Полный текст статьи
Печать

Современный мир способствует формированию и развитию искажённых форм индивидуализма. Социальная изоляция приводит к изменению организации жизни человека, его коммуникаций, трансформации традиционных социальных связей [1]. В совокупности данные факторы приводят к возникновению жестокости и насилия в отношениях между людьми. Кроме того, социальная напряжённость, стрессы, агрессия в повседневной жизни также влекут за собой  появление конфликтов. Особое беспокойство вызывает тот факт, что насилие находит свое отражение на взаимодействии детей с одноклассниками, следствием чего является его распространение в образовательных учреждениях.

Школьное насилие - это эмоциональное и физическое насилие, которое проявляется между детьми или учителями по отношению к ученикам и крайне редко учениками по отношению к учителю [2]. Как правило, такое насилие направленно на отдельную личность, которая слабее или как-то отличается от других, а также на целые группы людей, так называемых аутсайдеров или лузеров. Подобные действия носят единичный или повторяющийся характер, причем стремление нанести вред всегда является намеренным. В современной научной литературе направленное на человека открытое негативное психологическое давление получило название буллинг.

Первое упоминание о школьной травле появилось довольно давно.  Еще в 1905 г. К. Дьюкс опубликовал свою работу. Но первые знания о буллинге были систематизированы в 90-е годы ХХ века такими учеными как: Д. Лэйна, Е. Мунте, Д. Олвеус, А. Пикас, Е. Роланд и др.  По данным Дэна Олвеуса примерно 16 % девочек и 17,5%  мальчиков во всех развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга в той или иной форме. В некоторых случаях это происходит эпизодически, то есть от случая к случаю, но иногда систематически ребенка унижают и задирают его же одноклассники. Так же  7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли – буллерами [3]. Данные почти подходят ко всем странам мира.

В отечественных исследованиях начала нового века эта проблема нашла своё отражение в работах И.С. Бердышева, И.С. Кона и др. Данные исследования показывают, что существование буллинга в образовательной среде обусловлено тем, что школа для детей является полигоном выплеска накопленной дома негативной энергии.

В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором развития и распространение буллинга выступает неспособность, и даже не желание педагогов бороться с этой проблемой.

Таким образом, буллинг можно рассматривать как отдельное социальное явление, при помощи которого человек скрывает свою несостоятельность посредством агрессии, направленной на другого человека.

Д. Олвеус утверждает, что буллинг – это насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен себя защитить, и продолжающиеся на протяжении долгого времени [3].

По мнению социолога И.С. Кона, буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить себе [4].

Это жестокое обращение со стороны индивида или группы физически и/или психологически сильных получающих удовольствие от причинения боли, насмешек, овладения чужим имуществом. Дети, которые подверглись насилию, склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, и предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг имеет свои определенные закономерности, такие как: возрастные, гендерные и психологические. За ними стоит не только физическое неравенство, а в большей степени дисбаланс власти, при которой один ребенок подчиняет другого, различными способами и продолжительное время.

Особенности буллинга определяются рядом отечественных и зарубежных исследований. Среди них можно выделить:

Во-первых, буллинг ассиметричен — с одной стороны находится обидчик, обладающий физической или психологической силы, с другой — пострадавший, который силой не обладает и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц.

Во-вторых, буллинг подрывает у подростка уверенность в себе, и как следствие проблемы с успеваемостью, разрушается здоровье, задевает человеческое достоинство и самоуважение.

В-третьих, буллинг осуществляется преднамеренно, цель которого является нанесение физических и душевных страданий человеку.

В-четвертых, буллинг- это групповой процесс, в котором принимают участия не только обидчик и пострадавший, а также как писал Д. Олвеус:

−     Издевающиеся учащиеся (булли) – как правило физически и психологически сильный ребенок, со сниженной ощущением собственного достоинства и за счет унижений и оскорблений он самоутверждается. Так же инициатором насилия могут стать подростка желающие находиться в центре внимания, импульсивные с агрессивным поведением, или же те, кто боится стать жертвой. 

−     Учащийся, над которым издеваются. «Жертва» - это ребенок не уверенный в себе, имеющий низкую самооценку, замкнутый в себе, не имеет друзей. И конечно в физически слабее агрессора. Могут издаваться по любым причинам: какие либо физические дефекты, с неблагополучной семьи, часто болеющий и пропускающий занятие.

−     Последователи или приспешники – дети, которые поддерживают насилие, но не являются их инициатором.

−     Сторонники или пассивные – активно и всеми возможными способами поддерживают издевательство, но не принимают в этом прямое отношение.

−     Пассивные сторонники или вероятные участники буллинга. Таким детям нравится издевается, но они этого не демонстрируют при других.

−     Безразличные наблюдатели -  не принимающие участие в процессе и не придерживаются определенной позиции. Можно сказать, что им все равно, но нет, они ощущают вину собственного бессилия.

