Аннотация. В статье раскрыта проблема исследования агрессивного поведения в подростковом возрасте; названы методики диагностики и выявлен уровень агрессивности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте; изучено влияние гендерного фактора на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Ключевые слова: гендерный подход, агрессивность, эмоциональная неустойчивость.
Противоречивые процессы социально-экономического развития, влияют на эмоциональную и психическую неустойчивость людей, на их социальную дезадаптацию. Все это сопровождается повышенным уровнем тревожности, раздражительности, жесткости, озлобленности и проявляющиеся в поведении и агрессивных действиях. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются подростки. Отсутствие жизненного опыта, навыков социального поведения, трудности пубертатного периода ставят их зачастую в трудные ситуации, в которых они ведут себя асоциально, агрессивно, а порой и антисоциально. Совокупность проявлений могут быть различные: физические, косвенные и вербальные. Эти проявления может быть направлены не только на других, но и на самого – аутоагрессия [1].
В психолого-педагогической литературе по мнению многих психологов в качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения, а так же агрессия может быть направлена и на самого себя [2, 3]. Так же агрессия может быть феноменом роста, развития, особенно в период интенсивного психофизического созревания, т. е в подростковом возрасте.
Подростковый возраст считается одним из периодов, связанное с бурным развитием ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками отклоняющегося поведения. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревато неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения. С другой стороны, упорство-это тоже форма агрессии, но без него трудно чего-нибудь добиться, достичь цели [4].
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение и объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. Степень выраженности может варьироваться из-за физиологических свойств личности – темпераментов, интроверсией и экстраверсией [5].
На появление агрессии влияет окружающая обстановка и состояние самого индивида. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами фемининности и маскулинности, принятыми в обществе [7].
Цель исследования: изучить влияние гендерного фактора на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте
В нашем исследовании был использован комплекс следующих методик: Теоретические: анализ литературы, нахождение диагностических методик.
Эмпирические: эксперимент, тестирование по методикам : тест А. Басса- А. Дарки, Р.Кеттелла «16-ти факторный опросник и Р. Кеттелла», М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного».
Выборка исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 3 г. Челябинск в количестве 24 ученика, из них 12 девочек и 12 мальчиков, средний возраст испытуемых 13 лет.
В данном классе мы провели диагностику на выявление агрессивности, в подростковом возрасте. Исследование проводилось по методике «Опросник А. Басса и А. Дарки».
Рисунок 1- Результаты диагностики по критерию агрессивности у мальчиков подроскового возраста по методике А. Басса и А. Дарки
Обсудим далее результаты исследования агрессивности с помощью методики А. Баса и А. Дарки. Количественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: высокий уровень агрессивности у испытуемых выявлен у 6-ти мальчиков, что составляет – (25%), и у 5-ти девочек, что составляет (20,83%) от общего количества учащихся. Следовательно, что подростки с высоким показателем агрессивности способны на проявление различных форм агрессии (физической, косвенной, вербальной) и требуют особого внимания как психолога, так и преподавателей и родителей.
Анализ показателей по методике М.З. Дукаревич, «Рисунок несуществующего животного» в целом подтверждает данные, полученные по тестовым методикам.
Рисунок 2 – Гендерное распределение данных агрессивного поведения, полученных по методике «Рисунок несуществующего животного»
На рисунках 7-ми учащихся мальчиков и 2-х учащихся девочек (8,3%) изображены элементы физической агрессии (массивное, мускулистое тело, крупные руки с когтями). На рисунках у 9-ти учащихся мальчиков (37,5%) и у 5-ти девочек (20,83%), есть изображения, позволяющие сделать вывод об их вербальной агрессии (зубастое существо). Если объединить эти виды агрессии, то показатель агрессивности составляет у 18-ти подростков, процент которых составляет 75,% . У 6 учащихся (25,%) отсутствуют на рисунках элементы, свидетельствующие об агрессии.
Следовательно, достаточно высок процент учащихся, нуждающихся в психологической коррекции (консультации психолога, помощь родителей и педагогов).
По методике «16-ти факторный личностный вопросник Р. Кеттелла», мы провели диагностику, на выявления агрессивных черт личности по 3 факторам: Фактор Е-показатель высоких лидерских качеств; Q3-показатель низкого уровня самоконтроля; Q4-показатель высокой раздражительности, у детей подросткового возраста.
Рисунок 3 - Результаты диагностики с преобладанием по значению фактора у мальчиков и у девочек в подростковом возрасте по методике Р. Кеттелла.
По фактору Е: - 5 мальчиков (20,83%) и 5 девочек (20,83%) подросткового возраста имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличаются стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии. По фактору Q3: - 6 мальчиков (25%) и 4 девочки (16,66%) в подростковом возрасте определяющий фактор того, кто не умеет контролировать своё поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован. С высоким показанием фактора Q4: - 4 мальчика (16,66%) и 6 девочек (25%) отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В поведении преобладает нервное напряжение.
По результатам диагностик можно отметить также, что в данном классе (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики.
С помощью математической обработки, по критерию U-критерию Манна-Уитни. для выявления оценки гендерных различий, между двумя выборками испытуемых, мы провели обработку данных по методики «Опросник А. Басса и А. Дарки». Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Выводы:
Таким образом, произведя все исследования необходимые подсчеты, мы выяснили, что в данном классе раздражительность, физическая, вербальная агрессия мальчиков и девочек не отличается. Педагогу необходимо обращать особое внимание на личностные особенности детей с высоким уровнем агрессии. Необходимо с учащимися проводить коррекционные работы, направленные на снижение агрессивного поведения.
Ссылки на источники
- Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. - М.: Когито, 2009. - 184 с.
- Долгова В.И., Дорофеева Р., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкоркостана», 2005. - 108 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
- Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
- Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 – June 10, 2014). – London, 2014. – С. 62-65.
- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2010. - 640 с.