Многие факты полученные в науке о восприятии, свидетельствуют о том, что один и тот же объект, предъявляемый наблюдателю, вызывает неодинаковый познавательный эффект в виде образа данного объекта. [1].
В последнее время использование мультимедийных технологий является неотъемлемой частью каждого ребенка школьного возраста. Приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Но есть, как говорится, «обратная сторона медали». Иными словами как аддиктивное (зависимое) и девиантное (отклоняющее) поведение - это зависимость от социальных сетей.
В наше время интернет представляет собой другое пространство, в котором очень много полезной информации, с помощью интернета человек без особого труда занимается самообразованием, получает ответ на любой вопрос. Но, к сожалению в сети очень много отрицательного. Давайте разберемся, какие качества преобладают в современных технологиях и интернет ресурсах.
Положительные качества. В данное время внедрение пк, мультимедийных технологий и интернета влияет на систему образования. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача педагога, всячески содействовать формированию этого мотива, не дать ему угаснуть. Применение средств мультимедиа в обучении позволяет ребенку повысить эффективность учебного процесса, развивать личностные качества обучаемых (способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду),развить коммуникативные и социальные способности обучаемых, осуществить самостоятельную учебную деятельность. Стимулировать когнитивный процесс, осуществление интерактивного взаимодействия с обучаемыми, адаптация к запросам обучаемого, для инклюзивного образования, для организации групповых форм работы и для формирования устойчивой мотивации.
Отрицательные качества. Но и в то же время использование средств мультимедиа имеет и отрицательные аспекты: свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков, трудности в использовании большого объема информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства, отвлечение учеников от изучаемого учебного материала. Реже происходит живое общение с книгой, посещение библиотеки, сокращение времени на личное общение друг с другом, дети стали меньше играть в подвижные игры, ухудшение здоровья, нагрузка на психофизиологическое состояние ребенка, излучение.
Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение средств мультимедиа в школьном обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход [2].
Методика. Был произведен опросник, на базе МБОУ «Партизанская СОШ», приняли участие учащиеся 8-11классов.
Вопросы |
Варианты ответов |
Ответы в % |
Помогает ли вам мультимедиа технологии лучше воспринимать излагаемый педагогом материал? |
Да |
95 |
Нет |
1 |
|
Незнаю |
4 |
|
Что вам больше всего нравится в использовании мультимедиа на занятиях?
|
Анимация и изображение |
74 |
Четкое понимание темы урока |
16 |
|
Изображение и звук |
10 |
|
Как вы считаете, чему способствует внедрение мультимедиа на занятиях? |
Лучше понимаю |
53 |
Пишу без ошибок |
28 |
|
Появился интерес к урокам |
9 |
|
Дольше помню |
10 |