческом аспекте волонтерства, то нужно отметить, что «волонтер» в переводе обозначает «доброволец, желающий». Идея добровольческой деятельности не является новой, она активно продвигалась и практически реализовывалась в советское время, когда молодежь привлекали к реализации крупных проектов местного, республиканского или всесоюзного масштаба (поднятие целены, строительство БайкалоАмурской магистрали). За свой труд молодежь получала значительный денежный оклад, при этом деятельность волонтеров не регламентировалась нормативноправовыми актами, а многие общественные работы носили добровольнопринудительный характер. По мнению многих психологов, Советский Союз был государством, превосходившим все другие по масштабности и распространенности добровольческой деятельности [10]. В настоящее время добровольческий труд не является оплачиваемым, однако в ходе добровольческой деятельности человек может приобрести бесценный опыт общения с другими людьми, профессиональные знания и умения. Сейчас в нашей стране действует целый ряд нормативноправовых актов, регламентирующих волонтерскую деятельность. Согласно действующему законодательству, волонтерская деятельность выступает одной из разновидностей благотворительной деятельности и осуществляется на основе Закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" № 135ФЗ от 7 июля 1995 г.[10].Е.А. Лебедева пишет о том, что сейчас за рубежом волонтерская деятельность является более распространенной, чем в России. Согласно приводимым ею данным, в Западной Европе 2/3трудоспособного населения состоит в той или иной волонтерской организации [11].Ответы на вопрос, почему люди занимаются волонтерской деятельностью, которая не принесет им материального благополучия, может быть разным. Если взять за основу учение В. Франкла о смысле жизни и самотрансценденции(стремлении реализовать себя в служении другим), то можно рассматривать волонтерство как попытку обрести утерянный смысл жизни, тем самым объяснив свое существование. Есть данные о том, что в странах, где процветает добровольческая деятельность, значительно ниже уровень самоубийств, выше уровень психологического здоровья [11]. Интересен опыт привлечения молодежи к волонтерской деятельности, активно использующийся в США. Там существуют программы «обязательного волонтерства», по которым студенты и школьники сдают зачеты, так американская молодежь привыкает к добровольческой работе [11]. Мы не беремся оценивать преимущества такого подхода, однако факты говорят о то, что он достаточно действен.Возвращаясь к вопросу о мотивации волонтерской деятельности, обратимся к работе Т.О. Арчаковой, которая приводит исследования финской молодежи. Результаты этого исследования показывают, что для молодежи важен эмоциональный аспект волонтерской деятельности, при этом многие молодые люди решительно заявляли, что покинут волонтерскую организацию, если волонтерская деятельность перестанет вызывать у них положительные эмоции. Второй важный компонент мотивации –содержательный (стремление разрешить важную проблему, научиться новому, расширить круг знакомств)[12].Было замечено, что волонтерскй деятельностью занимаются разные люди: уверенные в себе и счастливые; неуверенные и потерявшие смысл жизни; люди, искренне стремящиеся помочь другим и те, кто ищет положительных эмоций и хочет попробовать в жизни чтото новое и т.д. Однако было подмечено, что надолго в добровольческих организациях задерживаются более уверенные в себе, здоровые, счастливые, психологически уравновешенные люди. Но положительное влияние волонтерская деятельность оказываетна любого человека, вовлеченного в нее [12].Заметим, что не только молодежь занимается добровольчеством, но и взрослые, даже пожилые люди. Такая тенденция в последние десятилетия бурно развивается в частности в Западной Европе [12].Возвращаясь к вопросу о мотивации занятий волонтерской деятельностью, приведем результаты исследования У.П. Косовой. Она показала, что волонтеры в большей степени движимы внутренними мотивами, а не внешними, что, с одной стороны, может снизить их адаптивность, а с другой –независимость в выборе жизненных ориентиров и доминирующих форм поведения [13]. В год 70летия Победе в Великой Отечественной войне вопрос о волонтерстве принимает принципиальный патриотическиокрашенный характер. В ходе подготовки к празднованию этой памятной даты по всей стране создаются волонтерские отряды, а также уже существующие волонтерские объединения переориентируют свою деятельность с целью проведения различных акций, помощи ветеранам, благоустройству военных памятников и захоронений. По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина был образован Волонтерский корпус 70летия Победы, прием в который проводился по всех стране, на момент написания данной работы в волонтерском корпусе состояло более 125 тыс. людей, не равнодушных к судьбе и истории своей Родины [14].