Полный текст статьи
Печать

В современном обществе существует множество определений понятия патриотизм. Начиная с древних цивилизаций проблема отношений гражданина к Отечеству, родине, всегда привлекала внимание мыслителей, ученых, педагогов. (Сократ, Платон, Аристотель, Макиавелли, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо,
А. Н.  Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский и др.). Педагогическая задача патриотизма не теряет актуальности и в наше время. Вопросы патриотического воспитания детей дошкольного возраста исследованы в диссертациях (Л. В. Кокуева Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Кокуева, И. В. Костенко,
С. Т. Алиева, Д. А. Адам, Л. В. Филатова, Е. В. Борисов, Т. В. Ивановой,
Е. Ю. Александрова).

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты государственной политики в области воспитания детей [3]. Стратегией предусмотрена поддержка семейного воспитания, сохранение и возрождение семейных и нравственных ценностей с учетом традиционной культуры. Согласно Стратегии патриотическое воспитание включает в себя формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою страну, развитие уважение к символам государства, развитие краеведческой деятельности.

Патриотизм – это нравственное начало человека, которое выражается в его любви и преданности родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость [5].

Такой вид краеведческой деятельности, как ознакомление дошкольников с родным городом, историей, памятными местами, с государственными символами, с подвигами ветеранов является одним из фундаментальных видов деятельности по патриотическому воспитанию. Невозможно привить любовь к тому, о чем ничего не знаешь.

Нами был разработан перспективный план работы по ознакомлению с родным городом. С детьми проводились разнообразные мероприятия:

1. «Моя малая Родина»

Цель – воспитать и сформировать у детей любовь к родине.

Дети изготовили альбом «Дом, в котором я живу». На защите дошкольники с интересом рассказывали о своем доме, комнате, домашних животных.

2. «День рождения города»

Цель – вызвать восторг, удивление, заинтересованность родным городом.

Были разработаны презентации проектов «Достопримечательности нашего города», во время подготовки испытывали затруднения в определении памятников и улиц города. В день города выступали на сквере матери с якутскими народными песнями.

3. «История возникновения города»

Цель – расширить и закрепить знания о культуре и истории родного города.

В ходе проведении мероприятий создавались проекты «Природа моего края», оформлены стенды «Якутск теперь и прежде». Большой интерес вызвала выставка «Народное единство», где были представлены куклы с разной национальной одеждой.

4. «Знакомство с гербом города»

Цель – познакомить с разнообразными гербами и вызвать интерес к созданию семейного герба.

Дошкольники вместе со своими родителями создали семейные гербы, отражающие любимое хобби, традиции семьи.

5. «Они прославили наш город»

Цель – познакомить детей со знаменитыми людьми, прославившие родной город.

Во время беседы детям было трудно определять детских писателей, но с большой гордостью рассказывали о своих знаменитых родственников.

6. «Родная речь»

Цель – развить навыки и желание использования родной речи.

Дети защищали проект по разным направлениям, раскрывающие традиции, обычаи родного края. В ходе подготовки проводилась индивидуальная работа по культуре речи, умению выступать.   

7. «Папа, мама, я – якутяне»

Цель – сформировать сплоченность детей и родителей через дидактическую игру.

8. «Мой адрес – город Якутск»

Цель – продолжить знакомить детей с родным городом.

Были проведены целевые прогулки, экскурсии по достопримечательным местам города. Дети открывали себя знакомые места с другой стороны, большое внимание привлек музей мамонта и зоопарк «Орто дойду».  

9. «Боевая слава города»

Цель – вызвать чувство гордости за свой народ и воспитать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

В рамках мероприятия создавались проекты об участников ВОВ, участвовали в параде детских садов Сайсарского округа г. Якутска. 

Так, например, задачами беседы о родном городе с детьми старшего дошкольного возраста, могут являться закрепление знаний детей об истории возникновения своего города, ознакомление с предприятиями города Якутска - ГРЭС, Якутский домостроительный комбинат; «Якутский хлебокомбинат», воспитание чувства уважения к труду людей, хлебу; воспитание чувства восхищения родным городом, уважения к людям своего города.                                                                                           

Вначале беседы звучит песня о городе Якутске. Затем следует рассказ воспитателя о былых днях, о том, что раньше дороги были очень плохие и болотистые; продвигаясь по таким дорогам, люди сталкивались с необходимостью ухаживать за лошадьми, повозками, которые часто ломались. Чтобы не ездить из места в место на реке Лена русские казаки основали острог – в виде трех крепостных башен. И назвали его – Ленский острог. Со временем вокруг острога стали возникать дома и появилось поселение. Со временем сельцо росло и его переименовали в Якутск. Далее педагог может задать вопрос о памятнике основателю города Якутска Петру Бекетову, уточнить где он находится, на какой улице.   В таком же русле проводится беседа по остальным объектам города. Беседу можно проводить и во время экскурсии, а также с использованием фотографий в группе или семье. 

Дошкольный возраст является самым благоприятным для начала патриотического воспитания. В этот период у детей появляются яркие представления о явлениях и событиях окружающей действительности, прививаются привычки, формируются качества личности. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, осуществляться в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, в процессе проектной деятельности, в совместной деятельности педагога с воспитанниками, а также в семье.