Полный текст статьи
Печать

Профессия воспитателя – творческая профессия. Во мне стремительно росло желание сделать что-то более интересное в исследовании, ведь образовательная деятельность должна приносить радость, формировать интерес, развивая свободную творческую личность ребенка, который познает мир, взаимодействуя с ним.Как-то,гуляя в парке, Ксюша спросила меня: «Анна Ивановна, интересно, сколько лет вот этому дереву? А тому? А как же это узнать?» Я предложила ребенку ответить на вопрос самой... «У человека можно спросить, сколько ему лет, спрошу у дерева» – рассуждала Ксюша. Как ни крутилась вокруг деревьев моя девочка, как их не слушала и не говорила с ними, но ничего не узнала... Искать ответы на наши вопросы и открывать новые знания мы решили вместе. Это так интересно!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: любознательность, наблюдательность, попытки самостоятельно делать выводы из своих наблюдений, экспериментировать. Поэтому главным условием для социального развития детей дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности, в том числе познавательной, проектной и исследовательской.

Экологическое развитие детей является на сегодняшний день актуальным, так как это формирует направленность жизнедеятельности личности, активность в освоении природы и положительное отношение к ней, и накладывает свой отпечаток на детское мировоззрение, формируя детское сознание. Хорошее знание исследовательских технологий способствует выработки новых знаний: исследуя что-то, мы выявляем то, что уже есть в природе, а проектируя, мы создаём то, чего ещё нет. В начале работы над экологическим исследованием очень важно поставить правильные задачи:

1. Какие бывают деревья по возрасту?

2. Как определить возраст дерева?

         Цель нашего проекта: Узнать сколько лет дереву?

Гипотеза исследования: Мы можем определить возраст любого дерева.

Объект исследования: Возраст дерева.

Предмет исследования: Деревья, спилы деревьев.

Методы исследования: 

- опрос взрослых.

- сравнение деревьев по толщине: «Обнимашки», «Ленточки» - обматывание стволов дерева ленточками и сравнение их длины.

- сравнение коры молодого и старого дерева.

- сравнение живого дерева и бревна.

- сбор информации о возрасте деревьев (интернет, наблюдение).

- коллекционирование спилов.

- посадка молодого деревца – саженца.

 

Хотим поделиться своими находками.

Результаты опроса.


 Захар предложил обнимать деревья. «Потому что я видел в лесу, у маленького дерева – тоненький ствол, значит оно «родилось» недавно и ему мало лет... А вот есть большие деревья, до самого неба... и у них толстый ствол, значит они старые...» - сказал Захар.

Дома Ксюша спросила маму: «У нас есть старые деревья на участке?» Мама ответила: «Да, очень много в саду. Вот, например, старая яблоня, которую уже пора спилить Еще есть совсем молодые деревья – их называют саженцами».

1. Исследование «Обнимашки».

Ксюша стала рассуждать: «В нашем парке есть тоненькие, молодые, деревья, которые я могу обхватить ладошками. А кора на их стволах гладкая и нежная. Есть старые деревья, мощные, величественные, ствол их толстый, покрыт плотной корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Чтобы обнять такое дерево, мне пришлось попросить ребят из группы о помощи.  Втроем, взявшись за руки – мы его обняли! Значит, чем толще ствол дерева, тем оно старше.»

Исследование «Ленточки»

Прибежав из детского сада домой, наша любознайка пошла с мамой в сад, рассматривать деревья... «Вот наша старая яблоня, а вот молодая яблоня, но стволы кажутся одинаковыми по толщине... Почему?» - негодовала Ксения. «Ведь стволы старых деревьев должны быть толще, чем стволы молодых деревьев». Мама предложила измерить стволы деревьев ленточками и сравнить их длину. Быть может, ствол старого дерева все-таки толще, чем ствол молодого дерева. Но, приложив ленточки, друг к дружке, Ксюша увидела, что они одинаковой длины. В саду старую яблоню Ксюша обняла сама, а в парке, чтобы обнять старое дерево, Ксении пришлось взяться за руки с ребятами.

Делаем вывод: По коре дерева можно увидеть молодое это дерево или старое, но не нельзя узнать, сколько ему лет. Мы не можем определить возраст старого дерева по толщине ствола.

 

2. Исследование «Сравнение живого дерева и бревна».

На улице Ксюша увидела бревна. «Зачем спилили эти деревья? Они были очень старые?» - спрашивала она у меня. Это не деревья, а бревна или «мертвые» деревья – ответила я. «А как ты думаешь, чем дерево отличается от бревна?» - спросила я Ксению. «У дерева должны быть корни, ветки и листочки. А у бревна нет ни корней, ни веток» - сделала анализ Ксюша.

Делаем вывод:После гибели дерево превращается в бревно. У него нет корней, которые его питают, а без них дерево умирает! Но, на спиле бревна мы можем увидеть кольца жизни дерева, и, посчитав их, мы можем определить возраст дерева!

 

3. Исследование «Исследование спилов бревен»

В исследовательской лаборатории мы рассмотрели коллекцию спилов деревьев через лупу  и посчитали кольца.  Оказывается, число колец соответствует числу прожитых деревом лет. У большинства деревьев образуется одно двухцветное кольцо в год - светлая весенняя часть и темная летняя часть. Оказывается, дерево хранит секрет своего возраста всю свою жизнь, пока не погибнет.

 Делаем  вывод: Число колец на спиле соответствует – количеству лет, прожитых деревом. Если дерева уже нет, мы можем посчитать кольца на пне.  Но мы не можем посчитать кольца жизни дерева, пока оно не погибнет. Самый достоверный способ определения возраста дерева - разыскать информацию о времени его посадки.  Для этого нужно опросить старожилов или поискать старые фотографии, чтобы уточнить информацию о дате посадки данного дерева. Но этот способ узнать возраст дерева, может оказаться безрезультатным.

 

 4. Исследование «Посадка молодого деревца – саженца».

Значит, дерево хранит секрет своего возраста всю свою жизнь, пока не погибнет. И что, мы никогда не сможем узнать, сколько дереву лет, пока оно не умрет? – раздосадовалась Ксюша. «Можем!» - успокоила я ее. Мы попросим родителей посадить дерево-саженец и оно будет расти вместе с тобой! Так ты будешь знать возраст своего дерева.

Вывод: Ксюша посадила свое первое вишневое дерево два года назад. А сейчас им по пять лет! И Ксении очень интересно, каким будет дерево еще через пять лет?

 

Заключение.

В ходе нашей работы мы ответили на вопрос: Как узнать, сколько лет дереву?

Итак, мы узнали, что возраст дерева по кольцам на спиле мы не узнаем, пока оно не погибнет. Мы не можем уничтожать живые деревья – они поддерживают жизнь на всей планете! А самый достоверный способ определения возраста дерева - посадить его самому и наблюдать за его ростом.

Дорогие друзья, послушайте деревья и понаблюдайте за ними: может, и вы найдете в их жизни что-то интересное!

Как воспитатель, опираясь на свой, пока малый, опыт, я уже продумала, как можно изменить организацию образовательной деятельности для её улучшения и как более интересно организовать нашу деятельность в будущем.

Каков сам человек, такова и его деятельность, и мир, создаваемый им вокруг себя. Хочется верить, что дети, когда вырастут, будут с интересом смотреть на мир вокруг себя, бережно храня все живое, уважать своих родных и близких людей и вовремя приходить на помощь в трудную минуту всем, кому это необходимо.