Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи; представлена методика и проведена диагностика; показаны программа психолого-педагогической коррекции и результаты опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: самооценка, коррекция самооценки, диагностика самооценки, программа коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Самооценка является одной из характеристик психики, которая в значительной мере определяет успешность деятельности человека, в том числе и коммуникативной.
В старшем дошкольном возрасте самооценка у детей становится не общей, а дифференцированной. Дети реально оценивают свои невозможности и недостатки. Так же достижения своих сверстников. У детей с общим недоразвитием речи искаженная самооценка. Создалась необходимость изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Рассмотрение самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является актуальной проблемой, так как у них искажённая самооценка. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка. Проблемой нарушения речи занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения. В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях.
С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.
Развитие самооценки - одно из центральных звеньев становления личности. Проблему развития самооценки освещали в своих трудах ученые: Т.В.Андрущенко, А.К.Болотова, А.В.Захарова, А.И.Липкина, Н.К.Радина, Л.А.Рыбак, И.И. Чеснокова. Ряд отечественных психологов (А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.М. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столина) рассматривают самооценку в виде осознания индивидом моральных качеств личности.
С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается автором в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [1, с.90].
Похожее определение самооценки мы встречаем у А.В. Захаровой, которая считает, что самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [2, с. 97]. Самооценка рассматривается данным автором как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания.
По мнению В.В. Столина, самооценка - это единица индивидуального уровня самосознания. Автор выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного - воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного- конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств [3, с.78].
Отличное от этих авторов мнение к рассмотрению понятия самооценки в связи с самосознанием мы находим у А.К.Болотовой. которая под самооценкой понимает наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания [4, с.55].
На наш взгляд, подход к пониманию самооценки как продукта отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознанного и неосознанного, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов является наиболее полным и глубоким. Одним из исследователей, придерживающихся данного подхода является И.И. Чеснокова. И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка - особое образование в структуре сознания себя, выполняющее функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция; подчеркивается эмоциональный аспект, а также социальность происхождения самооценки. Под самооценкой она понимает взаимодействие двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И.И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [5, с.18].
Хотя среди исследователей нет единого подхода к проблеме определения самооценки, они выражают согласие в том, что самооценка является стержневым образованием личности, оказывающим воздействие на весь ход жизнедеятельности субъекта и отражающим качественное своеобразие его внутреннего мира.
В связи с актуальностью проблемы психолого-педагогической коррекции детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и вариантами её решения целью работы по данному направлению стала разработка плана-программы психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи.
Организация психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности. Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [6, с. 98].
На основе дерева целей мы составили модель психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Модель – это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. [7, с.45]. Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
В.И. Долгова предлагает в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [8, с. 69]. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы.
Целенаправленное воздействие психокоррекции осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Коррекционный.
3. Аналитический.
4. Прогностический [9, с.34].
На основании вышеперечисленного составим нашу теоретическую модель психолого-педагогическую коррекцию самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (рисунок 1).
Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по повышению самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо провести следующие мероприятия:
I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне находится самооценка старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы. Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.
III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы провели повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.
IV. Прогностический блок – разработка рекомендаций воспитателям, родителям и дошкольникам по повышению уровня самооценки.
В итоге по проведённым мероприятиям мы проследили реализацию цели по повышению самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Таким образом, для организации проведения психолого-педагогической коррекционной программы необходимо построение дерева целей и моделирование предстоящей работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую коррекцию по трем направлениям – это работа с детьми, родителями и педагогами.
Рисунок 1 - Модель психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Наша модель охватывает все формы работы педагога-психолога для получения полной картины по вышеназванной проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.
Исследование проводилось в старшей группе детей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад № 308 г. Челябинска (МБДОУ ЦРР ДС № 308 г. Челябинска).
Психолого-педагогическое исследование проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, проведения психолого-педагогической программы и формирующий эксперимент, обработка результатов.
3. Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.
