Полный текст статьи
Печать

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. «В современной системе образования она становится все более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности».      

Работа с одаренными школьниками в Кубанском государственном университете г. Краснодара имеет 25-летнюю историю. Начиналась эта работа и продолжается до сих пор совместно с Центром дополнительного образования при Министерстве науки и образования Краснодарского края. У истоков работы с одаренными детьми стояли такие преподаватели физико-технического факультета, как Черная Нелли Григорьевна (кандидат физ.-мат. наук), Савченко Вячеслав Федорович, Рыков Владимир Тихонович (кандидат пед. наук), Архипова Алевтина Ивановна (доктор пед. наук), Жужа Михаил Александрович (кандидат физ.-мат. наук), Швецова Наталья Анатольевна (кандидат физ.-мат. наук).

Главное, что должен понимать педагог, работающий с одарёнными детьми – это то, что «одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой; законы развития детской одарённости естественны и достаточно изучены психологической наукой. Одарённость не является свойством каких-то отдельных уникальных детей, проявляясь вопреки ситуации; одарённость базируется на свойствах, изначально заложенных в каждом ребёнке, и развивается в благоприятно созданных образовательных условиях. Поэтому работа со школьниками заключается не столько в формировании у детей неких новых качеств или разыскивании особых детей, а в поддержке тех естественных способностей, которые натурально заложены в детской психике, в изучении внешних условий, которые противостоят проявлению детской одарённости, и разработке методов и программ, позволяющих ребёнку противостоять влиянию внешней среды (в том числе и образовательной)».

Кроме всего вышеописанного, необходимо развить у детей интерес к изучаемому предмету. Без заинтересованности в познании чего-то нового невозможно добиться результатов в познании какой бы то ни было дисциплины. Основной принцип работы со школьниками: не учить, а помогать учиться.

На физико-техническом факультете работа с одаренными школьниками по физике и астрономии проводится с группами по 10-15 человек. Помимо школьной программы по физике, на занятиях в университете перед детьми ставят творческие задачи. Школьники изучают основы ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач) под руководством доцента кафедры радиофизики и нанотехнологий Жужа Михаила Александровича. Это помогает школьникам при решении сложных экспериментальных задач олимпиад различного уровня приходить к правильному решению. Кроме того, доцент Жужа М.А. в течение 15 лет занимался подготовкой экспериментального тура олимпиады по физике регионального уровня. Все экспериментальные задачи прошлых лет вместе с оборудованием используются для подготовки на учебных сборах команды Краснодарского края. Перед выдачей школьникам новой экспериментальной задачи ее неоднократно проверяет сам преподаватель. Необходимо самому получить результаты экспериментов, обработать их.

Эксперименту всегда уделялось много внимания, поскольку он позволяет развивать в детях творческое мышление, что является необходимым условием при подготовке инженерных кадров. Занятия со школьниками проводятся по 4 часа еженедельно. Это позволяет не только разобрать новый материал, но также провести фронтальные лабораторные работы, поставить эксперименты, закрепить новый материал в результате опытов и исследований. Важным фактором успешной работы с детьми является то, что младшие вновь пришедшие школьники ориентируются и берут пример со старших.

Важным является не только процесс обучения, но и моменты общения школьников друг с другом. В летние месяцы Центр дополнительного образования привлекает преподавателей физико-технического факультета для участия в летней школе ЛУНСТ (Летний Университет Старшеклассников). Учеба, совмещенная с отдыхом, спортивными мероприятиями и деловыми играми дает позитивный настрой школьникам и мотивирует их к образованию, стараться занять призовые места в олимпиадах, конкурсах для того, чтобы встречи в ЛУНСТе стали ежегодными. Эта преемственность поколений школьников, участвующих в олимпиадном движении, важна.

Помимо занятий при Центре дополнительного образования на физико-техническом факультете проводились и проводятся внутренние конференции и олимпиады регионального уровня, охватывающие школьников всего Краснодарского края.

