Информационная открытость бизнеса через призму нефинансовой отчетности
Выпуск:
ART 85714
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фатеева
Т.
Н.,
Тотрова
С.
А. Информационная открытость бизнеса через призму нефинансовой отчетности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3566–3570. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85714.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности составления нефинансовой отчетности, приведены особенности формирования интегрированной отчетности и направление повышения инвестиционной привлекательности компаний путем внедрения в свою деятельность формирования и представления интегрированной отчетности.
Ключевые слова:
интегрированная отчетность, нефинасовая отчетность, открытость бизнеса, управление компаниями
Текст статьи
Фатеева Татьяна Николаевна,К.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГОБУ ВО Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации Калужский филиал,г.Калугаfatteewa@gmail.com
ТотроваСветлана Александровна,Студентка ФГОБУ ВО Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации Калужский филиал,г. Калугаsvetlanatotr@inbox.ru
Информационная открытость бизнесачерез призму нефинансовой отчетности
Аннотация.Встатье рассматриваются особенности составления нефинансовой отчетности, приведены особенности формирования интегрированной отчетности и направление повышения инвестиционной привлекательности компаний путем внедрения в свою деятельность формирования и представления интегрированной отчетности.Ключевые слова: интегрированная отчетность, нефинасовая отчетность, открытость бизнеса, управление компаниями
Как мы все знаем, информационная открытость компаний отражает как общее состояние деловой среды, так и уровень развития систем корпоративного управления. Изменения делового и общественного климата в России, растущие ожидания различных заинтересованных сторон, оказывающих влияние на бизнес, а также выход российских компаний на Initial Public Offering (далее IPO)способствуют росту качества процессов управления, повышению прозрачности деятельности компаний, развитию процедур и инструментов, которые обеспечивают эти процессы. В числе таких инструментов, получающих все большее применение в корпоративной практике в мире и в России, свое место сегодня уже прочно занимает нефинансовая отчетность. Распространение идей устойчивого развития компаний и необходимости следовать принципам корпоративной социальной ответственности привело к тому, что стандартная финансовая отчётность перестала быть достаточной.Для широкого круга отечественных специалистов привычно, что бухгалтерский учет и финансовый менеджмент это абсолютно разные области знаний и деятельности. В обществе сложилось мнение, что бухгалтеры отвечают за отражение операций на счетах бухгалтерского учета, а финансовые менеджеры имеют дело с финансовой информацией. Это очень печальная традиция практики и преподавания соответствующих дисциплин, ведь бухгалтерский учет и анализ отчетности изучаются на разных курсахпо разным учебникам. Но разделять учет и финансовый менеджмент –это как проводить границу между правилами русского языка и написанной на нем книгой [1].Те менеджеры, которые осознают взаимосвязь бухгалтерского учета и финансового менеджмента, кто видит связь между фактами хозяйственной деятельности, которые, возможно, в текущий момент времени никак не отражаются на деятельности компании, и их влиянием на будущие финансовые результаты, пришли к выводу, что корпоративная отчетность должна содержать не только финансовые показатели, но и социальные, экологические и прочие ключевые аспекты ее деятельности, то есть и нефинансовую отчетность.Нефинансовая отчетность компаний это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. Нефинансовую отчётность можно определить как систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятельности, которые могут повлечьсущественные последствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или какихлибо иных, связанных с ней групп общества.Какие все таки причины привели топменеджеров к формированию нефинансовой отчетности?