Полный текст статьи
Печать

9 июня 2010 года Президент Российской Федерации своим Указом утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации основной целью которой является существенное снижение спроса  на наркотики путем проведения целенаправленной профилактической работы органами власти, правоохранительными органами и общественными организациями, а так же снижение предложения наркотических средств путем пресечения деятельности преступных сообществ по доставке и сбыту наркотических средств в субъектах Российской Федерации.

За прошедшие шесть лет интенсивная и целенаправленная антинаркотическая политика позволила фундаментально продвинуть и углубить понимание наркопроблемы.

 Ежегодно на территории края в рамках действующего законодательства проводится мониторинг наркоситуации. Его оценка складывается из 10 критериев. Часть из которых носит правоохранительный окрас и характеризует наркопораженность территории связанную с  частотой совершения противоправных деяний по сбыту наркотических средств, а так же вовлечение в незаконный оборот наркотиков в качестве наркосбытчиков жителей края в особенности молодежи.

Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков на территории края было совершено меньше по сравнению с прошлым годом – 7763 (в 2014 году – 7861). Наркопреступления от общего количества преступлений в целом совершенных на территории края составляют 10,2% (в 2014 году - 11,2%, 2013 году - 12,8%). В 2015 году на 27% снизилось количество преступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического опьянения (в 2015 году – 611, в 2014 году- 831 преступлений, 2013 году – 1406).

Другая часть критериев характеризует интенсивность обращения за наркологической помощью и количественный состав жителей муниципальных образований края вовлеченных в потребление наркотических средств и психотропных веществ.

Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков (включая больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями) в 2015 году составило 15 976 человек, или 292,9 на 100 тысяч населения. В сравнении с 2014 годом показатель снизился на 18,9 %, или на 3741 чел. (2014 г. – 19717 чел., или 364,9 на 100 тысяч населения).

Из общего числа потребителей наркотиков в 2015 году употребляли наркотики инъекционным способом (ПИН) 6 530 человек, что составляет 40,8 % от общего числа зарегистрированных потребителей наркотиков.

За 2015 год число зарегистрированных ПИН уменьшилось на 906 человек, или на 12,2 % (2014 г. – 7 436 чел.).

В 2015 году в Краснодарском крае зарегистрировано 7 641 больной наркоманией, или 140,1 в расчете на 100 тысяч населения. По сравнению с 2014 годом (173,8) этот показатель снизился на 19,4 %. В структуре зарегистрированных больных наркоманией как и  в 2014 году подавляющее большинство составляют больные с опиоидной зависимостью – 65,6 %, или 6 433 чел. (2014 год – 68,5 %, или 5 013 чел.).Далее следуют больные с зависимостью от каннабиса и пациенты, употребляющие сочетания различных наркотиков (полинаркомания), – 16,0 % (1223 чел.) и 14,5 %  (1111 чел) (в 2014 году 14,4 %, или 1357 чел. и 14,7 %, или 1 383 чел. соответственно). Удельный вес больных с синдромом зависимости от психостимуляторов в 2015 году составил 2,4 %,  или 293 чел. (2014 год – 3,8 %, или 219 чел.).

Всего существует 5-ть оценок наркоситуации – кризисная, предкризисная, тяжелая, напряженная и удовлетворительная.

Наркоситуация в крае в целом оценивается как  «напряженная» и это положение дел сохраняется на протяжении последних двух лет.

Однако специалисты работающие в рамках стратегического планирования и выработки управленческих решений по оздоровлению наркоситуации реально оценивая факторы, влияющие на наркотизацию населения, констатируют, что они для края остаются неизменными. Это:

– пропаганда в сети «Интернет» новых и традиционных психоактивных веществ, а также способов их употребления и эмоционально-психологических переживаниях;

– ложное представление у определенной категории населения (возраст 16-25 лет) о безвредности «легких наркотиков»;

– агрессивная пропаганда наркотических средств молодежными субкультурами (видеофильмы, музыкальные группы, социальные сети).

