Взаимосвязь показателей адаптационного потенциала и психологического благополучия студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Замятина А. А. Взаимосвязь показателей адаптационного потенциала и психологического благополучия студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4101–4105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85821.htm.
Аннотация. Статья освещает проблему изучения особенностей адаптационного потенциала и психологического благополучия в юношеском возрасте. Проведен сравнительный анализ компонентов адаптационного потенциала личности и уровней психологического благополучия. Экспериментально доказано наличие взаимосвязей между адаптационным потенциалом и психологическим благополучием на примере студенческой выборки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Замятина Антонина Александровна,аспирантка ФГБОУ ВПО «АГУ», г. АстраханьAntonina24210@mail.ru

Взаимосвязь показателей адаптационного потенциала ипсихологическогоблагополучия студентов

Аннотация. Статья освещает проблему изучения особенностей адаптационного потенциала и психологического благополучияв юношеском возрасте.Проведен сравнительный анализ компонентов адаптационного потенциала личности и уровней психологического благополучия. Экспериментально доказано наличие взаимосвязей между адаптационным потенциалом и психологическим благополучием на примере студенческой выборки.Ключевые слова: адаптационный потенциал, психологическое благополучие, студенты.

В современных условиях развития общества отмечается тенденция усиления роли компетенций в образовании. Бесспорно, что внедрение в образовательную систему федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, влечет за собой и повышение планкитребований, предъявляемых к современной личности: реализация профессиональных и личностных ресурсов, высокий уровень мотивации на саморазвитие, конкурентоспособность, умение проявлять гибкость и мобильность, анализ ситуации и принятие ответственных решений в постоянно изменяющихся условиях. С учетом данных преобразований все большую актуальность приобретает проблема изучения адаптационного потенциала и психологического благополучия личности в современных условиях жизни.Под адаптационным потенциалом мы, вслед за С.Т. Посоховой, понимаем интегральное образование, объединяющее в сложную систему социальнопсихологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности 1. В представлении автора в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. Выделенные С.Т. Посоховой компоненты адаптационного потенциала личности, а именно биопластический, биографический, психический, личностнорегулятивный,в рамках нашего исследования становятся фундаментом для понимания взаимосвязи адаптационного потенциала с уровнем психологического благополучия.Проблематикой изучения адаптационного потенциала также занимается А.М. Богомолов, который рассматривает понятие «адаптационный потенциал» как интегральное, включающее специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектнодеятельностном). В своих работах А.М. Богомолов дает детальное описание шести компонентов адаптационного потенциала: энергетического, когнитивного, инструментального, творческого, мотивационного, коммуникативного, которые являются составляющими уровневой структуры адаптационного потенциала. Автор пришел к выводу, что потенциал адаптации не ограничивается только наличием свойства «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности, адаптационный потенциал обеспечивает «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой 2.В свою очередь И.И. Ашмарин рассматривает адаптационный потенциал как актуализацию адаптационных возможностей –необходимое условие устойчивого человеческого развития 3. Исходя из теоретического анализа, мы предполагаем, что адаптационный потенциал напрямую зависит от состояния психологического благополучия личности. Отметим, что внастоящее время понимание психологического благополучия характеризуется значительной многоплановостью. Впервые термин был рассмотрен в работе Н. Брэдбурна «Структура психологического благополучия», в которой дается его описание как своеобразного баланса, достигаемого постоянным взаимодействием двух видов аффекта –позитивного и негативного 4.По мнению автора, позитивный аффект выражается в накопленных событиях на основе положительного эмоционального реагирования (радость, удовольствие, энтузиазм и т.д.), а негативный аффект суммируется благодаря событиям, которые нас могут огорчать, расстраивать, заставлять переживать. Таким образом, разница между этими противоположно направленными самоощущениями (позитивными и негативными) является показателем психологического благополучия и отражает общее самоощущение удовлетворенности жизнью. В результате своих исследований в 1969 г. Брэдбурн Н. разрабатывает методику изучения различных аспектов психологического благополучия «The affect balance scalc». На данный момент, благополучие понимается как самостоятельный феномен, а не лишь как отсутствие неблагополучия. Исследования благополучия с различных методологических оснований закономерно приводят к неопределенности структуры включаемых в состав изучаемого явления аспектов. Наиболее логичной и полной является концепция К. Рифф. Она рассматривает благополучие не как эмоциональное переживание, а как объективную оснащенность необходимыми психологическими особенностями, позволяющими субъекту функционировать во всех отношениях более успешно, чем при их отсутствии.Наиболее значимым подходом, описывающим особенности психологического благополучия, является теория американской исследовательницы К. Рифф, котораявыделяет шесть основных компонентов психологического благополучия: позитивное отношение к себе и своей жизни (самопринятие); отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с окружающими); способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность, управление окружающей средой); наличие целей и занятий, придающих жизни смысл (цель в жизни); чувство непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост); способность следовать собственным утверждениям (автономия) 5.Автор уточняет, что каждый из шести компонентов может достигать разной степени выраженности, тем самым определяя его уникальную структуру и его интегральный показатель. Дальнейшим развитием идей К. Рифф занимались и представители отечественной школы психологии Т.Д. Шевеленковаи П.П. Фесенко. Под психологическим благополучием они понимают достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Вслед за Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко мы определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни,позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью 6. Для выявлениявозможных взаимосвязей между адаптационным потенциалом и психологическим благополучием в юношеском возрасте мы провели исследование, в котором приняли участие 60студентов разных специальностей ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» в возрасте от 17 до 23 лет. В соответствии с выбранными нами теоретическими подходами былииспользованы следующиеметодики: 1) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (Маклаков А.Г.),(далее «МЛО»);2) Методика «Шкала психологического благополучия» (К.Рифф, адаптация Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П.), (далее «ШПБ»);3) Аппаратнопрограммный комплекс «БИОТЕСТ»(далее «АПК БИОТЕСТ»).Обработка результатов исследования была проведена с использованием математикостатистических методов обработки данных, включающих в себя вычисление описательных статистик, критерия КолмогороваСмирнова, коэффициентакорреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.Для выявления взаимосвязипоказателей адаптационного потенциала и психологического благополучия в юношеском возрасте мы использовали корреляционный анализ. Анализ полученных результатов показал, что высокимуровнемпсихологического благополучия обладают лишь 2% выборки, таким студентам свойственно проявление заботы о других, они поддерживают доверительные отношения с окружающими, обладают способностью сопереживать, имеют цель в жизни, в целом позитивно относятся к себе, проявляют независимость и самостоятельность, открыты новому опыту.

