На сегодняшний день к современным тенденциям мирового хозяйства можно отнести расширение и углубление экономических отношений между группами стран, отдельными странами, организациями и фирмами. Их проявление отчетливо прослеживается в интернационализации финансово-экономических связей, углублении международного разделения труда, глобализации мирового хозяйства, развитии и укреплении региональных международных структур, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодействии и сближении. При этом все перечисленные тенденции современной международной торговли тесно взаимосвязаны: глобализация приводит к увеличению значимости внешнего фактора в коммерческой деятельности предприятий и фирм, что, в свою очередь, вызывает потребность в быстром и свободном получении информации о конъюнктуре мирового рынка; развитие научно-технического прогресса позволяет обеспечить доступ к информации для эффективного осуществления предприятием коммерческой деятельности.
Высокодинамичное изменение рыночных условий требует от предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, незамедлительной ответной реакции и принятия адекватных и взвешенных решений на всех уровнях управления, которые должны эффективно и оперативно реализовываться всеми функциональными подразделениями предприятия. Это позволит изменить внутреннюю среду компании и привести ее в соответствие к рыночным требованиям, что поможет достичь предприятию своих стратегических целей.
Учитывая сложившуюся экономическую обстановку и дальнейшие перспективы мирового рынка, для предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность как внутри страны, так и за рубежом, управление товарными запасами, по мнению автора, является одним из наиболее приоритетных и значимых направлений, оптимизация которого позволит:
- Обеспечить безопасность материально-технической системы и бесперебойность работы производственных, торговых и обслуживающих систем;
- Качественно обслужить клиентов при возможных значительных колебаниях спроса;
- Минимизировать издержки, связанные с обслуживанием товарных запасов;
- Избежать потерю денежных средств предприятия, затраченных на очередную нерациональную закупку товаров: товарные запасы – это «мертвые деньги».
Главной целью создания запаса является удовлетворение требований потребляющего звена, а именно потребителя, клиента, покупателя. Если характеристики входящего и выходящего материальных потоков полностью совпадают, то запас, как правило, не образуется, т.к. входящие товарно-материальные ценности без промедления передаются потребителю. Запас появляется только в том случае, если обслуживание заказов потребителей не может быть напрямую осуществлено поставщиком товаров, т.е. характеристики входящих и выходящих материальных потоков не совпадают. В этой ситуации необходимо предварительно накопить товарно-материальные ценности (создать запас), после чего уже в полном объеме выполнить требование потребителя. Таким образом, формирование запаса – это инструмент согласования совместного функционирования входящего и выходящего потоков.
В связи с этим, для того чтобы поддерживать коммерческий результат на должном уровне, необходимо эффективное управление товарными, которое позволит максимально удовлетворить потребности покупателей, не допустить перебоев в товароснабжении, обеспечить рентабельность вложений, высвободить средства организации, избежать дефицита и затоваривания.
Организация оптимального процесса управления товарными запасами у предприятий, имеющих выходы на внешние рынки, направлена на поддержание необходимого объема запасов для выполнения установленного объема продаж. Эта цель будет достижимой, если для каждой номенклатурной позиции выбрать свою подходящую стратегию управления запасами и оптимальный режим пополнения запасов.
Научный руководитель: Степанов Вадим Григорьевич,
кандидат экономических наук, доцент Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия