Коммерческий банк представляет собой достаточно сложную структуру, выполняющую множество разнообразных операций. В силу данного обстоятельства результативность деятельности и финансовая устойчивость банка во многом зависят от организации в нем эффективной системы анализа и планирования.
Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка является одним из важнейших направлений в его работе. С его помощью можно увязать элементы государственного регулирования и надзора за деятельностью банков с целями внутрибанковского анализа.
Анализ финансовых результатов деятельности банка позволяет контролировать соблюдение установленных Банком России пропорций и нормативов. Также анализ финансовых результатов позволяет управлять финансовой устойчивостью с учетом отдельных ее аспектов. Этому способствует доступность информационной базы в условиях проведения внутрибанковского анализ [9,с.160].
Финансовые результаты деятельности банка выражают эффективность функционирования банка. Различные стороны производственной и финансовой деятельности банка получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно эти показатели представлены в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках). Под системой показателей понимается взаимосвязанное и взаимообусловленное их множество. Основное назначение системы показателей финансовых результатов коммерческих фирм (в том числе и банков) состоит во всестороннем, комплексном отражении итогов их деятельности, адекватно отражающих происходящие в них экономические процессы. В этом и выражается роль финансовых результатов.
Алгоритм формирования показателей финансовых результатов коммерческих банков определяется принятой системой бухгалтерского учета и используемыми формами официальной финансовой отчетности, устанавливаемыми Центральным банком Российской Федерации.
Сегодня российскими коммерческими банками составляется несколько видов отчетности, которые различаются как по содержанию и назначению, так и по срокам представления их в соответствующие инстанции.
Одним из основных и существующих практически с момента зарождения российской банковской системы видов финансовой отчетности) является традиционная бухгалтерская отчетность, включающая в себя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Вторым видом финансовой отчетности, которая в большей степени предназначена для внешних пользователей (отечественных и зарубежных), для оценки ими финансового состояния кредитной организации, с которой они вступают в деловое партнерство, является публикуемая отчетность. Она, так же как и традиционная отчетность, включает в себя две формы — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках[8].
Третьей (основной) формой отчетности банков является отчетность, составляемая в соответствии с Международными стандартами. Финансовым результатом в ней является прибыль (убыток) за период (ранее она называлась чистой прибылью, т. е. освобожденной, очищенной от проведенных операций по уплате налогов, отчислений в фонды, покрытия различных общебанковских расходов).
Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом [11].
Задачами анализа финансовых результатов являются: оценка показателей динамики прибыли; обоснованность фактических данных об образовании и распределение прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов доходов и расходов банка.
Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и качества получаемых ими доходов, поскольку они в свою очередь являются главным фактором формирования прибыли кредитных организаций.
Методика анализа результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов и завершается исследованием прибыли.
В процессе анализа рекомендуется использовать:
экономическую обоснованность группировки доходных и расходных аналитических счетов банка,
вертикальный и горизонтальный анализ финансовых результатов
работы банка,
оценку динамических рядов показателей прибыльности по кварталам и годам,
расчет и оценку степени зависимости прибыли от отдельных факторов,
сопоставление полученных результатов с рекомендуемыми в зарубежной и отечественной практике уровнями.
Целью анализа финансовых результатов является выявление резервов роста прибыльности банковской деятельности и формирования на этой основе рекомендаций по дальнейшей работе. При этом стратегия банка должна строится на следующих принципах: как можно дешевле приобрести капитал, продать капитал и услуги по рентабельной ставке, снизить банковские риски потерь путем отбора надежных клиентов и получения гарантий, диверсификация операций и освоения рынков ссудного капитала.
Анализ банковской деятельности с точки зрения ее доходности позволяет руководству сформировать кредитную и процентную политику, выявить менее прибыльные операции и разработать рекомендации возможного получения банком больших доходов. Решение этих задач невозможно без грамотных финансовых и экономических анализов, а также системы рационального и эффективного использования капитала, механизме управления финансовых ресурсов.
Информационной базой для анализа финансовых результатов деятельности банка служат счета 701 «Доходы» и 702 «Расходы», 703 «Прибыль», 704 «Убытки», 705 «Использование прибыли» баланса банка, формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка» и № 3 «Приложение к балансу», а также «Окончательный отчет о прибылях и убытках» общей финансовой отчетности.
Информация, необходимая для проведения анализа, может быть разделена по своему происхождению на два основных класса: внешняя; внутренняя [9].
Система внешней информации необходима для получения сведений о состоянии среды, в которой функционирует банк. Сбор этой информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке, о конкурентах, клиентах.
В состав внешней информации включают: балансы, отчеты о прибылях и убытках, другие финансовые отчеты, составленные клиентами, банками-корреспондентами и иными контрагентами; финансовую статистику — рыночные ставки привлечения и размещения на местных рынках и за рубежом (MIBOR, LIBOR и др., курсы валют, курсы доходности рынка ценных бумаг); законодательную базу; данные средств массовой информации.
Внешняя информация необходима прежде всего для сравнения положения банка, эффективность деятельности которого анализируется с положением других банков, а также определения его места на рынке. С помощью внешней информации можно спрогнозировать развитие внешней экономической среды, определить влияние возможных изменений на работу банка.
Система внутренней информации позволяет охарактеризовать состояние дел внутри банка. На основе этой информации получают сведения, которые в дальнейшем можно использовать для сравнения с аналогичными данными банков-конкурентов. К источникам внутренней информации можно отнести: установленные формы статистической и финансовой отчетности, данные бухгалтерского учета, включая регистры, где отражены бухгалтерские проводки, внутренние формы отчетности, договоры, заключенные банком.
Основными источниками информации для анализа эффективности по всему банку являются баланс, отчет о прибылях и убытках и другие формы (ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств кредитной организации, расчет собственных средств (капитала) и др.). Баланс банка содержит ряд регулирующих статей, в результате чего валюта баланса не отражает реального объема средств. Такой баланс называют балансом-брутто. Для того чтобы использовать данные баланса для проведения экономического анализа, необходимо исключить из него регулирующие статьи и статьи повторного счета и получить чистый объем средств (баланс-нетто) [9].