Конкурентоспособность аэрокосмического кластера Самарской области в современном экономическом пространстве: барьеры развития и новые возможности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева М. С., Амелькина Д. В. Конкурентоспособность аэрокосмического кластера Самарской области в современном экономическом пространстве: барьеры развития и новые возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3871–3875. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85775.htm.
Аннотация. Осуществлена сравнительная оценка аэрокосмического кластера Самарской области по показателям производственного и рыночного потенциалов среди кластеров других регионов аналогичного отраслевого профиля. Представлена авторская модель функционирования аэрокосмического кластера Самарской области. Проведен анализ влияния современных экономических условий на деятельность предприятий авиационно-космической промышленности. Выявлены ключевые проблемы и риски функционирования аэрокосмического кластера Самарской области, усиливающиеся в условиях санкций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусева Мария Сергеевна,К.э.н., доцент, Самарский государственный экономический университет, Самараgusevams@yandex.ru

Амелькина Дарья Владимировна,Студент, Самарский государственный экономический университет, СамараAmelkina.darya@yandex.ru

Конкурентоспособность аэрокосмического кластера Самарской области в современном экономическом пространстве: барьеры развития и новые возможности

Аннотация.Осуществлена сравнительная оценка аэрокосмического кластера Самарской области по показателям производственного и рыночного потенциалов среди кластеров других регионов аналогичного отраслевого профиля. Представлена авторская модель функционирования аэрокосмического кластера Самарской области. Проведен анализ влияния современных экономических условий на деятельность предприятий авиационнокосмической промышленности.Выявлены ключевые проблемыириски функционирования аэрокосмического кластера Самарской области, усиливающиеся в условиях санкций.Ключевые слова:инновационный территориальный аэрокосмический кластер, производственный и рыночный потенциал, санкции, риски.

Реализация задач повышения конкурентоспособности экономики предполагает приоритетность развития высокотехнологичных секторов, к которым в полной мере относится авиационная промышленность. Сегодня в ее составвходитоколо 250 предприятий.Обеспечивая более 400 тыс. рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны (более 1,1%). Тем не менее, производительность труда в отрасли (43,3 тыс. долл.) в десятки раз ниже, чем странах ЕС (341 тыс. долл.) и США (432 тыс. долл.)[1]В связи с вступлением России во Всемирную торговую организация (ВТО) и введением в отношении РФ странами ЕС и США ограничений и санкций значительно обострилась проблема обеспечения конкурентоспособности национальной продукции. Ситуация обостряется высокой степенью импортозависимости страны в целом и её отдельных регионов от высокотехнологичной наукоемкой продукции (оборудования, машин, агрегатов и промышленных материалов), обеспечивающей технологические процессы производства ведущих отраслей, и, прежде всего, аэрокосмической промышленности.Мировая практика подтверждает, что наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности производства высокотехнологичной продукции являются кластеры.В настоящее время в РФ созданы и функционируют 5 инновационных территориальных кластеров в сфере аэрокосмической промышленности, находящиеся на территории Самарской, Калужской, Ульяновской областей, Пермского и Хабаровского краев(табл1).4 являются участниками государственной программы «Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации».[2]



Таблица 1Краткая характеристика кластеров авиакосмической промышленности Российской Федерации

Территория локализации кластераНаименование кластераВид экономической деятельностиСамарская область ( г. Самара)Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской областиракетнокосмическое производство;

двигателестроение;

авиастроение;агрегатостроениеХабаровский край (г.Хабаровск, г.КомсомольскнаАмуре)Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского краяавиастроение;

судостроение.

Пермский край (г. Пермь)Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый звездный»ракетное авиационное двигателестроение, энергетическое машиностроение; центры компетенции по металловедениюУльяновская область (г. Ульяновск)Консорциум «Научнообразовательнопроизводственный кластер «УльяновскАвиа»гражданское крупное и малое авиастроение

НИОКР в области авиационных материалов Калужская областьг. ОбнинскКластер авиакосмическихтехнологий, полимерных композиционных материалов и конструкцийавиаи ракетосоставляющие.

Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области занимает среди них особое место, являясь крупнейшим в стране по численности занятых, и представляет собой сложную организационноэкономическую структуру, в которой функционируют и тесно взаимодействуют три исторически сложившихся подкластера: ракетнокосмический; авиастроительный; двигателестроения и агрегатостроения. Иначе подобные сложные кластерные формирования можно назвать «трехядерным протокластером», находящимся в стадии зрелости. Как правило, функционирование таких кластеров трудно описать в связис сложными экономическими, производственными, технологическими связями. Более того, анализ нормативноправового обеспечения функционирования аэрокосмического кластера Самарской области, справочных информационных ресурсов и научной литературы по данной проблематике, позволил заключить, либо модель функционирования кластера не представлена вовсе, либо представлена, но фрагментарно без указания функциональных связей между предприятиямиядрами и предприятиямисателлитами, структуры органов управления кластера и внешним окружением. В настоящем исследовании представлена авторская модель функционирования аэрокосмического кластера региона, в основу которой положена трехуровневая структура промышленного кластера, представленная в работах NiosiJ. [3, с.12] и MajcherD[4], и применимая в отношении производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции (рис.1).Представленная модель кластера с одной стороны, отражает формирование цепочки создания стоимости технически сложной промышленной продукции, с другой –лишена чрезмерной детализации.













Рис.1. Модель функционирования инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской областиВзаимодействие с организациями аэрокосмических кластеров других регионовIIуровень –Поставщики

границы кластера

условные границы подкластеров

врп

I уровень ЯдроУправляющая компанияГАУ СО«Центр инновационного развития и кластерных инициатив»Органы государственной власти:МЭРИТ Самарской области;Министерство промышленности и энергетики Самарской области;Министерство образования и науки Самарской областиОАО «Пластик»ОАО «МеталлистСамара»ОАО «Салют»ОАО «Завод авиационных подшипников»Поставщики узлов, агрегатов, комплектующихПоставщики материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)

Авиастроительный подкластерОАО «Авиакоравиационный завод»ЗАО «Алкоа СМЗ»ОАО «СамараЭнерго»IIIуровень Общаясервисная инфраструктураАНО«Кластерный инжиниринговый центр Самарской области»ЗАО «Самарский научный центр космических технологий»

ОАО «Научноисследовательский институт «Экран»,ЗАО «Научнотехнический центр Адепт»ФГАОУ ВПО «СГАУ»,ФГАОУ ВПО «СамГТУ»ФГАОУ ВПО «СамГУ»Технополис«ГагаринЦентр»Сервисные центры:ООО НПК «Разумные решения», ЗАО «АвиакорСервис»Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области»,Самарское отделение РСППФинансовые посредники:

Поволжский банк ОАО «Сбербанк России»Покупатели (заказчики):Авиаперевозчики, государственные органы и др. покупателиДвигателестроительныйподкластерОАО «Кузнецов»Ракетнокосмический подкластерОАО РКЦ «Прогресс»ГоскорпорацияРостехОАО «Объединенная ракетнокосмическая корпорация»ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром»»ОАО «Авиаагрегат»ОАО «Агрегат»ОАО «Гидроавтоматика»ОАО «ЕПКСамара»Уникальность самарского аэрокосмического кластера заключается в присутствии полного цикла производства всего спектра аэрокосмической техники, высоком уровнесетевого взаимодействия и высокой степени локализации производств, являющихся «полюсами роста». Доля кластера в валовом региональном продуктеСамарской области оценивается по состоянию на 1 января 2014 г. в 2%. В общем объеме промышленного производстваобласти на его долю приходится около 3%, в объеме машиностроительной продукции около 25%.По численности работающих Самарский аэрокосмический кластер является крупнейшим в стране. Общая численность персонала организацийучастников кластера составляет порядка 45 тыс. человек, исследованиями и разработками занято более 20 тыс. человек [5]. Совокупные объемы производства организацийучастников кластера в 2013 г. составили –50,4 млрд. рублей, что несколько меньше совокупной выручки кластера Хабаровского края, но превышает объем выручки кластеров Пермского края и Ульяновской области(табл. 2).Таблица 2 Ключевые показатели развития производственногопотенциала кластеров аэрокосмического направления (по данным 2013 года)Наименование показателяПерм. крайСамарск.обл.Ульянов.обл.Хабаров.крайКалуж. Обл.Выручка участников кластеров, млрд. рублей47,650,447,8515,6Количество занятых в организацияхучастниках кластеров, тыс. человек25,54527,823,827,72Выработка на одного работника кластера, млн. рублей1,871,121,72,140,2Уровень безработицы в регионе, %6,53,25,55,74,5Средняя номинальная начисленная заработная плата в регионе, тыс. рублей24,823,419,233,829,8Количество студентов в вузахучастниках кластера, тыс. человек4329

