Проблемные вопросы законодательного регулирования деятельности членов общественных объединений по охране общественного порядка в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данелян Р. Н. Проблемные вопросы законодательного регулирования деятельности членов общественных объединений по охране общественного порядка в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4566–4570. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85914.htm.
Аннотация. В статье речь идет о проблемах законодательного регулирования деятельности добровольных народных дружин, в том числе из числа членов казачьих обществ, и внештатных сотрудников полиции в рамках Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ. Проводится краткий анализ отдельных норм законодательства, и предлагаются конкретные пути решения проблем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Данелян Рузанна Нориковна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьRuzka@yandex.ru

Проблемные вопросы законодательного регулирования деятельности

членов общественных объединений по охране общественного порядка в Российской Федерации.

Аннотация.В статье речь идет о проблемах законодательного регулирования деятельностидобровольных народных дружин, в том числе из числа членов казачьих обществ, и внештатных сотрудников полиции, в рамках Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 г. № 44ФЗ. Проводится краткий анализ отдельных норм законодательства и предлагаются конкретные пути решения проблем.Ключевые слова: народный дружинник, добровольная народная дружина, внештатный сотрудник полиции, Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 г. № 44ФЗ, уголовная ответственность, страхование.

В последнее время все чаще обсуждается в обществе вопрос о возрождениидеятельности добровольных народных дружин. Как и в Советском Союзе, так и в современной России, дружинник опора правоохранителей в информировании, их дополнительные глаза, уши, а иногда и руки. Наряду с добровольными народными дружинами, согласно законодательству, в деятельности по охране общественного порядка могут участвовать и внештатные сотрудники полиции. Как показывает статистика, деятельность членов общественных объединений по охране общественного порядка имеет большое социальное значение.Значимость участия граждан в правоохранительной деятельности проявляетсяв особенностях решаемых задач.Так, согласно пп. 13 ч. 6 ст. 12 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 г. № 44ФЗ1 (далее ‬Закон) основными направлениями деятельности народных дружин являются:1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Совершенно очевидно, что при выполнении указанной выше деятельности жизнь и здоровье граждан, участвующих в охране общественного порядка могут подвергаться опасности, причем гораздо большей, чем при выполнении общественного долга обычными гражданами,так как деятельность граждан добровольно избравших для себя участие в охране общественного порядка в рамках Закона является систематической. Ежедневно выполняя часть функций правоохранительных органов, внештатные сотрудники полиции и народные дружинники, в том числе из числа членов казачьих обществ подвергают опасности свою жизнь и здоровье наравне с сотрудниками правоохранительных органов. Об этом свидетельствует и статистика. На расширенной коллегии МВД 4 марта 2015 1Собрание законодательства РФ", 07.04.2014, N 14, ст. 1536года Министр внутренних дел Российской ФедерацииВладимир Колокольцев привел следующие данные: «В прошлом году с участием народных и казачьих дружин раскрыто около 16 тыс. преступлений, выявлено 393 тыс. административных правонарушений, задержано 302 тыс. нарушителей закона, из них 11 тыс. за преступления». СМИ также широко освещают деятельность народных дружин. Так, например, городской информационный портал Kirovnet.ruсообщает статистику работы добровольных народных дружин в городе Кирове. В течение года сократилось количество особо тяжких и тяжких преступлений, совершенных наулице. Имеет место снижение удельного веса уличной преступности. Число убийств на улице сократилось на 71,4%, разбоев на 32,3%, грабежей на 17,9%, хулиганств на 34,6%, краж на 10,6% , угонов автотранспорта на 4,8%.Как видно из представленной выше информации фактически народные дружинники и внештатные сотрудники полиции имеют дело не только с лицами нарушающими административное законодательство, но и с преступниками, что вне всяких сомнений представляет угрозу для их жизни и здоровья.Таким образом, Закон наделил внештатных сотрудников полиции, членов народных и казачьих дружин определенными властными полномочиями, обязательным условием которых является использование их в установленных законом формах во время охраны общественного порядка и содействия правоохранительным органам, органам государственной власти, органам местного самоуправления. В законодательстве предусмотрены отдельные меры обеспечения выполнения их полномочий объектами управления. В КодексРФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195ФЗ обоснованно внесены изменения, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений в отношении народного дружинника и внештатного сотрудника полиции, так и самими субъектами деятельности. Оказывая содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в рамках Закона граждане могут подвергаться опасности, как со стороны нарушителей общественного порядка, так и преступников. В то же время уголовная ответственность за посягательство на жизнь народного дружинника и внештатного сотрудника полиции не предусмотрена.В УК РСФСР 1960 года в статьях 191.1, 191.2, 192.1 была предусмотрена ответственность за сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, а также оскорбление работника милиции или народного дружинника. Законодатель отнес народных дружинников к категории потерпевших по указанным статьям наряду с работниками милиции, тем самым подчеркивая необходимость уголовноправовой защиты лиц добровольно осуществляющих обязанности по охране общественного порядка. Комплексная правовая охрана общественных отношений нормами различных отраслей права является одним из наиболее эффективных юридических средств предупреждения как правонарушений так и преступлений. Игнорирование межотраслевой согласованности снижаетуровень защищенности личности, общества, государства и ослабляет предупредительный потенциал уголовного и административного праваТаким образом, было бы целесообразным, в построении правовой системы защиты деятельности субъектов по охране общественного порядка предусмотреть и уголовную ответственность при достижении правонарушениямиуровня общественной опасности преступления.В связи с чем, изложить:1. ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 г. № 44ФЗ в следующей редакции:«3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции, применение насилия, оскорбление, а равно посягательство на жизнь народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либоневыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»;2. дополнить УК РФ ст. 317.1, 318.1, 319.1 следующего содержания:«Статья 317.1 Посягательство на жизнь народного дружинника, внештатного сотрудника полиции. Посягательство на жизнь народного дружинника, внештатного сотрудника полиции, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка либоиз мести за такую деятельность наказывается …»;«Статья 318.1 Применение насилия в отношении народного дружинника, внештатного сотрудника полиции.1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении народного дружинника, внештатного сотрудника полиции или его близких в связи с осуществлением деятельности указанными лицами по охране общественного порядка наказывается ….2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных вчасти первой настоящей статьи, наказывается…»;«Статья 319.1 Оскорбление народного дружинника, внештатного сотрудника полиции.Публичное оскорбление народного дружинника, внештатного сотрудника полиции при осуществлении им деятельности по охране общественного порядка или в связи с её исполнением наказывается…».В настоящее время в Госдуму внесен Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 317 и 318 Уголовного кодекса Российской Федерации», которыйнаправлен на законодательное закрепление уголовной защиты членов формирований населения по охране общественного порядка.

