В МБОУ «Токкинская ШИСОО им. П.П. Ощепкова» ИОС представлена следующими основными компонентами: аппаратной, информационной, кадровой и регламентной (см. таблица №1).
Таблица 1
Направления развития и совершенствования
информационно-образовательной среды МБОУ «Токкинская ШИСОО им. Ощепкова» Олекминского района РС(Я):
№п/п |
Направление деятельности ОУ |
Краткое описание |
Ожидаемый результат |
|
1 |
Совершенствование материально-технической базы, |
Создание серверов. Развитие школьной локальной сети: объединение компьютеров в учебных кабинетах в единую сеть . Оборудование рабочих мест учителей компьютером и проекционным оборудованием. |
Локальная сеть – необходимое условие для формирования эффективной информационно-образовательной среды школы. Своего рода основа, фундамент для внедрения различных сетевых образовательных технологий. Контроллер домена (DNS,DHCP) Прокси-сервер Web-сервер Файловый сервер |
К школьной локальной сети подключены не только кабинеты информатики, но и компьютеры всех учителей-предметников, музей, администрации ОУ; |
2 |
Освоение и совершенствование технологий доступа к образовательному контенту, технологий дистанционного взаимодействия, обучения |
Создание школьного Интранет-сайта |
Школьный Интранет сайт - основа для формирования информационно-насыщенной образовательной среды школы, средство удобного и эффективного доступа ко всему имеющемуся образовательному контенту с любого школьного компьютера по принципу «единого окна». Интранет-сайт, в отличие от Интернет-сайта, не имеет ограничений по объему и видам размещаемой на нем информации и ограничен только размером дискового пространства школьных серверов. |
В школе создана информационно-образовательная среда, способствующая активному использованию ИК-технологий в педагогической практике. (Интранет-сайт) |
Организация единого хранилища ЦОР на школьном сервере |
Хранение образов CD/DVD дисков медиатеки, ЦОРов других видов осуществляется на файловом сервере школы. Доступ учителей и учащихся к базе данных ресурсов с их подробным описанием планируется осуществляеть через школьный Интранет-сайт. На рабочем месте учителя и учеников установлена одна из бесплатных программ для монтирования образов. |
Учителя получают в распоряжение быстрый и эффективный доступ ко всем имеющимся в школе ЦОР. |
||
3 |
Кадровые решения. Введение в практику работы внутришкольной системы постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ. |
Вовлечение учителей-предметников в работу по систематизации, обобщению и представлению опыта в форме сайта, стимулирование администрацией ОУ учителей имеющих, поддерживающих и использующих сайт в повседневной педагогической практике. |
Владение учителями технологией сайтостроения на основе использования простого в использовании конструктора школьных сайтов позволяет им создавать и размещать сайты не только в Интернет, но и ничем не ограниченные в объеме. |
Качественно изменяется информационно-образовательное пространство школы. В этом процессе реально участвуют учителя-предметники, а не один человек, который, в отличие от учителя, не может знать содержания, особенностей и методики преподавания каждого предмета, контента (и логики его построения), который необходим учителю в повседневной педагогической практике. |
Создание системы постоянной методической поддержки педагогических работников в области ИКТ, является одним из важных направлений деятельности администрации по созданию условий для успешной реализации проекта информатизации школы, творческого роста педагогов. Нормативно-правовая сторона системы регулируется внутренними локальными актами – положением, приказами директора школы. Ответственность за организационные мероприятия и постоянное функционирование системы возложена на заместителя директора, курирующего вопросы информатизации.
Отметим, что одно только внедрение передовых информационных технологий, развитие и укрепление материальной базы школы не даст желаемого результата, пока не будут созданы условия способствующие развитию самого учителя в этой среде. Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, в Токкинской школе функционирует внутришкольная система постоянной методической поддержки учителей в области использования ИКТ.
