Полный текст статьи
Печать

Для современного этапа развития общества характерны многочисленные организационные преобразования в сфере начального общего образования как всей России, так и г. Краснодара: введение новых учебных планов в связи с новыми стандартами, нового содержания обучения, различных форм его интеграции, дифференциации, индивидуализации и другие инновационные процессы, расширяется и существенно изменяется социокультурная деятельность учителей начальных классов. Начальное образование является базовым компонентом общего образования. При всех преобразованиях от всеобщего начального образования до всеобщего среднего именно начальной школе принадлежит особое место. 

Проблемы обучения младших школьников многогранны. Их решение на федеральном уровне и, особенно, на региональном уровне с выходом на отдельного учителя и ученика требуют коренных изменений – модернизации системы начального образования в каждом отдельно взятом регионе. Эти изменения направлены в сторону личностно-ориентированного подхода, целостного развития личности младшего школьника, содержания образования в начальной школе, новых эффективных технологий обучения, развития и воспитания с включением новых методов, средств и форм учебно-воспитательного процесса.

В силу особой специфичности Северо-Кавказского региона [1], можно выделить еще одну важную проблему начального образования в г. Краснодаре, в частности. На наш взгляд, это проблема развития национальной школы с учетом этнокультурного фактора. Приобщение учащихся к национальной культуре, формирование этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе, могут быть обеспечены только при условии учета особенностей культурных традиций каждого народа этого региона России.

Освоение культурных ценностей – процесс длительный, продолжающийся в течение всей жизни человека. Особая роль в этом процессе принадлежит младшему школьному возрасту. Именно в этом возрасте складывается, формируется нравственное отношение к жизни, к самому себе. Все дальнейшее восприятие идет через призму усвоенного в этом возрасте. Несомненно, в каждой национальной республике эта проблема имеет свои пути решения, и чрезвычайно важно изучать этот опыт. Непременно нужно решать эту проблему и в г. Краснодаре, где в каждом классе занимаются по 10-15 младших школьников разных национальностей, имеющих различный уровень языкового развития, что затрудняет их обучение по учебным предметам, межличностное общение и, в конечном итоге процесс социализации учащихся.

В связи с особенностью нашего региона, остро стоит вопрос о языках: русском, родном и иностранном. Многочисленные исследования в данной области подтверждают факт актуальности этой проблемы. Как известно, язык (русский, родной, иностранный) лучше усваивается в начальной школе, поэтому важно изучать опыт решения данной проблемы на начальном этапе обучения языкам, в частности языкового развития младших школьников в аспекте проблемы социального неравенства.

«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий – столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, но меньшей мере, скептически» (Dahrendorf R.) [2].

Исследования антропологов говорят о том, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т.д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами, чем другие. Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого исследования. «В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления». Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

Социальное неравенство – форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей [3]. Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования. Макс Вебер выделил три критерия неравенства: богатство, престиж, власть.. Б. Барбер добавил ещё три менее важных критериев неравенства: уровень образования; степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе, ранжирование по родственным и этническим группам. На наш взгляд, еще одним критерием социального неравенства является языковое развитие личности, показателями которого являются развитие речи, культура общения, ораторское искусство,

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в образовательных учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Начальная школа также оказывает влияние на организацию социальной жизни младших школьников посредством их языкового развития. Язык, будучи неотъемлемой частью национального самосознания народа, играет огромную роль в процессах социализации личности.

Изучению функционирования языка в социально-историческом аспекте посвящены работы Н. И. Береснсвой, В. В. Елисеевой, М. Н. Володиной, Г. В. Колшанского, В. И. Кудашова, У. Лабова, Ю. В. Рождественского, Н. М. Чуринова и др.; взаимозависимости языка и информации в информационном обществе: У. Дж. Мартина, Э. Тоффлера и др. Изучению соотношения языка, мировоззрения и языковой картины мира в образовательном процессе посвящены работы Л. Витгенштейна, Г.-Х. Гадамера, В. фон Гумбольдта, П. Рикёра, Э. Сепира, В. Уорфа и других исследователей; среди современных учёных - Ю. Д. Апресяна, Г. А. Брутяна, Г. В. Колшанского, В. И. Постоваловой, С. Г. Тер-Минасовой и др.

Проблемам роли языка в условиях развёртывания глобализационных процессов посвящены труды И. А. Пфаненштиля, Н. А. Чумакова, Н. М. Чуринова и других, а также работы, связанные с анализом процессов общения между культурами в условиях глобализации (В. В. Миронов); экономические аспекты языкового неравенства (А. Лукач); значение Интернета как новой коммуникативной системы (О. В. Новоженина, В. М. Розин, В. Я. Плоткин и др.). Раскрытию специфики овладения родным и неродным языком в процессе языкового образования особую значимость представляют исследования ученых по проблемам сущности родного и неродного языка: работы В. Б. Кашкина, В. Г. Костомарова, М. Мамардашвили, А. С. Маркосяна, С. Г. Тер-Минасовой, Е. О. Хабенской и др.; по проблемам языка и психологии – Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. А. Леонтьева и др, с точки зрения выполняемых им функций как средства общения (В. А. Аврорин, М. С. Козлова, Г. В. Колшанский, Ю. В. Рождественский, И. П. Сусов, др.).

Между тем, языковое развитие младших школьников как проблему социального неравенства ученые пока глубоко не изучали. А конкурентоспособность государства (отдельно взятого человека) зависит от обладания информацией [4], поэтому потеря информации в связи с языковым барьером оказывается одной из актуальнейших социальных проблем современности. Умение работать с информацией как на родном, так и на неродном языке обеспечивает преимущество человека в любой сфере деятельности. При этом необходимо отметить, что уровень знания неродного языка зависит от уровня владения языком, который человек считает для себя родным; именно на родном языке происходит процесс становления умения мыслить.

Глобальные политические, экономические, культурные и миграционные процессы, происходящие в обществе, подразумевают изменение отношения к языковому образованию, причём с учетом новых требований. Языковое образовательное пространство необходимо организовать таким образом, чтобы в нём преломлялась языковая политика, которая, с одной стороны, должна способствовать укреплению позиций родного (русского) языка, а с другой – содействовать развитию других языков с учётом специфики реальной языковой ситуации в мире.  

Языковое развитие личности младшего школьника [5] представляет собой процесс усвоения систематизированных знаний о знаковых системах родного и
неродного языков, позволяющих осуществлять речевую деятельность, не
ограниченную собственным языковым пространством, с целью установления
взаимопонимания и формирования умений взаимодействия между
носителями разных языков и культур, а также процесс воспитания
средствами родного и неродного языков. Чтобы обеспечить социальное равенство в процессе социализации младших школьников в начальном общем образовании  Северного Кавказа и г. Краснодара языковой подход должен выступать как метаподход.