Средний уровень психологического благополучия был выявлен у 75% испытуемых, им свойственно желание самообразовываться, утвердиться в жизни, студенты имеют цель в жизни, проявляют доброжелательность и способны к эмпатии.Низкие показатели психологического благополучия были диагностированы у 23% выборки испытуемых, у студентов наблюдается ограниченное количество доверительных отношений с окружающими, сложность в открытии новых отношений, трудность в проявлении теплоты и заботы. Зачастую такие люди испытывают зависимость от мнения окружающих, полагаются на мнение других в принятии важных решений, лишены чувства контроля над происходящим, не имеют интереса к жизни, имеют мало целей и намерений, недовольны собой. Представим средние значения по всем показателям методики «ШПБ» (Таблица 1).Таблица 1Показатели психологического благополучия

Согласно представленным данным, значения показателей по всем шкалам методики находятся в зоне средних, ближек низким, при этом диапазон разброса Наименование шкалыСредние значенияПоложительные отношения с другими 57,5Автономия54,6Управление окружением 49,5Личностный рост 59,5Цель в жизни 61,4Самопринятие 56,9Баланс аффекта 96,4Осмысленность жизни 93,2Человек как открытая система62,7Интегральный показатель ПБ341значений не очень велик. Это свидетельствует об однородности выборки по уровню выраженности показателей. Так как выборка представлена только лицами юношеского возраста, можно судить об определенной устойчивости измеряемых показателей. Среди показателей психологического благополучия, согласно данным таблицы 1, наиболее высокие значения проявляются по шкале «Цель в жизни», это говорит о наличии у испытуемых убеждений, придающих жизни цель, но с другой стороны, они не всегда видят целии в своем прошлом, а такжеимеют сомнения в воззрениях и убеждениях, придающих жизни смысл.

По общему уровню адаптационного потенциала испытуемые распределились следующим образом: в первую группу вошли испытуемые с хорошими адаптационными способностями, таких выявлено всего лишь 6%из общего числа выборки. Такие студенты достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Вторая группа –испытуемые со средним уровнем адаптационного потенциала, а именно группа удовлетворительной адаптации, которая составляет 10 % отвыборки. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, склонны касоциальным срывам, проявлениюагрессии и конфликтности, большинство из них обладают признаками различных акцентуаций. Третью группу составили те, у кого уровневые показатели адаптационного потенциала характеризуются как сниженные, таких выявлено 84%, лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, низкой нервнопсихической устойчивостью, имеют склонность к проявлению нервнопсихическихсрывов, конфликты.Результаты диагностики адаптационного потенциала по методике «МЛО» представлены в таблице 2. Таблица 2Показатели адаптационного потенциала

