Санкции против России – это «дорога в никуда» или шанс изменить всё к лучшему?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Буранова Е. А., Балюк И. И. Санкции против России – это «дорога в никуда» или шанс изменить всё к лучшему? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4016–4020. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85804.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние санкций 2014-2015 гг., а именно положительные и негативные стороны их введения, а также ущерб, нанесенный российской экономике. Помимо этого раскрывается функционирование АПК (создание холдингов) для успешного развития экономики России, и создание государственно-частного партнерства между гражданскими предприятиями и исправительными учреждениями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буранова Елена Анатольевна,к.э.н., доцент, подполковник внутренней службы,заместительначальника кафедры экономики и менеджментаАкадемии ФСИН Россииг. Рязань

buranova_ea@mail.ru

Балюк Илина Игоревна,курсант 221 учебной группы Академии ФСИН Россииг.Рязань, ilina.balyuk.95@mail.ru

Санкции против России ‬это «дорога в никуда» или шанс изменить всёк лучшему?

Аннотация.В данной статье рассматривается влияние санкций 20142015 гг., а именно положительные и негативныестороны их введения, а также ущерб,нанесенный российской экономике. Помимо этого раскрывается функционирование АПК (создание холдингов) для успешного развития экономики России, и создание государственночастного партнерства между гражданскими предприятиями и исправительными учреждениями. Ключевые слова:национальная безопасность, санкции, импортозамещение, отечественное производство, рентабельность АПК, конкурентоспособность российской продукции, холдинги.

Санкции…. Их введение США и странами Евросоюза было обусловлено неспособностью лидеров данных стран мириться с успехами российской экономики и желанием опустить ее на «экономическое дно». Периодичность кризисов и инфляций, выступающих как цель сбить с ног российскую экономику, составляет 89 лет, тольков этот раз предлогомих введениястали события в Крыму и на востоке Украины марта 2014 года. Эти факторы вызвали значительное снижение курсарубляотносительно иностраннойвалюты, рост инфляции, значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики. Этанегласнаявойна санкциями длится уже 14 месяцев и каков результат? Всё началось 17 марта 2014 года! Этот день можно запомнить так: закрытиевъездана территорию некоторых странроссийских и украинских граждан, а также закрытие ихзарубежныхсчетов.Неудивительно, так как

кризис был спровоцирован «внешним давлением», которое оказывается на Россию. Далее входе реализации последующих летних санкций цены на импортные товары возросли до небес, причем, здесь прослеживается прямопропорциональная зависимость: чем хуже отношения между Россией и Западом, тем выше цены. Надо сказать, что помимо Россиинегативные последствия в экономике изза обвала цен на нефть почувствовали и другие страны, экспортирующие нефть, в том числе Венесуэла, Нигерия, Казахстан, Норвегия[1,2].

Рассмотрев состояние экономики РФ, не вооруженным глазом можно заметить, что большая часть показателей имеет отрицательную динамику, а на влияние санкций приходится 2530% проблем российской экономики[3].Однако, несмотря на эти результаты, есть и такие показатели, которые отражают развитие отечественного производства (таблица 1).



Таблица1Основные показатели развития экономики за 2014/2015 г.(в % к соответствующему периоду предыдущего года)[4]

Показателимарт 2014 март 2015ВВП100,896,6Индекс промышленного производства101,499,4Индекс производства продукции сельского хозяйства102,7104,2Ввод в действие жилых домов125,4132,8Обрабатывающие производства103,598,4Оборот розничной торговли104,593,3Инвестиции в основной капитал95,394,0Объемы работ по видудеятельности «Строительство»94,395,3Реальные располагаемые денежные доходы населения92,798,6Импорт товаров, млрд. долл. США27,418,2Экспорт товаров, млрд. долл. США47,029,9Уровень безработицы к экономически активному населению5,45,7Объем платных услуг населению101,399,2Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб.3148631800Реальная заработная плата103,891,7Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель106,754,5