В 2008 по 2010 год на ФТФ было проведено три научно-творческих конференции школьников и студентов Кубани «Задачи и перспективы создания нанотехнологий XXI века». Проводилась она на базе кафедры нанотехнологий КубГУ. Кроме того, всем участникам конференции были вручены сборники тезисов их докладов. Для участников конференции и их сопровождающих была организована экскурсия в наноцентр КубГУ. С 2012 года кафедрой физики и информационных системы в рамках программы стратегического развития проводится олимпиада для школьников 8-11 классов «Нанотехнологии в электронике, фотонике, медицине». К участию в ней привлекаются школьники не только г. Краснодара, но и Краснодарского краю. С каждым годом география участников расширяется. 

Команда Краснодарского края на Всероссийской олимпиаде по физике в г. Оренбурге

Также на базе кафедры физики и информационных систем с 2014 года проводится конкурс научно-реферативных работ учащихся средних общеобразовательных и профессиональных учреждений «Человек и Вселенная». Школьники готовят доклады на темы, предложенные кафедрой. В результате на первом туре конкурсная комиссия отбирает самые интересные доклады. Затем авторов приглашают в Кубанский государственный университет на очный тур для презентации докладов, обсуждений и определения победителей. Участникам конкурса подготовлены диски с красочными фотографиями, сделанными опытными специалистами обсерватории во время наблюдений за космическими объектами.

В связи с тем, что часы, выделяемые на предмет астрономия в школе малы, а в настоящее время их нет совсем, актуальность этого конкурса не вызывает сомнений. Изучая астрономию, школьники лучше узнают окружающий мир и наше место в нем.

Кубанский госуниверситет на протяжении пяти лет организовывал и проводил на высочайшем уровне заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Помимо всего вышесказанного на физико-техническом факультете поводятся воскресные лекции и занятия по физике («Малый физ-тех КубГУ»), на которых можно подготовиться к ЕГЭ. На них приглашаются учащиеся 10-11 классов школ г. Краснодара.

В соответствии с планом Просветительско-образовательных мероприятий в форме лекций в рамках краевого проекта «Университетские субботы Кубани» физико-техническим факультетом организуется ознакомление школьников с историей, работой и достижениями Астрофизической оптической обсерватории КубГУ, имеющей международный статус.

Можно привести несколько примеров, показывающие успешность одаренных школьников. Бытует мнение, что «олимпиадники», окончив школу и войдя в реальную жизнь, оказываются неприспособленными к дальнейшему успешному существованию. Однако, это не так.

Мистергазе Александр, студент 4 курса направления Инфокоммуникационные технологии и системы связи, в прошлом победитель региональных туров олимпиады школьников по физике, участник Всероссийских олимпиад, в настоящее время успешный студент, победитель олимпиад среди студентов, занял 4 место по ЮФО на конкурсе «IT-планета», получил диплом финалиста конкурса аналитических работ Моя стратегия 2030: «Любовь к Малой родине + глобальная конкурентоспособность».

Попко Кирилл, аспират кафедры радиофизики и нанотехнологий, участник и победитель региональных туров олимпиад по физике, призер туров ЮФО по физике, участник всероссийских олимпиад, в настоящее время продолжает работать с одаренными школьниками, готовит их не только к ЕГЭ, но также и к олимпиадам и различным научно-техническим конкурсам, таким как «Эврика», «Шаг в Будущее».

Пузановский Кирилл, студент 4 курса направления Электроника и наноэлектроника, в прошлом победитель региональных туров олимпиады школьников по физике, участник Всероссийских олимпиад, в настоящее время он человек, увлеченно занимающийся робототехникой. Победитель конкурса «Умник- 2015». Победитель олимпиад среди студентов. Ежегодно работает вожатым в летней школе старшеклассников. Также совместно с такими же увлеченными студентами в настоящее время они организовали курсы по робототехнике для школьников.

Можно и дальше продолжать этот список. Мы помним каждого нашего ученика. Надеемся, что наша работа с одаренными детьми будет продолжаться еще многие годы, и наши выпускники будут радовать нас своими многочисленными успехами.