Аннотация. В статье раскрыта психолого-педагогической коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ; проведен анализ адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ; предложены рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации.
Ключевые слова: адаптация к условиям ДОУ, степень адаптации, дезадаптация.
Исследование адаптации является актуальным, поскольку особенности привыкания ребенка к новым условиям, незнакомым людям, во многом определяют его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, способствует в дальнейшем благополучному существованию в детском саду и семье. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье, которую могут оказать специалисты детского сада. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и педагогов.
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [1].
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании. Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений».
Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает, как «единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды» [2].
В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [3].
По мнению Т.Н. Вершининой, если «социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности.
С.Д.Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» [4].
Приведенные подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками, исходя из чего можно сделать вывод об отсутствии четкого и однозначного определения социальной адаптации, в связи с чем проблема определения понятия «социальная адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис) [5].
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Организация психолого-педагогической коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности.
Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней.
Соответственно, наверху находится главная, генеральная цель организации. Поскольку достижение генеральной стратегической цели организации является достаточно сложной задачей, то производят декомпозицию цели - разложение цели на несколько более мелких целей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели. Далее процесс повторяют для каждой более мелкой цели нижнего уровня до тех пор, пока в результате декомпозиции цель не станет достаточно простой, чтобы быть достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время.
При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения Главной цели.
Генеральная цель: корректировать уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
1. Выявить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, в начале и по окончании коррекционной работы.1.1. Применить методику «Анкета для родителей» (Печора К.Л.)
1.2. Применить методику определения степени адаптации ребенка в ДОУ (Печора К.Л.)
1.3. Применить методику наблюдения за ребенком А.С.Роньжиной
1.4. Проанализировать результаты психологической диагностики.
2. Осуществить психолого-педагогическую коррекцию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.2.1. Установить контакт, создать положительную психологическую атмосферу.
2.2. Корректировать уровень физической адаптации с помощью психогимнастики
2.3. Корректировать эмоциональное состояние детей средствами арттерапии, психогимнастики, изотерапии, музыкотерапии.
2.4 .Создать развивающую среду для ребенка в новых условиях.
3. Проанализировать результативность психолого-педагогической коррекции.
3.1. Выявить положительные результаты коррекции.
3.2. Выявить дальнейшие направления коррекции адаптации
4. Закрепить результаты коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
4.1. Применить психолого-педагогические рекомендации, составленные с учетом выявленных направлений коррекции.
4.2. Осуществить планирование внедрения результатов эксперимента в практику работы ДОУ.
На основе «Дерева целей» мы составили модель психолого-педагогической коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Целенаправленное воздействие психокоррекции осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов [6, 7].
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Коррекционный.
3. Аналитический.
4. Прогностический
На основании вышеперечисленного составим нашу теоретическую модель психолого-педагогической коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Модель актуальна, поскольку позволяет на основе одной проблемы работать в нескольких направлениях. Наша модель охватывает все формы работы психолога для получения полной картины по вышеназванной
проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.
Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ необходимо провести следующие мероприятия:
I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне находится адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Для этого мы используем, наиболее часто используемые методики в области исследования адаптации данного возраста:
- «Анкета для родителей» (Печора К.Л.) [8];
- методику определения степени адаптации ребенка в ДОУ (Печора К.Л.) [8];
- методику наблюдения за ребенком А.С.Роньжиной [9].
II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы с детьми средствами арттерепии, психогимнастики, изотерапии, музыкотерапии. Очень важна совместная работа воспитателя с родителями, привлекаем их к сотрудничеству и взаимодействию в едином подходе воспитании ребенка.
III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы проводим повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.
IV. Прогностический блок – разработка рекомендаций воспитателям, родителям по коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
В итоге по проведённым мероприятиям можно будет проследить реализацию цели по коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
В исследовании адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ были использованы следующие методы и методики:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение.
Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки критерий Вилкоксона, тестирование по методике Печора К.Л. для определения степени адаптации ребенка в ДОУ, анкетирование родителей Печора К.Л., методика наблюдения за ребенком Роньжиной А.С.
1. Метод для определения степени адаптации ребенка в ДОУ Печора К.Л.
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог - психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние ребенка;
- социальные контакты ребенка;
- послеполуденный сон;
- аппетит ребенка.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ.
2) Анкета для родителей (Печора К.Л.).
Данная анкета подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
Обеспечивает определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержке.
Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения родителей, педагогов и детей. Психологическое сопровождение предполагает диагностическое направление. В практике педагогов-психологов детских садов показал свою эффективность метод анкетирования родителей.
Анкетирование проводится в течение всего периода адаптации. Еще до прихода ребенка в дошкольную образовательную организацию при встрече родителей и педагогов с родителями предлагается анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). Отвечая на вопросы анкеты, родители смогут оценить степень готовности ребенка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. На первой неделе присутствия ребенка в ясельной или младшей группе родителям предлагается анкета. Информация, полученная из этой анкеты, дает представление педагогу-психологу детского сада о личностных особенностях ребенка, о чертах семейного воспитания, о способах психологической поддержки ребенка. На второй неделе и спустя три месяца после прихода ребенка в детский сад, родителям предлагается «Карта наблюдений», в которой они смогут оценить физическое и психологическое самочувствие ребенка в период адаптации. Проанализировав две карты наблюдений, можно сделать вывод о наличии динамики в процессе адаптации. В конце периода адаптации мы предлагаем родителям ответить на вопросы анкеты №3. Отвечая на вопросы данной анкеты, родители анализируют домашнюю среду для развития ребенка, узнают о задачах познавательного развития ребенка 2-3 лет.
