Полный текст статьи
Печать

Младший школьный возраст начинается в 6-7 лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе и длится до 10-11 лет. В этот период происходят интенсивные изменения в физическом и психическом аспектах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьный период занимает особое место ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Особенно важно внимание к формированию осанки, поскольку впервые ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями. Моторика руки ребенка несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев [1]. В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале адаптационного периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет у первоклассников большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. Поэтому для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

Под двигательной активностью ученые понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания, а у гиперактивных школьников этот показатель двигательной активности в три четыре раза выше, чем обычных младших школьников [2]. Гиперактивные  учащиеся отличаются хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной дви­гательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное передвижение с места на место, встава­ние и пересаживание), так и мелкой (нарушение координации дви­жений: трудности при овладении письмом, рисованием, вообще – с ведением тетрадей). Для таких первоклассников в период адаптации к школе физическая культура может стать мощным стимулом коррекции их гиперактивности.

Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6] физическая культура –часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [7].

Уроки физической культуры в начальной школе проводятся 3 раза в неделю. В программу по физической культуре в начальной школе входят различные виды спорта такие как: легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры и с элементами спортивных игр, танцевальные упражнения.  До 70% занятий физкультурой в начальной школе должны проводиться в различных игровых формах (подвижные игры, игры на внимание, эстафеты и т. д.), остальные 30% отводится на общую физическую подготовку (разминку, изучение новых двигательных навыков), что   является высокоэффективным средством гармоничного психофизического развития детей, повышения уровня соматического и психического здоровья.  

Гиперактивные первоклассники отличаются повышенной двигательной активностью. Как будто подгоняемые неведомой силой, такие дети непре­рывно вертятся, раскачиваются, прыгают, скатываются откуда-ни­будь, кувыркаются. Такие первоклассники могут довести своих роди­телей и учителей до отчаяния, но и им самим тоже нелегко жить. Беспомощность перед лицом внутреннего беспокойства один маль­чик описал так: «Я хотел бы спокойно сидеть, быть послушным и учиться, но в моей голове сидит чертенок, который все переворачи­вает вверх дном. И я ничего не могу поделать с этим чертенком». Часто такие дети мучимы чувством вины перед взрослыми, расположение которых они очень хотели бы завоевать своим дисциплинированным поведением. И так как у них это не получается, они сникают, теряют доверие к самим себе, что еще более усугубляет их нервозность [3].

  Физическая культура дает возможность гиперактивным ученикам удовлетворить потребность в движении, а также всестороннего физического развития организма учащихся. Подвижность – естественное качество физически и психически здорового ребенка. Именно подвижность позволяет детям реализовать свои потребности, проявить активность, сообразительность, любознательность. Но  геперактивные учащиеся доставляют немало хлопот учителям и часто изводят до изнеможения своих родителей.

Адаптационный период в школе первокласснику нужен, но он доставляет много проблем, которые надо преодолеть. Среди них есть и такая, как рассеянность, которая замедляет усвоение учебного материала по физкультуе. У некоторых детей преобладает игровая мотивация обучения, поэтому в этот период на первых уроках физкультуры следует проводить много игр. Нужно сформировать произвольное внимание в игровой деятельности, учить слушать требования учителя, подчиняться нормам поведения на уроках физкультуры. Гиперактивные учащиеся непоседливые и их надо всегда контролировать, умело подталкивать на учебный процесс. Во многом для реализации этого, первокласснику потребуется помощь психолога, классного руководителя и обязательно родителей.

Во время адаптационного периода учитель физкультуры работает над развитием памяти, над формированием внимания учащихся, над дисциплиной учащихся класса на уроке, учит работать коллективно, формирует коллектив учеников. У каждого ученика надо сформировать уверенность в себе, повышать самооценку. В игровой форме нужно учить детей понимать результативность каждого действия, обучать предсказуемости, ответственности. Следует помнить, что гиперактивный первоклассник только тогда будет иметь успех в обучении, когда у него не будет проблем с общением, не будет у него стрессов, проблем в семье [3].

