Полный текст статьи
Печать

В процессе эволюции все системы проходят через «точку бифуркации»  (от латинского слова («bifurcus»-развилка, двузубый)) [9]. Понятие «бифуркация» в настоящее время применяется не только в буквальном значении  как развилка, разветвление надвое, но для того чтобы  отметить нетривиальности поведения сложных систем, испытывающих сильные воздействия. Бифуркация может возникнуть тогда, когда система теряет устойчивость, когда она выводится из состояния динамического равновесия. В том случае, когда система нарушается, возникают хаос, нелинейные процессы, которые либо приводят к возмущению системы и становятся причиной ее гибели, либо изменяют структуру системы и обеспечивают развитие системы по более сложной траектории. В каждой  такой точке  и происходит выбор единственного «объективированного» пути, который становится с этого момента уже частью жизни и обуславливающего тенденцию дальнейшего развития. Во всяком случае, до следующей точки бифуркации [16,17]. Нелинейное или спиральное мышление – значит посвятить себя в корень проблемы, двигаться по данной кривой траектории в разных направлениях  из своего источника, что является наиболее результативно возможным вариантом  решения парадигмы. Если перенести эти результаты на проектную деятельность в образовании, то можно обнаружить, что конечный результат бифуркации, движение природы к нужному аттрактору зависит как от предшествующего состояния, т.е. от определенных знаний и умений, так и определяется флуктуациями, вынуждающими обучающихся выбрать тот путь развития, по которому пойдет их  дальнейшее обучение.

В данное время результатом внедрения  синергетики в систему  образования стали идеи, начальная точка которых определяется  синергетичностью процесса образования. Под педагогической синергетикой понимается мировоззрение, которая отражена в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем становящаяся на прочную позицию области педагогического знания. Современные исследователи рассматривают педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных взаимодействий во встречных процессах обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, осуществляющих в личности учащихся и в совместной работе с учителем. [17]

Создание возможности выбора в системе образования т.е вариативности выбирать дисциплины, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и проекты предоставляют каждому ребенку возможность достижения успеха, заинтересованности к самостоятельности своего выбора и принятия серьезного решения, предоставления альтернативного пути обучения. Такой выбор включает возможность задать индивидуальную самостоятельную траекторию образования, темп обучения.

Элективные курсы – внеурочные занятия по профильному курсу обучения учащихся, которые организуются за счет школьного компонента учебного плана и входят в состав профиля обучения на средней и старшей ступени школы. Ученик самостоятельно определяет набор курсов, в течении 5 лет обучения должен выбрать и заниматься на 2-3  курсах элективного курса.

То, что элективные курсы выбирают сами учащиеся, ставит их в ситуацию самостоятельного выбора собственной траектории образования, саморазвития. Проектная деятельность является одним из методов саморазвивающего обучения, она развивает творческие способности и логическое мышление, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Чем больше  ребенок вовлечен  в совместную образовательную исследовательскую деятельность, тем выше будут его творческие способности.

Главной целью элективного курса «Веселая астрономия» является развитие заинтересованности к астрономии, расширение и углубления знаний по астрономии. Основными задачами данного элективного курса является: - формирования астрономических понятий;- знакомство с наукой астрономия; - развитие научных знаний учащихся.

Элективный курс "Веселая астрономия"  межпредметный, направлен на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Физика» в основном образовании школьников.

Программа элективного курса  рассчитана на 35 часов. Итоговым завершением элективного курса является освоение проектно-исследовательской деятельности, работа с веб-ресурсами, создание мультимедийных слайдов как представления результатов самостоятельной деятельности.  Представленные работы презентуют и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.

Разработка проекта проходит через несколько стадий. 1- хаос еще не знаешь в каком направлении двигаться, какую тему выберет ребенок - это период расшатывания. Далее 1точка бифуркации - выбор темы;  2- точка-  выбор модели. Далее определяется цель- аттрактор. 3- «точка бифуркации» - какие материалы, способы изготовления макетов, какие инструменты, продукты, это  «точки бифуркации», после которой возникает многообразие путей его развития. Учащиеся  овладевают методами учебно-исследовательской деятельности, научного познания, решения творческих задач, моделирования, конструирования макетов космических объектов, обеспечения  сохранности продуктов труда. Проекты учащихся приобретают исследовательский характер,  что дает возможность для саморазвития личности.

После составления подробного плана проекта  приступаем к изготовлению изделия или продукта,  выбрав наиболее доступные компоненты, материалы, способы обработки и изготовления.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. [5]

Таблица 1

Программа элективного курса «Веселая астрономия»

Тема

Количество часов:

Форма проведения, деятельности.

Всего

Аудит.

Практ.

 

Знакомство с наукой астрономия

1

1

 

Тестирование, выполнение письменных контрольных работ

Космические объекты и их спутники.

5

5

 

Лекция, беседа

Солнце

2

1

1

Лекция, беседа

Система Земля-Луна

1

1

 

Лекция, беседа

Космические корабли

3

1

2

 

«Интересное, но объяснимое».

2

1

1

устная беседа

Астрономические величины

3

3

 

Лекция, беседа

Выбор темы проектно-исследователькой работы.

2

1

1

Проект, моделирование

«Наука подобия» Моделирование космических объектов

6

2

4

Проект, моделирование

Решение астрономических задач

5

2

3

Практическая, решение задач

Астрономическая олимпиада

2

 

2

Тестирование, выполнение письменных итоговых контрольных работ

Защита проектных работ.

Защита проектных работ