Новое в музыке А. Микиты: об оратории «Семь песен о Боге»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клюшникова Е. О. Новое в музыке А. Микиты: об оратории «Семь песен о Боге» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3551–3555. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85711.htm.
Аннотация. Андрей Иштванович Микита – современный духовный композитор, является основателем творческого объединения «МОСТ» (музыкального объединения «Современная традиция») наряду с Романом Леденёвым, лауреатом Всероссийского конкурса хоровой духовной музыки (2003 г.) за сочинение песнопения «Богородице Дево, радуйся». В области духовной музыки он, как и многие другие его современники (митрополит Иларион (Алфеев), К. Волков, В. Довгань, Р. Леденёв, В. Ульянич и др.), пишет свои произведения в различных жанрах, в том числе и жанре внелитургической композиции. Для его композиторского письма характерно сочетание традиционного и современного стиля, что является яркой чертой его оратории «Семь песен о Боге», написанной на темы песен Бориса Гребенщикова, о которой и будет идти речь. Оратория – многочастный цикл, состоящий из 16 частей: 7 песен, имеющих программное наименование, симфонической схолии (авторский комментарий), пролога и эпилога, разделённых интродукциями-вставками, называемыми антифонами. Основная проблема в этом сочинении – не столько техника композиции, сколько проблемы нового типа эстетического восприятия, требующие специального исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клюшникова Екатерина Олеговна,Преподавательмузыкальнотеоретических дисциплинДМШ им. Л.Н. Власенко,студентка РАМ им. Гнесиных,г. Москваwww.klyushnikova@mail.ru

Новое в музыке А. Микиты: об оратории «Семь песен о Боге»

Аннотация.Андрей Иштванович Микита –современный духовный композитор, является основателем творческого объединения «МОСТ» (музыкального объединения «Современная традиция») наряду с Романом Леденёвым, лауреат всероссийского конкурса хоровой духовной музыки (2003 г.) за сочинение песнопения «Богородице Дево, радуйся».В области духовной музыки он, как и многие другие его современники(митрополит Иларион (Алфеев), К. Волков, В. Довгань, Р. Леденёв, В. Ульяничи др.) пишет свои произведения в различных жанрах, в том числе –и жанревнелитургической композиции. Для его композиторского письма характерно сочетание традиционного и современного стиля, что является яркой чертой его оратории «Семь песен о Боге»,написаннойна темы песен Бориса Гребенщикова, о которой и будет идти речь.Оратория –многочастный цикл, состоящий из 16 частей: 7 песен, имеющих программное наименование, симфонической схолии (авторский комментарий), пролога и эпилога, разделённых интродукциямивставками, называемыми антифонами. Основная проблема в этом сочинении –не столько техника композиции, сколькопроблемы нового типа эстетического восприятия, требующие специального исследования.Ключевые слова:Андрей Микита, духовный композитор, оратория «Семь песен о Боге», жанр внелитургической композиции, оратория на темы песен Бориса Гребенщикова, песни БГ, «Серебро Господа моего».

Основной материал статьи:Андрей ИштвановичМикита хорошо известен как духовный композитор, сочиняющий свои музыкальные произведения в различных жанрах, особенно в жанре внелитургической композиции.Его перу принадлежат такие сочинения, как:кантата «Литургия красоты», написанная на стихи Бальмонта,два духовных концерта: «Богородичные песнопения» (духовный концерт в 12 частях на канонический текст, посвященный четырем Богородичным праздникам, 1996) и «Сам един еси бессмертный» (одночастный концерт на канонический текст из последования панихиды для академического хора и народного ансамбля, 2007).Популярны также и отдельные его малые формы, например,«БогородицеДево, радуйся».Кроме того, внелитургический жанр проникает и в инструментальную музыку:«Утешение» (фантазия на воскресный тропарь «Воскрес из гроба» для фортепиано, 2007) или «Знамение»(для фортепиано, 2006) и др.

