В г. Кропоткине Кавказского района Краснодарского края существует общероссийская общественная организация «Союз пенсионеров России» (далее – ООО СПР), которая была образована в 2000 г.
Работа организации строится с учетом программы и перспективного плана. Политический ориентир – партия «Единая Россия», взаимодействие осуществляется на основе договора о сотрудничестве, подписанного между ООО СПР в г. Кропоткине и местным отделением «Единой России». Организация сотрудничает со всеми общественными объединениями города по вопросам защиты законных прав и жизненных интересов пожилых людей. Между местным отделением Союза пенсионеров России и городским Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов также подписано соглашение о сотрудничестве.
Из мероприятий, проведенных за последний год, можно назвать следующие: праздники садоводов и огородников в ДК железнодорожников, посвященные Дню пожилого человека (совместно с «Единой Россией»); новогодний «Огонек» для ветеранов труда, заслуженных людей города (совместно с «Единой Россией»); патриотическая акция «Здравствуй, незнакомый солдат!» в честь Дня защитника Отечества (совместно с комитетом по молодежной политике администрации города); «открытые линии» для пожилых людей, жителей нашего города (совместно с редакцией газеты «Огни Кубани»); социальная паспортизация одиноко проживающих, неработающих пенсионеров с последующим представлением материалов и актов на оказание им единовременной адресной материальной помощи к празднику Победы, Дню пожилого человека, Дню инвалидов.
С 2009 г. проводится работа по сбору материалов для увековечения памяти жертв политических репрессий. Эта работа получила поддержку главы администрации городского поселения. Итогом ее будет издание в 2016 г. «Книги памяти», а 30 октября 2015 г. был установлен и торжественно открыт в парке им 30-летия Победы мемориальный памятный знак «Жертвам политических репрессий».
Так, в 2015–2016 гг. организована общественная подписка на газеты для пожилых людей, не имеющих финансовых возможностей подписаться самим. Выписаны газеты: «Кубанские новости» – 50 экз., «Кубань сегодня» – 10 экз., «Здоровый образ жизни» – 23 экз. и др.
Организация инициировала для обсуждения законодателями два вопроса:
- принятие решения о назначении пенсий не «по старости», а по «возрасту», так как существующая формулировка в первом случае не отвечает естественному состоянию людей (в 55 и 60 лет нельзя называть человека старым);
- увеличение суммы на погребение с 1000 до 5000 рублей, потому что реальная стоимость ритуальных услуг значительно выше.
Организацией проведено три социологических опроса пенсионеров города по вопросам эффективности пенсионной реформы и пенсионного обеспечения граждан. Их материалы публиковались в печатных и электронных средствах массовой информации [1]. Проводится и другая работа, обозначенная в Уставе ООО СПР и рекомендованная решениями съездов СПР.
Смещение центра проблем социальной защиты населения на региональный уровень заставляет искать новые подходы к ее организации и совершенствованию. Совсем недавно единственным субъектом социальной защиты было государство, теперь «центру» делегируется выполнение общих социальных функций – обеспечение прав и свобод людей, регулирующих национальную целостность и безопасность страны, общих правил экономического поведения, а регионам – организация крайне нужных условий для социального воспроизводства, а следовательно, и увеличение уровня социальной защищенности населения.
Данные обстоятельства усугубились еще и теми обстоятельствами, что теоретико-прикладные поиски обновленных моделей социальной защиты населения неизменно находят себе практическое применение. Сейчас встает очень важная задача – поиск адекватных способов теоретических изысканий, попытка провести технологизацию процесса социальной защиты.
Особенностью общественно-социальных технологий на уровне малого города считается присутствие целого ряда институциональных моментов, которые заставляют применить особые способы, методы и средства по организации социальной защиты населения.
Обобщенно особенности трансформационных процессов в социальной сфере небольших населенных пунктов (о чем говорит проведенное нами социологическое исследование, выборочные опросы в других регионах страны) можно представить в виде надлежащих выводов:
- отставание темпа реформ от крупных центров и столиц и создание рыночных инфраструктур в малых городах;
- недостаточное количество финансовых ресурсов из-за имеющейся системы перераспределения налогов из районов в центр для реализации активной социальной политики органов местного самоуправления;
- сохранение значительного числа жителей небольших населенных пунктов, не потерявших окончательно связей с сельской округой, родственниками, проживающими в деревнях, станицах, хуторах;
- недостаточная рыночная динамика нравственно-духовных ценностей населения малых городов и нечетко выраженное представление об идеологии мелкого и среднего предпринимательства и этики реализации капитализма как экономической формации.
Изучая особенности жизнедеятельности регионального, местного социума, представляется возможным определить важнейшие направления в технологизации социальной защиты населения:
- ресурсные технологии органов государственной власти и местного самоуправления;
- социальные технологии субъектов общественного взаимодействия;
- информационные технологии в управлении социальными процессами.
