Семья – это важнейший фактор в системе воспитания ребенка. Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи [3]. Именно семья в течение первых 6 - 7 лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Очень важно осознавать, что создавая семью мы берем на себя большую ответственность. Ответственность перед будущими детьми. Мы должны быть готовы принять и дать всё возможное и невозможное новому человеку.
Родителям необходимо понимать, что какие бы новаторские методы воспитания они не применяли, самым главным работающим и действенным методом остается их, личный пример. Ребенок, как зеркало, будет копировать их модель поведения. Дети учатся на примере родителей, поэтому следует разобраться сначала в себе. И ответить на вопрос, какой образец для подражания получает мой ребенок и готов ли я стать родителем.
Об этой ответственности родительской “участи” писали многие отечественные педагоги. Рассмотрим для примера самые яркие из них. Одним из учёных-педагогов, который уделял большое внимание воспитанию в семье, был Макаренко А. С.. Он как педагог и образованный человек осознавал уровень ответственности, которая ложится на плечи родителей в воспитании детей и призывал отнестись к этому со всей серьезностью. Макаренко А.С. перечислил необходимые условия для воспитания ребенка, которыми могут пользоваться и современные родители:
- во-первых, наличие полной семьи — полноценного коллектива, в котором отец и мать должны любить и уважать друг друга, любить и уважать своих детей, любить и уважать своих родителей;
- во-вторых, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они — главный пример для их ребёнка.
Педагог дал ценные советы, касающиеся трудового воспитания детей. Родителям они необходимы на стадии приучения ребёнка к труду и привитии ему трудолюбия.
Важно отметить труды Ушинского К.Д., который тоже подчеркивал, родители – это пример для ребенка. Главная задача семьи воспитать детей, полезных для общества.
Великий русский писатель, выдающийся педагог Толстой Л.Н. в свое время утверждал, что залогом правильного воспитания ребенка являются внутрисемейные отношения родителей, их взаимное уважение, внимание и терпимость по отношению друг к другу [2].
Подводя итог, можно сказать, что классики педагогической науки единодушны в том, на сколько важен пример самых близких для ребенка людей - родителей, которые должны очень ответственно подходить к вопросам воспитания своих детей.
Как мы знаем, воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.
Современные психологи рекомендуют начинать прививать ребенку навыки к домашнему труду с раннего возраста. Главное упустить этот сензитивный период. В качестве примера они описывают ситуации, когда родители спеша быстрее одеть, накрыть на стол и уложить всех спать, сами того не замечая, делают вместо ребенка его работу. И потом удивляются, когда их взрослый ребенок не может застегнуть куртку, застелить постель, помыть посуду.
Интересно мнение Льва Николаевича, который писал, что родители должны с особой строгостью подходить к нравственному воспитанию детей. Считал, что необходимо с особой строгостью отбирать и оценивать информацию, которая поступает детям. На наш взгляд это особо актуально в данное время, когда СМИ и просторы интернета стали так доступны.
Также следует обратить особое внимание на эмоциональное благополучие ребенка. Опять таки своим личным примером необходимо учить ребенка быть внимательным к окружающим, уметь сострадать, быть отзывчивым, оставаться в любой жизненной ситуации, прежде всего, человеком. Для этого взрослому достаточно проявлять добро, когда только возможно. Помните, что ребенок – это сосуд, который взрослые могут наполнить всем, чем посчитают нужным. Родители, воспитывая детей, закладывают фундамент их всей дальнейшей жизни. До поступления ребенка в детский сад, или школу, где педагоги с образованием начнут работать “над ним”, он уже накопит свой багаж знаний, умений, навыков, начнется формирование определенной модели поведения, которую заложили в семье. И строить отношения в коллективе он будет по тем меркам и канонам, которые царят в его доме.
И вот эти отношения он будет нести в общество. А когда придет его очередь стать родителем, модель воспитания будет схожа. И этот факт каждая семья должна не забывать и помнить. В этом и заключается ответственность.
Поэтому важно с самого первого года жизни ребенка строить с ним теплые, настоящие отношения. Не просто любить и принимать его, а именно быть чутким и внимательным к проявлениям его индивидуальности, слышать и слушать их. Дети по своей натуре очень чувствительны, они очень тонко чувствуют вот эту связь. Важно поддерживать и подпитывать его стремление к вам, поддерживать вот эту тягу к вам. Как близкому человеку, к которому можно доверять. И не подводить их веру в вас. Всё это в сумме даёт ребенку чувство собственной ценности, важности. Ребенок будет любить себя, принимать себя. И как утверждают многие педагоги, и практикующие психологи, только понимающая и принимающая себя личность может строить здоровые и крепкие отношения с окружающими. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка [1].
Таким образом, обобщая всё сказанное, подчеркиваем, что семейное воспитание это прежде всего ответственность. Ответственность перед самими собой, перед нашими детьми, и в широком смысле – перед обществом. Каждый родитель должен быть честным перед самим собой, чувствовать эту ответственность, и реализовывать качественное развитие личности своего ребенка, быть ближе к нему, и дать всё неободимое и невозможное. Не только выкраивать время для игр, разговора, но и каждый раз становится ближе к нему, помочь ему раскрыться, узнать, поделиться, поддержать своим пониманием, любовью и заботой о нем и принятие 14 марта 2016 года на XXI (очередном) пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в окончательном чтении проекта республиканского закона «Об ответственном родительстве», инициированный Правительством Республики Саха (Якутия) еще раз подчеркивает о назревшей проблеме.