Как видно из таблицы 2, большинствопоказателей адаптационного потенциала принадлежат к группе сниженной адаптации. Иными словами, процесс адаптации данной группы испытуемых протекает достаточно тяжело, отмечаются нервнопсихические срывы, длительные нарушения функционального состояния, проявление признаков явных акцентуаций характера, преобладает низкий уровень нервнопсихической устойчивости,вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность вступить в конфликт. В целом, согласно детальному анализу всех шкал «МЛО»,состояние испытуемых можно охарактеризовать как нестабильное, пограничное.С целью достоверной регистрациипоказателей адаптационных возможностей исследуемой выборки в нашем исследовании мы использовали АПК «Биотест». Данный комплексобеспечивает самостоятельную регистрацию фотоплетизмограммы и кардиоритмограммы частоты сердечных сокращений и на основе анализа полученных данных формирует заключение о балансе механизмов расхода и восстановления энергии в организме, адаптационных возможностях Наименование шкалыСредние значенияПоведенческая регуляция 34,2Коммуникативный потенциал 14,3Моральная нормативность 9,1Астенические реакции и состояния20,5Психотические реакции и состояния15,6Дезадаптационные нарушения36,1Личностный адаптационный потенциал57,3организма, состоянии механизмов регуляции физиологических функций организма и выдает диаграмму, отражающую наполненность энергетических меридианов функциональных систем организма. В рамках нашего исследованияс помощью АПК «Биотест» мы продиагностировали уровневые показатели состояния адаптационных возможностей студентов, которые представленыв виде диаграммы на рисунке 1.

Рис.1

В результате проведенного обследования выявлено, что у большинства студентов адаптационные возможности избыточны, это говорит о значительном дисбалансе расхода жизненных сил, о возможномнарушениивегетативных (относящихся к работе внутренних органов) функций организма, данной категории лиц рекомендовано срочноевосстановлениебаланса расхода энергии.Сниженные адаптационные возможности отмечены у 13% испытуемых, наблюдается тенденция к синдрому хронической усталости. У 4% студентов диагностировано значительное снижение адаптационных возможностей организма, фиксируется сильная вялость без физической и интеллектуальной нагрузки, постоянная усталость. Данное состояние сопровождается снижением творческого потенциала и трудоспособности. В силу этого, время и ресурсы, необходимые для восстановления при заболеваниях, значительно увеличиваются, организм недостаточно способен реагировать и бороться с болезнью. При наличии таких показателей адаптационных возможностей стоит острая необходимость восстановить

«жизненные силы», а также пересмотреть режим труда, отдыха и обратить внимание на свое питание.Полученные результаты по АПК «Биотест» подтверждают данные о том, что больше половины выборки испытуемых имеют сниженные показатели состояния адаптационного потенциала. В рамках нашего исследования мы предполагаем, что состояние адаптационного потенциала личности связано с уровневыми показателямипсихологического благополучия.С целью определениявзаимосвязикомпонентов адаптационного потенциала с уровнем психологического благополучия, мы произвели расчет коэффициента корреляции Пирсона. Корреляционный анализ показал значимую положительную(прямую)связь компонентов адаптационного потенциала (при уровнезначимости p≤0,001) с такими показателями психологического благополучия как положительные отношения с другими (r=0,46), управление окружением (r=0,51), самопринятие (r=0,61), цель в жизни (r=0,41), автономия(r=0,41), баланс аффекта (r=0,47). 0%2%4%6%8%10%12%14%16%18%20%Студенты (возраст 1723)Показатели состояния адаптационных возможностей адаптационные возможности избыточныадаптационные возможности значительно повышеныадаптационные возможности повышеныадаптационные возможности в пределах условной нормыадаптационные возможности сниженыадаптационные возможности значительно сниженыУровневые показатели психологического благополучия имеют положительную корреляционную связь с такими компонентами адаптационного потенциала как коммуникативный потенциал (r=0,61 p≤0,001) и поведенческая регуляция (r=0,58 p≤0,001).На основании полученных данных, стоит обратитьвнимание на значимыекорреляции между общим показателем адаптационного потенциала и общим индексом психологического благополучия (r = 0,57, при p≤0,001).Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют говорить о взаимосвязи показателей адаптационногопотенциалаи психологического благополучияу лиц юношеского возраста.Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о необходимости создания программы психологической поддержки студентов с целью расширения адаптационных возможностей личностии повышения уровня психологического благополучия.

Ссылки на источники1.Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С. Т. Посохова. СанктПетербург: РГПУ им. Герцена, 2001. 240 с.2.Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А. М. Богомолов // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 6773.3.Авдеева Н. Н., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Человеческий потенциал России: факторы риска / Н. Н. Авдеева // Человек. 1997. № 1. С. 4749.4.Bradburn

N.

The

Structure

of

Psychological

WellBeing. Chicago:

Aldine

Pub.

Co, 1969. 320 p.5.Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological wellbeing revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. Р. 719727.6.Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95129.