Для музыкальной стилистики Микиты характерно сочетаниетрадиционного и современного письма.Такого рода синтез –яркая черта оратории «Семь песен о Боге», премьера которой состоялась в 2012 году в Большом зале московской консерватории; эта композиция будет предметом нашего внимания.Оратория,традиционно многочастный цикл, состоитиз 16 частей: собственно,семи песен, имеющих программные названия; шести тональнои эмоционально модулирующих интермедий между ними (автор называет их Антифонами);а также Пролога, Симфонической схолии (авторский комментарий) и Эпилога. Все части исполняются без перерыва, перетекая друг в друга. Ораториянаписана для солистов, двух хоров и симфонического оркестра на темы песен Бориса Гребенщикова: «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости». Наиболее значимые фрагменты текстов солиста рокгруппы «Аквариум»звучат на греческом языке в исполнении хора византийского пения.Основная идея этого сочинения–не техника композиции, а вопросыновоготипа эстетического восприятия.Возможно, именно поэтому автор избираеттакой крупныйжанрдля хора, солистов и оркестра, как оратория, который по своей природе шире и масштабней хорового концерта.Вот что об этом пишет самкомпозитор: «Хор–самый древний музыкальный инструмент. Симфонический оркестр –венец четырёхвекового развития европейской инструментальной музыки. Плюс слова имузыкальные интонации XXI века.

Оратория «Семь песен о Боге» синтез сегодняшнего и проверенного веками». [1]В ораториальном жанре пишут многие современные композиторы, в частности:митрополит Иларион (Алфеев) «Страсти по Матфею» (2006г.), «Рождественская оратория» (2008г.), Владимир Довгань «Услыши, Боже, глас мой» памяти Н.В. Гоголя (2008г.), Алексей Ларин «Русские Страсти»(1994г.), Виктор Ульянич «Дар напрасный», «Пророк»на слова А.С. Пушкинаи не только…Итак, что же это за идеи? В своём разъяснении по поводу «казуса», связанного с исполнением его произведения натексты Гребенщикова,авторпишет: «Песни, которые отобраны для оратории –в моём представлении,–абсолютно христианские. Через всё гигантское произведение проходят идеи прощения, примирения, стремления к Свету, ожидания«Дня радости», т.е. Пасхи».[2]Действительно, многие тексты Бориса Гребенщикова напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Тексты БГ, как принято его называть в народе, сложные, многослойные, метафоричные, требующие мысли и эрудиции. На сегодняшний день существует целая «бригада»независимых друг от друга поклонников творчества Гребенщикова, которые объединяются и расшифровывают смыслы его песен, опираясь на различные источники, в том числе и «Библию»:«серебро»олицетворяет «душу Господа»,«сокол»

самого «Бога»,глагол «плакать» означает«молиться»,а «День радости»трактуюткак«День бессмертия». Это «некий восьмой день, ибо он вне седмеричного времени –без вечера, без другого дня, без конца».[Ошибка! Источник ссылки не найден.]Но как бы народ не трактовал песни БГ, ведь это может быть и чьето субъективное мнение, следует отметить его точные цитаты из «Библии»: «Бог есть свет, инетв Нем никакой тьмы»[3]

это цитата из «Первого послания Иоанна»(глава 1,стих 5). (Эти слова есть в песне«День радости»).«Серебро Господа моего»

песнь, на которой я бы хотела остановиться подробнее. Безусловно, в этой песне присутствует библейский смысл. Это подтверждает и сам композитор: автор оратории вносит текстовый эпиграф в самом начале песни, он использует цитату.Это псалом11 «Для осьми струн. Псалом Давидов»,стих 7: «Словеса Господня –словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею»,

таков эпиграф.В переводе С.С. Аверинцева это звучит так:7. «Слова Господи чисты,Как очищенное от земли серебро,Переплавленное до семи кратВ горнильном огне».[5]Опираясь на данный эпиграф,на словаи интонации песенГребенщикова, Андрей Микита сочиняет современную академическую музыку, для которой применимы понятия «красота» и «выразительность», что, междупрочим,не так часто можно встретить в наше время. Здесь хочется вспомнитьМ.М.Бахтина, который говорит о «чужом» и «своем слове» в литературе и перенести это на музыку Микиты.Композитор берет «чужое слово»(в данном случае это цитата из «Библии» и текст песни Гребенщикова);он добавляет к этому «свое слово», то есть музыку;и получает нечто третье

«чужое, осмысленное как своё».[Ошибка! Источник ссылки не найден.]