В исследовании психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи были использованы следующие методы и методики: методика «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская), которая позволяет определить уровень самооценки старших дошкольников; цветовой тест Люшера; методика самооценки Дембо-Рубинштейн, которая основана на непосредственном оценивании дошкольниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
Рисунок 2 – Сводные данные по результатам тестирования по методикам
На основании констатирующего эксперимента, на группы детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, четко просматривается, что у подавляющего большинства уровень самооценки находится на среднем и низком уровне, и только у одной трети из опрошенных детей имеют высокие баллы по тестированию самооценки.
Следовательно, необходима разработка и реализация программы по психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
В ходе исследования была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, поверить в собственные силы.
Задачи: формировать социальное доверие; развить адекватную самооценку; обучить умению самостоятельно решать проблемы; снять состояние эмоционального дискомфорта.
Структура занятий с детьми.
- Ритуал приветствия. Задача: сплотить группу детей; создать атмосферу группового доверия и принятия.
- Разминка. Задача: настроить на продуктивную групповую деятельность; активизировать деятельность детей, поднять их настроение.
- Основное содержание занятия. Задача: развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.
- Рефлексия занятия. Задача: стимулировать детей в умении выражать свое эмоциональное отношение к проведенному времени на занятии.
- Ритуал прощания. Задача по аналогии с ритуалом приветствия.
Объект психокоррекции: дети 6 лет с тяжёлыми нарушениями речи с низкой самооценкой
Объём программы: 10 занятий.
После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи была проведена контрольная диагностика.
Контрольная диагностика показала, изменение в поведение испытуемых и их результаты по диагностикам показали, что самооценка ребят стала выше уровнем, чем до формирующего эксперимента.
Психолого-педагогическая коррекция с испытуемыми с низким и средним уровнем самооценки привела к весьма успешным сдвигам в поведении детей, к повышению самооценки ребят. Дети научились справляться с переживаниями, верить в собственные силы; формировать социальное доверие; развить адекватную самооценку; обучить умению самостоятельно решать проблемы; снять состояние эмоционального дискомфорта.
Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты. Представим сводные данные в виде диаграммы (рис.3).
Рисунок 3 – Сводные данные по результатам тестирования по методикам до и после формирующего эксперимента
По всем трем методикам было выявлено, что после психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи ярко выраженное повышение самооценки детей до оптимального уровня.
По результатам констатирующего и формирующего экспериментов была проведена математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона для определения оценки различия между двумя выборками - это результаты констатирующего и формирующего экспериментов. Гипотеза подтвердилась: Сдвиг в сторону увеличения балла самооценки не превышает интенсивность сдвигов в строну ее уменьшения. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.
Наша гипотеза подтвердилась, уровень самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изменился, в сторону его увеличения, при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Также были разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию положительной самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к детскому образовательному учреждению.
Рекомендации для родителей.
В старшем дошкольном возрасте очень значимо формирование адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду Для формирования у дошкольника положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых. Ему нужно знать, что его любят именно таким, какой он есть.
Рекомендации для воспитателей.
Дошкольники с заниженным уровнем самооценки нуждаются в ее коррекции. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны. Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем самооценки необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны), постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.
Выводы: у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сёстры сводили эти усилия к нулю. Поэтому необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.
На основании проведенного исследования составлена технологическая карта внедрения результатов исследования в практику. Таким образом, необходимо организовать систему развернутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии внедрения результатов исследования в практику мы достигли цели и задач исследования и экспериментально проверили гипотезу исследования: психолого-педагогическая коррекция самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи возможна посредством реализации программы.
Ссылки на источники
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Профессия, 2009. - 494 с.
- Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В.Захарова. - Минск, 2013. - 375 с.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: 2009. - 344 с.
- Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: Временной аспект /А.К. Болотова. - М.: Сфера, 2012. - С. 116.
- Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии /И.И. Чеснокова. - М., 2011. - 144 с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.