Полный текст статьи
Печать

В последнее время, в связи с обострившейся геополитической обстановкой, в нашей стране появились вынужденные переселенцы – люди, которые должны были покинуть свое постоянное место жительства, спасая себя и свою семью от реальной опасности, угрожающей их жизни и здоровью вследствие военных действий. В большинстве своем это граждане Украины.

По данным Министерства образования РФ, в составе семей, прибывших в Россию – около 100 тыс. детей [7]. Эта цифра не окончательная, количество беженцев продолжает расти. Дети из семей беженцев, так, как и их родители, оказываются в достаточно тяжёлом положении.

Большинство родителей, занятые попытками решения многочисленных проблем, связанных со сменой места жительства, не в состоянии уделять достаточное внимание детям. Основная масса таких детей – свидетели насилия, вынужденные под страхом смерти покинуть свои дома. Они часто получают психические травмы, будучи свидетелями сцен жестокости, насилия.

Проблемой социальной адаптации подростков занимались такие учёные как С.Д. Артемова, которая изучала проблемы социальной адаптации подростков. Л.Н. Королёва в своем исследовании предоставила анализ психологических проблем детей –   беженцев с Украины. В работе Н.М Лебедевой рассматривается аккультурация мигрантов. В своей работе мы будем использовать определение С.Д. Артемова, который под социальной адаптацией понимал «не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности в социуме, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль» [1].

 У детей из семей вынужденных переселенцев возникают проблемы разнообразного характера, такие как: бытовые, материальные, психолого-педагогические и др. наблюдаются процессы социальной дезадаптации. Данные вопросы были освещены в работах С.А. Беличевой, С.А. Игнатьевой, Г.М. Иващенко, и др. Под социальной дезадаптацией мы будем понимать следствие деформации процесса социализации, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей – игры, познания, труда, общения [2].

В работе Л.Н.Королёвой показаны результаты анализа психологических проблем детей – беженцев с Украины. Автор описывает комплексный характер проблемы, затрагивающей все основные сферы личности: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационно-потребностную, коммуникативную.

Обобщая проблемы адаптации детей беженцев в процессе обучения, она выделяет главные из них:

- социокультурный барьер в условиях региональной специфики, отражающей, в том числе, общий уровень толерантности и социальных практик взаимодействия;

- языковой барьер (в особенности в формате письменной речи как одной из базовых составляющих процесса образования);

- различия в системах ценностей, самоидентификации и самореализации;

- противоречия в типах школьного уклада Украины и России, в типах и нормах образовательных практик организации и самоорганизации обучения и воспитания, в средствах и условиях образовательных систем [3].

Важнейшими институтами социальной адаптации, являются семья, школа, детские сады.  В связи с этим, при приёме ребёнка из семей вынужденных переселенцев, образовательным учреждениям необходимо опираться на определённые правила, отраженные в перечне документов.

Мы провели анализ нормативно-правовой базы по данной теме, и выделили основные документы, касающиеся прав и свобод таких детей. К таким документам относятся: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Конституция Российской Федерации; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г; Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»; Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;  Соглашение от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (ратифицировано Федеральным законом от 22 ноября 1994 г. № 40-ФЗ); приказ Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»; приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; письмо Минобразования России от 7 мая 1999 г. № 682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»; письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»; письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» – «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; письмо Минобрнауки РФ от 09.07.2014 № 08-859 «Об обучении детей, прибывающих с территории Украины». 

Анализ нормативно-правовых документов мы сопоставили с анализом научной литературы по данной проблеме и с данными, полученными в результате изучения проблем семей вынужденных переселенцев методом наблюдения. В результате мы выделили реальные трудности, с которыми приходиться сталкиваться детям из семей вынужденных переселенцев. Они рассмотрены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Трудности детей из семей вынужденных переселенцев

 

Основные аспекты развития ребенка

Виды трудностей, проблем

1.

Физический

Ухудшение памяти, зрения, расстройство пищеварения, нарушение сна и др. 

2.

Социальный

 Не сформированы адекватные социально-коммуникативные навыки; страх и недоверие, а также агрессия и раздражительность по отношению к окружающим людям.

3.

Интеллектуальный

Отставание по учебному плану.

4.

Психологичнский

Эмоциональные нарушения, проявляющиеся в поведенческих реакциях; концентрация внимания; расстройства мышления; повышенная плаксивость и кап­ризность, частые колебания настроения. Дети школьного возраста бывают излишне беспокойны и неспособны завер­шить начатое дело. Тяжелые переживания могут приводить детей среднего и старшего школьного возраста (12—18 лет) к мыслям о самоубийстве и суицидальным попыткам.

 

В связи с выявленными трудностями, в помощь педагогам образовательных учреждений и совместно с ними, руководитель может организовать подготовку внутреннего документа – локального документа о педагогической этике. Тем самым обеспечить условия оптимального социального развития детей из семей вынужденных переселенцев, их адаптацию к новой социальной среде. Создание благоприятных условий развития будет способствовать предотвращению, устранению и смягчению межличностных и групповых конфликтов, а также развитию способностей к общению, самостоятельности и терпимости в условиях взаимодействия гетерогенных групп детей и их родителей с педагогами, и, в конечном итоге, успешную социализацию.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на плечи ребёнка из семьи вынужденных переселенцев ложится непосильная ноша, вызванная теми бедами, которые он перенёс, что безусловно откладывает отпечаток на его психическом состоянии. Наша задача в данной ситуации – способствовать оптимальной адаптации таких детей с минимальным ущербом для их личности посредством оказания им своевременной помощи и поддержки со стороны взрослых.  Деятельность такого рода будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения; развитию адаптационных возможностей ребёнка; становлению коммуникативной компетентности, способности понять и принять другого, а также гармоничному развитию личности. 

На практике деятельность по минимизации рисков социальной адаптации детей из семей вынужденных переселенцев может быть осуществлена на основе разработанных программ, включающих мероприятия, направленные на социально-психологическую поддержку и помощь детям. Соответствующие корректировки необходимо внести, с учётом уже имеющейся законодательной базы, не только в программы повышения квалификации социальных работников, но и школьных учителей.