−     Вероятные защитники не любят насилие и считают своим долгом защитить жертву, но ничего не делают.

−     Защитники не любят издевательства, помогают или стараются помочь учащемуся, над которым издеваются.

Но все ученые склоняются к мнению, что единого портрета агрессора и «жертвы», нет. Ими может стать любой ребенок.

В-пятых, буллинг никогда не прекращается сам по себе, всегда и во всех случаях всем участникам буллинга нужна помощь и поддержка.

В-шестых, Д. Олвеус уделяет внимание такой особенности негативных действий обидчика, как повторяемость и длительность. Эта характеристика негативных действий обидчика возникает благодаря тому, что, с одной стороны, обидчик сохраняет заинтересованность в осуществлении насильственных действий в отношении жертвы долгое время и, с другой стороны, в результате того, что жертва слабее и не способна защитить себя в ситуации буллинга [4].

Продолжительная агрессия, направленная на одних и тех же детей, создает между ними устойчивые отношения, в которых буллинг дополняется виктимизацией. Это форма агрессии наиболее характерна для младшего и среднего школьного возраста. При переходе с начальной школы в среднею существует тенденция к ослабеванию буллинга, но у некоторых - это устойчивая черта личности, с возрастом меняются лишь формы ее проявления.

Если рассматривать формы, в которых выражается школьное насилие, то существуют различные точки зрения. Так, И.С. Бердышев [5] высказывает мнение существования словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием; Д. Лэйн  выделяет психологическое и физическое насилие; О.Д. Маланцев [6] акцентирует свое внимание на таких видах насилия как: физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное.

В целом, можно говорить о том, что школьное насилие содержит различные действия обидчика по отношении к жертве, но все они направлены только на одно, на унижение с помощью физического, эмоционального, экономического и сексуального насилия. Рассмотрим каждый из них [2].

Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, снижает самооценку. Унижение происходит путем оскорбления и угроз, то есть главным орудием является голос. В последнее время появилась новая разновидность школьного буллинга -- это кибербуллинг. Жертву унижают и оскорбляют через различные социальные сети. Травля сверстников стала модной забавой среди Российских и зарубежных школьников и студентов. В США после отдельных громких случаев самоубийства из-за компьютерной травли, парламенты отдельных штатов приняли закон, по которому буллиром грозит наказание от штрафа до нескольких лет лишения свободы. В России ничего подобного нет, хотя исследования показывают, что каждого 4 ребенка в нашей стране унижают и травят в интернете.

Кибербуллинг включается различные формы поведения, начиная от простейших – шутки, которые не воспринимаются в серьез, и заканчивая наиболее серьезными – психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к членовредительству и суицидам. Есть также понятие буллицида – гибель жертвы вследствие буллинга. Таким образом, школьное насилие оказывает на детей прямое  косвенное влияние:

Во-первых, так как насилие носит длительный характер, оно оказывает прямое влияние. Падает самооценка, подросток замыкается в себе, не идет на контакт с одноклассниками, опасаясь издевательств, оскорблений. Но бывает, что он хочет общаться, но одноклассники его избегают, боясь, стать жертвами буллинга. И в дальнейшем такому ребенку трудно социализироваться.

Во-вторых, дети, которые, подверглись школьному насилию, не только получают низкий статус в классе, но и психологическую травму. Развиваются нервно-психические и поведенческие расстройства. У ребенка теряется интерес к любимым занятиям, снижается качество учебы, нарушается сон и аппетит, появляются симптомы депрессии. Все перечисленное может привести к формированию посттравматическому синдрому.

В основном жертвы буллинга не говорят о том, что над ними подшучивают, издеваются. Заметить и распознать это можно по настроению (возвращаясь домой и идя в школу) и поведению ребенка. Жертва ощущает беззащитность и у нее появляется чувство постоянной опасности. Подросток теряет чувство уважения к себе, веру в свои собственные силы. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим родителям и близким людям необходимо быть предельно внимательным к незначительному изменению в его поведении. 

В контексте озвученной проблемы важно то, что в условиях современной отечественной школы повсеместно отсутствует систематическая работа по предотвращению и прекращению травли. Основные способы работы с уже существующими эпизодами травли – это индивидуальная работа с теми, кто оказался в роли агрессора и жертвы, и работа с сообществом класса. Главными стратегиями деятельности в этом направлении видятся – повышение толерантности и навыков саморегуляции агрессоров, развитие социальной компетентности детей, ставших предметом травли, усиление атмосферы взаимопомощи и поддержки, взаимного доверия в классе.

В заключение стоит отметить, что в последнее время отношение к жестокости в школе в образовательных учреждениях, обществах развитых стран стало значительно серьезнее. Широко применяются профилактические программы буллинга. Развитие таких программ достаточно важно, так как именно подростки стоят, на пороге взрослости, и именно от них зависит, каким будет социум и взаимодействие внутри него в ближайшие годы.