426,8

Сравнительный анализ ключевых показателей производственных потенциалов кластеров аэрокосмического направления показал, что аэрокосмический кластер Самарской области отстает от кластеров других регионов по показателям выработки на одного работника (1,12 млн. руб./чел), выручке участников кластера (50,4млрд. руб.), количеству студентов в вузахучастниках кластера (29 тыс. чел.)и одновременно лидируетпо количеству занятых в организацияхучастниках кластеров (45 тыс. чел.) на фоне низкого уровня безработицы в регионе (3,2%) Важной особенностью аэрокосмического кластера Самарской области является значительная ориентация на внешние рынки. По оценкам экспертов, мировой аэрокосмический рынок составляет сегодня около 4 трлн. рублей. Доля аэрокосмического кластера Самарской области в нем составляет чуть более 1 % (для сравнения: доля кластера ASIS (Германия) –2,5%, bavARIa(Германия) –7,4%, общая доля ведущих аэрокосмических кластеров России –5%). Низкая доля кластера на мировом рынке аэрокосмической техники и технологий является ключевой его проблемой развития. Взаимодействие с организациями аэрокосмических кластеров других регионовОценкарыночного потенциала кластера в разрезе его ключевых продуктов на мировом авиакосмическом рынкепоказывает, что в сегменте ракетносителей тяжелого класса аэрокосмический кластер Самарской области абсолютно не представлен. Но при этом он является абсолютным лидером по выводу на орбиту полезной нагрузки икосмических запусков (около 40% всех пусков в мире). Важным рыночным сегментом является производство космических аппаратов различного назначения, в структуре которого кластер занимает около 0,7% мирового рынка в области производства космических аппаратов дистанционного зондирования Земли[6}.В сегменте космических аппаратов для научноисследовательских целей кластер занимает долю в 7,5%.Жесткой конкуренцией характеризуется сегмент многоцелевых легких самолетов –аналогов самолету «Рысачок» производства ОАО «РКЦ «Прогресс». Суммарные возможности кластера по производству воздушных судов данного класса оцениваются в 16 самолетов в год.Следует сделать акцент на то, что в экономике РФ и Самарской области в частности практически нет отрасли, которую бы не затронули последствия вступления в ВТОи введенные в отношении РФ санкции. В долгосрочной перспективе вектор трансформации инновационного развития промышленных предприятий направлен на снижение доли производства и экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Ситуация усугубляется макроэкономической нестабильностью в стране[7]. Современные экономические условия и характер их влияния на деятельность предприятий авиационнокосмической промышленности представлен на рис 2.

Рис2.

Современные экономическиеусловия и характер их влияния на деятельность предприятий авиационнокосмической промышленности.

Негативные последствия предприятия кластера стали ощущать уже с 2012 года, когда были введены ограничения связанные с государственной поддержкой авиастроительных предприятий. Сравнительная оценка последствий вступления РФ в ВТО и введения экономических ограничений в отношении России на деятельность ведущих предприятий аэрокосмического кластера Самарской области показала, что их нормальное функционирование в период 20122014 гг. обеспечивается исключительно за счет высокого уровня бюджетной поддержки отрасли через госзаказ и систему государственных программ [8] (табл 3).Таблица 3Оценка динамики произошедших изменений в деятельности предприятий авиакосмической промышленности Самарской области в 20052014 гг.ПоказательСреднегодовые значения за период

20052011 гг.20122014 гг.Индексы производства (в % к соответствующему периоду предыдущего года)102,3130,1Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности(в фактически действовавших ценах; млн. рублей)12200, 023336,8Объем инвестиций в основной капитал (млн. рублей)1012,72466,9Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами предприятия, %4,32,2Среднесписочная численность работников организаций, человек25798,031611,3Сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций, млн. руб.1386,01668,0

SWOTанализ позволил определить внутренние и внешние проблемы развития аэрокосмического кластера Самарской области, а также выявить потенциальные риски негативных последствий и перспективные возможности работы в новых экономических условиях в связи с тем, чтопредприятия кластера не достигли полной готовности к ведению конкурентной борьбы с мировыми промышленными лидерами в условиях открытых рынков (табл.4,5).