Прослушав эту песню, современному образованному слушателю не трудно будет понять, что это полностью тональная музыка с некоторыми вариантами основных ипеременных функций. В целом музыка всей оратории очень мелодична игармонична

для неё характерно традиционное мелодикогармоническое начало.Немаловажно, что основную мелодию и текст песни Гребенщикова Микитаоставляет неизменными, чточётко прослеживается в сопрановой партии академического хора и, лишь иногда её дополняют другие голоса (альт, тенор или реже бас). Так,в песне «Серебро Господа моего» композитор практически с точностью цитирует «гребенщиковскую мелодию», чтопроявляется в еемелодикоритмических контурах и «гармоническомкаркасе».В самом деле, хор в начале песни поёт acapella, поэтому гармонический каркас полностью сохраняется, онсовпадают с гитарными аккордами в песеннике группы «Аквариум».Далее композитор добавляет своигармонические краски, играя с тембрами оркестра и хора(при этом куплетная формапесни полностью сохраняются).Нопо темпу песня Микиты получилась несколькомедленней и монументальнейоригинала,за счёт хорового и симфонического колорита.

В «гребенщиковские темы» автор внедряетполифонию, а конкретно один из ее традиционных видов –имитацию, которая встречается почти в каждой части оратории, особенно в Антифонах. Безусловно, полифония в той или иной песне выполняет конкретную функцию, например, впесне «Господу видней» имитацияпоявляется на словах «Обещай, что будешь помнить… Что будешь помнить одно…», что воссоздает эффект «взволнованности, обеспокоенности, в данном случае»и чуть позже на словах«Господу видней», где композитор использует приём повтора, как некое утверждение, уверение, констатацию, смирение и даже успокоение.В песне «Серебро Господа моего» впервые имитацияпоявляется в партии оркестра, а затем в припеве в партии хора на словах «Разве я знаю слова»,что, напротив, создаётобратное впечатление некой неуверенности, на которую, найдя нужные слова, ответит солист, главный герой.В других песнях композитор используети более сложный вид полифонии черты фугатности(Например, песня шестая «Дубровский»).Заметим, что ритм «песен» находитсяв постоянном подчинении мелодии, так как композитор с точностью цитирует «гребенщиковские песни»,поэтому имеет смыслобратитьсяк симфоническим партиям оркестра.

