Полный текст статьи
Печать

В современном мире большинство родителей не владеет в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. В семье ребёнок получает первый опыт социализации. Заботясь о физическом здоровье, родители не всегда уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей. Понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом, включает в себя не только психические процессы и механизмы, но и духовность человека как высшее проявление человеческой реальности. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и ценности. Возрастные особенности дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка, в зависимости от условий его жизни и воспитания. По мере развития, у ребенка повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, появляется возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, желания и мысли. Желая, как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают массой запретов. Они ограничивают активность и самостоятельность ребенка, что может вызвать у него агрессию или чувство неполноценности, импульсивности невнимательности, расстройство поведения, страх, депрессия основой всех этих поведенческие проблем является тревожность детей. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью

Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Р.С. Немов дает следующее определение тревожности: «Тревожность – постоянно или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [5]. В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной озлобленности ребенка.

Родителям и воспитателям хорошо известно, как тяжело социализироваться тревожным детям. В связи с этим необходимо как можно раньше определять уровень и причины тревожности с целью его дальнейшей коррекции и профилактики. Однако эффективная работа с тревожным ребенком возможна только в случае тесного контакта с его родителями.

Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОО и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников.  

Психолого-педагогическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Хотя психологическое консультирование родителей в России постепенно становится обычной культурной практикой, но к профессиональному психологу обращаются при серьезной проблеме и чаще при достаточном финансовом благополучии. Мы считаем, что необходимо в детском саду создать такую систему психолого-педагогического консультирования родителей, которую компетентны проводить воспитатели групп ДОО. На практике же воспитатели не могут дать родителям (законным представителям) должной консультативной помощи. Профессиональные психологические навыки у большинства на низком уровне в виду не квалифицированности педагогов и умения консультанта воздействовать на родителей.

Для выявления тревожных детей мы провели диагностики «Шкала тревожности» Н.Г. Наревская, Н.Г. Сабирова и «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) в МБДОУ «ЦРР-Д/с №82 «Мичээр» ГО «город Якутск». Всего в эксперименте приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста «Кустук». Результат диагностики показал, что у  20% детей наблюдается повышенный уровень межличностной тревожности, в большинстве случаев тревожность проявляется в ситуации, моделирующей отношение «ребенок-ребенок».

Для определения потребности родителей в психолого-педагогическом консультировании мы провели анкетирование воспитателей и родителей детей, посещающих МБДОУ «ЦРР-Д/с №82 «Мичээр» ГО «город Якутск». Всего в эксперименте приняли 10 воспитателей и 20 родителей. Во-первых, мы выявили оценку уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, автор - В.Ф. Ряховский) и провели анкетирование воспитателей на определение готовности их к психолого-педагогическому консультированию родителей. Анкетирование воспитателей показало, что педагоги нуждаются в специальной профессиональной подготовке к проведению консультаций. Педагоги отмечают, что они не всегда готовы ответить на вопросы родителей по поведенческим проблемам детей, и не всегда могут правильно на них реагировать.  Во-вторых, провели анкетирование родителей воспитанников по методике Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко "Уровень тревожности ребенка", которая предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения родителями за ребенком. Результаты анкетирования родителей показывают, что 60% респондентов испытывают потребность в консультации педагога. Их интересует взаимоотношения ребенка со сверстниками, успехи ребенка, наблюдаются ли у него какие-нибудь проблемы в психическом развитии и воспитании, уровень готовности ребенка в школу. Наиболее востребованы родителями советы по проблеме адаптации ребенка к детскому саду, вопросы возрастного кризиса и т.д.

Мы считаем, что внедрение психолого-педагогического консультирования воспитателем родителей в практику ДОО поможет решить следующие задачи:

  1. Ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
  2. Составление индивидуального маршрута развития ребенка.
  3. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

Мы видим следующие пути внедрения психолого-педагогической консультировании в практику ДОО. Воспитатели должны:

1)              Иметь высшее педагогическое профессиональное образование;

2)              Регулярно проходить курсы повышения квалификации раз в три года;

3)              Посещать семинары, обучающие вебинары, читать методическую литературу;

4)              Публиковать свои научные труды в журналах;

Только при условии выполнения этих пунктов, мы считаем возможно будет реализовано полноценное самообразование воспитателей, а значит и грамотное внедрение психолого-педагогической консультации родителей.

  Таким образом, следуя всем этим требованиям, воспитатель сможет решить первую задачу ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 о полноценном эмоциональном благополучии ребенка.

Важно не зацикливаться в рассматривании проблемы высокой тревожности детей дошкольного возраста, нужно помнить и о других немаловажных проблемах, которые требуют своевременной помощи и совета специалиста. Поэтому мы предлагаем, чтобы сами современные воспитатели непосредственно своей деятельности параллельно помогали воспитанникам и их родителям, проводя индивидуальные психологические консультации каждой семье как минимум один раз в полугодие.