Отношение молодёжи Брянской области к вопросу суррогатного материнства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ноздрина Н. А. Отношение молодёжи Брянской области к вопросу суррогатного материнства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4131–4135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85827.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос суррогатного материнства в Брянской области. Особенности составления анкет и опроса среди молодежи. Приведены аргументы «за» и «против» суррогатного материнства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ноздрина Наталья Александровна,к.п.н., доцент, Брянский государственный технический университет, г. БрянскNozdrina.natalye@mail.ru

Отношениемолодёжи Брянской области к вопросу суррогатного материнства

Аннотация.В статье рассматривается вопрос суррогатного материнства в Брянской области. Особенности составления анкет и опроса среди молодежи.Приведены аргументы «за» и «против» суррогатного материнства.Ключевые слова:суррогатное материнство, усыновление, молодежь, анкета.

Развитие медицины, трансформация отношения к институту семьи вызывает новые формы продолжения рода, в частности –суррогатное материнство. 11 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 323ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в котором на законодательном уровне закреплены основные понятия, использующиеся в сфере вспомогательной репродукции, в том числе определение суррогатного материнства. У данного способа появления детей существует много сторонников и ещё больше противников. Потому столь важно выявить отношение к данному феномену молодёжи. Ведь именно им предстоит в ближайшие годы формировать общественное мнение, а некоторым и принимать решение –«заказывать» себе суррогатного ребёнка, либо вынашивать его для чужих людей.В обществе нет единого мнения относительно этичности и применимости суррогатного материнства в современном мире (табл. 1) [2, 3, 4, 5, 6].Таблица 1. Аргументы «за» и «против» суррогатного материнства

ЗаПротивДля бездетныхженщинэто единственный способ получить ребенка, который будет ”генетически своим” хотя бы для мужаЭто не коммерциализация деторождения, а помощь другим обрести полноценную семьюДля части сурмам –это единственный способ получения значительной суммы денег, необходимой для дальнейшего существования На фонеспад рождаемости –это один из шагов к увеличению численности населения.Закреплено законом, значит, имеет право на существование. Потребительское отношение к детям (дети –товар)Эксплуатация женщин как «инкубаторов»Усыновлениеболее гуманноРазвращает общество, усиливает дегуманизацию и безнравственность общества, подрывает многие моральные устои, в том числе святость брака и семьиПсихологическаятравма сурмамы при передаче ребенкаи травма самого ребёнка (факт отказа от него, рождение другой женщиной, а не той, которую он зовёт матерью)Дети, рожденные суррогатной мамой, более склонны к депрессии и тревожности, по сравнению с детьми, рожденными традиционным способом, или с использованием донорской спермы илияйцеклеткиЭКО может спровоцировать инцест Возможность передачи генетических заболеваний детям от сурмамыНеодобрение религиозных организаций («бунт против Творца»)

Авторомстатьи была поставлена задача, исследовать отношение к данной проблеме. Исследование проводилосьв апрелемае 2014 г. методом личного опроса жителей Брянской области с последующей математической обработкой полученных данных. Средний возраст опрошенных 21 год. Для проведения исследования были составлены три анкеты. Анкета №1 направлена на проверку гипотезы о том, что отношение к суррогатному материнству в целом положительное (лояльное). Объём выборки 70 чел. По мнению 72,9% опрошенных суррогатное материнство решает проблему бесплодных семей, 17,1% с этим не согласны. Суррогатное материнство больше бизнес, по мнению 57,1% опрошенных; помощь бездетной семье –для 28,6%; одновременно бизнес и помощь –по мнению 14,3% . В случае невозможности иметь своих детей только 8,6% опрошенных прибегли к услугам суррогатной матери; 31,4% не прибегли бы к подобным услугам, 57,1% затруднились с ответом. 