Занятия в рамках семинаров проходят не только согласно расписанию, но и в любой другой день в форме индивидуальных консультаций. Время их проведения определяется режимом работы школьных кабинетов информатики, - как правило, по окончании учебных занятий. Занятия с группами педагогов проводит учитель информатики, учителя, имеющие положительный опыт использования ИКТ.
Совместная деятельность директора, заместителя директора по информатизации и педагогического коллектива включает в себя разноплановую работу. Прежде всего, это постоянно действующие долгосрочные семинары, групповые занятия и индивидуальное консультирование, оказание методической и технической помощи учителям по всему спектру вопросов, связанных с информатизацией.
В рамках системы методической поддержки, работа с учителями выстраивается по следующим направлениям:
- реализация долгосрочных и краткосрочных семинаров, курсов повышения квалификации для учителей школы по совершенствованию/приобретению новых компетенций в области ИКТ (сайт учителя-предметника, технология видеомонтажа, технология создания видеопрезентаций, технология использования сетевого тестирования, технология использования электронного журнала, организация дистанционного взаимодействия с учащимися и т.п.);
- обучающие мастер-классы по инсталляции и методике приемам эффективного использования цифровых образовательных ресурсов);
- обучающие мастер-классы по использованию ЦОР при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ;
- обучающие мастер-классы, обмен опытом между учителями по приемам эффективного использования интерактивной доски и проекционного оборудования;
- подготовка специального раздела сайта и постоянное обновление коллекции аннотированных и систематизированных по предметным областям ссылок на образовательные ресурсы Интернет в помощь учителю, систематическое ознакомление учителей с новыми поступлениями в указанные разделы;
- привлечение учителей к практике постоянного размещения на сайтах школы методических статей, описания проведенных образовательных событий, передового педагогического опыта;
- Помимо основных направлений деятельности системы, учителям постоянно, вне расписаний, оказывается консультативная и техническая помощь и по множеству других, «частных» вопросов, имеющих отношение к информатизации. Как показала практика, большинство педагогов школы удовлетворены результатами проделанной работы за последние три года [1].
Об эффективности функционирования системы методической поддержки учителей в области ИКТ, администрация школы может в т.ч. и по результатам анкетирования, которое проводятся среди учителей не менее одного раза в год
Показатели эффективности сопровождения профессионального роста учителя, системы методической поддержки:
- динамика роста качества обученности учащихся на основе используемых в тесной интеграции педагогических и ИК-технологий (результаты ЕГЭ, ОГЭ, олимпиад, конкурсов);
- результаты участия учителей в профессиональных конкурсах;
- общий уровень информационной культуры и ИКТ-компетентности учителей и учащихся;
- эффективное достижение новых образовательных результатов в качественно новом формате информационно-образовательной среды возможно только при готовности педагогических работников активно использовать современные ИКТ и Интернет-практики, вовлекать в этот процесс всех участников образовательного процесса и управлять качественно иным содержанием ресурсов;
- Для анализа кадрового компонента проводится анкетирование и мониторинг ИКТ-компетентностей;
- После анкетирования весь педагогический коллектив разбивается на группы по выявленным проблемам и по этим проблемам обучается в форме практических занятий, семинаров. Благодаря тьютору педагоги ОУ прошли курсы «ИКТ- компетентность педагога» и «Интерактивная доска» и имеют хорошие пользовательские навыки;
- Работа над формированием и развитием ИКТ-компетентностей педагогов проводится систематически.
- В штат школы введена новая должность – инженер по информатизации, который следит за техникой и помогает учителям по техническим вопросам;
- ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный педагог должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.
Комплексное решение вопросов методической поддержки учителей, интеграция педагогических и ИК-технологий способствует достижению профессионального уровня ИКТ-компетентности учителей, достижению современного уровня качества образования.
Школа обладает обширным «парком» компьютерной, мультимедийной, интерактивной и множительной техники, позволяющей реализовывать различные образовательные задачи.
Техника обновляется, появляются новые устройства, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.