Для всей оратории характерно лидерство таких длительностей, как восьмые, четверти,половинные, особенно в партиях академического хора. Несмотря на кажущуюся абсолютную ровность, авториногда,даже в хоре,внедряетнекое ее противоречие, например, триолив противовес квадратным восьмым или четвертям,образуя полиритмию между различными музыкальными пластами: хоровым, симфоническим и сольным.Ритмы симфонического оркестраразнообразны: композиториспользует большой набор ритмов, что является полной авторской свободой, поэтому оркестр, о котором такмало упоминает А. Микита, имеет особуюценность в данном произведении. Особая роль отводится длиннотам, залигованным через такт. Композитор часто пользуется этим приёмом и в оркестре,и в хоре. В песне «Серебро Господа моего» такой приём просто необходим, он «зависает» на длиннотах каждый раз перед припевом «Серебро Господа…», темсамым усиливая смысловой «эффект» припева.Абсолютно другая история прослеживается в византийском хоре: их мелодии напоминают греческие напевы с характерными для них ритмами, автор применяет их в Прологе, Первой песне «Господу видней», Четвертой песне «Еще один раз», в Шестом Антифоне и Эпилоге.Имеет смысл отметить постоянно трансформирующуюся ритмическую единицу, которая проходит через всю ораторию, это некаяавторская«тема судьбы», которая появляется в партии ударных инструментов оркестра каждый раз, когда решается судьба главного героя, когда в его судьбевозникают те или иные трудности и он стоит перед выбором. Впервые мы узнаём «тему судьбы»в первой песне «Господувидней», в которой главный герой не обретает конкретных черт, мы не знаем кто он, не знаем положителен он или отрицателен, но зато отчетливо понимаем, что он находится в поиске своей идентичности в мире: цели жизни, постижения истины, обретения веры.Здесь «тема судьбы» выражена секстолями. Затем«тема судьбы»трансформируясь, появляетсяв четвёртой песне «Ещё один раз»перед тем как главный герой откроет душу Богу через молитвы в пятой песне, которая называется «Сокол», в которой авторская «тема судьбы» продолжит трансформацию. В песне «Ещё один раз»она появляется однократно в партии византийского хора в виде ритмической фигуры из двух восьмых, четверти и половинной. В «Соколе» к этому ритмическому рисунку добавляются впередистоящие половинная, четверть сточкой и восьмая, т.е. происходит увеличение ритмической единицы. В«Симфонической схолии»проведение данной авторской «темы судьбы» прослеживается весьма отчётливо,хоть и эпизодически, триолями,и, учитывая, что «схолия» это авторский комментарий, то можно делать выводы, что композитор подготавливает нас к чемуто очень важному, и действительно, в последующей песне «День радости» судьба главного героя решена.Песню «Серебро Господа моего» исполняеттолько академическийхор (безвключения в нее греческого)и, кроме того, двасолиста: тенор и сопрано. (Симфонический оркестр звучит на протяжении всей оратории без включения и выключения, исключение составляет песня «Серебро Господа моего», где авторвыключает оркестр в самом начале, но затем восполняет его шикарным авторским проигрышем)По замыслу автора, солисттенор и академический хор олицетворяют всё земное, а солисткасопрано и греческий хор –всё небесное, именно поэтому во время исполнения они разъединены и находятся в отдалении друг от друга. [7]В своём интервью после премьеры оратории Андрей Микита поясняет: «Солисткасопрано выполняет роль ангела, которая сопровождает героя солистатенора пожизненному пути и в самые тяжкие моменты поддерживает его сверху. Византийский хор противопоставляет сиюминутное вечности, ибо они поют интонации, которые имеют тысячелетнюю традицию. Собственно,для меня, и надеюсь для публики, он будет олицетворять вечность и неизменность, а хор академический –это сиюминутность и современность»[8]Действительно, впесне «Серебро Господа моего» солисткасопрановступает сразу же после соло тенора, что подтверждают слова автора о том, что она сопровождает главного героя, поддерживает его в трудных ситуациях сверху. Такого рода «изобразительность» не единственная в этой песне:композитор«рисует»звёзды, используятембрыто ксилофона, то арфы,то колокольчиковна словах «Выше звёзд», изображает душевные переживания главного героя и внедряет малыенисходящие секунды на словах «Серые следы на сером снегу…»в партии духовых оркестра.Тоже самоемы можем проследить и в других его песнях, например,в песне«Сокол»автор изображает колокольность на словах «А мне лететь выше», колокола присутствуют и в Эпилоге на словах «Бог есть Свет».В «Антифоне», следующем после песни «Серебро Господа моего» композитор при помощи оригинальной инструментовки (челеста и колокольчики) «изображает» «чистую душу Господа». В песне «Господу видней» автор напрямую показывает тишину на словах «На мгновенье стало тихо», зависая на длиннотах на пиано. В песне «Обещанный день» использует острый диссонанс на слове «поволока», авпесне «Сокол» академический хор пришептывает«Если долго плакать», т.е. изображает мольбу, чтение молитвы.Песню «Серебро Господа моего»Андрей Микита называет «тихой кульминацией». И действительно, по отношению ко всему циклу четко прослеживается асафьевская формула «initium–movere

terminus», хорошо знакомая как i: m: t.[9] С точки зрения формы, за счет введения автором Пролога и Эпилога совершенно точно складываются: вступление, некое основное разработочное действие изаключение, в которой автор достигает сначала «тихой кульминации», а затем яркой и однозначной в «Дне Радости», которая плавно перетекает в Эпилог как некое следствие произошедшего.

Интересен тот факт, что кроме основных мелодий собственно песен, Андрей Микитазаимствует и некоторые так называемые проигрыши и вступления у Бориса Гребенщикова, при этом он заменяет «гребенщиковский» солирующий инструмент своим инструментом. Так, в седьмой песне «День Радости» автор использует более тёплый тембр и заменяет тростниковую блокфлейту на валторну. А во второй песне «Обещанный день» в оригинальной песне Борис Гребенщиков использует дудук (в Армении символ безгрешной вечности), Андрей Микита заменяет его на скрипку (символ лирических воспоминаний, символ того в человеке, что связано с его прежним существованием). Это связано с тем, что в ораторию внедрён главный герой, который живёт переживаниями и поисками.Оратория после первой своей премьеры вызвала много споров и мнений. И это неудивительно, ведь над ораторией работали две абсолютно разноплановые личности –Андрей Микита, хорошо известный как духовный композитор и Борис Гребенщиков, лидер рокгруппы «Аквариум», один из «отцовоснователей» русской рокмузыки. Мой дискурс подходит к концу. Оратория «Семь песен о Боге» Андрея Микиты это новое, ни на что другое не похожее произведение. В современной музыке мы впервые встречаем такого рода «сложный» синтез, который объединяет совершенно разные и даже противоположные по отношению друг к другу стили(можно сказать

культуры),–традиционную идуховную,и современнуюсветскую, чтопрослеживается на всех уровнях композиторского замысла.