Вопервых, большинство зарубежных экспертов и представителей компаний, выпускающих отчеты, уверены, что нефинансовая отчетность взаимосвязана с повышением качества стратегического управления компанией с учетом задач корпоративной социальной ответственности (далее КСО)или устойчивого развития. Нефинансовый отчёт, включая процедуры его подготовки и распространения (а тем более отчет, имеющий заключение об общественном заверении), –это действенный инструмент налаживания диалога и взаимопонимания между компаниями и внешним сообществом, а также инструмент самосовершенствования компании в части систем управления. А вовторых, идея интегрированной отчетности не означает механического объединения двух отчетов (годового и нефинансового) или расширения социальных и экологических сведений в годовом отчете. Предполагается, что интегрированный отчет должен представлять собой принципиально новый продукт, отражающий степень интеграции в системы внутреннего управления компании идей социальной ответственности или устойчивого развития общества. Основные отличия интегрированной и традиционной отчетности представлены в таблице 1.Таблица 1Отличие интегрированной отчетности от традиционной
Традиционная отчетностьКритерииИнтегрированная отчетностьФункциональный подходПодходПроцессный подходУправление только финансовым капиталомУправлениеУправление финансовым, производственным, кадровым, интеллектуальным, природным и социальным капиталамиОриентация на прошлые показатели результативности и финансовые рискиФокусОриентация на будущее с учетом стратегических целей компанииКраткосрочная перспективаВременные рамкиКраткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективаНевысокая прозрачность изза раскрытия ограниченного числа обязательных показателейПрозрачностьВысокая прозрачность за счет раскрытия большого числа показателей, а также положительных и отрицательных аспектов результативности компанииНизкая (ограничена необходимостью соблюдения требований законодательства)АдаптивностьВысокая (ориентирована на раскрытие существенных вопросов, меняющихся в зависимости от обстоятельств)Длинная и сложнаяКраткостьКраткая и по существуДоступна на бумажных носителяхПрименение современных технологийДоступна в электронном виде в режиме онлайн
Таким образом, основная задача интегрированной отчетности –установить зримую взаимосвязь между результатами основной деятельности компаний и ее многочисленными последствиями, чтобы понимать, ценой каких потерь и затрат достигается экономическое благополучие или неблагополучие отдельно взятой компании. Соответственно, предлагается несколько модифицированный тип отчета –отчет в области корпоративного управления и управления социальными и экологическими воздействиями. Такая отчетность будет способствовать принятию компаниями более взвешенных решений с учетом задач устойчивого развития, а инвесторы и другие группы заинтересованных сторон получат более содержательную информацию о результатах их деятельности. Это потребует создания новой системы отчетности, которая будет объединять требования, уже применяемые при составлении финансовой отчетности, и лучшие подходы в области нефинансовой отчетности.Подготовка интегрированной отчетности дает компаниям ряд преимуществ, включая:снижение затрат;лучшее управление ресурсами;формирование более четкого понимания бизнесмодели иобеспечениеэффективности бизнеспроцессов;повышение доверия инвесторов идругих заинтересованных сторон, атакже укрепление отношений сними;снижение издержек при подготовке отчетности вдолгосрочной перспективе иулучшение межфункционального взаимодействия.Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в интегрированной отчетности.Интегрированная отчетность позволяет укрепить уверенность заинтересованных сторон вдолгосрочном успехе деятельности компании. Благодаря этим преимуществам, на сегодняшний день всё больше и больше компаний публикуют свою нефинансовую информацию и вступают на путь интеграционной отчетности.По данным Регистра нефинансовых отчетов, который ведет Corporateregister.com(рисунок 1), по состоянию на конец 2011 г. регистр содержит 38 030 отчетов, опубликованных 8673 компаниями, начиная с 1991 г. При этом заметен поступательный характер развития этого процесса: каждые 5 лет количество опубликованных отчетов удваивается[2].
Рис.1. Общее количество нефинансовых отчетов, представленных в регистре Corporateregister.com за период 1991 –2011 гг.
Если посмотреть на страновую принадлежность компаний, выпускающих интегрированную отчетность, заметно преобладание компаний из Великобритании, США и Японии (более 3 тыс. отчетов). Среди остальных в основном активны европейские компании (рисунок 2).
