Полный текст статьи
Печать

Проблема старения представляет собой совершенно новый социальный феномен, с которым человечество столкнулось лишь в XX веке, особенно в последние его десятилетия. Актуализация проблем, связанных со старостью, во многом обусловлена распространением процесса демографического постарения, ставшего отличительной чертой современной эпохи.

В нашей стране движение общества к постарению наступило в начале семидесятых годов: доля составила 12%. В конце семидесятых годов ХХ века Россия перешла границу начальной старости: доля лиц старше 60-ти лет составила почти 14%. Начиная с 1992, года в стране уровень смертности превышает уровень рождаемости почти в два раза. Это положение положило начало процессу сокращения численности населения, что к концу 90-х годов ХХ века привело к необратимым последствиям в общественной структуре. Количество «стареющего» населения превысило 18% от общей численности, что сделало российское общество «очень старым».

Демографические трансформации привели к тому, что социально-демографическая группа людей в возрасте старше 60 лет становится все более многочисленной.  Численность ее будет расти в течение следующих 25 лет и к 2030 году составит порядка 25% от общего количества населения [1].

Для современной России характерно новое очертание старости при фактическом отсутствии ресурсов для решения геронтологических проблем. Социальное восприятие старости во многом зависит от бытующего в обществе ее культурно-исторического контекста. Конструкт старости находится в зависимости от маркеров, стратифицирующих общество: материальное положение, социальный статус, национальная принадлежность и т.д. При этом отметим, что однажды сконструированный общественный стереотип очень сложно подвергается трансформации.

Современное Российское общество, с позиции отношения к старости, можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, сокращение численности населения, резкое его постарение (с 1992 года) и снижение темпов рождаемости привели страну в состояние демографического кризиса, чем обусловили обращение к пожилому населению как созидательному потенциалу страны, ее стратегическому ресурсу. С другой, можно проследить нарастание тенденции негативного паттерна старости как социальной девиации, создающей дополнительную финансовую нагрузку для трудоспособного населения. Таким образом, архаичное представление о старости как о жизненном прологе, ведущем к смерти остается достаточно распространённым.

Это возможно объяснить тем, что старость до сих пор не воспринимается общественным сознанием как социально ценный период жизни, скорее, как неизбежный, нежелательный факт. Траектория конструирования оптимальной модели жизни современного человека нацелена на вечную молодость и бессмертие. Именно молодость, в общественном сознании, конденсирует направленность в будущее, развитие. Старость же, наоборот, презентуется как направленная в прошлое, стагнацию.

Геронтологический сегмент жизни имеет негативный оттенок еще и потому, что современная культура транслирует культ молодого сильного тела. Телесная красота во многом выступает как фактор статусности человека, его места в социальной системе. Одряхление тела, появление морщин и старческого пигмента провоцируют формирование образа непривлекательности старости.

В связи с этим, люди пожилого возраста воспринимаются как однородная масса, для которой характерен ряд негативных признаков: «… все старики похожи друг на друга; пожилые люди социально изолированы; большинство из них имеют слабое здоровье; увольнение с работы порождает большие проблемы для мужчин, чем для женщин; большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими; в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней; старый человек не может учиться; умственные качества с возрастом уменьшаются» [2, С.51].

При этом существенной считаем позицию К. Виктора, который считает, что представленные клише значительно упрощают социальное видение старости, косвенно влияя на мироощущение самих пожилых людей. В тоже время необходимо отметить принципиальное изменение процесса старения в общественной системе. На современном этапе его можно рассматривать как глобальный необратимый процесс, приводящий к изменению как социально-демографической общественной структуры, так и его культурного облика. При этом подчеркнем, что увеличение средней продолжительности жизни в значительной мере влияет на ход социального развития на десятки лет вперед.

Представляется уместным подвергнуть критике анахронизм, утверждающий, что старение общества сопровождается упадком экономической жизни, и деградацией социального развития. Данная позиция опирается на утверждение о невозможности развития инноваций в геронтологическом пространстве, а также на тезис о трудностях адаптации стариков к технологическому прогрессу.

Вызывает сомнение и степень достоверности существующего утверждения о невозможности приспособления современного технологичного рынка труда к стареющей структуре общества. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что современна наука не может представить реальных доказательств существования прямой зависимости экономической активности с энергичностью людей трудоспособного возраста, равно как и свидетельств о возрастных особенностях отсутствия ошибок или скорости в принятии управленческих решений. 

В связи с вышесказанным, представляется возможным выделить пожилой возраст в отдельную категорию, так как именно он (в отличие от старческого возраста — периода не слишком продолжительного и характеризующегося различными зависимостями) может стать тем периодом жизни, который способен раскрыть творческий потенциал человека. Именно этот возраст в наибольшей степени способствует занятиям культурой или деятельным отдыхом, общественной деятельностью. Этот сегмент жизни человека свободен от проблем и стрессов, связанных с трудовой деятельностью, ответственностью за принятие решений.

Современные исследования социальных геронтологов показывают, что, если умело подойти к проблеме переквалификации пожилых трудящихся (смоделировать и реализовать на практике принцип селективной оптимизации с компенсацией), то пожилые не уступят по многим показателям молодым. Данное утверждение поддерживает ряд отечественных специалистов указывая на объективные возможности обучения в пожилом возрасте [3].

Таким образом, социальная польза, которую способно дать обществу пожилое население, зависит в большей мере не от их способностей, а от того как их воспринимает общество. На сколько оно готово к изменению сложившихся стереотипов, его способности социально защитить пожилых людей от таких неблагоприятных факторов как материальная зависимость, социальная невостребованность и моральный дискомфорт.

В сложившихся условиях изучение, разработка и реализация адекватных мер в поддержку пожилых людей должны стать ведущей целью социальной деятельности на государственном уровне. Среди предлагаемых отечественными специалистами геронтологами и социальными антропологами практических мероприятий особого внимания заслуживают требования пересмотра концептуальных оснований социальной политики в отношении пожилых, как не соответствующих реализации поставленных перед ними задач – интеграции пожилого человека в социум и обеспечения для каждого пожилого человека безопасной и достойной жизни вкупе с возможностью продолжать активную общественную жизнь.