Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зёлко А. С., Бажин К. С. Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4706–4710. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85942.htm.
Аннотация. Развитие социальной активности молодежи является одной из приоритетных задач воспитания. В статье обосновываются задачи государственной молодежной политики; анализируются ведущие мотивы деятельности студентов; интегрируются понятия проект, проектирование, проектная деятельность в социальную сферу; апробируются особенности работы со студентами в рамках проектной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЗёлкоАлександра Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Балтийский федеральный университет им. И.Канта, г. Калининградzelko@list.ru

Бажин Константин Сергеевич,кандидат педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировpedfak@vshu.kirov.ru

Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов

Аннотация.Развитие социальной активности молодежи является одной из приоритетных задач воспитания. В статье обосновываются задачи государственной молодежной политики; анализируются ведущие мотивы деятельности студентов; интегрируются понятия проект, проектирование, проектная деятельность в социальную сферу; апробируются особенности работы со студентами в рамках проектной деятельности.

Ключевые слова:проектная деятельность, студенты, социальная активность

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить приоритетные задачи.К одной из таких задач относится созданийусловийдля реализации потенциала молодежи в социальноэкономической сфере. Реализация этой задачи предусматривает развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности. Также в задачи входит формирование информационного поля,благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью. Согласно даннойзадачепредусматриваетсясоздание и поддержкапроектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений[4].Выбор оптимальных способов развития потенциала молодежи в социальноэкономической сфере требует тщательного изучения ведущих мотивов деятельности студентов. По нашему мнению мотивация –это система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека; внутреннее побуждение к активности и деятельности личности, вызываемое его потребностями и определяющее направленность этой активности и деятельности [1].Для решения задачи развития социальной активности молодежи нами было организовано проведение исследования студентов с помощьюметодики«Самооценка реализации жизненных целей личности»Н.Р. Молочникова. Количественный и качественный анализ исследования свидетельствует о том, что у студентовдоминирует прагматичность подхода к будущей профессии, стремление к материальной обеспеченности как значимой ценностной ориентации. Обучение в вузе имирассматривается как возможность продвижения, роста социальной мобильности и доступа к будущим жизненным благам. Студенты достаточно ясно осознают социальную стратификацию в своей среде уже при поступлении в вуз, хотя и проявляют готовность работать по профессии и не ставят под сомнение реальность своих ожиданий. Однако у них не сформированы цели развития, жизненные цели, не

расставлены приоритеты, отсутствует планирование на будущее, не обозначены перспективы.

Определение путей достижения поставленной цели, направленной на решение проблемы, можно назвать проектированием. Наиболее продуктивным средством для развития социальной активности является включенность студентов в проектную деятельность. Эффективность организации проектной деятельности во многом определяется наличием верных методологических оснований. На наш взгляд в качестве подобного основания следует трактовать определение «проекта», обосновываемого разработчиками «Основ профессиональных знаний и национальных требований к компетентности специалистов по управлению проектами» (Российская Ассоциация Управления Проектами СОВНЕТ). На наш взгляд под проектом, в том числе в социальной сфере правомерно понимать уникальный комплекс взаимосвязанных работ, направленных на создание продукта (услуги) в условиях заданных требований и ограничений[7]. В целом, особенность проекта состоит в наличии специально организованной деятельности, пускай повторяющейся, для достижения целей которой изыскиваемые ресурсы организуются всякий раз новым уникальным способом. Как следствие под проектированием мы понимаем разработку проекта (прототипа) предполагаемого или возможного объекта, его состояния, а также комплекс целеустремленных, организованных действий направленных на его создание, функционирование и развитие с целью получения желаемого результата [5].Процесс проектной деятельности динамичен. Он имеет бесконечное множество проявлений и предоставляет целый спектр возможностей для самосовершенствования; культуроемкий по форме, он стимулирует всех участников к постоянному самообразованию и регулярной работе по самосовершенствованию. Проектная деятельность обеспечивает развитие способности студентов к выполнению профессиональных функций в связи с комплексным характером знаний и близостью его структуры к реальной профессиональной деятельности. Онанаправлена наразвитие способностей, обладая которыми, молодой человекоказывается более приспособленным к жизни, умеет ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в группе.Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых бы студенты:самостоятельно и мотивированноприобретали недостающие знания из различных источников;реализовывалисебя в традиционных и инновационныхсферах на основе самостоятельно выделенной цели разработки проекта;пользовались получаемыми компетенциями для решения познавательных и практических задач; приобретали коммуникативные навыки,работая в группах;развивали у себя исследовательские умения, системное мышление;могли разработатьпрограмму действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями. В целом, вовлечение студентов в проектную деятельность обеспечивает различные виды социальной активности молодежи, способствует развитию их творческих способностей,потребностей, мотивов; определению соответствующих целей жизни. Проектная деятельность способствует саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию молодежи. Включаясь в эти процессы, личность не только раскрывает свой потенциал, но и наполняет его новыми связями, расширяет пределы использования в теоретической и практической деятельности, укрепляет фундамент дальнейшего прогресса[2].