Итак,

• Тексты. В основе оратории и современные светские текстыГребенщикова, и тексты, написанные на греческом языке, например,распев «Kyriosxereikalytera»(т.е. Κυρίως, ξέρει καλύτερα –на греческом) означает «Главным образом, он лучше знает»из первой песни «Господу видней», или слова из песни «Ещё один раз»: «Thelonapaoopoutofos, thelonapaoopoutofos» (т.е. Θέλωναπάωόπουτοφως–на греческом) –«Я хочу идти туда, где Свет», произнесённое дважды, кроме того, в текстах есть и библейские цитаты,внедрённые и самим автором оратории, о которых упоминалосьвыше. Сам автор считает, что во всех этих светских текстах присутствует,безусловно,христианское начало.

• Музыка. Оратория «Семь песен о Боге» это полностью авторское сочинение Андрея Микиты, но он используетточные цитаты из песен БорисаГребенщикова,греческие напевы или только некоторые их обороты. Таким образом, сливаются воедино«авторскоакадемическое» и «светскопопулярное» начала, традиционное и современное.Это явление можно отнести к интертиекстуальности, весьмахарактерной для сегодняшней музыки.

• «Перформанс». Изначально Андрей Микитавыбирает для своей оратории весьма интересный состав: академический хор (на премьере был представлен Московским Синодальным хором под управлением Алексея Пузакова), греческий хор, который специализируется на афонской певческой традиции, созданный ДимитрисомМанусисом,Светлановский симфонический оркестр и два солиста: сопрано Наира Асатрян и тенор Станислав Мостовой.Играя составами, автор изображает дваполюса: «нечто вечное и традиционное» и «современное».Такого рода синтез, безусловно, требовал определенного жанрового решения. И автор обращается к жанру оратории. Объединив семь песен Гребенщикова в единый цикл и связав их маленькими интродукциями, которые он называет Антифонами, композиторсоздаетцелостное произведение на основе разного музыкального материала, различных текстов и неоднородного исполнительскогосостава.

Андрей Микита на сегодняшний день –пока единственный из музыкантов, кто обращается к творчеству Бориса Гребенщикова и на тексты его песенсоздаёт нечто новое, свое, индивидуальноавторское.Интересные факты.В Украине живет художница Ольга Дидык, по случайному совпадению ее псевдоним Микита, созвучный с фамилией нашего композитора, но это никакого отношения к нему не имеет, ее девичья фамилияМикитюк, такое прозвище закрепилось за ней с колледжа.

Она пейзажист и у нее есть картина, написанная под впечатлением текстов Бориса Гребенщикова, котораятак и называется «Серебро Господа моего».

Картина Ольги Дидык «Серебро Господа моего».Ольга всегда подписывает свои картины псевдонимом Микита.

Ссылки на источники1.Микита А. И. Серебро Господа моего // Русская народная линия. –2012 –URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/11/15/serebro_gospoda_moego/

[Дата обращения 2.05.2015]2.Первый общественный православный телеканал «Спас» URL: http://www.spastv.ru/index.html?mod=show&id=569[Дата обращения 2.05.2015]3.Казарина К. Пять самых ярких зашифрованных образов в песнях Бориса Гребенщикова // Комсомольская правда. –2013 –Гос. рег. Эл№ФC775016 URL: http://www.volgograd.kp.ru/daily/26163/3051279/[Дата обращения 2.05.2015]4.Соборные послания. Первое послание Иоаннаапостола. Глава 1, стих 5.URL: http://apologetica.ru/biblie/1ioan1.html[Дата обращения 2.05.2015]5.Аверинцев С. С. Евангелия. Книга Иова. ПсалмыДавидовы. К., 2004.

383с.6.БахтинМ.М.Эстетикасловесноготворчества/ Сост. С. Г. Бочаров;Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С.Аверинцева и С. Г. Бочарова. —М.: Искусство,1979.7.Микита А. И. Серебро Господа моего // Русская народная линия. –2012 –URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/11/15/serebro_gospoda_moego/8.Интервью с А. Микитой. Передача «Царская Ложа» на ТВ «Культура» от 26.04.13.–URL: http://www.youtube.com/watch?v=rM08JFksrFA[Дата обращения 2.05.2015]9.АсафьевБ.В.Музыкальнаяформакакпроцесс.

М.: Музыка, 1971.