В частности, законопроектом предлагается статью 317 Уголовного кодекса Российской Федерации "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа" дополнить нормой о привлечении к уголовной ответственности за посягательство на жизнь народного дружинника, внештатного сотрудника полиции, члена казачьего общества. Кроме того, законопроектом предусмотрено аналогичное дополнение примечания к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ввиду того, что охрана общественного порядка не является для народного дружинника, внештатного сотрудника полиции, члена казачьего общества должностными обязанностями, в проекте предусмотрено, что указанные категории лиц могут выступатьв качестве потерпевших по статье 318 только в период осуществления установленной законом деятельности по охране общественного порядка.Указанные предложения, направленные в Госдуму Государственным Собранием Курултаем Республики Башкортостан, пока не нашли своего отражения в действующем законодательстве.Следует отметить, также, что отсутствие уголовноправовой системы защиты субъектов принимающих участие вохране общественного порядкане является единственной проблемой законодательного регулирования их деятельности.Как отметил Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев: «Остается открытым вопрос финансирования деятельности народных дружин из региональных бюджетов, возможность которого предусмотрена федеральным законодательством. Средства на эти цели предусмотрены в бюджетах только 27 субъектов РФ».Как указано в ст. 26 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народныхдружинников, могут предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования. Также в п. 5 ст. 26 Закона содержится норма о том, что внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел (полиции), оказание помощи полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей могутпоощряться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.Кроме того народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней, может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.Как видно из буквального толкования статьи, указанные выше полномочия государственных и муниципальных органов, органов внутренних делявляются не обязательными для исполнения, а лишь возможными для реализации. Из чего следует, что народные дружинники и внештатные сотрудники полиции не имеют четко гарантированных прав по получению перечисленных в статье 26 льгот и компенсаций. Что касается предоставления ежегодного дополнительного отпуска, то отсутствие сохранения заработной платы за этот период времени делает его мало привлекательным для граждан участвующих в охране общественного порядка на добровольной основе.И наиболее остро обсуждаемым вопросом является страхование народных дружинников. Закон закрепляет за органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органамиместного самоуправления возможностьосуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантииправовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.Как видно, вопрос страхования народных дружинников, также предоставлен на волю органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Большинство регионов России приняли на местном уровне правовые акты о страховании народных дружинников, однако, отсутствие обязательного требования о страховании указанных категорий граждан дает возможность чиновникам избежать лишних затрат.

Ссылки на источники1.Собрание законодательства РФ", 07.04.2014, N 14, ст. 1536