Таблица 2
Состояние МТБ по ИКТ- оснащению:
Общешкольное оснащение |
|||||
|
Есть |
Необходимо |
Где используется |
||
Актовый зал |
Экран. Проектор Ноутбук |
|
Школьные мероприятия. Внеурочная деятельность |
||
Административная зона |
Компьютеры –5 МФУ – 2 Принтер – 5 Сканеры – 1 ИБП -3 |
|
обеспечение нормативно-правовой базы школы обеспечение методической и аналитической работы школы обеспечение хозяйственной и аналитической работы школы |
||
Социально-психологическая служба |
Компьютеры –3 МФУ – 3 |
|
Диагностирование учащихся. Проведение занятий. Обеспечение методической и аналитической работы школы |
||
Педагоги-оргнизаторы, врач |
Компьютеры –2
|
Принтер МФУ
|
Диагностирование учащихся. Проведение занятий Обеспечение методической и аналитической работы школы |
||
Оснащение предметных кабинетов (к нему относятся автоматизированные рабочие места педагогов и обучающихся, а также наборы традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
|
|||||
|
Есть |
Необходимо |
Примечание |
||
Начальная школа |
Компьютеры –6 Проекторы – 6 Интерактивные доски – 2 Копир - 1 Принтер – 2 Экран - 4 |
|
|
||
Кабинеты русского языка и литературы |
Компьютер Проекторы Экран МФУ |
|
Урочное время: – уроки русского языка и литературы |
||
Кабинет математики 1 |
Ноутбук Проектор Интерактивная доска Копир Документ камера |
|
Урочное время: – уроки математики |
||
Кабинет математики 2 |
Компьютер Проектор Интерактивная доска |
Документ-камера
|
Урочное время: – уроки математики |
||
Кабинет истории и обществознания |
Компьютеры – 2 Проектор Экран МФУ Принтер Документ -камера |
Интерактивная доска |
Урочное время: – уроки истории и обществознания |
||
Кабинет информатики |
Спутниковый интернет Роутер wi-fi. Компьютеры – 12 ИБП Принтеры -3 Сканер Документ камера Интерактивная доска Проектор Конструкторы Lego (основы робототехники) – 3 компл. + доп. Набор Мобильный компьютерный класс |
|
Урочное время: – уроки информатики. Проведение кружка робототехника, семинаров, конкурсов, олимпиад, работа с активом школы. Заполнения электронных журналов. |
||
Кабинет иностранного языка (лингафонный кабинет) |
Компьютер Проектор Экран Наушники – 18 Кабинки с аппаратурой – 18 |
|
Урочное время: – уроки английского языка |
||
Кабинет биологии |
Компьютер Проектор Интерактивная доска |
|
Урочное время: – уроки биологии |
||
Кабинет географии |
|
Ноутбук Интерактивная доска Документ-камера МФУ |
Урочное время: – уроки географии |
||
Кабинет химии |
|
Ноутбук Интерактивная доска Документ-камера МФУ |
Урочное время: – уроки химии |
||
Кабинет физики |
Компьютер Проектор Интерактивная доска |
Документ-камера
|
Урочное время: – уроки физики |
||
Кабинет якутского языка и литературы |
Компьютер Интерактивная доска Проектор |
Документ-камера
|
Урочное время: – уроки якутского языка и литературы |
||
Кабинет ОБЖ |
Компьютер Экран Проектор |
Интерактивная доска |
Урочное время: – уроки ОБЖ |
||
Кабинет автодела |
Авто симулятор – 1 Трактор МТЗ симулятор – 1 Экран Проектор |
|
Урочное время: – уроки трактороведения |
||
Кабинет ИЗО и черчения |
Ноутбук Документ-камера Проектор Принтер |
|
Урочное время: – уроки ИЗО и черчения |
||
ИОС Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Токкинская школа – интернат среднего (полного) общего образования им.П.П. Ощепкова» на данный период (2016 г.) соответствует ресурсному уровню. С последующими этапами развития информационной среды школа планирует достижение регламентирующего уровня ИОС.