2,9% отметили, что в этом случае лучше возьмут ребёнка из детского дома. 71,4% респондентов крайне негативно соотносятся к использованию суррогатного материнства однополыми парами, 24,3% более толерантны, 4,7% отметили, что это «личное дело каждого».В будущем суррогатное материнство не заменит/вытеснит естественные демографические процессы по мнению 72,9% опрошенных. 22,9% отметили, что «возможно к этому и идёт». 77,1% считают, что недопустимо использовать суррогатное материнство в таких случаях, как помеха карьерному росту, нежелание испортить фигуру и т.п. 21,4% с этим не согласны, 1,4% отметили, что для этого должна быть «веская причина, когда по другому не получится». 75,7% считают, что суррогатное материнство должно находиться под контролем государства. Тем не менее, по мнению 74,3% суррогатное материнство является личным делом каждого, и не стоит вмешиваться в это посторонним. Анкета №2направлена на выявление социальных и правовых аспектов проблемы. Объём выборки 134 человека. На вопрос «Как Вы считаете, правомерно ли использование женщины в качестве инкубатора для вынашивания ребенка?», 45,5% ответили утвердительно, 43,3% отрицательно. 11,2% опрошенных имеют своё собственное мнение. Из них в целом высказались положительно 7,5% опрошенных. Среди их ответов чаще фигурировали следующие формулировки: «человек волен распоряжаться своим телом в своих целях любым образом», «если женщина сама не против, то почему бы и нет». На сегодняшний день стоимость суррогатного материнствав России колеблется от 15 до 40 тысяч долларов, не включая расходы на медицинское обслуживание и ежемесячное содержание на время беременности. Респондентам было предложено высказаться о том, должно ли государство на законодательной основе, обозначить конкретные цифры, которые клиники не должны превышать? 65,7% опрошенных высказались за законодательное регулирование верхней границы стоимости услуг. 27,6% против такого контроля. 6% высказали своё собственное мнение. В числе высказываний звучало: «программу суррогатного материнства надо свернуть», «переводить деньги, полученные от суррогатного материнства в помощь многодетным семьям», «такие вещи невозможно проконтролировать». Респондентам предлагалось высказаться о том, должно ли государство финансировать программу СМ для супружеских пар, не имеющих возможности оплатить не столь дешёвую процедуру. 68,7% высказались за финансирование, 26,9% против. 4,5% отметили «свой вариант», при этом сред них «за» высказались двое опрошенных, мотивировав свой ответ «было бы неплохо сделать квоту на материнство для тех, кто не может сам зачать, пройдя определённую комиссию и психотерапевта в первую очередь», «после тщательной проверки родителей». Среди аргументов «против» были высказывания в пользу усыновления из детских домов. Был и «пограничный» ответ: «Если на самом деле пара бесплодная то да, если врач хочет заработать денег, не проведя полного обследования, то нет». В анкете был затронут вопрос о «лишних эмбрионах», возникающих при процедуре искусственного оплодотворения. На вопрос, должны ли находиться «лишние эмбрионы» под контролем государства, 71,6% опрошенных ответили утвердительно, 20,9% отрицательно, 7,5% затруднились с ответом. Опрошенным предлагалось высказаться о том, что по закону именно суррогатная мать решает –отдавать ли ей ребёнка заказчикам или нет. 51,5% согласны с таким положением дел, 41% считают это неправильным, 7,5% имеют собственное мнение на этот счёт. Среди ответов фигурируют резко негативные высказыванияпротивников суррогатного материнства: «ребенок должен быть воспитан матерью, которая его родила», и более мягкие: «да, но с возвратом потраченных денег», «да; может, если поняла, что не сможет расстаться с малышом, которого вынашивала 9 месяцев». На вопрос о том, является ли в случае суррогатного материнства использование женского тела формой насилия положительно ответили 15,7%, отрицательно 77,6%, 6,7% высказали собственное мнение. Вот некоторые примеры высказываний: «это не насилие, но это безнравственно»; «при согласии используемой девушки –нет»; «это личное её право, как себя мучить»; «это является формой множества извращений и искажений мышления и воспитания общества»; «нет, женщина ведь сама идёт на это».