В ноябре 2015 г. нами было проведено исследование на тему «Деятельность УПФР г. Кропоткина по связям с общественностью».
Анкета состояла из девяти вопросов. В исследовании приняло 50 респондентов, из них 15 мужчин и 35 женщин пенсионного возраста.
При обработке данных нами были получены следующие результаты.
На вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться в ПФ с грубостью, неуважительным отношением со стороны сотрудников?» 14 мужчин и 35 женщин ответили «нет», и один человек не обращал внимание. Количественный уровень ответов на данный вопрос представлен на рис. 1.
Рис. 1. Приходилось ли Вам сталкиваться в ПФ с грубостью, неуважительным отношением
со стороны сотрудников?
На вопрос «Как Вы оцениваете организационную работу ПФ, а именно качество и скорость обслуживания?» 19 женщин и 14 мужчин ответили «хорошо». Удовлетворительную характеристику деятельности УПФР дают 16 женщин и один мужчина. Количественный уровень ответов на данный вопрос представлен на рис. 2.
Рис. 2. Как Вы оцениваете организационную работу ПФ, а именно качество и скорость обслуживания?
На вопрос «Какой источник информации Вы используете по организационным вопросам начисления и перерасчета пенсии?» получены следующие ответы: к частному юристу обращаются шестеро мужчин, к «знакомым» – один мужчина и 10 женщин. Вообще никуда не обращаются 13 мужчин и 19 женщин. Ответы респондентов представлены на рис. 3.
Рис. 3. Какой источник информации Вы используете по организационным вопросам начисления
и перерасчета пенсии?
Также был задан вопрос на тему пользования услугами бесплатного консультативного кабинета. Результаты при обработке данных показали следующее: 30 женщин и шестеро мужчин ответили: «да, пользуются». Бесплатными правовыми услугами не воспользовались бы только шестеро мужчин. Затрудняются ответить трое мужчин и пять женщин. На рис. 4 представлен уровень ответов мужчин и женщин на вопрос об использовании консультативного кабинета гражданами, получающими различные виды пенсий.
Рис. 4. Вы бы воспользовались услугами консультативного кабинета при ПФР г. Кропоткина?
На территории РФ действуют многие международные правовые документы, но, как нам видится, их реализация проводится не в полной мере. Существуют многие виды помощи в системе социального обслуживания, но нет возможности проанализировать деятельность отдельной консультативно-правовой помощи на территории субъекта Федерации.
В результате анализа результатов проведенного нами исследования было установлено, что деятельность государства не эффективна [2, 3].
Регионы, в том числе и малые города современной РФ, являются сравнительно независимыми автономными социально-экономическими образованиями, считаются открытыми системами, т. е. они неисчислимыми связями и отношениями включены и активно интегрированы в более широкую систему общества в целом. В этом качестве абсолютно каждый регион обязательно включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов.
Население небольшого по численности города обращается либо к частным юристам, либо вообще не знает о своих правах.
В соответствии с этим возникает достаточно острая необходимость привлечения общественных организаций к решению поднятых проблем, а также создания консультативного (юридического) кабинета по вопросам правовой помощи, поддержки лиц пожилого возраста в отношении перерасчета и индексации пенсий.
Диагностика организации социальной защиты населения в малом городе способствует вычленению тех объективных параметров и направлений, которые представляют своеобразные «болевые» точки социального организма в целом.
Региональное сообщество представляет собой целостную систему, включающую в себя ряд подсистем, элементы которой носят не только вероятностный, но и вполне взаимно детерминированный характер. В связи с этим фундаментальное значение имеет информационно-аналитическое обеспечение организации социальной защиты населения небольшого города.
Анализ деятельности клиентской службы УПФР в г. Кропоткине и проведенное социологическое исследование свидетельствуют о наличии проблем в деятельности клиентской службы.
Нами предложены конкретные мероприятия по созданию на базе общественной организации «Союза пенсионеров России» Пенсионного фонда консультативно-правового кабинета [4, 5]. Его деятельность будет включать работу по связям с общественностью, а именно решение вопросов правовой помощи пенсионерам на бесплатной основе. В связи с этим юрист, находящийся в штате ПФ, должен уделять внимание приему граждан.
Таким образом, считаем, что создание консультативно-правового кабинета позволит, во-первых, облегчить работу специалистам в плане приема и своевременной обработки документов. Во-вторых, пенсионеры будут получать бесплатную юридическую помощь в отношении перерасчета пенсий. «Союз пенсионеров России» Управления Пенсионного фонда в г. Кропоткине тесно взаимодействует с информационно-аналитическими газетами Кавказского района Краснодарского края «Огни Кубани», «Колос», «Факты и события», вследствие чего видится необходимым размещение объявлений в местной и региональной прессе (в том числе и на телевидении) о таком виде помощи.