Полный текст статьи
Печать

В МБОУ «Токкинская ШИСОО им. П.П. Ощепкова» ИОС представлена следующими основными компонентами: аппаратной, информационной, кадровой и регламентной (см. таблица №1).

Таблица 1

Направления развития и совершенствования 
информационно-образовательной среды МБОУ «Токкинская ШИСОО им. Ощепкова»  Олекминского района РС(Я): 

№п/п

Направление деятельности ОУ

Краткое описание

Ожидаемый результат

1

Совершенствование материально-технической базы,

Создание серверов. Развитие школьной локальной сети: объединение компьютеров в учебных кабинетах в единую сеть . Оборудование рабочих мест учителей компьютером и проекционным оборудованием.

Локальная сеть – необходимое условие для формирования эффективной информационно-образовательной среды школы. Своего рода основа, фундамент для внедрения различных сетевых образовательных технологий. 
Школьная сеть представляет собой комплекс программно-технических решений. наличие, двух серверов со следующими ролями:

Контроллер домена (DNS,DHCP)

Прокси-сервер

Web-сервер

Файловый сервер

К школьной локальной сети подключены не только кабинеты информатики, но и компьютеры всех учителей-предметников, музей, администрации ОУ;
создана среда, позволяющая организовывать различные единые школьные хранилища (ЦОР, фото, видео, аудио, CD/DVD), развивать сетевые технологии доступа к имеющимся хранилищам при организации всех видов учебной деятельности: подачи материала, организации электронных практикумов, виртуальных лабораторий, просмотра видео, прослушиванию аудиокниг, подготовки к ЕГЭ, контроля знаний и др.

2

Освоение и совершенствование технологий доступа к образовательному контенту, технологий дистанционного взаимодействия, обучения

Создание школьного Интранет-сайта

Школьный Интранет сайт - основа для формирования информационно-насыщенной образовательной среды школы, средство удобного и эффективного доступа ко всему имеющемуся образовательному контенту с любого школьного компьютера по принципу «единого окна». Интранет-сайт, в отличие от Интернет-сайта, не имеет ограничений по объему и видам размещаемой на нем информации и ограничен только размером дискового пространства школьных серверов.

В школе создана информационно-образовательная среда, способствующая активному использованию ИК-технологий в педагогической практике. (Интранет-сайт)

Организация единого хранилища ЦОР на школьном сервере

Хранение образов CD/DVD дисков медиатеки, ЦОРов других видов осуществляется на файловом сервере школы. Доступ учителей и учащихся к базе данных ресурсов с их подробным описанием планируется осуществляеть через школьный Интранет-сайт. На рабочем месте учителя и учеников установлена одна из бесплатных программ для монтирования образов.

Учителя получают в распоряжение быстрый и эффективный доступ ко всем имеющимся в школе ЦОР. 
Такая среда в значительной мере способствует вовлечению в более эффективное использование ИКТ, ЦОР даже тех учителей, которые традиционно оказывали сопротивление, имели низкую мотивацию к использованию ИК-технологий. 
Изменяется информационно-образовательное пространство школы.

3

Кадровые решения. Введение в практику работы внутришкольной системы постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ.

Вовлечение учителей-предметников в работу по систематизации, обобщению и представлению опыта в форме сайта, стимулирование администрацией ОУ учителей имеющих, поддерживающих и использующих сайт в повседневной педагогической практике.

Владение учителями технологией сайтостроения на основе использования простого в использовании конструктора школьных сайтов позволяет им создавать и размещать сайты не только в Интернет, но и ничем не ограниченные в объеме.

Качественно изменяется информационно-образовательное пространство школы. В этом процессе реально участвуют учителя-предметники, а не один человек, который, в отличие от учителя, не может знать содержания, особенностей и методики преподавания каждого предмета, контента (и логики его построения), который необходим учителю в повседневной педагогической практике.

 

Создание системы постоянной методической поддержки педагогических работников в области ИКТ, является одним из важных направлений деятельности администрации по созданию условий для успешной реализации проекта информатизации школы, творческого роста педагогов. Нормативно-правовая сторона системы регулируется внутренними локальными актами  – положением, приказами директора школы. Ответственность за организационные мероприятия и постоянное функционирование системы возложена на заместителя директора, курирующего вопросы информатизации. 