Однако реализация этойцелибудет успешнойлишь при соблюдении определенного комплекса педагогических условий, включающего:поэтапное формирование отношения студентак себе как субъекту социокультурнойсреды;усиление эмоциональности процесса проектной деятельности;включение студентовв социальнозначимые проекты;сочетание в процессе проектной деятельности индивидуальной и групповой, аудиторной и внеаудиторнойформ организации.Вместе с этим развитиюсоциальной активности студентов будет способствовать вовлечение их в проектную деятельность, организованную в соответствии с основными признаками проектной деятельности: наличие конкретной цели, изменения, ограниченность во времени, ограниченность требуемых ресурсов, комплексность, разграничение, специальная организационная структура проекта, новизна [7]. На нашвзглядформирование в молодежной средесредствами проектной деятельностицелей собственного развития и жизненных целей, расстановка приоритетов, формализация планов на будущее невозможны без акцентирования внимания на перечисленных признаках проектной деятельности. Важным является демонстрация в ходе реализации проектов возможности достигнуть конкретные, осязаемые цели,сопряженные с дефицитом временных и организационных ограничений. Это, свою очередь, будет способствовать формированию у молодежи позитивного опыта постановки целей, созданию ситуации успеха, трансформируемой из социальной в другие сферы жизнедеятельности.

Проектировать в молодежной работе –значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального действия студентовдолжно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников социальной деятельности.Проектирование всегда связано с созданием условий для оптимального взаимодействия молодежи в решении общественно значимых проблем[6].С позиции специалистов, работающих со студентамив рамках проектной деятельности, отношение к студенту представляет собой отношение к нему как к субъекту собственного развития, нацеленного на поиск личностных смыслов. В связи с этим основной задачей является создание условий для реализации субъектности студента и формирования у него на этой основе социальной ответственности, нравственных убеждений и готовности к профессиональной деятельности. Социальная активность студентов, формируемая в проектной деятельности, характеризует достигаемый обучающимся уровень продуктивности и успешности ее выполнения, а также отражает его возможности по достижению целей и решению конкретных задач. Под социальной активностью студентов, таким образом,понимается динамическое свойство личности, отражающее социальнопрофессиональную направленность и готовность студентов включиться в различные виды деятельности, опосредованные характером профессиональной деятельности будущего специалиста [3].Исходя из этого, социальную активность студентов мы рассматриваем как сложное состояние и одновременно свойство обучающихся высших учебных заведений по осуществлению осознанной, интенсивной, преимущественно самодетерминированной внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Необходимо создать условия для того, чтобы студенты, осваивая проектную деятельность,стремились к следующему:целеустремленно и заинтересованно приобретать важные для профессиональной деятельности знания и умения;осваивать опыт групповой деятельности и реализовывать свою социальную активность;удовлетворять свои интересы и потребности в духовной сфере;активно участвовать вреализуемойпроектной деятельности;участвовать в принятии решений, связанных с профессиональным развитием, стимулированием деятельности.Среди особенностейработы со студентами в рамках проектной деятельности можно выделить следующие:1.Необходимо учитывать как возрастные особенности юношеского возраста, так и специфику интересов различных групп студентов.2.Целесообразно формировать пути самореализации студентовс учетом их возможностей, ориентируясь на удовлетворение их актуальных интересов и потребностей.3.Наряду с организацией групповой работы необходимо обеспечить индивидуальный подход к оказанию психологической и социальнопедагогической помощи студентам.4.Учитывая потребности студентов, особенно младших курсов в самоопределении, предоставлять им возможность накопления социального и профессионального опыта.Важным, на наш взгляд, является включение студентов в успешную социальноактивную деятельность. Единым, общим критерием успеха в данном случае будет получение всеми заинтересованными сторонами результатов, оправдывающих их ожидания [7]. В связи с этим ключевую роль в ходе проектной деятельности играет необходимость достижения студентами не только полной реализации задач проекта, но и личностного удовлетворения, что будет способствовать формированию позитивных установок к дальнейшему взаимодействию, стимулировать побуждение к активности и деятельности. Социальная активность успешно реализуется в ходе проектной деятельности. Ее формирование и развитие в условиях вуза мы рассматриваем как процесс и результат качественных и количественных трансформаций в реализации студентами осознанного взаимодействия с социальной средой по преобразованию себя и социума всоответствии с задачами общественного развития, связанный с динамикой, переходами к более высокому уровню.От реализации этих условий зависит успешностьпроектирования, которая характеризуется не только качеством проектов, но и ростом творчества и социальной активности молодых людей.Таким образом, проектная деятельность рассматривается как один из эффективныхспособов совершенствованиядеятельности различных молодежных объединений, развития инициативы и активности молодых людей.

Ссылки на источники1.Бажин К.С. Психологические основы управленческой деятельности. –Киров: –Издво ВятГГУ, 2011. 112 с.

2.Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. –2014. –№ 12 (декабрь). –ART 14360.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14360.htm. –ISSN 2304120X. (дата обращения: 25.03.2015).3.Горбунов Д.А., Зёлко А.С. Формирование социальной активности студентов в условиях вуза // Материалы I международной научнопрактической конференции"Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи" (Москва, 1.12.12.), часть 2 / НИЦ АПРОБАЦИЯ –М.: Издво Перо, 2013. –С. 165170.

4.Основыгосударственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года// URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/sredneprofessionalnoeobrazovanie/normativnyedokumenty/osnovygosudarstvennojmolodezhnojpolitikirfdo2025goda.html(дата обращения: 30.04.2015).5.Поздняков А.П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9. С. 9198.6.Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М.:ВЛАДОС, 2008. –264 с. 7.Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NSB–SOVNETNationalCompetenceBaselineVersion3.0). М.: ЗАО «ПРОЕКТНАЯ ПРАКТИКА», 2010.–256 с.