В период адаптации надо обращать внимание на импульсивность таких детей, потому что они часто начинают отвечать, не дослушав вопрос, часто перебивают ответы других, не контролируют свои действия. Поведение таких детей слабоуправляемо. Такие ученики при выполнении учебных задач ведут себя по-разному.

Нельзя ограничивать ребенку потребность в движение как говорил П.Ф. Лесгафт «В движении жизнь». Гиперподвижные дети находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны и легко управляемы. Для эффективной коррекции гиперактивности детей начального школьного возраста средствами физической культурой необходимо применять  комплексный подход, который предполагает ориентацию на гармоничное психофизическое развитие школьников, снижение проявлений гиперактивности, в первую очередь, двигательной расторможенности, импульсивности, дефицита внимания [4].

В программу занятий физической культурой входит: блок общеразвивающей подготовки, занятия бегом, прыжками, метания, подвижных игр и игр с элементами спортивных игр, гимнастические упражнения. Это обеспечивает достижение гиперактивными школьниками возрастных нормативов и формирования умений в области физической культуры, способствует развитию различных групп мышц. Не менее важным является развитие мелкой моторики пальцев рук средствами подвижных игр и игр на внимание. Именно этот моторный компонент обеспечивает формирование навыков письма, рисования у детей. В то же время, у гиперактивных младших школьников наблюдается замедленное развитие мелкой моторики по сравнению со сверстниками [5].

Главным принципом обучения первоклассников на уроках физкультуры выступает проведение всех занятий в игровой форме. Важными факторами учебного процесса с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:

1. Развитие и тренировку слабых функций организма у таких учащихся следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, ибо известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у такого ребенка существенные затруднения, а порой просто требование игры просто для него невыполнимо.

Игры должны быть различной направленности и пересекаться с основной темой урока физкультуры, к примеру: 1) для развития бега «Салки», «Караси и щука» и др.; 2) для прыжков «Воробьи и кот», «Лиса и куры», «Волк во рву» и др.; 3) для метания «Метко в цель», «Точный расчёт» и д.р.; 4) для ведения мяча «Гонка мячей по кругу» и др.; 5) для развития внимания «Капуста и морковка», «Карлики и великаны», «Запрещенное движение», «Съедобное – не съедобное» и др.; 6) ролевые игры, где наряду в различными движениями ученик выполняет определенную роль, «Два мороза», «Караси и щука», «Кошки  мышки» и др.; 7) игры, которые имеют в своей структуре стихотворения «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Горелки» и т.д.

Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может придерживаться правил поведения на уроке физкультуры, требующие того, чтобы выполнять упражнения спокойно и точно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени. Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей – предъявляя такому первокласснику игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать «мышечную радость» и может допускать определенную долю рассеянности внимания.

Для гиперактивных первоклассников в период адаптации очень хорошо подходят ролевые игры, в которых они принимают ведущую роль, пусть и не всегда главную. Например в игре «Два мороза» по началу гиперактивному ученику хорошо подходит роль первого мороза «Синего носа». В главную задачу этой роли входит обязанность «замораживать» (обездвиживать) играющих, осаливать их рукой, а чуть позже, когда такие дети начинают адаптироваться к учебному процессу, тогда им можно предлагать роль «Мороза – красного носа» и тут ему приходиться прилагать большую концентрацию внимания на то, чтобы «разморозить» в игре других учащихся.

Большую сложность при адаптации младших школьников с гиперактивностью является то, что таких детей становится с каждым годом все больше. Так, например, если в прошлых года таких детей в каждом классе было по одному, два, то сейчас это число может доходить до  пяти, шести человек. Это усложняет и работу учителя физкультуры и адаптацию таких первоклассников к обучению в школе, поскольку они недополучают особого внимания со стороны учителя.