Рис.2. Странылидеры в области нефинансовой отчетности
Что касается нашей страны, то в международном контексте Россия сегодня выглядит хоть и скромно, но вполне оптимистично. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (далее РСПП), в России насчитывается уже 111 компаний и организаций, которые когдалибо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа, ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 гг.В нашей стране вопрос о необходимости интегрированной отчетности бизнеса активно дискутируется в научных и деловых кругах, а также прессе.Хотя некоторые из крупнейших российских компаний составляют интегрированную отчетность, это, скорее, исключение из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация интегрированной отчетности не является обязательной. Однако существует несколько обстоятельств, связанных с деловой практикой, которые стимулируют российский бизнес к проведению интегрированной отчетности на основе международных стандартов. К ним относятся: необходимость привлечения стратегических зарубежных инвесторов. В этом случае интегрированная отчетность, содержащая «имиджевые» характеристики компании (например, показатели экологической и в целом социальной устойчивости компании), может существенно улучшить её позиции на переговорах; выход той или иной российской компании на международный фондовый рынок требует её открытости («прозрачности»). При этом факт публикации интегрированной отчетности сам по себе свидетельствует об открытости компании и, соответственно, благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая её более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, ее капитализацию; интегрированная отчетность является достаточно эффективным средством повышения качества управления вкомпании, позволяя систематизировать реализуемые социальные программы.Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день степень агрегированности данных внешней финансовой отчетности часто не позволяет получить достаточный объем данных для принятия взвешенных решений, связанных с отношениями с отчитывающейся компанией. При этом все большее распространение получает практика предоставления внешним заинтересованным пользователям данных внутренней управленческой отчетности[3].Ключевым преимуществом интегрированной отчетности является ее доступность не только менеджменту компании, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, интегрированная отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надежность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от интегрированной отчетности может оказать негативное влияние на стоимость компании.Естественно, что введение интегрированной отчетности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и ее проекты.Интегрированная отчетность дает конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те ее виды, которые не поддаются количественному измерению.Таким образом, можно сделать вывод, что идея интегрированной отчетности, которая заключается в упрощении и гармонизации существующей модели раскрытия информации, становится все более популярной и нужной, так как дает компаниям ощутимые преимущества, а в перспективе может даже превратиться в основную форму корпоративной отчетности.
Ссылки на источники1.Пятов Л.М. Всемирный конгресс бухгалтеров в Риме: что нам готовит 2020 год // Бухгалтерский ежемесячник фирмы «1С» «Бух.1С». –2015. № 4 (апрель). –С. 2428.2.http://www.corporateregister.com3.КокинаТ.Н. Внутренняя отчетность в системе анализа денежных потоков и платежеспособности коммерческой организации // ж. Финансовая аналитика: проблемы и решения, М., № 24 (114) –2012, (издание, рекомендованное ВАК Минобрнауки РФ). –С. 1523.
ТотроваСветлана Александровна,Студентка ФГОБУ ВО Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации Калужский филиал,г. Калугаsvetlanatotr@inbox.ru
Информационная открытость бизнесачерез призму нефинансовой отчетности
Аннотация.Встатье рассматриваются особенности составления нефинансовой отчетности, приведены особенности формирования интегрированной отчетности и направление повышения инвестиционной привлекательности компаний путем внедрения в свою деятельность формирования и представления интегрированной отчетности.Ключевые слова: интегрированная отчетность, нефинасовая отчетность, открытость бизнеса, управление компаниями
Как мы все знаем, информационная открытость компаний отражает как общее состояние деловой среды, так и уровень развития систем корпоративного управления. Изменения делового и общественного климата в России, растущие ожидания различных заинтересованных сторон, оказывающих влияние на бизнес, а также выход российских компаний на Initial Public Offering (далее IPO)способствуют росту качества процессов управления, повышению прозрачности деятельности компаний, развитию процедур и инструментов, которые обеспечивают эти процессы. В числе таких инструментов, получающих все большее применение в корпоративной практике в мире и в России, свое место сегодня уже прочно занимает нефинансовая отчетность. Распространение идей устойчивого развития компаний и необходимости следовать принципам корпоративной социальной ответственности привело к тому, что стандартная финансовая отчётность перестала быть достаточной.