Таблица 4Сильные и слабые стороны предприятий аэрокосмического кластера Самарской области в современных экономических условиях



ВозможностиУгрозымодернизация и развитие конкур производствразвитие международной кооперации и расширение рынков сбыта создание и развитие инжинирингового центра Кластера;

развитие производства авиационных двигателейсмена приоритетов гражданского самолетостроения на конкурентоспособные зарубежные аналоги;производство сертифицированных воздушных судов;развитие малого и среднего инновационного предприятияограничение поставок изза рубежа ключевых материалов и комплектующих в связи с санкциями;невысокая емкость российского рынка аэрокосмической продукции;потеря конкурентоспособности в сегменте многоцелевых легких самолетов –аналогов самолету «Рысачок»потеря монопольного статуса на рынке двигателей для космических ракет; рост дефицита внешних инвестиций и кредитовнесоответствие технологического уровня и качества части производимой продукции мировым требованиям.

Таблица 5Возможности и угрозы для предприятий аэрокосмического кластера Самарской области в современных экономических условиях

Развитие аэрокосмического кластера Самарской области в ближайшей перспективе будет происходить в условиях очевидного обострения внешних по отношению к экономике Самарской области рисков замедление динамики роста российской экономики, дальнейшее углубление конфликта России с Украиной и США, что определяет ухудшение условий заимствования на внешних рынках и ограничение взаимной торговли рядом стран, присоединившихся к пакету санкций. Следуя этой логике с учетом обнародованного прогноза и сценарных условия развития экономики региона на период до 2017 г., в работе сделана попытка спрогнозировать темпы роста промышленного производства летальных аппаратовдо 2018 г.При этом рассматриваются два сценария производства 1базовый, 2 умереннооптимистичный[9]( рис 3).Общей стратегической целью развития аэрокосмической отрасли Самарской области до 2018 г. независимо от варианта прогноза является сохранение и развитие авиастроительной компетенции, наращивание присутствия продукции аэрокосмического кластера области на мировых рынках. Различия в вариантах прогноза состоят лишь в темпах роста производства летальных аппаратов. Умереннооптимистичный вариант прогноза по сравнению с базовым вариантом является более инновационноориентированным. Предполагает проведение более активных преобразований в авиастроительной и ракетокосмической сфере, повышенные инвестиции в расширение и технологическую модернизацию производства, реализацию экспортного потенциала кластера экономики за счет освоения новых рынков сбыта, повышения производительности труда. Определяющим является реализация всфере производства следующих задач: создание принципиально новых ракет среднего класса типа «Союз5»; запуск в серийное производство ракетносителей легкого класса «Союз21в» с двигателем ОАО «Кузнецов» НК33; разработка ракетносителей тяжелого и сверхтяжелого классов, выпуск в год до 30 самолетов Ан140100и 20 легкомоторных самолетов «Рысачок». В сценарных условиях базового варианта прогноза предполагается сохранение инерционных трендов и основных макропропорций, сложившихся в экономике области за предшествующий период, а также недостаточный уровень конкурентоспособности производимой предприятиями отрасли продукциив связи с Сильные стороныСлабые стороныполный цикл производства всего спектра аэрокосмической техники;высокий уровень бюджетной поддержки отрасли через госзаказ и систему государственных программ;наличие мощного научнообразовательного потенциала и большой опыт проведения НИОКР;производствогражданских и военных самолетов из деталей, узлов и агрегатов;проведение ежегодного Евразийского аэрокосмического конгресса в Самарской области;наличие уникальных производств, не имеющих аналогов в мире;низкая доля кластера на мировом рынке аэрокосмической техники и технологий;низкая в сравнении с зарубежными предприятиями производительность труда;чрезмерная зависимость от госзаказанизкая рентабельность продаж;несоответствие продуктовой линейки предприятий кластера объему и структуре спросанедостаток инвестиций,отсутствие налаженных взаимовыгодных связей крупного и малого бизнеса в отрасли; значительный моральный и физический износ оборудования;дефицит высококвалифицированных кадров рабочих специальностейзамедлением процессов инновационного развития, разработки, производства и сбыта продукцииотрасли в целом.Отметим, что предпочтительным прогнозом развития аэрокосмического производства, безусловно, является умереннооптимистичный сценарий, предполагающий сохранение позитивной тенденции 20122013 гг. и постепенное наращивание объемов отгруженной продукции отрасли к 2018 г. до 156640 млн.руб. , что предполагает среднегодовые темпы роста в 140%.