– появление на теневом рынке «дизайнерских» видов психоактивных веществ, вызывающих мгновенное привыкание;

– «легкость» приобретения наркотических средств «бесконтактным» способом через Интернет.

К специфическим (местным) факторам, влияющим на уровень наркотизации населения, следует отнести:

– наличие природных очагов произрастания конопли, мака с учетом климатических условий региона, возможность культивирования посевов наркотикосодержащих растений. Основной, культивируемой наркотик, содержащей культурой является наркосодержащая конопля. Для культивирования наркотикосодержащих растений избираются старые делянки, оставшиеся от вырубки леса, в удалении 10-20 км от населенных пунктов. На равнинной местности избираются места, расположенные в непосредственной близости от пойм рек, плавневой зоне;

– наличие крупных транспортных узлов способствует ввозу наркотиков;

– миграционная привлекательность региона, наличие на территории края большого числа мигрантов из республик Северного Кавказа и Средней Азии и этнических диаспор, являющихся традиционными потребителями наркотиков (прежде всего каннабиноидной группы). Краснодарский край является перекрестком и адресной областью регулярного следования и остановки интенсивных миграционных потоков;

– курортная привлекательность региона. Значительные объемы сезонной миграции, кратно увеличивающей население городов-курортов, способствуют высокой активности криминальных групп по организации сбыта наркотиков во время курортного сезона.

Перечисленные специфические факторы в значительной степени определяют характер и динамику наркотизации населения.

Важнейшим элементом Стратегии государственной антинаркотической политики является сегодня организация системы реабилитации наркопотребителей как фундаментального метода подрыва низового розничного сбыта наркотиков.

  В соответствии с докладом Правительства Российской Федерации Президенту России, «мероприятия по комплексной реабилитации и ресоциализации эффективно защищают общество от асоциального и криминального поведения наркопотребителей, способствуют снижению уровня преступности и вносят существенный вклад в профилактику распространения наркомании и ВИЧ-инфекции».

 Именно с этой целью в Российское  законодательство был имплементирован механизм правового побуждения наркопотребителей к лечению и реабилитации. Анализ правоприменительной практики подтверждает наличие широких возможностей для его реализации. Так, в 2015 году на территории Российской федерации  из 120 тысяч осужденных 90 тысяч осуждены за хранение наркотиков без цели сбыта, все они, сто процентов, являются наркопотребителями. При этом половина из них направлены в места лишения свободы, а другая половина осуждена условно, т.е. отпущены в общество.

  Посадить наркопотребителя в тюрьму не значит защитить общество от преступника. Наоборот, выйдя через полгода-год из тюрьмы он вновь, как правило, с удвоенным рвением после «усвоения курса» криминальной культуры вернется к потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.

  Приоритет социальной реабилитации наркопотребителей над их уголовным наказанием, связанным c лишением свободы, отражен в ведущих международных нормативных правовых актах, в том числе, в резолюциях Комиссии по наркотическим средствам ООН и Генеральной Ассамблеи ООН.

При этом должно быть абсолютно не важно, имеем ли мы дело с теми, кому поставлен диагноз «больной наркоманией» или «потребитель с вредными последствиями», или просто с установленными  наркопотребителями.

  В связи с этим наиболее актуальным направлением общественно-государственного партнерства в развитии антинаркотической политики представляется развитие и поддержка поддержка общественных организаций оказывающих реабилитационные услуги и услуги по ресоциализации наркозависимых лицам.

Помимо государственных учреждений наркологического профиля в крае действует 13 общественных организаций, осуществляющих реабилитационную деятельность, которые объединяют 35 филиалов. По территориальному расположению они находятся в 14 муниципальных образованиях (в основном Черноморское побережье Краснодарского края).