Для широкого круга отечественных специалистов привычно, что бухгалтерский учет и финансовый менеджмент это абсолютно разные области знаний и деятельности. В обществе сложилось мнение, что бухгалтеры отвечают за отражение операций на счетах бухгалтерского учета, а финансовые менеджеры имеют дело с финансовой информацией. Это очень печальная традиция практики и преподавания соответствующих дисциплин, ведь бухгалтерский учет и анализ отчетности изучаются на разных курсахпо разным учебникам. Но разделять учет и финансовый менеджмент –это как проводить границу между правилами русского языка и написанной на нем книгой [1].Те менеджеры, которые осознают взаимосвязь бухгалтерского учета и финансового менеджмента, кто видит связь между фактами хозяйственной деятельности, которые, возможно, в текущий момент времени никак не отражаются на деятельности компании, и их влиянием на будущие финансовые результаты, пришли к выводу, что корпоративная отчетность должна содержать не только финансовые показатели, но и социальные, экологические и прочие ключевые аспекты ее деятельности, то есть и нефинансовую отчетность.Нефинансовая отчетность компаний это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. Нефинансовую отчётность можно определить как систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятельности, которые могут повлечьсущественные последствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или какихлибо иных, связанных с ней групп общества.Какие все таки причины привели топменеджеров к формированию нефинансовой отчетности?Вопервых, большинство зарубежных экспертов и представителей компаний, выпускающих отчеты, уверены, что нефинансовая отчетность взаимосвязана с повышением качества стратегического управления компанией с учетом задач корпоративной социальной ответственности (далее КСО)или устойчивого развития. Нефинансовый отчёт, включая процедуры его подготовки и распространения (а тем более отчет, имеющий заключение об общественном заверении), –это действенный инструмент налаживания диалога и взаимопонимания между компаниями и внешним сообществом, а также инструмент самосовершенствования компании в части систем управления. А вовторых, идея интегрированной отчетности не означает механического объединения двух отчетов (годового и нефинансового) или расширения социальных и экологических сведений в годовом отчете. Предполагается, что интегрированный отчет должен представлять собой принципиально новый продукт, отражающий степень интеграции в системы внутреннего управления компании идей социальной ответственности или устойчивого развития общества. Основные отличия интегрированной и традиционной отчетности представлены в таблице 1.Таблица 1Отличие интегрированной отчетности от традиционной
Традиционная отчетностьКритерииИнтегрированная отчетностьФункциональный подходПодходПроцессный подходУправление только финансовым капиталомУправлениеУправление финансовым, производственным, кадровым, интеллектуальным, природным и социальным капиталамиОриентация на прошлые показатели результативности и финансовые рискиФокусОриентация на будущее с учетом стратегических целей компанииКраткосрочная перспективаВременные рамкиКраткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективаНевысокая прозрачность изза раскрытия ограниченного числа обязательных показателейПрозрачностьВысокая прозрачность за счет раскрытия большого числа показателей, а также положительных и отрицательных аспектов результативности компанииНизкая (ограничена необходимостью соблюдения требований законодательства)АдаптивностьВысокая (ориентирована на раскрытие существенных вопросов, меняющихся в зависимости от обстоятельств)Длинная и сложнаяКраткостьКраткая и по существуДоступна на бумажных носителяхПрименение современных технологийДоступна в электронном виде в режиме онлайн
Таким образом, основная задача интегрированной отчетности –установить зримую взаимосвязь между результатами основной деятельности компаний и ее многочисленными последствиями, чтобы понимать, ценой каких потерь и затрат достигается экономическое благополучие или неблагополучие отдельно взятой компании. Соответственно, предлагается несколько модифицированный тип отчета –отчет в области корпоративного управления и управления социальными и экологическими воздействиями. Такая отчетность будет способствовать принятию компаниями более взвешенных решений с учетом задач устойчивого развития, а инвесторы и другие группы заинтересованных сторон получат более содержательную информацию о результатах их деятельности. Это потребует создания новой системы отчетности, которая будет объединять требования, уже применяемые при составлении финансовой отчетности, и лучшие подходы в области нефинансовой отчетности.Подготовка интегрированной отчетности дает компаниям ряд преимуществ, включая:снижение затрат;лучшее управление ресурсами;формирование более четкого понимания бизнесмодели иобеспечениеэффективности бизнеспроцессов;повышение доверия инвесторов идругих заинтересованных сторон, атакже укрепление отношений сними;снижение издержек при подготовке отчетности вдолгосрочной перспективе иулучшение межфункционального взаимодействия.Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в интегрированной отчетности.Интегрированная отчетность позволяет укрепить уверенность заинтересованных сторон вдолгосрочном успехе деятельности компании. Благодаря этим преимуществам, на сегодняшний день всё больше и больше компаний публикуют свою нефинансовую информацию и вступают на путь интеграционной отчетности.По данным Регистра нефинансовых отчетов, который ведет Corporateregister.com(рисунок 1), по состоянию на конец 2011 г. регистр содержит 38 030 отчетов, опубликованных 8673 компаниями, начиная с 1991 г. При этом заметен поступательный характер развития этого процесса: каждые 5 лет количество опубликованных отчетов удваивается[2].
