Полный текст статьи
Печать

В последнее время экономика нашего государства столкнулась с рядом вызовом и проблем, связанных с различного рода ограничениями. Для преодоления этих препятствий необходима переориентация всей экономической сферы. О смене ориентиров в своем Послании к Федеральному Собранию говорил и Президент РФ, Владимир Владимирович Путин: «Так называемые санкции и внешние ограничения – это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей. Нам многое нужно сделать. Создать новые технологии и конкурентную продукцию. Сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров. Для этого у нас есть ёмкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому».

Определенные приоритеты национальный экономики должны стать приоритетами развития и экономики регионов, в том числе и в Тульской области. Документом, определяющим актуальные направления развития социальной и экономической сферы Тульской области, является разработанная правительством Тульской области совместно с экспертами Высшей школы экономики Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Данной стратегией предполагается радикальное изменение направлений развития региона. С целью увеличения инвестиционной активности в области и укрепления ее позиций стратегия направлена на модернизацию промышленности, рост социально-экономического потенциала Тульской области [1]. Наш регион обладает богатым историко-культурным и природным наследием, что позволяет Тульской области стать привлекательной и притягательной для бизнеса, безопасной и комфортной для проживания [3].

Особенный интерес представляют предложенные в стратегии три сценария развития Тульской области:

  1. инерционный сценарий – сохранение сложившихся трендов и внешних условий, как следствие сокращение численности население, замедление темпов роста ВРП;
  2. экстенсивный сценарий - развитие экономики по пути максимального использования накопленного потенциала индустриального развития и расширения объемов производства за счет масштабного привлечения новых инвестиций и трудовых ресурсов;
  3. «интеллектуальная индустриализация» – развитие Тульской области как индустриального центра европейской России, наиболее сбалансированный сценарий, по мнению экспертов.

Следующими важными пунктами, обозначенными в рамках стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года, являются описания инновационной, инвестиционной и бюджетной стратегий.

Целью инновационной стратегии является формирование региональной инновационной системы, преодоления сложившегося технологического отставания традиционных отраслей специализации и развитие научно-технологических разработок по приоритетным для региона передовым технологиям.

Относительно инвестиционной стратегии в связи со средними оценками инвестиционного рейтинга Тульской области в 2011-2012 годах актуальной становится задача улучшения воспроизводственной и отраслевой структуры производства [5]. Достижение данной задачи становится возможным за счет повышения доли добавленной стоимости и обновления ассортимента отраслей и освоения новых рыночных ниш в не сырьевых секторах экономики.

Основой роста промышленного производства является проведение активной кластерной политики. Данная мера позволит создать дополнительные производственные цепочки и обновить продуктовый и технологический ассортимент отрасли. В Тульской области возможно создать 30 территориальных кластеров с законченными производственными цепочками.

Целью бюджетной стратегии является создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Тульской области на период 2030 года, при обеспечении долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Тульской области.

Согласно Стратегии планируется, что 2016–2018 годах произойдет оптимизация сети бюджетных учреждений, будет оказана поддержка реального сектора экономики. В 2019–2024 годах продолжится целенаправленная государственная поддержка инвестиционной активности и наращивания доходов бюджета за счет роста налоговых поступлений, а 2025–2030 годы станут этапом выхода на устойчивые параметры развития при существенном снижении размера государственного долга.

Стратегией определяются важнейшие ориентиры Тульской области и ее конкурентные позиции в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Такими ориентирами являются:

  • · рост производительности труда в 2-2,2 раза;
  • · повышение располагаемых доходов население в 2 раза;
  • · увеличение ВРП на душу населения (4-4,5 раза);
  • · повышение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики (не менее чем в 1,5-1,7 раза) [1].

Таким образом, Стратегия направлена на модернизацию промышленности и рост социально-экономического потенциала Тульской области. Она позволит увеличить инвестиционную активность на территории области и укрепить ее позиции в ЦФО, РФ и на глобальных рынках. Бережно сохраняя свое богатое историко-культурное и природное наследие, Тульская область должна стать более притягательной для бизнеса, безопасной и комфортной для проживания. 

Научный руководитель: Медведева Татьяна Вячеславовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных управлений Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия