Полный текст статьи
Печать

Современный выпускник должен быть готовым не только к своей профессиональной деятельности, но и к разного рода общественным отношениям. Поэтому преподавателям так необходимо применять в своей работе технологии креативного мышления.

Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – синоним качественного мышления. Это понятие, под которым с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли и технологические приемы [1].

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов ХХ века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебном процессе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие обучающихся, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностями этой технологии являются:

  1.  Учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
  2. На этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
  3. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Основные цели и задачи, которые ставит технология критического мышления:

1)  формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, альтернативность принимаемых решений;

2)  развитие базовых качеств личности: коммуникабельность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

3)  развитие аналитического, критического мышления;

4)  формирование в себе умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную информацию,  критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

5)  стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основу «технологии критического мышления» составляет модель трех стадий организации учебного процесса: «вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии более подробно.

На стадии вызова из памяти обучающегося актуализируются знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог демонстрацией неожиданных свойств предмета, умело заданным вопросом, рассказом об увиденном, созданием проблемной ситуации и т.д. В копилке каждого педагога имеется собственные методы и способы, предназначенные для мотивации обучающихся к работе и включению их в активную деятельность.

На стадии осмысления обучающиеся вступают в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учиться формировать вопросы о природе изучаемого объекта, учиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

Рассмотрим основные методические приемы развития критического мышления:

прием «Составление кластера «гроздь винограда». Данный прием применяется на стадии вызова или рефлексии. Цель данного приема – информация, которая касается понятия (темы и т.д.) систематизируется в виде кластера (гроздь) [2].

Последовательность действий при построении кластера проста и логична (рис.1) :

  1. Посередине чистого листа или классной доски необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 

 Рис.1. Кластер «гроздь винограда» 

3.  По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из ключевого понятия в свою очередь тоже появляются ключевые понятия, таким образом, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Люди, работающие с кластерами советуют в работе соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум,  дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Прием «корзина идей, понятий». Данный прием может использоваться на стадиях «вызов» или рефлексия. На доске можно нарисовать корзину, где условно собирается все, что обучающиеся  знают по данной проблеме.

Методика использования данного приема следующая:

1)  преподаватель задает вопрос о том, что известно обучающимся по поставленной проблеме;

2)  каждый обучающийся самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 минуты);

3)  обмен информацией в парах (группах), каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее;

4)  преподаватель в виде тезисов записывает в корзинке все высказывания и идеи, включая ошибочные;

5)  по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы обучающихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение или систематизация большого объема материала. «Зигзаг» проводятся в несколько этапов:

  1. Стадия организации – группа делится на подгруппы.
  2. Смысловая стадия – каждой подгруппе выдается небольшой кусочек текста. Каждая группа создает опорный конспект или кластер.
  3.  Стадия размышления – работа в группах экспертов. Группы формируются по новому, но в каждой подгруппе должно быть по 1 человеку из специалистов. Специалисты обмениваются результатами своей работы. Составляется общая презентационная схема по изучаемой теме. Затем обучающиеся возвращаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперты знакомят других членов группы со своей темой. Пользуясь общей презентационной схемой, в группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
  4. Этап возврата – на данном этапе создается презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из спикеров, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет повторное слушание темы.

Прием «круги по воде». Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Это небольшое исследование, которое может начаться в аудитории  и иметь продолжение дома.

Следующий прием это «Перепутанные логические цепочки», он может применяться на стадиях «осмысление» и «рефлексия». Обучающимся предлагается набор факторов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; обучающиеся расставляют события в нужном порядке.

Прием «Дискуссия». Дискуссия происходит от латинского – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Обучающимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: 1) уважение к различным точкам зрения ее участников; 2) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Дискуссия может использоваться на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельного мышления. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо обучающиеся понимают обсуждаемые вопросы и не требует более формальных методов оценки.

Систематизирую все методы, мы хотели бы поделиться проведением урока с помощью креативных приёмов на уроках экономики. Для урока была выбрана тема: «Формы и системы оплаты труда», определен тип урока: изучение нового материала и сформулированы следующие цели:

-     обучающая: сформировать специальные знания, умения и навыки по теме: «Формы и системы оплаты труда». Контроль знаний. Умений и навыков в решении задач по данной теме;

-     воспитательная: воспитание трудолюбия, интереса к предмету, внимательности;

-     развивающая: развитие познавательных способностей студентов, активизация интеллектуальных способностей, расширение их кругозора, оперативного мышления, умений работать в должном темпе, инициативы, уверенности в своих силах.

Урок проводился с помощью презентации, подготовленной в PowerPoint и интерактивной доски. Урок состоял из таких структурных элементов как:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала. Самостоятельная работа студентов.
  3. Составление кластера. Объяснение обучающимися прочитанного материала.
  4. Закрепление пройденного материала (тест по пройденному материалу и решение индивидуальных задач).
  5. Подведение итогов урока и выставление оценок за решение задач и тест.
  6. Домашнее задание.

Занятие строилось таким образом:

1 этап. Определение темы урока. На данном этапе студентам задается ряд вопросов, на которые они отвечают:

  1. Это есть во всех учреждениях различных форм собственности.
  2. Об этом Анри Файоль  сказал «…….должно быть справедливым».
  3. Это изучают в учебных заведениях.
  4. Это бывает разным по размеру.
  5. Это все любят.

Если обучающиеся не назвали тему урока, то им дается подсказка в виде видеоролика о заработной плате.

2. этап – на данном этапе перед студентами ставится проблема. Например: «Два человека примерно одинакового возраста, с одинаковым уровнем образования устраиваются на предприятие на одну и ту же специальность. В конце месяца, при получении заработной платы, оказалось, что они получили разное вознаграждение за свой труд. Как Вы думаете, почему работники получили разную оплату труда?». Далее обучающиеся пытаются ответить на вопрос.

Из всех предложенных вариантов преподаватель формулирует цель урока.

На этапе изучения новых знаний – обучающиеся делятся на группы и каждой группе выдается свой материал по изучаемой теме.

Когда все группы готовы, от каждой группы спикеры составляют кластер «гроздь винограда» на интерактивной доске при этом объясняя изученный материал (рис.2).. В конце урока на доске составляется кластер по теме урока.
 Рис. 2. Пример кластера «гроздь винограда» на уроке экономики

На этапе закрепление материала обучающимся предлагается выполнить тест и решить индивидуальные задачи.

Таким образом, использование креативных приёмов на уроках экономики  формирует у студентов навыки работы с информацией, позволяет аргументировано высказать свою точку зрения, развивает креативность, что сейчас необходимо для востребованного специалиста.