Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования
Выпуск:
ART 85837
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сошникова
Т.
В. Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4181–4185. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85837.htm.
Аннотация. Автором статьи показаны особенности учебной работы при изучении математики детей с ДЦП в условиях общеобразовательной школы. Выделены трудности обучения математике детей с ДЦП, и обозначены методы, приёмы и средства, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения.
Ключевые слова:
интегрированное (инклюзивное) образование, особенности детей с дцп, проблемы при изучении математики
Текст статьи
Сошникова Татьяна Васильевна,учитель математики МБОУ «СОШ № 6»,г.Ангарск Иркутской областиsoshnikova64@ rambler.ru
Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования
Аннотация. Автором статьи показаны особенности учебной работы при изучении математики детей с ДЦП в условиях общеобразовательной школы.Выделены трудности обучения математикедетей с ДЦП и обозначены методы, приёмы и средства, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения.Ключевые слова:интегрированное (инклюзивное) образование,особенности детей с ДЦП,проблемы при изучении математики.
Актуальностьразвития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченнымивозможностями здоровья. Институционная (в специальных учреждениях) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу. Образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, если они будут более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии интегрированного (инклюзивного) образования, в основе котороголежат следующие принципы: дети ходят в ближайшую школу; методология предусматриваетподдержку в обучении детей с различными способностями; дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
В этой ситуации именно инклюзивная практика может стать «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании. Высказывание Ж.Ж. Руссо «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку» помогло определиться с идеей обучения детей с ДЦП МБОУ «СОШ № 6»г.Ангарска Иркутской области: интеграция предполагает адаптацию обучающегося к образовательной системе, инклюзия –адаптацию системы к его потребностям, в том числе за счет комплексного сопровождения. Система адаптируется к каждому ребенку с ОВЗ, с их дальнейшей абилитацией, реабилитацией и социализацией. Актуальность интегративного (инклюзивного) образования связана с тем, что в системе образования г.Ангарска Иркутской области нет учебных учреждений обучающих детей с ДЦП. Дети данной категории получают образование по индивидуальному домашнему обучению. Ограничения данного образования приводят к исключению детей из общего учебного процесса, а значит к изоляции и дискриминации. Право на получение качественного по содержанию и процессу, есть и у детейинвалидов нашего города. Школа с инклюзивным обучением предоставляет возможность равного участия всех детей на получение образования.В 2009 году педагогический коллектив МБОУ «СОШ №6» разработал инновационный проект «Интеграция детейинвалидов в образовательное пространство школы», цель которого продолжать обучение детей с нарушением опорнодвигательного аппарата с 5 по 11 класс на базе школы. С2011/2012 учебного годасформирован специальный (интегративный) класс в основной школе, в котором обучается 13 человек, на начало 2012/2013 учебного года –аналогичный класс в начальной школе, с количеством обучаемых детей –10 человек. Однако созданные организационнопедагогические условия для интегрированного (инклюзивного)образования в школе не позволяют обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей VIвида (дети с ДЦП), т.к. они нуждаются не только в специальной образовательной программе, но и в дополнительной комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психологопедагогическую и социальную помощь, причем не только дифференцированную, но и индивидуализированную. Отсутствие специальных образовательных стандартов, программ, УМК, методик предъявления учебных заданий, а также педагогических, психологических, социальных услуг затрудняют освоение образовательных программ с ОВЗ.Пространственновременная организация образовательной среды общеобразовательной школы также не соответствует возможностям этих детей. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения общеобразовательных задач на каждом возрастном этапе. Все это серьезно затрудняет адаптацию в школе учащихся с нарушениями в развитии и создает нередко для них непреодолимые дополнительные трудности социальнопсихологического характера. Таким образом, можно констатировать, что массовая общеобразовательная школа не готова решать задачи специального образования в соответствии с современными требованиями к содержанию, организации и результатам образовательного процесса по отношению к разным учащимся с ограниченными возможностями здоровья.Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ОВЗ и является основанием для создания моделей инклюзивной практики обучения. МБОУ «СОШ №6», как базовое образовательное учреждениев г.Ангарске Иркутской области, реализует муниципальную целевую программу «Интеграция больных детей с ДЦП в образовательное пространство школы», в рамках которой создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе. Математика является ведущим общеобразовательным предметом в школе. Проблемыорганизации педагогического процесса обучения математике связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения детей VIвида, недостаточной методической разработанностью ряда вопросов обучения математикедетей с ДПЦ.
Трудности обучения таких детейобусловлены целым рядом причин:
нарушениямимоторной координации,зрительного восприятия, речи, пространственных представлений, недостаточной сформированностью и неравномерным развитием высших психических функций.Особенности в их развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок, осуществлять индивидуальный подход, учитываяразныйуровеньподготовленности учащихся. На уроках математики обучающиеся с ДЦП испытывают трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, усвоении геометрического материала. Их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпомвыполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.Некоторыене могут решать задачи, много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явлений.Авторскийпедагогический опыт позволяет говорить о том, что математический материал ребенкуинвалиду вполне доступен, но многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.Для формирования математических умений и навыков используетсякомплекс педагогических методов, приемови средств:
устные разминкивычисления, обсуждение готовых решений, комментирование с места для формирования умения применения алгоритма действий, использование правил и формул как опорной наглядности на доске, многократное повторение правил, карточки с рисунками, поиск ошибок;тетрадис печатной основой илизадания с рисунком, плакаты и т.д.;дидактическийматериал, для контроля усвоения теоретического материала после изучения темы или при проведении обобщающих уроков в игровой форме;опорные конспекты выдаются всем обучающимся, применяются для обобщающих уроков как справочный материал.Проведение на уроках небольших самостоятельных работ (12 задания) с обязательной проверкой в классе с помощью готовых ответов или полных верных решений способствует формированию рефлексивных навыков по нахождению места и причины ошибок.Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо предоставлять дополнительное время для выполнения заданий.В целяхэкономии времени на уроке задания даются в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, например, напечатано условие, начало решения, которое следует закончить.Использование мультимедийных средств способствует повышению уровняпонимания задания, особенно при построении графиков функций с учётом их свойств и способов преобразования графиков функций;мотивации к учениюза счёт использования нетрадиционных форм проведения урока и современных технологий.Обучающиеся самостоятельно выбирают фигуры, создают презентации после темы «Четырёхугольники», описывая свойства и практическое их применение. Ребёнку с ДЦП проще выполнить чертёж на компьютере нажатием клавиш, чем это сделать с помощью карандаша и линейки.На уроках математики применяется универсальный цифровой планшет для освоения правил и приемов выполнения, чтения чертежей разного назначения; развития логического, пространственного и творческого мышления, статических, динамических пространственных представлений; изучения графического языка общения, передачи, хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания. Он способствует формированию у детей с ДЦП учебных навыков работы с измерительными (линейка, транспортир) и другими приборами (лекала, трафарет), которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни, развивая у детей компетентность «физической независимости», связанной с выполнением разнообразных ежедневных дел с минимальной посторонней помощью.При организации самостоятельной учебной деятельности используются не только индивидуальная форма работы, но и групповая, работа в парах, в микрогруппах, которая помогает в общении и социализации этих детей.На основе наблюдений за обучающимися с ДЦП нами были сделаны выводыо динамике развития социальных компетентностей:высоким уровнем вступать и поддерживать общение обладают 7 (58%); средним уровнем – 5 (33%;) 1 ребенок вступает в общение с трудом и избирательно;высоким уровнем способности принимать и понимать чужую точку зрения, атакже сопереживать обладают 3 человека, средним уровнем –8 (67%), низким уровнем обладает 1 ученик;способность отвечать за свои поступки и отвечать за них: высокий уровень –4 (33%), средний –7 (58%); низкий –1 человек;способность не допускать конфликтов: высокий уровень –3, средний –7, низкий –2;способность чётко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения: высокий уровень –3, средний –7, низкий –2;способность контролировать своё поведение: высокий уровень –3, средний –9.О положительных изменениях в учебной деятельности свидетельствуют качественные показатели за 4 года обучения детей с ДЦП:
Математика2011/2012 (5 класс)2012/2013 (6 класс)Качество 64%70%Обученность100%100%
Алгебра2013/2014 (7 класс)2014/2015 (8 класс)Качество 63%71%Обученность100%100%
Геометрия2013/2014 (7 класс)2014/2015 (8 класс)Качество 55%63%Обученность100%100%
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что организация процесса обучения математике учащихся с ДЦП будет более эффективной, если продумывать и подбирать методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии, индивидуальный подход к детям.
Работая в условиях интеграции с «особыми» детьми, каждый учитель не только должен пройти курсы повышения квалификации по направлению «Коррекционная педагогика», но ещё развивать соответствующие умения и навыки:соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;проводить индивидуальную и групповую коррекционноразвивающую работу с детьми с ДЦП;организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их основными и возрастными особенностями;проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартныхпредметных заданий;знать особенности развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.
Ссылки на источники1.Ануфриев А.Ф., Костормина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. –2е изд., перераб. –М.: Издательство «Ось89», 1999.2.Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.3.Банч Гэри. Включающее образование: Как добиться успеха?: Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.М., 20084.Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. –М: Эксмо, 2003.5.Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.СПб, 2007. 6.Дерманова И.Б. Диагностика эмоциональнонравственного развития. СПб: Речь, 2002.7.Жукова Л., ЛивановаЕ. Инклюзивное обучение: как это делаем мы.Здоровье детей «Первое сентября».2010.№16. 8.Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. М., 2003.9.Криворотова М., Одишвили К.Подстраиваться под ребенка.Здоровье детей «Первое сентября».2010.№20. 10.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003.11.Самойлов В. И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб., 1998 Т. 12. 12.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. –М.: Новая школа, 1993. 13.Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., 1968. 14.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.М.:ТЦ Сфера, 2001.15.Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. –М.:Айрис –пресс, 2004.16.Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психологопедагогическаяработа в кризисных ситуациях: 811 классы. М.: Вако, 2008.17.Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. –СПб.: КАРО, 2003.18.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. –М.: Генезис, 2002.19.Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практическое пособие.М.: Айриспресс, 2008.20.Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., 1998.21.Ялымова Н.В. Ранняя диагностика детских церебральных параличей. М., 2004.
Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования
Аннотация. Автором статьи показаны особенности учебной работы при изучении математики детей с ДЦП в условиях общеобразовательной школы.Выделены трудности обучения математикедетей с ДЦП и обозначены методы, приёмы и средства, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения.Ключевые слова:интегрированное (инклюзивное) образование,особенности детей с ДЦП,проблемы при изучении математики.
Актуальностьразвития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченнымивозможностями здоровья. Институционная (в специальных учреждениях) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу. Образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, если они будут более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии интегрированного (инклюзивного) образования, в основе котороголежат следующие принципы: дети ходят в ближайшую школу; методология предусматриваетподдержку в обучении детей с различными способностями; дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
В этой ситуации именно инклюзивная практика может стать «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании. Высказывание Ж.Ж. Руссо «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку» помогло определиться с идеей обучения детей с ДЦП МБОУ «СОШ № 6»г.Ангарска Иркутской области: интеграция предполагает адаптацию обучающегося к образовательной системе, инклюзия –адаптацию системы к его потребностям, в том числе за счет комплексного сопровождения. Система адаптируется к каждому ребенку с ОВЗ, с их дальнейшей абилитацией, реабилитацией и социализацией. Актуальность интегративного (инклюзивного) образования связана с тем, что в системе образования г.Ангарска Иркутской области нет учебных учреждений обучающих детей с ДЦП. Дети данной категории получают образование по индивидуальному домашнему обучению. Ограничения данного образования приводят к исключению детей из общего учебного процесса, а значит к изоляции и дискриминации. Право на получение качественного по содержанию и процессу, есть и у детейинвалидов нашего города. Школа с инклюзивным обучением предоставляет возможность равного участия всех детей на получение образования.В 2009 году педагогический коллектив МБОУ «СОШ №6» разработал инновационный проект «Интеграция детейинвалидов в образовательное пространство школы», цель которого продолжать обучение детей с нарушением опорнодвигательного аппарата с 5 по 11 класс на базе школы. С2011/2012 учебного годасформирован специальный (интегративный) класс в основной школе, в котором обучается 13 человек, на начало 2012/2013 учебного года –аналогичный класс в начальной школе, с количеством обучаемых детей –10 человек. Однако созданные организационнопедагогические условия для интегрированного (инклюзивного)образования в школе не позволяют обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей VIвида (дети с ДЦП), т.к. они нуждаются не только в специальной образовательной программе, но и в дополнительной комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психологопедагогическую и социальную помощь, причем не только дифференцированную, но и индивидуализированную. Отсутствие специальных образовательных стандартов, программ, УМК, методик предъявления учебных заданий, а также педагогических, психологических, социальных услуг затрудняют освоение образовательных программ с ОВЗ.Пространственновременная организация образовательной среды общеобразовательной школы также не соответствует возможностям этих детей. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения общеобразовательных задач на каждом возрастном этапе. Все это серьезно затрудняет адаптацию в школе учащихся с нарушениями в развитии и создает нередко для них непреодолимые дополнительные трудности социальнопсихологического характера. Таким образом, можно констатировать, что массовая общеобразовательная школа не готова решать задачи специального образования в соответствии с современными требованиями к содержанию, организации и результатам образовательного процесса по отношению к разным учащимся с ограниченными возможностями здоровья.Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ОВЗ и является основанием для создания моделей инклюзивной практики обучения. МБОУ «СОШ №6», как базовое образовательное учреждениев г.Ангарске Иркутской области, реализует муниципальную целевую программу «Интеграция больных детей с ДЦП в образовательное пространство школы», в рамках которой создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе. Математика является ведущим общеобразовательным предметом в школе. Проблемыорганизации педагогического процесса обучения математике связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения детей VIвида, недостаточной методической разработанностью ряда вопросов обучения математикедетей с ДПЦ.
Трудности обучения таких детейобусловлены целым рядом причин:
нарушениямимоторной координации,зрительного восприятия, речи, пространственных представлений, недостаточной сформированностью и неравномерным развитием высших психических функций.Особенности в их развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок, осуществлять индивидуальный подход, учитываяразныйуровеньподготовленности учащихся. На уроках математики обучающиеся с ДЦП испытывают трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, усвоении геометрического материала. Их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпомвыполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.Некоторыене могут решать задачи, много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явлений.Авторскийпедагогический опыт позволяет говорить о том, что математический материал ребенкуинвалиду вполне доступен, но многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.Для формирования математических умений и навыков используетсякомплекс педагогических методов, приемови средств:
устные разминкивычисления, обсуждение готовых решений, комментирование с места для формирования умения применения алгоритма действий, использование правил и формул как опорной наглядности на доске, многократное повторение правил, карточки с рисунками, поиск ошибок;тетрадис печатной основой илизадания с рисунком, плакаты и т.д.;дидактическийматериал, для контроля усвоения теоретического материала после изучения темы или при проведении обобщающих уроков в игровой форме;опорные конспекты выдаются всем обучающимся, применяются для обобщающих уроков как справочный материал.Проведение на уроках небольших самостоятельных работ (12 задания) с обязательной проверкой в классе с помощью готовых ответов или полных верных решений способствует формированию рефлексивных навыков по нахождению места и причины ошибок.Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо предоставлять дополнительное время для выполнения заданий.В целяхэкономии времени на уроке задания даются в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, например, напечатано условие, начало решения, которое следует закончить.Использование мультимедийных средств способствует повышению уровняпонимания задания, особенно при построении графиков функций с учётом их свойств и способов преобразования графиков функций;мотивации к учениюза счёт использования нетрадиционных форм проведения урока и современных технологий.Обучающиеся самостоятельно выбирают фигуры, создают презентации после темы «Четырёхугольники», описывая свойства и практическое их применение. Ребёнку с ДЦП проще выполнить чертёж на компьютере нажатием клавиш, чем это сделать с помощью карандаша и линейки.На уроках математики применяется универсальный цифровой планшет для освоения правил и приемов выполнения, чтения чертежей разного назначения; развития логического, пространственного и творческого мышления, статических, динамических пространственных представлений; изучения графического языка общения, передачи, хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания. Он способствует формированию у детей с ДЦП учебных навыков работы с измерительными (линейка, транспортир) и другими приборами (лекала, трафарет), которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни, развивая у детей компетентность «физической независимости», связанной с выполнением разнообразных ежедневных дел с минимальной посторонней помощью.При организации самостоятельной учебной деятельности используются не только индивидуальная форма работы, но и групповая, работа в парах, в микрогруппах, которая помогает в общении и социализации этих детей.На основе наблюдений за обучающимися с ДЦП нами были сделаны выводыо динамике развития социальных компетентностей:высоким уровнем вступать и поддерживать общение обладают 7 (58%); средним уровнем – 5 (33%;) 1 ребенок вступает в общение с трудом и избирательно;высоким уровнем способности принимать и понимать чужую точку зрения, атакже сопереживать обладают 3 человека, средним уровнем –8 (67%), низким уровнем обладает 1 ученик;способность отвечать за свои поступки и отвечать за них: высокий уровень –4 (33%), средний –7 (58%); низкий –1 человек;способность не допускать конфликтов: высокий уровень –3, средний –7, низкий –2;способность чётко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения: высокий уровень –3, средний –7, низкий –2;способность контролировать своё поведение: высокий уровень –3, средний –9.О положительных изменениях в учебной деятельности свидетельствуют качественные показатели за 4 года обучения детей с ДЦП:
Математика2011/2012 (5 класс)2012/2013 (6 класс)Качество 64%70%Обученность100%100%
Алгебра2013/2014 (7 класс)2014/2015 (8 класс)Качество 63%71%Обученность100%100%
Геометрия2013/2014 (7 класс)2014/2015 (8 класс)Качество 55%63%Обученность100%100%
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что организация процесса обучения математике учащихся с ДЦП будет более эффективной, если продумывать и подбирать методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии, индивидуальный подход к детям.
Работая в условиях интеграции с «особыми» детьми, каждый учитель не только должен пройти курсы повышения квалификации по направлению «Коррекционная педагогика», но ещё развивать соответствующие умения и навыки:соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;проводить индивидуальную и групповую коррекционноразвивающую работу с детьми с ДЦП;организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их основными и возрастными особенностями;проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартныхпредметных заданий;знать особенности развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.
Ссылки на источники1.Ануфриев А.Ф., Костормина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. –2е изд., перераб. –М.: Издательство «Ось89», 1999.2.Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.3.Банч Гэри. Включающее образование: Как добиться успеха?: Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.М., 20084.Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. –М: Эксмо, 2003.5.Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.СПб, 2007. 6.Дерманова И.Б. Диагностика эмоциональнонравственного развития. СПб: Речь, 2002.7.Жукова Л., ЛивановаЕ. Инклюзивное обучение: как это делаем мы.Здоровье детей «Первое сентября».2010.№16. 8.Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. М., 2003.9.Криворотова М., Одишвили К.Подстраиваться под ребенка.Здоровье детей «Первое сентября».2010.№20. 10.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003.11.Самойлов В. И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб., 1998 Т. 12. 12.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. –М.: Новая школа, 1993. 13.Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., 1968. 14.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.М.:ТЦ Сфера, 2001.15.Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. –М.:Айрис –пресс, 2004.16.Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психологопедагогическаяработа в кризисных ситуациях: 811 классы. М.: Вако, 2008.17.Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. –СПб.: КАРО, 2003.18.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. –М.: Генезис, 2002.19.Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практическое пособие.М.: Айриспресс, 2008.20.Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., 1998.21.Ялымова Н.В. Ранняя диагностика детских церебральных параличей. М., 2004.