Рис 3. Прогноз индекса промышленного производства летальных аппаратов предприятиями кластера до 2018 г.

Достижение представленных на рис.3прогнозных значений производства летательных аппаратов (в том числе и космических) предполагает развитие аэрокосмического кластера по следующим стратегическим направлениям:освоение новых продуктовых линеек как в традиционных сегментах рынка, таких как двигателестроение, так и в смежных сегментах, таких как информационные технологии и телеком. реструктуризация промышленных площадок крупных предприятий кластера, что позволитим уменьшить свои издержки, высвободить капитал, требуемый для развития и одновременно дать импульс развития малого и среднего предпринимательства в кластере, обеспечив последних необходимой производственной инфраструктурой.встраивание в глобальные производственные цепочки, что потребует от предприятий Самарской области увеличения рынков сбыта, применения новых технологий и стандартов качества.В настоящее время господдержка предприятий аэрокосмического кластера Самарской области осуществляется в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013 2025 годы», программы «Развитие инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 20132017 гг.», а также программы «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 г.», в которых определены финансовые инструменты и перспективные направления развития отрасли. С учетом правил и норм ВТО, действующего законодательства РФ и возможностей региональных властей ходатайства перед правительством РФ о 130,7132,8135,2137,2141,598,8128,792,7107,469,8109,6109,499,1147,7143,4134,9138,6142,4146,00,020,040,060,080,0100,0120,0140,0160,020052006200720082009201020112012201320142015201620172018Индекс промышленного производства, %Годы1 вариант2 вариант принятии необходимых нормативноправовых актов и административных решений, определен перечень инструментов (механизмов), которые применяются или могут быть применены в целях государственной поддержки аэрокосмической промышленности. В зависимости от компетенции органов государственной власти предлагаемые инструменты различаются. Наиболее значимые меры государственной поддержки авиационной и космической промышленности, входящие в компетенции федеральных и региональных органов управления представлены на рис 4.

Рис.4. Наиболее значимые меры государственной поддержки авиационной и космической промышленности, входящие в компетенции федеральных органов управления.

На региональном уровнепредлагается реализация следующих мер государственной поддержки:

1. Введение сниженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, для предприятий отрасли.2. Поддержка экспортеров (деловые миссии, конференции, компенсация затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ и услуг, предназначенных для экспорта)3. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) и передача части функций крупных предприятий кластера МСП на аутсорсинг.Реализация предложенных мероприятий позволит не только преодолевать барьеры глобальной конкуренции и экономические ограничения, но и с успехом реализовать существующий экспортный потенциал аэрокосмического кластера Самарской области и страны в целом, генерируя при этом необходимый поток миграции созданных технологий в неавиационные секторы промышленности.

Ссылки на источники1.Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 г., утверждена приказом Минпромторга РФ РФ №319 от 23.04.2005 г.. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS18/V/Strategiya.pdf

[Дата обращения 30.04.2015]2.Российская кластерная обсерватория. URL: http://cluster.hse.ru/

[Дата обращения 29.04.2015]3.Niosi J., ZheguM. Aerospace Clusters: Local or Global Knowledge Spillovers? //Industry and Innovation.2005. Vol. 12, № 1. P. 125

4.Majcher D.W. Technology Provides Efficiency Advantages for a Sustainable Supply Chain. URL:http://www.aeromontreal.ca/content/uploads/files/11102012/GSCS%20DonMajcher_Final.pdf

[Дата обращения 30.04.2015]5.Аэрокосмический кластер Самарской области. URL:http://www.investinsamara.ru/samara_region/aerospace_cluster/

[Дата обращения 30.04.2015]6.Волкодавова, Е.П., Жабин А.П. Методы оценки уровня реализации экспортного потенциала аэрокосмического кластера Самарского региона//Вестник Самарского государственного экономического университета 2014 №8(118)С.4753

7.Официальный сайт РСПП. Аналитика. URL:http://xn-o1aabe.xn-p1ai/library/view/109?s, http://рспп.рф/library/view/104?s=7

[Дата обращения 30.04.2015]8.Программа развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 20132017 гг., утверждена Распоряжением правительства Самарской области №792р от 15.10.2014 г.9.Стратегия социальноэкономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года Стратегия социальноэкономического развития. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011г. г.N165р. URL:http://www.rg.ru/2011/02/22/privoljyesitedok.html

[Дата обращения 27.04.2015]