Отметим, что одно только внедрение передовых информационных технологий, развитие и укрепление материальной базы школы не даст желаемого результата, пока не будут созданы условия способствующие развитию самого учителя в этой среде. Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, в Токкинской школе функционирует внутришкольная система постоянной методической поддержки учителей в области использования ИКТ.

Занятия в рамках семинаров проходят не только согласно расписанию, но и в любой другой день в форме индивидуальных консультаций. Время их проведения определяется режимом работы школьных кабинетов информатики, - как правило, по окончании учебных занятий. Занятия с группами педагогов проводит учитель информатики, учителя, имеющие положительный опыт использования ИКТ.
Совместная деятельность директора, заместителя директора по информатизации и педагогического коллектива включает в себя разноплановую работу. Прежде всего, это постоянно действующие долгосрочные семинары, групповые занятия и индивидуальное консультирование, оказание методической и технической помощи учителям по всему спектру вопросов, связанных с информатизацией.
В рамках системы методической поддержки, работа с учителями выстраивается по следующим направлениям:

  • реализация долгосрочных и краткосрочных семинаров, курсов повышения квалификации для учителей школы по совершенствованию/приобретению новых компетенций в области ИКТ (сайт учителя-предметника, технология видеомонтажа, технология создания видеопрезентаций, технология использования сетевого тестирования, технология использования электронного журнала, организация дистанционного взаимодействия с учащимися и т.п.);
  • обучающие мастер-классы по инсталляции и методике приемам эффективного использования цифровых образовательных ресурсов);
  • обучающие мастер-классы по использованию ЦОР при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ;
  • обучающие мастер-классы, обмен опытом между учителями по приемам эффективного использования интерактивной доски и проекционного оборудования;
  • подготовка специального раздела сайта и постоянное обновление коллекции аннотированных и систематизированных по предметным областям ссылок на образовательные ресурсы Интернет в помощь учителю, систематическое ознакомление учителей с новыми поступлениями в указанные разделы;
  • привлечение учителей к практике постоянного размещения на сайтах школы методических статей, описания проведенных образовательных событий, передового педагогического опыта;
  • Помимо основных направлений деятельности системы, учителям постоянно, вне расписаний, оказывается консультативная и техническая помощь и по множеству других, «частных» вопросов, имеющих отношение к информатизации. Как показала практика, большинство педагогов школы удовлетворены результатами проделанной работы за последние три года [1]. 

Об эффективности функционирования системы методической поддержки учителей в области ИКТ, администрация школы может в т.ч. и по результатам анкетирования, которое проводятся среди   учителей не менее одного раза в год

Показатели эффективности сопровождения профессионального роста учителя, системы методической поддержки:

  • динамика роста качества обученности учащихся на основе используемых в тесной интеграции педагогических и ИК-технологий (результаты ЕГЭ, ОГЭ, олимпиад, конкурсов);
  • результаты участия учителей в профессиональных конкурсах;
  • общий уровень информационной культуры и ИКТ-компетентности учителей и учащихся;
  • эффективное достижение новых образовательных результатов в качественно новом формате информационно-образовательной среды возможно только при готовности педагогических работников активно использовать современные ИКТ и Интернет-практики, вовлекать в этот процесс всех участников образовательного процесса и управлять качественно иным содержанием ресурсов;
  • Для анализа кадрового компонента проводится анкетирование и мониторинг ИКТ-компетентностей;
  • После анкетирования весь педагогический коллектив разбивается на группы по выявленным проблемам и по этим проблемам обучается в форме практических занятий, семинаров. Благодаря тьютору педагоги ОУ  прошли курсы «ИКТ- компетентность педагога» и «Интерактивная доска» и имеют хорошие пользовательские навыки;
  • Работа над формированием и развитием ИКТ-компетентностей педагогов проводится систематически.
  • В штат школы введена новая должность – инженер по информатизации, который следит за техникой и помогает учителям по техническим вопросам;
  • ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный педагог должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.

Комплексное решение вопросов методической поддержки учителей, интеграция педагогических и ИК-технологий способствует достижению профессионального уровня ИКТ-компетентности учителей, достижению современного уровня качества образования.

Школа обладает обширным «парком» компьютерной, мультимедийной, интерактивной и множительной техники, позволяющей реализовывать различные образовательные задачи.

Техника обновляется, появляются новые устройства, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.

Таблица 2

Состояние МТБ по ИКТ- оснащению:

Общешкольное оснащение

 

Есть

Необходимо

Где используется

Актовый зал

Экран.

Проектор

Ноутбук

 

Школьные мероприятия.

Внеурочная деятельность

Административная зона

Компьютеры –5

МФУ – 2

Принтер – 5

Сканеры – 1

ИБП -3

 

обеспечение нормативно-правовой базы школы

обеспечение методической и аналитической работы школы

обеспечение хозяйственной и аналитической работы школы

Социально-психологическая служба
и логопункт

Компьютеры –3

МФУ – 3

 

Диагностирование учащихся.

Проведение занятий.

Обеспечение методической и аналитической работы школы

Педагоги-оргнизаторы, врач

Компьютеры –2

 

Принтер

МФУ

 

Диагностирование учащихся.

Проведение занятий

Обеспечение методической и аналитической работы школы

Оснащение предметных кабинетов

(к нему относятся автоматизированные рабочие места педагогов и обучающихся, а также наборы традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

 

 

Есть

Необходимо

Примечание

Начальная школа

Компьютеры –6

Проекторы – 6

Интерактивные

доски – 2

Копир - 1

Принтер – 2

Экран - 4

 

 

Кабинеты русского языка и литературы

Компьютер

Проекторы

Экран

МФУ

 

Урочное время: 

– уроки русского языка и литературы

Кабинет математики 1

Ноутбук

Проектор

Интерактивная

доска

Копир

Документ камера

 

Урочное время: 

– уроки математики

Кабинет математики 2

Компьютер

Проектор

Интерактивная

доска

Документ-камера

 

Урочное время: 

– уроки математики

Кабинет истории и обществознания
(Музей)

Компьютеры – 2

Проектор

Экран

МФУ

Принтер

Документ -камера

Интерактивная доска

Урочное время: 

– уроки истории и обществознания

Кабинет информатики

Спутниковый интернет

Роутер wi-fi.

Компьютеры – 12

ИБП

Принтеры -3

Сканер

Документ камера

Интерактивная доска

Проектор

Конструкторы Lego (основы робототехники) – 3 компл. +  доп. Набор

Мобильный компьютерный класс

 

Урочное время: 

– уроки информатики.

Проведение кружка робототехника, семинаров, конкурсов, олимпиад, работа с активом школы. Заполнения электронных журналов.

Кабинет иностранного языка (лингафонный кабинет)

Компьютер

Проектор

Экран

Наушники – 18

Кабинки с аппаратурой – 18

 

Урочное время: 

– уроки английского языка

Кабинет биологии

Компьютер

Проектор 

Интерактивная доска  

 

Урочное время: 

– уроки биологии

Кабинет географии

 

Ноутбук

Интерактивная доска

Документ-камера

МФУ

Урочное время: 

– уроки географии

Кабинет химии

 

Ноутбук

Интерактивная доска

Документ-камера

МФУ

Урочное время: 

– уроки химии

Кабинет физики

Компьютер

Проектор 

Интерактивная доска 

Документ-камера

 

Урочное время: 

– уроки физики

Кабинет якутского языка и литературы

Компьютер

Интерактивная доска 

Проектор

Документ-камера

 

Урочное время: 

– уроки якутского языка и литературы

Кабинет ОБЖ

Компьютер

Экран

Проектор

Интерактивная доска

Урочное время: 

– уроки ОБЖ

Кабинет автодела

Авто симулятор – 1

Трактор МТЗ симулятор – 1

Экран

Проектор

 

Урочное время: 

– уроки трактороведения

Кабинет ИЗО и черчения

Ноутбук

Документ-камера

Проектор

Принтер

 

Урочное время: 

– уроки ИЗО и черчения

           

 

ИОС Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Токкинская школа – интернат среднего (полного) общего образования им.П.П. Ощепкова» на данный период (2016 г.) соответствует ресурсному уровню. С последующими этапами развития информационной среды школа планирует достижение регламентирующего уровня ИОС.