Опрошенным также предлагалось высказаться, в каких случаях заказчики могут отказаться от выношенного суррогатной матерью ребёнка. Среди причин отказа лидирует «результат не устроил по причине здоровья ребёнка» 59,7%. Недалеко по значению были отмечены причины «передумали» и «не понравился новорожденный» по 57,5%. Иначе говоря, усматривается потребительское отношение к детям. Люди оправдывают выбор ребёнка точно в супермаркете «понравился –не понравился –не мой фасон». 18,7% опрошенных решили пояснить своё мнение. Например, были такие ответы «я считаю эти причины абсурдом, для отказа от ребенка это не является уважительной причиной»; «ни при каких обстоятельствах не имеют право отказа», «должны, если не выполнены условия контракта (с ними она хорошая, а ночью с сигаретой и в клубе), болезни, недоношенность и др.», «А ненужного куда? На переработку?». Анкета №3направлена на отношение суррогатному материнству как к медицинскоэтическому явлению. Результаты анкетирования следующие. Объём выборки 118 чел. На сегодняшний день медицина позволяет воплощать в жизнь смелые идеи, в том числе и касающиеся создания людей. 57% опрошенных считают, что в случае суррогатного материнства, можно говорить о прогрессе, 38% с этим не согласны, 6% высказали своё собственное мнение. Среди таких ответов «это регресс», «я вообще против суррогатного материнства»,«это говорит скорее о моральном и нравственном разложении общества; о прогрессе можно сказать только в области медицины». На вопрос о том,не разумнее ли направлять прогрессивную медицину на восстановление/развитие фертильности, 82% ответили –да, разумнее, 11% не против усилий в области развития суррогатного материнства, 4% высказали своё мнение. Суррогатное материнство предполагает ЭКО. В инкубаторе одновременно развивается несколько эмбрионов,«подсаживается» 23 (больше не имеет смысла), статус остальных не определён законодательно –они могут быть уничтожены, заморожены и т.д. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кто, по их мнению, должен осуществлять контроль над эмбрионами? 36% выступает за врачебный контроль, 12% предлагают создать специализированные комиссии под контролем государства, 11% считает –это дело государства. Для 22% вопрос оказался тупиковым. Анкета включала следующий открытый вопрос «Суррогатное материнство влечёт ряд проблем юридического, морального, нравственного, этического характера. Масштабы последствий просчитать невозможно. Институт семьи деформирован. Проблемы детей и родителей, принимавших участие в программе суррогатного материнства выявятся позже, их решение также будет носить экспериментальный характер. Пожалуйста, дайте оценку ситуации и предложите своё решение». Результаты ответов респондентов на него следующие: 60% не смогли дать какиелибо комментарии на этот вопрос в связи с собственными противоречиями. Среди ответивших 14% склонились к необходимости контроля для решения возможных проблем, 11% высказались о запрете суррогатного материнства во избежание какихлибо проблем с ним. Также некоторые опрошенные считают, что «проект только развивается, на ранних стадиях возможны проблемы». По их мнению «законодательно нужно распределить права суррогатной матери и родителей будущего ребенка, а с моральнонравственной стороны я осуждаю». Респондентам предлагалось оценить следующую угрозу суррогатного материнства. При дальнейшем развитии суррогатного материнства в России, неопределённом статусе эмбрионов, немалом количестве женщин, предлагающих себя в качестве инкубатора возможен ли риск возникновения новой услуги –выращивание людей для трансплантологии? 62% уверены –да, такой риск возможен, 27% считают это невозможным. 