Волонтеры могли выбрать для себя одно из понравившихся им направлений: «Поисковая работа», «Благоустройство памятных мест и воинских захоронений», «Помощь ветеранам», «Дни единых действий». Волонтерским корпусом планируется организация и проведение таких акций как «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свеча памяти» и другие [14].Поэтому целью нашего исследования является исследование психологических особенностей личности современного волонтера.В качестве объекта исследования выступило современное волонтерское движение.Предметом исследования являются коммуникативныеи организаторскиесклонности, мотивация помощи, уровень развития аффилиации и эмпатийные тенденции личности современноговолонтера.Данное исследование проводилось в марте 2015 года в ходе работы по набору добровольцев во Всероссийский волонтерский корпус 70летия Победы в Великой Отечественной войне в городе Курске. Перед нами была поставлена задача изучения коммуникативных и организаторских склонностей волонтеров, их мотивации, а также некоторых личностных качеств.В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 16 до 31 года, из них 74% представители женского пола, 26% мужского, 90% студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования, 10% работающая молодежь.Методический блок исследования включил методику «Коммуникативные и организаторские склонности», опросник «Мотивация помощи», опросник «Эмпатийные тенденции», опросник аффилиации («Стремление к людям»).Проанализируем результаты, полученные при использовании опросника «Коммуникативные и организаторские склонности». Начнем анализ с рассмотрения коммуникативных склонностей респондентов.Практически каждый второй испытуемый (48%) имеет очень высокий уровень развития коммуникативных склонностей, что свидетельствует о наличии у волонтеров потребности в коммуникативной активности, умении непринужденно чувствовать себя в новом коллективе. Они смело отстаивают свое мнение, добиваются поставленных целей, могут внести оживление в любую компанию, вести ведущую партию в беседе, прекрасно владеют вербальными и невербальными средствами общения.

Для 19% респондентов характерен высокий уровень развития коммуникативных склонностей. Такие люди не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, инициативны в общении, им не требуется прилагать внутренних усилий для вступления в контакт с незнакомым человеком.Средний уровень развития коммуникативных склонностей имеют только 2% волонтеров. Данный уровень характеризуется стремлением к контактам с людьми, отсутствием ограничения к контактам, возможность отстаивания собственного мнения. Но данные проявления могут быть ситуативными, требуется дополнительная работа по развитию коммуникативных склонностей.Каждый десятый волонтер (10%) имеет уровень развития коммуникативных склонностей ниже среднего. Такие люди не стремятся к общению, они чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, тяжело переживают обиды.Пятая часть респондентов (21%) имеет низкий уровень развития исследуемого показателя. Это довольно весомыецифры, если учесть, что волонтеры будут вынуждены постоянно взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь другим людям, в том числе, ветеранам, вступать в общение с ними.Таким образом, у волонтеров преобладает очень высокий уровень развития коммуникативных склонностей.Далее проанализируем результаты, полученные при изучении организаторских склонностей волонтеров.Каждый второй исследуемый (50%) имеет очень высокий уровень развития организаторских склонностей. Такие люди испытывают потребность в организаторской деятельности, быстро ориентируются в трудных ситуациях, предпочитают в сложной ситуации принимать решение самостоятельно, добиваются поставленных целей, любят организовывать различные мероприятия. Почти четверть волонтеров (26%) имеют высокий уровень развития организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, активно занимаются общественной деятельностью, с удовольствием принимают участие в общественных мероприятиях, могут самостоятельно принять решение в сложной ситуации.14% опрошенных имеют средний уровень развития исследуемого показателя. Они планируют свою работу, занимаются общественной деятельностью, однако эти стремления не отличаются высокой устойчивостью, их инициативность ситуативная. Только 5% волонтеров имеют уровень развития организаторских склонностей ниже среднего. Они испытывают трудности при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу, часто стремятся избежать принятия самостоятельногорешения.Низкий уровень развития организаторских склонностей также имеют 5% волонтеров.Таким образом, у волонтеров преобладает очень высокий уровень развития организаторских склонностей.Далее проанализируем данные, полученные при использовании опросника«Мотивация помощи».Согласно результатам исследования, абсолютное большинство респондентов (71%) имеет высокий уровень развития мотивации помощи. Около трети опрошенных (29%) имеет средний уровень развития мотивации помощи. Респондентов, имеющих низкий уровень мотивации помощи, выявить не удалось.Таким образом, у волонтеров преобладает высокий уровень развития мотивации помощи.Представим результаты, полученные при изучении уровня эмпатийности волонтеров. Практически три четверти респондентов (76%) имеютсредний уровень эмпатийности. Эти люди не относятся к числу очень чувствительных, в межличностных отношениях они склонны судить о людях по их поступкам, им не чужды эмоциональные проявления, но они находятся под контролем разума. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, не имеют раскованности чувств, что мешает полноценному восприятию других людей, не любят излишнего проявления чувств.Каждый пятый (20%) волонтер имеет высокий уровень эмпатийности. Для таких людей характерна высокая чувствительность к нуждам и проблемам окружающих. Они склонны прощать, с неподдельным интересом относятся к другим людям, душевны, стремятся не вступать в конфликты, хорошо переносят критику в свой адрес, чувствам и интуиции доверяют больше, нежели логическим доводам, зависимы от одобрения окружающих.4% исследуемых имеют низкий уровень эмпатийности. Такие люди испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Имеют мало друзей, являются сторонниками рациональных решений. Очень высокий и очень низкий уровни эмпатийности у волонтеров не представлены.Таким образом, у волонтеров преобладает средний уровень эмпатийности.Далее проанализируем результаты, полученные при изучении мотива «Стремление к другим людям». Отметим, что в абсолютном большинстве случаев (95%) зафиксирован средний уровень развития этого мотива. Высокий и низкий уровень анализируемого показателя фиксируются с одинаковой частотой (2,5%).Таким образом, у волонтеров преобладает средний уровень развития мотива «Стремление к людям».Обобщая все вышесказанное, отметим, что у волонтеров преобладает очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, высокий уровень развития мотивации помощи, средний уровень эмпатийности и средний уровень мотива «Стремление к людям». Давая оценку полученным результатам, подчеркнем, что исследуемые параметры, взятые вкупе, должны позволить волонтерам в будущем успешно выполнять свою деятельность, получить новый социальный опыт, получить возможность саморазвития.Вместе с этим нами было установлено, что некоторым волонтерам необходимо специально организованное психологическое обучение. Поэтому полученные эмпирические данные послужили основой для разработки психологического тренинга на сплочение волонтерских коллективов. Проведение развивающих и тренинговых занятий с волонтерами обеспечило их личностный рост по исследованным качествам.

Ссылки на источники1. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Экспертная оценка динамики психологического состояния российского общества: 19812011 гг. // Вопросы психологии. –2012. №3. –С. 3044.2. Логвинов И.Н., Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебнопрофессиональной направленности // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П. М. Горева и В. В.Утёмова. Концепт. 2014. Приложение № 20. URL: http://ekoncept.ru/ext/61.–(Дата обращения 03.05.2015).3. Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. –2013. –№1 (25). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/029037.pdf. –(Дата обращения 21.03.2015).4. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученыезаписки: электронный научный журнал Курского государственного университета. –2012. –№2 (22). URL: http://scientificnotes.ru/pdf/024037.pdf. (Дата обращения 07.04.2015).5. Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2012. –№28. –С. 12741279.6. Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия ЮгоЗападного государственного университета. –2013. –№ 6 (51). Ч.1. –С. 92 –100.7. Логвинов И.Н. Социальнопсихологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2011. –№ 24.–

С. 966971.8. Гришунина Е.В., Пятакова Е.Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии. 2014.№5.–С. 7179.9. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. –Волгоград: Издво ВолГМУ, 2010.10. Из истории волонтерства. –URL: http://malmir.ucoz.ru/publ/iz_istorii_volonterstva/41018. –(Дата обращения 20.04.2015).11. Лебедева Е.А. Психологические аспекты волонтерства. –URL: http://www.vashpsiholog.info/volna/225/18415psixologicheskieaspektyvolonterstva.html. –(Дата обращения 21.04.2015).12. Арчакова Т.О. Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества. –URL: PsyPress.ru —http://psypress.ru/articles/24798.shtml.–(Дата обращения 22.04.2015)13. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Краунц. –2002. № 2. –С. 123127. 14. Волонтерский корпус 70летия Победы. –URL: http://волонтеры70.рф. –(Дата обращения 23.04.2015).