Полный текст статьи
Печать

«Семья – опора нации, источник духовных и
физических сил, нравственный фундамент
человеческой личности»
Л.Н. Толстой 

Рождение ребёнка - это очень важный и ответственный шаг в жизни человека. Мы начинаем воспитать с самого рождения малыша. Народная мудрость утверждает – «ребенка надо воспитывать именно с пеленок». Как говорил, наш великий педагог Антон Семёнович Макаренко, что воспитание совершается каждое мгновение жизни». Родители закладывают именно основу личности для будущего [4].

Современная педагогика представляет целую систему. И на этой системе существуют такие отрасли при изучении человека, как педагогики раннего детства и дошкольного возраста, школьного и высшего образования. Эти отрасли тесно связаны между собой. Изучая их, мы приходим выводу, что у них общая цель - воспитание подрастающего поколения. Педагогика и психология семьи изучает развитие личности от рождения до последнего в нашей жизни. Семейное воспитание происходит внутри семьи, на основе традиций и сложившегося уклада жизни. Для достижения положительных результатов в воспитании подрастающего поколения необходимо взаимодействие  близких и родных, а также немаловажно влияние старшего поколения как носителя семейных устоев [5].

Именно семья приводит ребенка в общество, где ребенок совершает первые шаги и становится личностью. Именно родители выбирают для своих детей ту среду, где они растут - детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, чтобы ребенок стал успешным и образованным. Родителям жизненно необходимо принимать участие в жизни и деятельности школы, той среды, где воспитываются и обучаются их дети [1].

Взаимодействия между родителями и детьми называется методом воспитания, способствует организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Методы воспитания в семье можно представить следующим образом:

- методы формирования сознания – методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения (беседы, рассказы прочитанных книг и т. д.);

- методы стимулирования деятельности и поведения – пути побуждения детей к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

В требованиях, предъявляемых ребенку, не должно быть только прямого воздействия (указы, приказы, требования), но также необходимо использовать метод косвенного (просьбы, советы и т.д.). Методы стимулирования оказывают большой воспитательный эффект – это и поощрения и наказания, но во всем нужно соблюдать меру. Воспитательный подход поощрения построен на переживании личности счастья, гордости, удовлетворения. А если наказание ребенка происходит часто, то мы можем вызвать торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

Семейное воспитание использует различные педагогические методы и правила. Готовит подрастающие поколения к жизни в обществе, вооружает необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками поведения. В современной семье воспитания, к сожалению, переживает нелегкий период. Нынешнее семейное воспитание может не соответствовать традиционным педагогическим нормам и стандартам, но, несмотря на это, семья продолжает развиваться, приспосабливаясь к вызовам времени, оставаясь непреходящей человеческой ценностью [1].

Детям важно знать, что родные их любят просто так, а не за успехи в учебе, положительные поступки. Ребенка надо любить и понимать таким, какой он есть. Как говорил, наш российский педагог Шалва Александрович Амонашвили формулу счастья «...только тогда ребенок становится счастливым, когда чувствует к себе неподдельную и бескорыстную любовь». Эта любовь — главное, что должны давать родители своим детям [3].

Исходя из этого, выделяются такие выводы, как:

- у некоторых родителей низкий уровень педагогических знаний;

- содержание деятельности ребенка внутри семьи однообразная – дефицит общения в семье;

- наблюдается низкий уровень взаимодействия и общения детей с родителями (погруженность взрослых в трудовую деятельность);

- отсутствие интереса родителей к жизни ребенка в школе [1].

Из педагогического опыта, можно выделить, что родители не понимают и не придают значения смыслу и роли семейного воспитания в успешности ребенка в учебном заведении. Некоторые родители отдают своих детей в школу и забывают о воспитании. Под родительским образованием понимают обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитанием, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе. Как классный руководитель выступаю между родителями и детьми в воспитании в целом.  Именно когда ребенок поступает первый класс учитель становится советчиком, консультантом, и защитником. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь.

Повышению педагогической культуры родителей способствует проведение тематических вечеров, тренингов, брейн-рингов, дискуссий, совместных мероприятий для родителей и детей. В нашей школе ежегодно вручается приз в номинации «Лучшая родительская тройка» за активное участие в жизни школы. Данный конкурс стимулирует родителей на еще более активное взаимодействие со школой, выступает примером для других и сплачивает родительские коллективы, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей. Тематика может быть разной, например: "Праздники нашей семьи", "Традиции нашей семьи", "Наказывать или поощрять", "Как делать домашние задания", "Каким мы видим своих детей в будущем", "Семейные чтения", "Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?" "Соблазны и пути их преодоления", "За или против школьной формы".  Могут быть в виде круглого стола, форума, симпозиума, дебатов [2].  К каждому мероприятию дети и родители относятся с большим интересом, пониманием, чтоб всем было удобно и доступно. Традиционно проводятся открытые уроки для родителей, чтобы каждый смог посетить и увидеть, как учится его ребенок. Вовлечение родителей с первого класса к участию во всех школьных, районных, всероссийских и международных мероприятиях помогает сблизить детей и родителей, а также поднять престиж школы в глазах общественности.

Таким образом, приходим к такому выводу, что воспитать современного, успешного и развитого ребенка необходимо совместными усилиями всех институтов социализации и основы воспитания ребенок получает семье.