Полученные в результате анкетирования сведения помогают оказывать психологическую помощь родителям и детям в период адаптации. Предложенные анкеты являются продуктом сотрудничества и будут полезны педагогам и психологам детских садов [10].
Прогноз адаптации:
- готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
- условно готов - 39-24 балла;
- не готов - 23-16 баллов.
3) Методика наблюдения за ребенком (А.С. Роньжина). Позволяет выявить различные проявления адаптации и дезадаптации ребенка к условиям ДОУ. Данные проявления включены в бланк наблюдений по которым воспитатель оценивает степень выраженности того или иного проявления. Проводится по прилагаемой шкале. Обработка диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению производится следующим образом: баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.
Таким образом, нами был подобран комплекс методик позволяющий определить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Результаты констатирующего эксперимента
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад К.Л.Печора
Уровень готовности к детскому саду |
Кол-во человек 20 детей |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
6 |
30% |
Средний уровень |
6 |
30% |
Низкий уровень |
8 |
40% |
По данным опроса родителей о готовности ребенка к детскому саду готовы 6 родителей(30%) это означает, что их дети легко идут на контакт со взрослыми и детьми, спокойный сон, хороший аппетит, условно готовы 6 родителей(30%) это означает, что у этих детей не спокойный сон и плохой аппетит, не готовы 8 родителей (40%) это означает, что дети с трудом идут на контакт со взрослым и детьми, плохо засыпают у них плохой аппетит.
Таблица 2
Сводные результаты начальной констатирующей диагностики по методике К.Л. Печора
Уровень адаптации в детскому саду |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
3 |
15% |
Средний уровень |
6 |
30% |
Низкий уровень |
11 |
55% |
Анализируя данные результаты, отметим, что у детей группы в основном низкие результаты адаптации при поступлении ребенка в ДОУ- 11 (55%) это означает, что у детей плохой сон, аппетит не идут на контакт с детьми, высокий уровень - 3(15%) это означает, что дети подготовлены к условиям ДОУ, средний - 6(30%) это означает, что у детей плохой сон, не идут на контакт с детьми.
Таблица 3
Исследование степени адаптации проводилось по методике А.С. Роньжиной
Уровень готовности к детскому саду |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
5 |
25% |
Средний уровень |
5 |
25% |
Низкий уровень |
10 |
50% |
Анализируя полученные данные можно сказать о том, что на начало адаптации: низкий уровень у 10 детей (50%) это означает, что у детей плохой сон, аппетит, плохо идут на контакт с детьми, средний уровень адаптации (возможная дезадаптация) выделен у 5 человек (25%) это означает, что у детей плохой сон, высокий уровень адаптации выделен также у 25% младших дошкольников – 5 человек. В общем, в момент поступления детей в ДОУ преобладает низкий уровень, который выражен у 50%, т.е. у половины детей младшего возраста, находящихся в группе.
Результаты формирующего эксперимента
Таблица 4
Результаты анкетирования родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад К.Л.Печора
Уровень готовности к детскому саду |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
13 |
65% |
Средний уровень |
7 |
35% |
Низкий уровень |
0 |
0% |
По данным опроса родителей о готовности ребенка к детскому саду готовы 13 человек (65%), условно готовы 7 человек (35%) это означает, что дети с трудом идут на контакт с другими детьми.
Таблица 5
Уровень адаптации в детскому саду |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
10 |
50% |
Средний уровень |
10 |
50% |
Низкий уровень |
0 |
0% |
Анализируя данные результаты, отметим, что у детей группы в результаты адаптации явно повысились после реализации коррекционной программы - 10 человек (50%) - высокий уровень; 10 человек (50%) средний уровень у них хороший сон, аппетит. Хорошее эмоциональное состояние.
Таблица 6
Исследование степени адаптации проводилось по методике А.С.Роньжиной
Уровень готовности к детскому саду |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
10 |
50% |
Средний уровень |
10 |
50% |
Низкий уровень |
0 |
0 % |
Анализируя полученные данные можно сказать о том, что на период контрольного этапа эксперимента: низкий уровень не выявлен ни у одного ребенка, средний уровень адаптации (возможная дезадаптация) выделен у 10 человек (50%), высокий уровень адаптации выделен также у 50% младших дошкольников – 10 человек. В общем, на момент контрольного этапа эксперимента, то есть после реализации программы психолого-педагогической коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ низкого уровня не наблюдается ни у одного ребенка.
Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду [10, 11]:
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.
- Отправить ребенка в ДОУ лишь при условии, что он здоров.
- Не отправлять ребенка в детский сад в разгаре кризисе трех лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня ДОУ и ввести их в режим дня ребенка дома.
- Повысит роль закаливающих мероприятий.
- Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку ДОУ как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ.
- Планировать свой отпуск, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там, на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
Рекомендации воспитателям:
- Сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
- Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым.
- Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
- Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
- Воспитателю и помощнику воспитателя важно максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
- Если ребенок плохо ест, недопустимо его кормить насильно и даже просто настаивать на «доедании» всей порции: в этом возрасте легко возникает и закрепляется невротическая рвота.
- Если не засыпает, надо дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать.
- Детей с неустойчивыми гигиеническими навыками следует чаще приглашать в туалет.
Вывод: Таким образом, успешная адаптация ребенка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Очень важно сформировать у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Ссылки на источники
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин. - Ленинград: Наука, 1988. - 260 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж.Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 528 с.
- Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия/ И.А. Милославова. - Л.: 1975. - 143 с.
- Артемова С.Д. Социализация ребенка в семье// Дошкольное воспитание. 2004.№3. с.65.
- Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2010. - 187 с.
- Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
- Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов // Изд.5-е переработанное дополнение. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012.- 132с.
- Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2002. - 144 с.
- Роньжина, А.С. Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ А.С. Роньжина. - М.: 2008. – 179 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.