Количество койко-мест всех филиалов составляет 813. Стоимость реабилитационного процесса значительно разнится – от бесплатного (не исключает пожертвований в фонд церкви и добровольной оплаты) до 30-40 тыс. рублей за период реабилитации, который составляет 3-6 месяцев.

В течение 2015 года межведомственной рабочей группой по формированию регионального сегмента реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц была изучена деятельность 12 общественных организаций, проводящих работу с наркозависимыми лицами и лицами, страдающими алкоголизмом.

Изучение проводилось в соответствии с критериями и методами оценки деятельности реабилитационных центров по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, разработанными ФСКН РФ, утвержденными заседанием ГАК (протокол от 25 июня 2014 года). Из 12 изученных организаций только у 5  в уставных документах в направлениях их деятельности указано осуществление  реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц.

На основании данных ведомств-участников межведомственной рабочей группы, во всех 12 организациях установлено несоответствие их деятельности по реабилитации наркозависимых лиц основным критическим требованиям Критериев:

-     отсутствие или неисполнение «Программы реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях»;

-     отсутствие системы учета реабилитантов;

-     отсутствие необходимых помещений для осуществления реабилитационного процесса;

-     отсутствие квалифицированных специалистов (психологов, медработников) в штате организации;

-     отсутствие договоров о сотрудничестве с государственными учреждениями здравоохранения наркологического профиля;

-     несоблюдение санитарно-гигиенических норм;

-     несоблюдение требований пожарной безопасности.

Из 5 общественных организаций, деятельность которых по реабилитации наркозависимых лиц внесена в Уставные документы, руководители только 2 организаций (Новокубанская районная общественная организация «Молодежь за здоровый образ жизни», Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Счастливая жизнь» (г. Сочи)) заявили о желании взаимодействовать с органами исполнительной власти и привести в соответствие  с Критериями их деятельность по реабилитации наркозависимых лиц.

В тоже время, актуальность и необходимость развития общественных инициатив в области реабилитации наркозависимых лиц подтверждают результаты проведенного в рамках ежегодного мониторинга наркоситуации социологического исследования. Среди опрошенных респондентов-потребителей наркотических средств только 30% проходили курс реабилитации. 80% из них обращались именно в негосударственные центры.

В настоящее время в крае в целях поддержки и развития данного направления деятельности предусматривается финансовая поддержка социально ориентированных общественных объединений, религиозных организаций на основании государственной программы Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан»,  утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 года № 1158. На период действия программы (2014-2016 годы) финансовая поддержка общественных объединений из краевого бюджета составляет 87 млн. рублей, религиозных организаций – 15,5 млн. рублей.

Решением антинаркотической комиссии Краснодарского края (протокол № 3 от 23 сентября 2015 года) уполномоченным органом в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ определено министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 9.2 Закона Краснодарского края от 25 октября 2005 года № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края» (Закон Краснодарского края от 6 ноября 2015 года № 3273-КЗ), министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края организует деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Данные полномочия закреплены в Положении о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края (реорганизовано и переименовано в министерство труда и социального развития Краснодарского края) постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года № 1240, которое вступило в силу с 1 января 2016 года.

В настоящее время в Перечень основных мероприятий государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» внесены и проходят согласование изменения, в части предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных  (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с предоставлением ими мероприятий по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, на территории Краснодарского края. Сумма финансирования составляет 16 млн. рублей на весь срок действия программы (2016-2021гг).

Данное мероприятие будет способствовать выполнению основных критериев выполнения программы:

-     Уменьшение количества наркологических больных, находящихся под диспансерным наблюдением, на 100 тысяч населения;

-     Уменьшение количество наркологических больных, впервые взятых на диспансерный учет, на 100 тысяч населения;

-     Уменьшение количество лиц, состоящих на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотических веществ.

  В целом прогнозируется оздоровление наркоситуации и снижение криминогенности на территории Краснодарского края, связанной с вовлечением в незаконный оборот наркотиков молодежи.