Рис.1. Общее количество нефинансовых отчетов, представленных в регистре Corporateregister.com за период 1991 –2011 гг.
Если посмотреть на страновую принадлежность компаний, выпускающих интегрированную отчетность, заметно преобладание компаний из Великобритании, США и Японии (более 3 тыс. отчетов). Среди остальных в основном активны европейские компании (рисунок 2).
Рис.2. Странылидеры в области нефинансовой отчетности
Что касается нашей страны, то в международном контексте Россия сегодня выглядит хоть и скромно, но вполне оптимистично. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (далее РСПП), в России насчитывается уже 111 компаний и организаций, которые когдалибо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа, ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 гг.В нашей стране вопрос о необходимости интегрированной отчетности бизнеса активно дискутируется в научных и деловых кругах, а также прессе.Хотя некоторые из крупнейших российских компаний составляют интегрированную отчетность, это, скорее, исключение из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация интегрированной отчетности не является обязательной. Однако существует несколько обстоятельств, связанных с деловой практикой, которые стимулируют российский бизнес к проведению интегрированной отчетности на основе международных стандартов. К ним относятся: необходимость привлечения стратегических зарубежных инвесторов. В этом случае интегрированная отчетность, содержащая «имиджевые» характеристики компании (например, показатели экологической и в целом социальной устойчивости компании), может существенно улучшить её позиции на переговорах; выход той или иной российской компании на международный фондовый рынок требует её открытости («прозрачности»). При этом факт публикации интегрированной отчетности сам по себе свидетельствует об открытости компании и, соответственно, благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая её более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, ее капитализацию; интегрированная отчетность является достаточно эффективным средством повышения качества управления вкомпании, позволяя систематизировать реализуемые социальные программы.Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день степень агрегированности данных внешней финансовой отчетности часто не позволяет получить достаточный объем данных для принятия взвешенных решений, связанных с отношениями с отчитывающейся компанией. При этом все большее распространение получает практика предоставления внешним заинтересованным пользователям данных внутренней управленческой отчетности[3].Ключевым преимуществом интегрированной отчетности является ее доступность не только менеджменту компании, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, интегрированная отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надежность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от интегрированной отчетности может оказать негативное влияние на стоимость компании.Естественно, что введение интегрированной отчетности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и ее проекты.Интегрированная отчетность дает конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те ее виды, которые не поддаются количественному измерению.Таким образом, можно сделать вывод, что идея интегрированной отчетности, которая заключается в упрощении и гармонизации существующей модели раскрытия информации, становится все более популярной и нужной, так как дает компаниям ощутимые преимущества, а в перспективе может даже превратиться в основную форму корпоративной отчетности.
Ссылки на источники1.Пятов Л.М. Всемирный конгресс бухгалтеров в Риме: что нам готовит 2020 год // Бухгалтерский ежемесячник фирмы «1С» «Бух.1С». –2015. № 4 (апрель). –С. 2428.2.http://www.corporateregister.com3.КокинаТ.Н. Внутренняя отчетность в системе анализа денежных потоков и платежеспособности коммерческой организации // ж. Финансовая аналитика: проблемы и решения, М., № 24 (114) –2012, (издание, рекомендованное ВАК Минобрнауки РФ). –С. 1523.