11% затруднились с ответом. Приведём некоторые комментарии: « Я думаю, что такая услуга уже существует (нелегально). В России в 2002 году был принят закон «О временном запрете на клонирование человека». Так как постановление действовало лишь в течение пяти лет, то уже в 2007 году его срок истек, и лишь через 3 года, то есть в 2010 году закон был продлен. Стоит отметить, что речь в нем идет лишь о запрете репродуктивного клонирования, то есть воспроизведения аналоговых, повторяющих друг друга индивидов. Таким образом, на терапевтическое клонирование в нашей стране никакого запрета не существует–воспроизведение иных организмов, в том числе любых клеток, включая человеческие, в исследовательских целях разрешается», «Вполне возможно, ведь с органами у нас очень большая проблема», «Возможен, на черном рынке выращивание людей давно существует, в основном в странах 3го мира». Таким образом, проведённое исследование позволило выявить следующие проблемыв обществе, касающиеся суррогатного материнства. 1. Молодёжь психологически готова к принятию суррогатного материнства. Современная медиасреда и толерантность вынуждают людей принимать чудеса медицины как данность, серьёзно не вникая в суть вопроса. Если женщина готова стать суррогатной матерью или обратиться к услугам таковой, серьёзно её осуждать скорее всего не будут. 2. Молодые люди, тем не менее, осознают риск возникновения генетических инкубаторов, ферм по выращиванию людей на органы. Но на наш взгляд, к преодолению данной угрозы социум должен пройти долгий путь, возможно, связанный с громкими медицинскими скандалами, чтобы начать предпринимать конкретные меры. 3. Намечается потребительское отношение к детям: если рождённый суррогатной матерью ребёнок не нравится, от него проще отказаться. 4. На удивление мало опрошенных вспомнили про возможность усыновления сирот. Этот же вывод подтверждают результаты опроса ВЦИОМ [1]. Следует отметить, что в СМИ отсутствует достаточный объём информации по проблеме суррогатного материнства, в том числе статистического и медицинского характера, а присутствующаяинформация направлена в основном на агитацию в пользу этого метода.Отсутствует системная работа с обществом, направленная на запрет / легализацию услуг суррогатного материнства. Создаётся впечатление, что власти ограничились узакониванием этой технологии, и далее самоустранились, предоставив обществу и рынку самостоятельно решать –нужно ему это или нет. Решать такие сложные с моральноэтической точки зрения вопросы необходимо именно государству. Роль морализатора здесь занимает исключительно церковь, но её рольневелика. Таким образом, оформилась проблема нехватки планомерной работы с потенциальными матерями, страдающими проблемой бесплодия. Данную работу,на наш взгляд, должны осуществлять различные социальные и медицинские организации. Естественно, с подачи государства, и, разумеется, с учётом выработки твёрдой моральноэтической позиции в отношении методики суррогатного материнства. К ней следует прибегать только в крайнем случае, когда потенциальная семья не готовак усыновлению.

Ссылки на источники1.ВЦИОМ: россияне не хотят усыновлять детей. URL: http://www.medikforum.ru/news/wellness/psychology/23768vciomrossiyanenehotyatusynovlyatdetey.html [Дата обращения 22.04.2015]2.ИсмалкинаО., Емельянова А.Чужая ноша. –URL: http://www.mcrm.ru/d_glavnaia/210_302_PSYCHO%20Surrogacy.pdf[Дата обращения 22.04.2015]3.Когда мама становится чужой. Суррогатное материнство: за и против. URL: http://ria.ru/society/20060912/53782704.html[Дата обращения 22.04.2015]4.Панкова О. Психологическое развитие ребенка в утробе матери. URL: http://eva.ru/pregnancy/read8974.htm[Дата обращения 22.04.2015]5.Сечина И. Суррогат материнство: за деньги, но под сердцем. URL: http://www.nsad.ru/articles/surrogatnoematerinstvochuzhojrebenokzadengi[Дата обращения 22.04.2015]6.ХрусталёваА. Суррогатное материнство: запретить нельзя разрешить. URL: http://www.materinstvo.ru/art/8488[Дата обращения 22.04.2015]