Таким образом, пооценке Минэкономразвития России, в I квартале 2015 г.: ВВП сократился на 1,2%. На его снижениеповлиял спад в строительстве, обрабатывающихпроизводствах, розничной торговле. Положительное влияние оказали динамика сельского хозяйства и добыча полезных ископаемых. В строительстве продолжилась тенденция увеличения‬1%. Положительные темпы продолжает демонстрировать сельское хозяйство ‬1,5%. Оборот розничной торговли снизился на 11,2%.Объемплатных услуг населению уменьшился и составил 99,2%. Наблюдаетсяувеличениереальных располагаемых доходов населения ‬5,9%. Реальная заработная плата снизилась на 12,1%.Уровень безработицы повысился до 5,9% экономически активного населения. Экспорт товаров составил 29,9 млрд. долл. США ‬63,7%. Импорт товаровсоставил 18,2 млрд. долл. США ‬66,4%. Сальдо торгового баланса в марте 2015 г., по оценке, составило 11,8 млрд. долл. США, относительно марта 2014 г. снизилось на 40,1 %. Значительные сальдированные убытки понесли компании, занятые в обрабатывающих отраслях, в транспорте и связи, в операциях с недвижимостью, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Сальдо торгового баланса составило 11,8 млрд.долл. США и снизилось на 40,1%[4].Рассмотрев основные показатели развития экономики России за данный период, можно с точностью сказать, что да, наблюдается не лучшая динамика, да, было лучше, но, как и везде есть значительное «но», которые свидетельствует о толчке в сторону развития отечественного производства, и это развитие в будущем перекроет все минусы. Запад всеми силами пытаетсяпринудить Россию к отказу от внешнеполитических целей, вселить разочарование от присоединения Крыма, усилить антизападное настроение.Однако,лишь укрепление позиций российских властей, выгодные сотрудничества с другими странамии модернизация системы, обеспечивающей продовольственную безопасность,стали результатом попыток Запада сломить Российскую Федерацию. Санкции нужно рассматривать какстимул развития отечественного производства. Именно санкциипомогли обратить взор правительства на слабые места в экономике, а если точнее, то на находящиеся в упадке агропромышленный и лесной комплексы страны. По словам ВладимираПутина: «Россия должна использовать санкции для развития импортозамещенияиотечественногопроизводства»[5].

Импортозамещение является фактором стимулирования отечественного производства. Современная внешнеэкономическая стратегия России начала радикально изменяться уже с конца 1980х гг. Это проявлялось в постепенном демонтаже государственной монополии внешней торговли и более активном участии в международных отношениях. Открытие российского рынка оставило без защиты отечественных товаропроизводителей, которые не были готовы к конкуренции с продукцией, поступающей по демпинговым ценам. Это ускорило резкое снижениеобъемов производства во многих отраслях, включая сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, и привело к увеличению удельного веса импортного продовольствия. Согласно пороговым значениямэкономических показателей безопасности страны, доля продовольственных ресурсов, поступивших по импорту, в их общем объеме не должна превышать 25%. Уже после дефолта, в 1999 г., этот показатель составил 30%, а в 2006 г. ‬около 35%, а сейчас даже страшно предположить. В достаточно сложных экономических условиях XXIвека обеспечение продовольственной безопасности России ‬одна из наиболее актуальных проблем, решение которой требует более активного государственного вмешательства. Сельское хозяйство, обеспечивающее население страны продовольствием, относится к отраслям, обладающим значительным мультипликативным эффектом, способным создать мощный импульс для экономического роста в смежных отраслях. С сельским хозяйством связано более трети отраслей народного хозяйства. По экспертным оценкам, рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на 1% обеспечивает увеличение производства в смежных отраслях на несколько процентов. Сельское хозяйство вследствие специфической зависимости от природных условий, низкой оборачиваемости денежных средств в условиях рынка не имеет возможности обеспечить рентабельность на уровне промышленности, торговли или переработки. И в этих условиях рыночные механизмы перелива капитала не срабатывают. Возможности расширенного воспроизводства в отрасли и обеспечение на этой основе продовольственной безопасности будут определяться усилием государственного регулирования в сочетании с предпринимательской деятельностью сельских товаропроизводителей, развитием рыночных форм интеграции и кооперации. Аграрный сектор экономики России в начале третьего тысячелетия может обеспечить продовольственную безопасность страны в значительной мере при усилении государственного протекционизма, связанного с бюджетным финансированием целевых программ по плодородию, мелиорации, дорогам, социальной и производственной инфраструктуре сельских поселений; формированию качественно новой сети предприятий, объединений и кооперативов для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций региональных оптовых рынков и бирж. Сегодня на рассмотрении правительства находится государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков, где доказана необходимость импортозамещения. Государство приняло правильное решение в вопросе ответных санкций, так как если у нас не будет собственного продовольствия, то отечественный рынок погрязнет в импорте. Это вопрос в первую очередь продовольственной безопасности, а, следовательно, и национальной.В настоящее время разработан Минсельхозом проект распоряжения в целях реализации поручения Президента России от 14 мая 2014 года №Пр1159 (подпункт «л» пункта 1). Утверждённая «дорожная карта» содержит комплекс мероприятий (в том числе по разработке нормативных правовых актов), направленных на достижение показателей импортозамещения, установленных вГосударственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013‬2020 годыигоспрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса»[6].Планом предусмотрено совершенствование механизмов таможеннотарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и другой продукции из водных биологических ресурсов с учётом членства России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе.Планируется создание государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, уточнение перечня и методики расчёта показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, актуализация рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевой продукции.В «дорожную карту» включены мероприятия по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и совершенствованию государственного ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора), в том числе по созданию государственной автоматизированной информационной системы раннего оповещения о случаях выявления опасных вветеринарносанитарном отношении товаров.Принятые решения направлены на активизацию участия России в международном сотрудничестве в области сельского и рыбного хозяйства, а также продовольственной безопасности.Реализация мероприятий плана позволит обеспечить к 2020 году увеличение производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снижение зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6% до 7,7%, молока и молочной продукции с 23,6% до 16,6%, овощей с 14,6% до 10,1%[6].Отметим, что важнейшим этапом в обеспечении роста сельскохозяйственной продукции в Росси стал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Выбор АПК и особенно его центрального звена ‬сельского хозяйства ‬в качестве государственного приоритетного развития исходит из сложившегося кризисного состояния и той центральной роли, которую играет сельское хозяйство в обеспечении продовольственной безопасности. В национальном проекте «Развитие АПК» выделено три раздела: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение жильем молодых специалистов на селе для решения кадровой задачи [7]. В России уже успешно функционирует ряд таких объединений: холдинг АгроБелогорье (основными направлениями деятельности которого является промышленное свиноводство, молочное животноводство, растениеводство и кормопроизводство), «Дымовское» колбасное производство, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат и ряд других. Сложность в разработке единого механизма формирования региональных корпораций в АПК определяется в первую очередь тем, что сельскохозяйственные производства представляют собой в основном малый или средний бизнес. Число таких хозяйствующих субъектов в любом регионе и дажеобласти достаточно велико и поэтому очень большое значение имеет субъективный фактор, то есть стремление большинства руководителей сельскохозяйственных организаций сохранить свою самостоятельность даже при условии достаточно низкого уровня рентабельности производства и отсутствии реальных перспектив в развитии.

Сейчас для обеспечения рентабельностиАПК необходима систематизация, синхронизация всех видов поддержки и налоговой политики. Правительство должно определить правильные приоритеты и стратегические задачи, обязано повысить конкурентоспособность российской продукции для минимизации закупки импортных товаров, чтобы дать отечественному производству «дышать» и развиваться в будущем.Стоитотметить, что поддержкагосударством отечественного производителяосуществляется и в уголовноисполнительной системе. На данный момент существует достаточно большое количество примеров сотрудничества исправительных учреждений с гражданскими предприятиями. Государственночастное партнерство приносит плюсы обеим сторонам:исправительному учреждению предоставляется трудоустройство осужденных, а гражданскому предприятию ‬восполнение имеющегося дефицита в рабочей силе. Конечно, несмотря на эти плюсы,существуют и значительные проблемы, связанные в большей степени с законодательным регулированием вопросов использования труда, но процесс их решения уже запущен, поскольку труд является частьюисправления. Да,санкции нанесли значительный ущерб российской экономике, но с другой стороны, они внесли неоценимый вклад, дав толчок для ее развития, возможность залатать свои слабые места, а также статьнезависимым мировым лидеромв будущем.

Ссылки на источники1.Российская газета/В мире/http://www.rg.ru/2014/12/22/norvegiyasite.html2.John Schoen. Ticking time bombs: Where oil's fall is dangerous CNBC/http://www.cnbc.com/id/102270286/.3.Информационное агентство России/http://tass.ru/ekonomika/16560254.Доклад Министерства экономического развития РФ «О текущей ситуации в экономике РФ по итогам Iквартала 2015 года» /Москва/апрель 2015г./5.Российская газета/Экономика/http://www.rg.ru/2015/04/16/sankciisiteanons.html 6.Правительство России/Документы/Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») посодействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014‬2015 годы/http://government.ru/docs/15135/.7.А.С. Клименко, К.М. Строганов/«Развитие АПК».